Есть у нас на ЧХА очень скромный, но безумно талантливый автор, который, кроме того что он Член Союза журналистов России, ничего о себе не сообщает. Однако этого автора по итогам sms- голосования выбрали Королем портала. На его странице красуются многочисленные дипломы и благодарности. Вы, конечно, уже догадались о ком идет речь? Да, это он – Александр Граков (Лекса), который любезно согласился дать мне интервью и рассказал о себе прелюбопытные вещи. - Добрый день, Александр, я – новая дежурная и хотела бы взять у вас интервью, - с этого я начала свой разговор (точнее, переписку). – Можно вам задать несколько вопросов? - Здравствуйте, Анжелика, конечно, можно, - любезно ответил мне Александр и у нас завязалась переписка. - А что вы сейчас читаете из современной литературы? Довольно неожиданно, но очень приятно, когда тебя вспоминают на портале «не злым, тихим словом…»:). И сразу же такой вот коварный вопрос - в лоб, что называется. Ничего сейчас не читаю из нового. Надоели все раскрученные романы с их закрученными интригами о зарождение истины в мысленном процессе, и влиянии этого катализатора на судьбу Вселенной в целом. Перечитываю Михаила Веллера «Записки старого Арбата», интересен Белянин с его осовремененными сказками, не забываю Александра Бушкова. Да, еще благодаря подсказке Владимира Борисова, вплотную занялся, наконец, Люцием Апулеем – в прошлом так и не осилил до конца его «Золотого осла». И, знаете, некоторые притчи этой взрослой сказки сейчас воспринимаются совершенно в другом ракурсе.:) - Что читали в детстве, школе? Вели ли дневник? Здесь необходима предыстория. Моей маме, которая работала третьим секретарем горкома партии, кто-то из партийцев вбил в голову, что Близнецов необходимо обучать грамоте с тех пор, когда они только научились выговаривать первые слова. Потому что позже, дескать, лет этак в шесть, эта самая образованность им будет даваться уже не так легко, как в младенчестве. И мама довольно успешно внедрила программу обучения в мою жизнь, подключив к этому делу и бабушку. Так что Носова, Барто, Приключения Винтика и Шпунтика», Чиполлино и Буратино вкупе со Стариком Хоттабычем я прошел как бы заочно, уже на втором этапе обучения – литература подбиралась со смыслом и читалась со вкусом и комментариями. На первом этапе были, конечно, сказки. В первый класс я пошел сам, с огромным букетом хризантем – родители и прародители шли сзади, на почтительном расстоянии. Так меня приучали к самостоятельности и бесстрашию перед лицом манящей неизвестности – Большой Науки. В моем портфеле лежали две тетради, Азбука, Букварь и Родная речь. Для третьего класса - куда меня и перетащили впоследствии учителя, отчаявшиеся выгонять меня с уроков - за постоянные многочисленные подсказки. Как ни странно, директор школы и завуч пошли им навстречу… Дневник не вел. Вел постоянный выпуск классной стенгазеты, в которой, кроме моей персоны, были задействованы художник Вовка Чудинов и главный редактор Анечка Звягинцева – зубрила и отличница по всем предметам, вплоть до выпускного бала, на котором она появилась в декольтированном платье, стилизованном под свадебное. Ей все сходило с рук – папа работал заместителем начальника треста «Кадиевуголь»… – Что читаете из классиков? Гоголь, Пушкин, Золя, Зощенко, О'Генри, Джек Лондон, Конан Дойл, Апулей, Ян… - короче все, что нахожу интересным для восприятия. Остальное неинтересное откладываю, пробежав взглядом несколько страниц «по дигонали». – Есть ли у вас настольная книга или любимый автор? Раньше были: «Чёрная свеча»В.Высоцкого, томик юморных рассказов О'Генри – на все случаи жизни, и том Владимира Кунина «Эмиграция». Теперь, когда книг в шкафах собралось более четырех тысяч – все «шкафные», а не настольные. А настольными остались десяток различных словарей и энциклопедий – надо же чем-то отбиваться от различных «грамотеев» в Сети. Любимый автор… был, есть и будет Владимир Семёнович Высоцкий. На мой взгляд, ни до него, ни после никто еще не определился с жизненной правдой настолько емко, кратко и рифмованно. Хотя… потомкам виднее, наверное. Из современных прозаиков Михаил Веллер. - На встречу с каким автором вы бы хотели попасть? Сейчас многие современники хвастают тем, что со своими кумирами в некое время чуть ли не лобзались, а что до «короткой ноги» - так это запросто. Не докажешь ведь обратного…:) У меня было всего две встречи с Высоцким. И обе случайные. Первый раз в Донбассе: он со своим продюсером, как сейчас принято называть - тоже Володей, кстати, вошел в ресторан «Шахтерский», где мы с моим другом Генкой Орищенко подрабатывали вечерами «лабухами» - Генка ударником, я на контрабасе. Ресторан, как обычно вечером, был набит под завязку. И шуму в нем было порядочно: на втором этаже, в зале, гремел наш коронный шлягер «из Битлов», за столиками орали, стараясь перекричать музыку, внизу под раздевалкой «полировали зубы» друг дружке перепившие шахтеры… и тут вдруг наступила тишина. При виде этого невысокого, крепко сбитого человека с усиками, в черной водолазке, синих моднячих джинсах(в то время мы о них лишь мечтали), с гитарой в чехле, на широком ремне через плечо. Знали, что сегодня был концерт с его участием, но не думали, что вот так, запросто, он снизойдет со своих вершин - в ресторан среднего пошиба. Откуда-то из-за кулис выскочил директор ресторана и тоже встал соляным столбом, глядя на Высоцкого и его сопровождающего. А Владимир Семенович широко улыбнулся, затем подмигнул нам, музыкантам, директору и махнул рукой: - Всем оставаться на своих местах! Ресторан закрывается, но все остаются. Сейчас будем пить и петь, ребята. И пили. Кто желал – цокался с Высоцким и его другом и говорил тосты. Таких было много. И пели тоже. А вот здесь все исполнялось в одиночку, Высоцким . Двое каких-то пьяных попытались было подпевать ему, но на их подпев тут же повернулись головы всех присутствующих… заткнулись. У нас тогда был только один записывающий аппарат, батареечный магнитофон «Романтик», с пленкой «Свема», скоростью записи 9,3 и катушкой магнитной дорожки длиной всего 180 метров погонных. Но бобин было несколько. И Генка в самом же начале, как только Высоцкий взял у нас микрофон, второй штекер сунул во «вход» магнитофона. Володя-продюсер заметил этот «фокус», дернулся к нам… Высоцкий хлопнул его по плечу: - Оставь, пусть пацаны пишут. Оказывается, он тоже видел, но сделал вид… Вот так тоже иногда приходит слава. Мы с Генкой написали тогда четыре полных катушки – с обеих сторон. И разговоры между песнями, и маты, иногда прорывающиеся сквозь речь. Но особенно песни – вживую и в ТАКОМ количестве. Магнитофон был наш с ним, мы его купили вскладчину. И я видел, и он видел - остальные музыканты откровенно завидуют нам, чёрно-пречёрно. Эту пленку потом затерли, снимая с нее копии. Но мы с Генкой предварительно продублировали ее в трех вариантах. Один из них мы впоследствии сменяли на два новеньких стационарных магнитофона «Яуза-5». Второй случай был в Пятигорске – я там со своей строительной бригадой поднимал местные пансионаты. Мы каждый выходной брали водку и ехали к подножию Эльбруса – устраивали пикник. Вверху над нами постоянно туда-обратно сновали открытые вагончики канатной дороги. Однажды мы, цокнувшись, подняли стаканы и головы кверху и вдруг увидели в одном из вагончиков Марину Влади и Владимира Высоцкого – они поднимались на вершину Эльбруса. Конечно, мы заорали приветственно, кто-то даже кепку вверх зашвырнул – они помахали в ответ и заулыбались. Вот, собственно и всё. Это были не объятия, не поцелуи. Но это тоже было ПРИКОСНОВЕНИЕ. И возвышало, признаться.:) - Какой вопрос вы бы задали этому автору? Гм… да вот этот бы и задал: ПОЧЕМУ? Не стелюсь под года – Я не верю в дурные приметы, И за это кликуши Мне когда-то вердикт огласят… Почему же тогда Так любимые нами поэты, Отдают Богу души, Не пройдя Рубикон – пятьдесят? Злые лица врагов Мельтешат в отношении скотском, Не «пришёлся» Есенин, Да и Пушкин стал «не ко двору». Сколько ж ада кругов Испытала Судьба на Высоцком, Чтоб рассветы над Сеной Стали «Утром в сосновом бору»? Он всё пел, с хрипотцой, Ритмо-пульсом частила гитара… Заглушаемый лаем Попсовитых эрзац-королей. Мчались кони рысцой По дороге, ведущей к Тартару, Ведь его место в рае Кто-то перекупил на Земле. …День рожденья и смерть – Обе цифры - в воронку бессмертья, Красно-чёрною датой Роковое число – двадцать пять. Мне не хочется верить! Не по совести это, ребята: Им бы мчать сквозь столетья, Нам бы слышать, Как кони хрипят… - Что значит для вас поэзия и как вы к ней пришли? Не знаю. Я всю жизнь считал себя прозаиком. По совместительству рифмоплетом. Потом друзья посоветовали издать сборник моих стихов. И тогда я зауважал себя и стал обзываться поэтом. Вот так началось. - Что в вашем творчестве играет главенствующую роль – лирика или философия? По большому счету лирика. Иногда с философским уклоном. Философия сегодняшняя, считаю, бесполезна, здесь нужны действенные меры. Хотя философов развелось – сплошь и рядом, потому что разрешено «выйти из кухни» - нет той главенствующей направляющей «слуг народа», которые думают за тебя, а тебе преподносят уже готовые тезисы. Исключая, конечно, рекламу и принцип «двадцать пятого кадра».:) ИМХО, лирика для писателя – уход в свой придуманный мир неприятия серой обыденной действительности. - Какое собственное стихотворение вам нравится и почему? ДРУГУ День, прости! Я сегодня пил, Пропивая о друге память, Потому я тебя убил, Чтобы водкою место занять. Солнце плавит стекло в окне, Не прорваться ему сквозь шторы. Одиноко и тяжко мне, А стакан заменяет шоры. В полутьме сигаретный смог Пеленой над столом струится. Память шепчет: - А ты бы смог На такой же вот шаг решиться? ...Вновь и вновь кинокадром: Крест, И венками увитый холмик, Не целованных, строй, невест, Недопитый тобою тоник... Темнота, одинокий сквер, Окровавленная сорочка И заржавленный револьвер, Что поставил на жизни точку, И красивое фото, Той - С милой родинкой возле уха, Что была для тебя мечтой, А в обыденной жизни - шлюха. Отпусти меня…и прости! Эти судьбы, мою с твоею, Мы сплели на одном пути... Ты свернул. Я дойти сумею. Почему? С Володькой мы действительно дружили – с детсадика, считай, и до того рокового дня, который он посчитал тупиковым в жизни. Вместе делили хорошие и плохие оценки в школе, дрались, если что, спина к спине – до конца. А вот ушел он из жизни малодушно, я даже считаю – предательски. Не посоветовавшись со мной, использовав для этой цели наган, который мы вместе откопали из песка крутого обрыва реки Донец на Украине – там проходили в войну жесточайшие бои. Оружие было нашим общим… а использовалось им единолично, вовсе не для той цели, с которой хранилось. Из его нелепейшей смерти я вынес свое жизненное кредо: «Безвыходных ситуаций не бывает». - Вам нравится читать свои стихи друзьям? Ни-ни-ни, терпеть не могу. Да и не помню я их ни одного. Как только начну вспоминать – все строчки путаются и выходит одно большущее, бессвязное НЕЧТО. Поэтому на всех представлениях-шоу, куда меня приглашают выступить, мои опусы читает более компетентное лицо – с выражением, нормальной лексикой и главное, без запинки.:) - У вас много друзей? Вот когда выпивал частенько, бывало и без повода, думал, что много. Ведь когда выходишь с трояком-пятеркой, бывало, в кармане – сразу находится несметное количество тех, кто выпив, мечтает назвать тебя другом, а более хмельные даже братом, не побоюсь этого слова. С тех пор, как бросил пить, понял, что «друзей стаканом не измерить, поллитрой душу не объять». Остались очень немногие. Но из тех, которые на зимней рыбалке из полыньи вытащат и не остерегутся, при случае ссудить беспроцентный долг на покупку машины.:) И вообще – настоящих друзей много не бывает. Приятелей – да. - Чего бы вы хотели достичь в своем творчестве? А ничего уже, пожалуй. Славы, имиджа и народного признания у меня и в прошлом - хоть пруд пруди. Деньгами сейчас особо не озабочен – магазин дает стабильную поддержку. Поэтому не зависим ни от правительства, ни от кризисов – полученный доход тут же вкладываю в новый товар, а излишки трачу на рыбалку, сигареты, одежду и запчасти для машины. Так что свой след на земле я уже, как ни крути – оставил. А если посчитать еще, сколько домов построил, дач правительственных и пансионатов поднял… но это уже не то творчество. - Что бы вы хотели пожелать начинающему автору? Прислушиваться к советам старших товарищей – как по возрасту, так и по профессиональным навыкам писательского мастерства. Внимательнее читать рецензии на свои произведения – в некоторых из них содержится уйма полезной информации на будущее. Срифмовав четыре первые свои строчки – не считать себя уже состоявшимся Пушкиным либо Шекспиром и не требовать тут же от народа прижизненного памятника себе, любимому – дождешься лишь фигу под нос и какие-нить занудные нравоучения. Не быть занудой и снобом – люди к тебе потянутся.:) Взять на заметочку выражение :» Безвыходных ситуаций не существует!» И почаще заглядывать в эту вот ссылочку: - Спасибо за то, что любезно согласились ответить на мои вопросы и творческих успехов! Спасибо, Анжелика, за предоставленную возможность исповеди. |