- Расскажите о себе… Перед Викторией Молвиной сидел герой ее будущего интервью – художник Водянинов. Так, вроде ничего человек, подвижный, с проницательным взглядом черных глаз, не старый и не молодой, но несущий интерес для еженедельника. И это точно, потому что он победитель конкурса «Художник века». И задание дал заместитель главного сам Нестор Иванович. - Что вас интересует девушка? Я ведь могу говорить до бесконечности, пока не занят работой. А уж в студии – увольте. - Степан Степанович, как вы шли к победе в этом конкурсе? - Спросили бы у Нестора Ивановича, он все знает. Вопрос в другом – победил я или проиграл? - А что так? - Когда идешь к победе – побеждаешь инерцию, а когда финиш, пустота. Так скажет почти каждый, кто… Водянинов не договорил. Помолчал и продолжил. - Ладно, о чем речь. Конечно, я рад решению жюри. - Итак, когда вы впервые взяли кисть? - Что вы, детка, я рисую карандашом, пером с тушью, иногда фломастером, мелом, кусочком угля. Карикатуру не сделаешь кистью. Если только цветом наполнить, то акварель с кистью пойдет. Но это особый заказ. - По-вашему, когда говорят об особом заказе, то имеют в виду нечто отличное от стандартов. А мне всегда казалось, - Виктория взглянула в глаза художнику, - особый заказ делает мастеру его вдохновение. - Правильно, душой вдыхаешь, - художник сделал протестующий взмах руки, мол, не закончил мысль. - Заказ может быть или со стороны, или идущим изнутри. - Чему предпочтение? - А что на этот момент главное – деньги, удовлетворение собой или мир самим с собой? Виктория задумалась. Нет, не вяжется беседа. Да и фамилия у него размывчатая. Она улыбнулась, ну они и парочка: Молвина-Водянинов. - А давайте поговорим в другом месте, - предложила она. - Кто против? У меня еще есть время. Не вы меня, а я отвезу вас в хорошую кафешку, тихую и полутемную. Сейчас там никого. Через полчаса они уже сидели в подвальчике у Воробьевых гор. Да, было тихо и пахло хорошо сваренным кофе. Оба курили не спеша, но молчали. - Вы задумывались о том, что такое рисунок, или картина? – неожиданно заговорил Водянинов. - Картина – окно в мир. Рисунок, это «окно» в сознание, - быстро, почти не задумываясь, ответила Виктория. - Правильно, академически верно. Но, по-моему, картина – всегда искаженное восприятие мира. Привычного мира. Мы, художники, напоминаем, что есть мир, в котором живут существа с двумя ногами и двумя руками, у которых в душе есть какие-то соображения насчет своего мира. Но представьте инопланетянина, смотрящего на наши фотографии, картины, скульптуры. Его взгляд на искусство будет зависеть от среды, в которой он живет. Каким будет его организм, если он не питается привычной для нас пищей, а, допустим, просто улавливает энергию? Каким будет его основной орган? - Если «рот», то у такого существа, - Виктория улыбнулась, - он будет похож на коническую солнечную батарею… - Правильно, огромный конус, уходящий в голову на вертеле, то есть шее. Значит, решили, что у него должна быть голова, рот в виде конуса и глаза. Но чтобы выходить на источник энергии, он обязан иметь приспособление для движения. Например, крылья. А они крепятся на теле. Тогда кого я нарисую? - Ангела… - Но уродливого - с крыльями и очень короткими ногами, чтобы приземляться, - художник набросал карандашом некое существо. - Похоже на сфинкса, - улыбнулась журналистка, - но как-то все крутится вокруг «по подобию своему». - С намеком на Бога? - Да, на Библию, в которой говорится о том, что человек создан по подобию… Конечно, не в прямом смысле. Впрочем, Вы опять ничего не сказали о себе. - Сказал и говорю: я живу этими мыслями, этими представлениями… Я пытаюсь разобраться в сущности живого, но уже не в рамках Земли, а Вселенной. - Это заметно по Вашим фантастическим триптихам. - Знаете что, время уже почти полдень, закажу я немного коньячка. Художник встал легко и стремительно двинулся к бару. Через минуту принес две стопки. - Специально выпросил серебряные рюмки, - пояснил Водянинов, - из них коньяк хорошо пьется. Виктория отпила. Понравилось. Все понравилось – и подвальчик, сделанный под царские палаты, и несколько студентов, рассматривающих проекты друг друга, и сам художник. Хотя он лукавил, изображая неумение выкладываться в интервью. А тот открыл свою папку и достал рисунок, на котором нарисован человек, смотрящий в верх на самого себя, летящего в окружении воздушных шаров в небо. - Конкурсная работа - «Полет мысли», - сказал художник. - Человек стремится ввысь, потому что мысли его - это воздушные шары… - Сколько в герое рисунка лично Вашего? - Я есть во всем, что рисую. Будь женщина, все равно я. Или животное. Кот, собака, верблюд – это я. Я везде, куда проникает мой взгляд, мой слух, мои руки и воображение… Степан Водянинов говорил с воодушевлением. Лежащие перед ним кусочки ватмана мгновенно заполнялись рисунками по ходу разговора. Тот же верблюд с лицом самого художника, или же русалка, очень похожая на Викторию. Барная стойка превратилась в старую каргу с протянутой рукой, сливавшейся с ножкой стула. Неожиданно, наверное, после второй рюмки, Виктория почувствовала необыкновенную легкость и открывшееся глубокое понимание сущности человека, сидящего перед ней. Она не хотела думать, что Водянинов может быть очень эгоистичным, почти тираном в своем доме, он может быть грубым, когда его спрашивают о каких-то прозаических вещах, оторванных от мира искусства - квитанциях об оплате, неожиданной поездки жены к своей матери, просьбы сына купить навороченный компьютер. Что у Водянинова есть еще какая-то своя жизнь, в которую он никогда и никого не посвящал. И эта тайная жизнь может тянуться с детства, от какого-то яркого впечатления, неудачи понять мир реальный… Художник подозвал официанта. Подняли тост за правду жизни. Водянинов казался милым и очень умным человеком. Виктория смотрела на его руки, крупные и сильные, увидела на подбородке ямку упрямого волевого человека, а в его взгляде энергию, обещавшую прекрасные страстные ночи в его объятиях… Нет, только не это, потому что пришло ощущение, что интервью получается, и она в тексте задаст умные вопросы и получит такие же умные ответы. Только не надо уступать сидящей в себе женщине. Так было однажды… А потом ребенок, развод. Кому скажешь, что ее дитя - дочь космонавта? - Давайте еще один тост? - Последний, мне надо работать. Да, сегодня она, Виктория Молвина, работает. |