Писать о музыке - это всё равно, что танцевать об архитектуре. (Фрэнк Заппа) Писать музыку не трудно, труднее всего - зачёркивать лишние ноты. (Иоганнес Брамс) Отличный пример анекдота или карикатуры в музыке – «Карнавал животных» Камиль Сен-Санса. По всему «Карнавалу…» рассыпал множество «приколов» – причем многие из них посвящены музыке и музыкантам. Судите сами. В цикле четырнадцать пьес, изображающих разных зверей: черепах, птиц, слона, кенгуру… Посреди всего этого Музыкального зоопарка слушателю вдруг предлагают полюбоваться на редких зверей – … ПИАНИСТОВ. Они «долбят» гаммы. Играют старательно! И это еще не все: номер с пианистами непосредственно переходит в пьесу под названием «Fossilis» – латинский термин, означающий «ископаемое животное». И как вы думаете, что за ископаемое изобразил здесь Сен-Санс? Да самого В.-А. МОЦАРТА!!! В пьесе, начавшейся очень мило, довольно скоро обнаруживается мотив из Allegretto, которое в детских музыкальных школах играют все начинающие пианисты. Вот так! Но и это еще не все. В той же «зоологической фантазии» есть еще один номер с бронебойными фортепианными пассажами – он требует от исполнителя этакого показного спортивного пианизма, который у нас сейчас, к сожалению, в моде. И вот так слушаешь эту пьесу и нет-нет да и покажется: это разыгрываются пианисты перед конкурсом Чайковского… А потом заглянешь в название номера – и прочитаешь … «ДИКИЕ ОСЛЫ». Кстати, есть в «Карнавале…» одна не то разгневанная, не то обиженная пьеска с загадочным названием: «Персонажи с длинными ушами». Интересно, какие такие персонажи имеются в виду. Уж не слушатели ли? |