Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
ПРЕДНОВОГОДНИЙ КАЛЕЙДОСКОП
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Михаил Бычков
Объем: 9510 [ символов ]
Военное училище
Город Чкалов. До того и теперь - Оренбург. Совсем недалеко от Кустаная, моего областного центра, откуда мы едем по повестке облвоенкомата поступать во 2-е Чкаловское Военное Авиационное училище штурманов.
Почему-то я позволил представителю этого училища уговорить себя поступать именно сюда. С ним из-за меня отчаянно спорил представитель другого училища - Бакинского Военно-Морского. Изучив мой сплошь пятёрочный аттестат зрелости и, по документам, мои спортивные достижения, каждый из них вознамерились заполучить меня к себе. Я неуверенно, в промежуток между их монологами, вставил: «Я вообще-то хочу в лётчики». И выслушал ещё раз их похвалы своих альма-матер.
В общем, я и мой земляк Коля Балаба, у каждого в руках по клеенчатой сумке с туалетными принадлежностями и перекусом, побродив по улицам и переулочкам, останавливаем встречного офицера: «Разрешите обратиться?» - пытаясь уже соответствовать будущему своему статусу – «Как пройти к штурманскому училищу?»
Абитуриентов уже много. Нас ведут в какие-то казармы за пределами училища. Просторные помещения, койки в два яруса, густо пахнет потом и гуталином. Формируются отделения для сдачи вступительных экзаменов. Все передвижения – в столовую, на экзамены, в баню – только строем. Дневальными у тумбочек стоят пока солдаты.
Экзамены мы с Колей сдали без проблем. Никогда до и после не боялся никаких экзаменов. И шёл на них в числе первых. Меньше переживаний. Да и переживания начинались только от наблюдения за другими абитуриентами. А кто-то и не думал переживать. Их отправили сюда без согласия, подошёл лишь срок призыва. Таких, и тех, кто тяготился строем, обязаловкой, бегали в самоволку, отчисляли пачками.
Экзамены сданы. Зачитан приказ о зачислении. Строем – в гарнизонную баню. В приёмной раздевалке сдали гражданскую одежду. «Кто желает забрать одежду, заявите. После санобработки можете отослать на родину». Перед входом в помывочную традиционная стрижка наголо. Первый курс не имеет привилегии носить шевелюру. Из помывочной выход в чистую раздевалку. Здесь старшина и каптенармус одевают нас в курсантское обмундирование, от трусов до пилотки. Подгонка – «не отходя от кассы». Шум, смех. Подковырки, очередь к зеркалам. Возвращались по улицам города уже военным строем, стараясь не ударить в грязь лицом, серьёзные и повзрослевшие, неумело печатая шаг новыми кирзовыми сапогами. Новое ощущение себя: надо соответствовать форме.
Курс молодого бойца. Жара. Строевая подготовка до десятого пота. На перекуре разрешают снять мокрую гимнастёрку, чтобы быстрее просушить и обсохнуть самому. Гимнастёрки стоят колом, улечься им не позволяет соль от пота. Пока сохнем, изучаем Уставы. Сборка-разборка автоматов перемежается с тактикой и физкультурой.
Через месяц мы с Колей определены в группу подготовки младших командиров. Здесь нами занимались уже офицеры с уклоном на воспитательную работу.
В командиры мы не попали. Командирами курсантских отделений, помощниками командиров взводов стали ребята постарше, отработавшие или отслужившие по 2-3 года после окончания школы.
Скомплектованы классные отделения, курсантские взводы и роты, закреплены спальные помещения и кровати. Выданы личные автоматы и противогазы. Получены индивидуальные портфели, заведены секретные папки для учебных материалов.
Присяга. И обязанность после неё ходить в караул с оружием.
Начались учебные будни и привыкание к армейскому быту. Завтрак, три учебные пары, обед, дневной сон, ещё одна учебная пара, самоподготовка, ужин, личное время – вот режим дня. Наряды на мытьё полов в спальном помещении, в уборной, дневальство, караул. Работы на стороне – в основном на аэродроме по разгрузке практических авиабомб, снаряжению их тротиловыми шашками.
Спорт – по личным предпочтениям. Кино ежедневно в клубе. Телевидения тогда не было. Танцы в субботу и воскресение с приглашением студентов сельхозинститута, расположенного рядом. Увольнение в город 2 раза в месяц.
Уход за обмундированием – стирка, глажение – самостоятельно. Нательное бельё меняли в бане.
Начало 50-х – пик холодной войны СССР и США. Страна прилагала колоссальные усилия во всех сферах экономики и особенно в вооружении. В год моего поступления в училище было скомплектовано два батальона курсантов, один из которых проходил ускоренный, двухгодичный, курс без сокращения программы обучения. В ВВС поступала в массовых масштабах новая реактивная техника, на которую требовались кадры.
Штурманы в Авиации - основные исполнители её боевого применения: навигации в любых метеоусловиях, в том числе и главным образом - вне видимости земли и целей, бомбометания, пусков ракет, аэрофотосъёмки, технической разведки. Это и определило набор изучаемых дисциплин и практики полётов. Кроме того, выпускаясь в звании лейтенанта, каждый из нас обязан был приобрести знания и навыки командира взвода, то есть стать хорошими тактиками и воспитателями. Это требование добавляло комплекс общевойсковых, педагогических и политических дисциплин.
Помню «наступление» в составе взвода. Сильный мороз. Руки окоченели в ожидании сигнала атаки. А надо стрелять, хоть и холостыми. Надо бросать взрывпакеты, преодолеть колючую проволоку, взять траншею «противника».
Учёба давалась легко. Не раз мысленно благодарил школу, которая заложила солидную основу. Полёты на учебно-штурманских самолётах начали уже на первом курсе. Бомбометание отрабатывали сначала до автоматизма на тренажёре.
Комплекс учебных дисциплин – выжимки необходимого. В том числе и история КПСС, политэкономия, диалектический материализм (философия). Эти дисциплины способствовали формированию фундамента мировоззрения и помогали ориентироваться в бурном море жизни. Самолёты и двигатели, так назывался курс, познакомивший нас с миром реактивной техники, только-только поступающей на вооружение. Самолётовождение – основной предмет нашей специальности. Он вмещает в себя массу других наук и техник: и физику, и математику, и теорию вероятностей, и географию, и геодезию, и картографию, и астрономию. Всё это втянуло, закружило.
Бомбометание. Сложный курс. Особенно его теоретическая часть. В сопряжении с работой на тренажёрах он пошёл успешнее и стал чем-то вроде нынешних компьютерных стрелялок. Бомбардировочные прицелы – вот основа успеха в поражении целей. Мы пришли в авиацию на стыке простейших оптических и поступающих полуавтоматов. Но расчёты углов прицеливания в зависимости от типа бомб, высоты полёта, ветра по высотам всё равно приходилось рассчитывать, что называется, вручную. Практическое бомбометание дисциплинировало необыкновенно, поднимало личную ответственность на высоту, о которой не помышлял раньше: правильно ли рассчитал угол прицеливания, во время ли поднял прицельную планку, а наведение на цель рукоятками прицела через автопилот – вообще танец с саблями. Надо сказать, на нашем курсе не случилось вне полигонных сбросов бомб, но значительные отклонения, за пределы двоек, бывали.
Радиотехнические средства – фундаментальный курс для штурманской службы. Немаловажная его часть – умение приёма на слух азбуки Морзе.
Метеорология, авиационная медицина давали непременную добавку к необходимому набору качеств авиационного штурмана.
Тактика, военная география, аэродинамика, физкультура расширяли кругозор и не давали погрязнуть в однообразии.
Партполитработа – так называлась педагогическая область нашего образования, необходимая для любого офицера, будущего учителя и воспитателя.
Регулярно строем ходили в театры: драматический, музыкальной комедии.
Совместное проживание в казарме довольно большого коллектива способствовало внедрению в сознание неизбежности соблюдения норм морали. Любые отклонения от норм высокой нравственности в коллективе высвечивались моментально и так же моментально коллектив на них реагировал. Были, например, эпизоды мелкого воровства. Нет ничего более действенного, чем воздействие на эти отклонения коллектива. Более подготовленными становились выходцы из села. Они без труда адаптировались к трудностям и лишениям, среди них не было нытиков, белоручек и иждивенцев.
Начало второго курса. Поступила команда прекратить занятия, получить сухой паёк на несколько суток, построиться в полном вооружении. Проверка готовности. «Отбой! Сдать пайки! Разойдись!» Позже узнаём: поступила команда свыше, отправиться на полигон Тоцкое, расположенный между Оренбургом и Куйбышевым (Самарой), принять участие в испытании атомной бомбы. Смысл нашего участия – пройти через установленное время походным маршем в полном снаряжении через эпицентр взрыва для установления нормативов подобных действий. У кого-то хватило мудрости не пустить под это дело курсантов. Но другие воинские формирования прошли, позже нам демонстрировали фильм об эффективности атомного оружия и о рекомендациях по действиям в условиях его применения. На полигоне для этого реально строились дома и другие сооружения, размещалась военная техника и животные на различных расстояниях от предполагаемого эпицентра взрыва.
Становление было спрессовано в эти два года учёбы, взросления. На выходе каждый из нас обязан был принимать самостоятельные решения, ответственность за последствия которых стала синонимом жизни, своей и страны. Именно в годы пребывания в училище я понял вред праздности, бесполезных знаний и всевозможных мероприятий «для галочки».
Госэкзамены сданы на отлично, полёт на бомбометание – отлично. Приказ Министра обороны о присвоении звания лейтенант, выпускной вечер – домой, в отпуск. А назначение – Тбилиси, ВВС Закавказского Военного округа. И вся взрослая жизнь впереди.
Дата публикации: 20.01.2012 18:51
Предыдущее: К месту службыСледующее: Юра Крутов

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Марина Соколова
Юмор на каждый день
Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Олег Скальд
Мой ангел
Юрий Владимирович Худорожников
Тебе одной
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта