НИНА РУСЛАНОВА ПОПАЛА В ДОБОР МАЛЬЧИКОВ Для некоторых популярность - сущее наказание. Может быть, поэтому актриса Нина Русланова сторониться тусовок и сомнительных встреч. Особенно, где полно репортеров. Да и не мудрено. Слишком часто печатали про нее всевозможные небылицы. Правда же в том, что она – Народная артистка Росcии, лауреат Государственных премий России, Украины и Белоруссии, обладательница украинской золотой медали имени Довженко, премии Французской киноакадемии за лучшую женскую роль, двух Российских «Ник». А главное – всенародная любимица вместе со своими киногероинями: будь то «Тени исчезают в полдень», «Мой друг Иван Лапшин» или «Цыган»… Она родилась в декабре 1945 года в украинском городке Богодухов и с двух месяцев скиталась по детским домам. В одном из них, под Харьковом, за сильный голос ей дали фамилию Русланова. Хотя знакомы мы давно, даже перешли на «ты», Нина не изменила себе и долго оттягивала встречу «на диктофон». Была этому и еще одна причина: у Руслановой появилась новая привязанность – дача. Вот почему застать ее дома стало большой удачей. Уберите камеру! - Да, дача теперь у меня, - не может не нарадоваться своему приобретению артистка, – Юрий Михайлович Лужков дал. Маленький домик, банька, четыре сотки. Это радость моя. В это время подошла дочь сказать, что все готово к отъезду. Мама зовет ее Ляля. Вся вот такая положительная, хотя в свое время была головной болью матери. Ну да что вспоминать! - Сама не захотела в артистки, - объясняет Русланова. – Говорит, не мое. Хотя снималась хорошо. Не боится камеры. В отличие от меня. Я начинала с того, что требовала убрать камеру. «Она же жужжит», - говорила я Муратовой. А Кира мне в ответ: «Без этого не будет видно на экране». - Это в дебютной картине «Короткие Встречи», на первом курсе Щукинского училища? - Зимой на лестнице в училище меня зацепила Кира Муратова. На ее предложение о съемке я ответила, что нам, щукинцам, не разрешают. Для меня кино было второстепенным искусством. - А сейчас? - Сегодня не знаю. Нет, оно есть, наверное… Недавно была на «Мосфильме». Сердце кровью обливается. Все растаскивают, распродают. Уже рестораны там. - Рекламу снимают… - Рекламу ладно. Она хоть косвенно касается кино. Все-таки съемки идут. Я ничего не вижу дурного в рекламе, если она, конечно, не бездарна. А так на «Мосфильме» – «тишина за Рогожской заставою, спят деревья у сонной реки». Я уважаю Шахназарова. Его фильмы мне очень нравятся, человек он творческий… И честно думала, что он начнет что-то вытаскивать. И движения вроде бы были. В свое время он показал «Мосфильм» Матвиенко, она обещала помочь в правительстве. Но ничего не происходит. - Нынче-то вас приглашают играть в кино? - Снимась в продолжении «Марша Турецкого». Сериал. Дружинина опять пригласила. Сыграла у нее в сериале Анну Иоанновну, императрицу. До этого - герцогиню Курдлянскую. Очень долго искали деньги на продолжение. Я уже решила, что не вернусь к этой роли. Но, как всегда неожиданно, раздался звонок. Счастливая, приезжаю на студию, а в платье-то не влезаю! За три недели нужно было восстановить прежнюю форму, и мне с невероятным трудом это удалось. К слову, костюмы в этом фильме "чересчур настоящие" - с корсетами, кринолином и прочими штуками той эпохи. Наденешь такое платье: толком ни сесть, ни поесть, ни, простите, в туалет сходить не можешь без посторонней помощи. Вот и терпишь, пока не скажут, что на сегодня съемка окончена. Вообще я часто попадаю в смешные, даже комичные ситуации. Расскажу вам две маленькие истории по поводу "узнают - не узнают". Сегодня кино снимают практически очень немногие. Я знаю, Тигран Кеосаян снимает сейчас. Именно кино. Еще Щахназаров. Мой любимый Герман… Последний раз снималась у него в «Хрусталеве». - С ним легко работать? - Шикарно! Некоторые говорят, что он тяжелый человек. Так же и про меня говорят. А я всегда спрашиваю: если у меня вздорный характер, то почему режиссеры приглашают меня по несколько раз? Вот и Герман сделал для меня исключение. У Муратовой я снялась в трех картинах, у Бортко – в четырех, у Нахапетова – в двух. Крымские фрукты по дороге в Тулу В ее судьбе пятнадцать лет был Театр имени Вахтангова. Потом - «Сфера». В театре Рубена Симонова играла один спектакль. Раньше были водевили, чеховский «Юбилей», еще репетировала… Но случилась неприятность, на сдаче премьеры «Воительницы» по Лескову упала на сцену и сорвала мениск на правой ноге. Полгода лежала, потом реабилитация. Вообще год вылетел. Переодически она уходила в никуда. Характер! Даже хотела бросить профессию, снова изменить судьбу. Но в этот момент режиссер Игорь Масленников предложил ей роль в “Зимней вишне”. Нельзя сказать, что Русланова была в восторге от сценария, но эта работа вернула её к жизни. “Мы втроем здорово дополняли друг друга, – вспоминает Нина Ивановна. – Потому что были очень разные. И на удивление тепло картину приняли зрители, так тепло, что пришлось снимать продолжение, а потом еще одно. Критики, конечно, разнесли ленту в пух и прах, обвиняя в неправдоподобности сюжета. Особенно осыпали нелестными эпитетами последний фильм, где все мы стали такими крутыми и благополучными. Сказка. Но сказки тоже нужны, чтобы радоваться”. Кстати, в “Зимней вишне-3” героиня Нины Руслановой лихо разъезжает на автомобиле, а сама актриса машину водить не умеет совершенно. Для того чтобы сымитировать виртуозную езду, приходилось автомобиль героини таскать на буксире. - Сейчас есть антрепризы. Приглашают? - В театре под названием «Игроки» мы выпустили спектакль по Войновичу «Путем взаимной переписки». Режиссер – Рудольф Саркисов. Был Войнович, ему очень понравилось. Спектакль играем в разных городах, в Москве - переодически на сцене театра имени Гоголя. Русланова играет в нескольких антрепризах, в спектакле “Необыкновенный сеанс” с Михаилом Козаковым. Ведет вместе со Стасом Садальским передачу на радио. Говорит, что самое трудное – это импровизировать в эфире: уж лучше под ледяной водой стоять. Еще говорит, что ей не нравится, когда Садальский нападает на актеров. На политиков там или на эстрадных певцов-фанерщиков – можно. А актер – это же “хрустальная ваза, которую не надо бросать в кипяток – расколется”. - Многие сейчас зарабатывают на жизнь концертами, творческими вечерами. - Это же номер ставить… - Но ты поешь украинские песни! Заслушаешься… Актриса – она во всем Актриса. Несколько лет назад мы вместе ехали на один творческий вечер. Нина там должна была петь. Крымский поезд уходил с Курского вокзала рано утром. Оставалось несколько минут до отправления, а Руслановой все не было. Все решили, что она опоздала. И когда вагон тронулся, в тамбуре послышалась перепалка наукраинском языке между проводницей и какой-то женщиной. Та куталась в платок и по-крестьянски жалобно что-то причитала о билете. Проводница не унималась, пытаясь спихнуть женщину на платформу. Тут только мы догадались, что это Русланова. Предъявили ее билет, Нина сняла платок, чем повергла в шок бедную проводницу. И всю дорогу до Тулы, куда мы ехали, та задабривала любимую актрису крымскими фруктами, вином и лучезарной улыбкой. Во время съемок в фильме “Знак беды” (за роль в котором её наградили “Никой”) ей пришлось стоять на 18-градусном морозе под струей холодной воды. После таких леденящих историй следующий случай выглядит забавным пустяком. Во время работы над фильмом “Это было у моря” в Евпатории у одного из членов съемочной группы случился день рождения. Было это в “сухие” времена горбачевских экспериментов. Коллектив отправил на “охоту за горючим” самое узнаваемое лицо – Нину Русланову. Привезли её, бедолагу, к единственному в городе магазину и высадили в самом конце длинной очереди. В магазин актриса все-таки проникла – лицо помогло. Стоит она около прилавка и загружает огромные сумки спиртным. А тут милиционер: “Так, гражданка, пройдемте. Объясните, почему отовариваетесь свыше нормы”. Когда в отделении более просвещенный в области кино милиционер удивился: “Откуда же вы на мою голову свалились?”, – Русланова ответила: “Да вот приехала в ваш город водкой поторговать”. Мы пили только кофе -Ты с Украины. Детство прошло в детдоме. А в Москву-то как занесло? - В детском доме я не решала, кем буду. Там другие законы, иные правила существования. Ты оканчиваешь восемь классов, и тебя отправляют на завод. Или учиться штукатуром. Так я попала в штукатуры. Хотя была способной девочкой, активно участвовала в самодеятельности. Много пела, танцевала. Но чтобы стать актрисой… Я даже не думала о такой профессии. Однажды в Харькове шла по Сумской и увидела на стене театрального института яркие буквы. Написано было: «Набор на режиссерский и актерский факультеты». Экзамены: прочитать монолог, диктант, украинский. Думаю – сгодится. Так я пошла в театральный. Точнее – в Харьковский институт искусств. Мы его звали: «Хи-хи Ха-ха». - А в Щукинском училище как оказалось? - Попала в добор мальчиков. В Харьков приехал Театр имени Моссовета. Мы, студенты, там подыгрывали в массовках. Платили нам по три рубля. Пять спектаклей – и ты богатый человек! Можешь себе туфли купить, чулки фельдеперсовые, блестящие. На этих спектаклях я познакомилась с Юрой Эпштейном, Сашей Леньковым, Борей Щедриным. Как-то сидели с ними, пили кофе. Я честно говорю. Вино не пили, тогда это у нас не было заведено. Разговорились мы с ребятами, начали песни петь, потом друг другу читать стихи. Я им тоже прочла. Они тут говорят: «Слушай, как хорошо! Давай приезжай в Москву». Договорились, что они мне напишут. - Неужели написали?! Сколько подобных встреч бывает в жизни… - К этому времени я уже перешла на третий курс. На меня в Харькове ставили все курсовые спектакли. А я еще занималась спортивной гимнастикой, был разряд. И на одной тренировке соскользнула с брусьев, нога попала между матов. И я сорвала мениск! Тогда левый. Попадаю в больницу. Нога опухла, ходить не могу. И тут получаю телеграмму из Москвы такого содержания: «Добор мальчиков в Щукинское училище». Юра Эпштейн (сейчас он почему-то поменял фамилию на Беркун) и Саша Леньков встречали меня на Курском вокзале. Представить только: к ним выходит девушка в застиранной кофте с заплатками на локтях, которая хочет поступать в театральное училище на актерскийфакультет, хромая, опираясь на палочку, в руке бинт со страшной вонью от мази Вишневского. Они с ужасом смотрят на меня, а я оправдываюсь: «Вы же прислали телеграмму, вот я и приехала». Поселили меня в полуподвал мастерских по пошиву театральных костюмов. Коты там, помню, орали бешено. Я, конечно, почти не спала. Страшно было, что могут выгнать в любую минуту. По утрам Юра приносил мне еду: чай с бутербродами. А я хромала пешком до улицы Щукина. Москвы я не знала. В метро боялась эскалатора. - А почему Нина Русланова решила, что ее примут в Щукинское училище сверх конкурса, да еще в добор мальчиков? - Мне об этом говорили: ну и что? Вы только послушайте! Но меня выставляли за дверь. Тогда я, хромая влезала в окно, пряталась, ждала ректора Бориса Захаву. Но он меня не принимал. Друзья пошли на хитрость: показали меня Ю.А. – так они звали Юрия Александровича Завадского. Я ему понравилась. Он написал письмо ректору. Так я оказалась на прослушивании вместе с десятью мальчиками. Да еще со стихотворением на украинском языке. Курс был потрясающий – Саша Кайдановский, Леня Филатов, Ян Арлазоров, Володя Качан, Ваня Дыховичный… - Кстати, как удалось избавиться от украинского акцента? - Преподавательница по речи мне говорила: «Вы, наверное, способная, но у вас чудовищный акцент. Я не знаю, как его исправлять, таких методик нет». А я, когда все засыпали в общежитие на Трифоновке, шла в душевые. Там все было в кафеле. Я что-то читала, а эхо помогало слышать себя. - Как тебе популярность? Не смущает? - Снималась я в телесериале "Тени исчезают в полдень", играла этакую русскую красавицу Марью с длинной толстой косой. В то время, когда вся страна смотрела "Тени", я трудилась на сцене Театра Вахтангова. Однажды ужасно опаздывала на спектакль, поймала такси и довольная еду. Шофер меня и спрашивает: "Вы смотрите "Тени"? Там есть такая женщина, такая женщина... За такой на край света пошел бы!" "Это что ж за женщина?" - спрашиваю. Ну, он и называет мою героиню. Тут мне совсем хорошо стало, как елеем помазали. Я ему и говорю, скромно потупив глазки, мол, это я и есть. Он внимательно посмотрел на меня и произнес примерно следующее: "Ты на себя в зеркало-то посмотри! Да как ты можешь?.. А ну-ка, вылазь из моей машины, вертихвостка!" "Извините, - говорю, - просто многие находят, что я на нее очень похожа". Он в ответ презрительно фыркнул, но, слава Богу, повез дальше. Потом, уже у театра, когда расплатилась и вышла из машины, крикнула: "Что хотите делайте, но это я! Я ее играла!" - и быстренько нырнула в подъезд, чтобы, значит, не догнал... |