О природе нынче говорят много… Кто говорит? Да все! Всё чаще раздаются лозунги в защиту природы, всё чаще пишут в СМИ о природных катаклизмах, всё чаще ругают неблагоприятные для человека природные явления… Но все реже воспевают красоту родного края… Отчего? Быть может, ничего уже не осталось от этой красоты - вытравленной, вытоптанной, засоренной? Или просто люди настолько привыкли к окружающему пейзажу, настолько погружены в собственные проблемы, что не замечают ничего вокруг? Когда последний раз вы пришли в лес или парк просто так? Не за грибами-ягодами, не выгулять любимую собачку и даже не покататься на лыжах? А неспеша походить по тропкам, прислушаться к лесной неугомонной жизни, понаблюдать… Тоже и с речкой, морем, горами… Человек ищет всегда чем бы себя развлечь и получить какую-нибудь пользу: половить рыбку, поплавать, поставить рекорд в восхождении на очередную вершину, но вот наслаждаться природой в её естественной красоте человек разучился. В век высоких технологий природу заменило виртуальное пространство. Давно ли вы встречали в книгах неспешное описание природы? Увы, действие давно затмило пейзаж… Конкурс «Записки любителей природы и путешествий» в одном из своих назначений был призван возродить замечательную традицию облекать красоту природы в красоту слова. Авторам предлагалось поделиться своими эмоциями, возникающими при соприкосновении с прекрасным миром, стать на некоторое время натуралистами и передать читателю свои наблюдения… Ну и конечно, рассказать о том, как каждый предпочитает проводить время наедине с природой… Самое яркое личное отношение к далекому краю Камчатка, смог передать читателям Дмитрий Горячко в свой исповеди туриста (произведение «Камчатка. Исповедь туриста» http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=45&t id=249759&pid=0). Его монолог насыщен любовью и ненавистью одновременно. И каким-то детским изумлением – да неужто так бывает? Чтоб комары «…сплошным ковром…», и «Из ручьев можно воду пить без всякого там кипячения…», и «Люди там душевные очень да бескорыстные…» Вероятно, бывает - не была, не знаю. Но, прочитав исповедь туриста, у меня возникла иллюзия собственного путешествия в эти дикие места. В основном – благодаря яркому, образному языку автора, отсутствию в тексте лишних слов. Всё точно и ёмко, передано через собственные ощущения «…каково трое суток брести, не высыхая, в тумане, под дождём, вкрик одевая по утрам на себя отвратительно мокрую, холодную одежду, ночуя в непросыхающих спальниках, порой еле волочить ноги от усталости к вечеру…». И награда за прекрасное путешествие на Камчатку автору была соответствующая – первое место в конкурсе. Замечательный отпуск на берегу реки жюри провело вместе с героями рассказа «Ну, здравствуй!» Елены Николаевой ( http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=45& tid=265683&pid=0). Как это замечательно – на целый месяц полностью слиться с природой! Тут тебе и рыбалка, и купание, и грибы… И все-все почувствовали себя детьми природы – даже собака и кот. Или они как раз в первую очередь? Забавные диалоги, смешные сценки и ощущение легкости в каждом слове текста. Правильно, отпуск на природе должен очищать замусоренные организмы и умы городских жителей! И вот уже главные герои задумываются «а может, махнём на всё, переедем в деревню, а? Смотри, как здесь хорошо. Всем ведь хорошо – и тебе, и мне, и девчонкам, и даже зверям, а?» Но увы, рассказ подходит к концу и «пришла пора разбирать палатку, собирать рюкзаки, сматывать снасти да упаковывать корзинки и банки с многочисленными лесными-речными дарами: копчёными щуками, землянично-черничным вареньем, сушёными и солёными белыми – ровно шестьсот отборных шляпок среднего размера на пятилитровую банку, подсчитано.» У жюри прямо слюнки потекли от такого обилия даров природы! Но автор смогла и на прощание преподнести сюрприз читателю в виде забавного эпизода с подарком для бабушки: «какой подарок больше понравится заждавшейся в Москве бабушке: полная банка лягушек, гусениц или кузнечиков». Что из этого вышло лучше прочитать в рассказе, отмеченным вторым призовым местом в конкурсе. А вот Наталия Букан позвала жюри по клюкву (произведение «По клюкву» http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=45&t id=249747&pid=0). Оказывается не простое это дело – клюкву собирать! Говорят, что тяжело тащить из болота кого-то, а вот ты ж поди, найди это самое клюквенное болото! Жюри вместе с героинями рассказа блуждали по осеннему сырому лесу «С наслаждением дыша полной грудью, подруги шли по твёрдой бровке, покрытой пожухлой травой. Куда-то сразу пропали неуверенность и тревога, их сменила радость от красоты и покоя леса. В царившем здесь безмолвии изредка раздавались птичьи голоса да стук дятла, и невольно стараясь сохранять тишину, они разговаривали вполголоса….» Ах, как автору удалось передать эти голоса леса! И даже коварный туман не смог помешать насладиться прогулкой. А вот клюквы так и не набрали: то ли леший, то ли лесник, но то что Хозяин здешних мест – несомненно, уберег женщин от опасной затеи в туман по болотам шастать. Зато настроение после прочтения поднялось неимоверно и даже «неожиданно почувствовала облегчение оттого, что всё закончилось так, а не как-то иначе….». «По клюкву» разделил достойное третье место в конкурсе с другим интересным рассказом. «Шершни» Александра Гракова ( http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=45& tid=179233&pid=0). Забавный и колоритный дед Федор поведал свои воспоминания об своей поездке в раздольные леса незалежной Украйны. «А Украина, братцы,- дед мечтательно закатил глаза,- это степи, балки, река Донец и тут же тебе озера и леса, в которых грибов кишит – как на нашем Тузике блох.». Оказалось, что кроме всего перечисленного, на Украине много шершней. И хотя главные герои по собственной неосторожности потревожили их гнездо, последствия оказались более чем печальны – незадачливых отпускников собственные родственники не признали «Эффект встречи превзошел самые смелые предположения несчастных грибников: вначале ее глаза расширились при виде двух эфиопов, залитых зловещим мертвенным светом луны, до размеров чайных блюдцев». Множество курьезных ситуаций делают рассказ-байку приятным и необременительным чтивом. Здесь отражена не столько красота природы, сколько ее строгость к гостям – вот говорили же аккуратней удочками махать, ан нет, герои не послушались… Колоритный «народный» язык придают повествованию необходимую достоверность. Грамоту «За наблюдательность» получила автор Надежда Сергеева за свои «Путевые заметки» ( http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=45& tid=198290&pid=0). В своем автопробеге по родному краю она записывала все подмеченное по пути – как говорится «что вижу, то пою». И хотя основная часть текста принадлежит описаниям ситуаций с героями и их чувствами, автору все же удалось донести до читателя проблемы края и красоту природы по дороге из Нижнего Тагила до Магнитогорска. Вместе с автором мы скорбим о природе Карабаша «Два цвета – черный и оттенки желтого. Вот и все краски. На несколько километров дороги, на несколько сот метров в сторону от нее… справа – комбинат, слева – голые серо-желтые горы без растительности. На самом выезде из города нужно проехать по мосту через речку, нет, речкой то, что там протекает назвать невозможно,… нечто грязно оранжевого цвета со слегка заметным течением вдоль такого же цвета берегов.». Очень сильное описание! В этих заметках несколько чужеродно выглядит вставка «Сказка, рожденная в Карабаше». Жюри показалось, что описания проблем природы, данных ранее вполне достаточно для этого произведения. Смешение стилей: сказка в рассказе не является удачным приемом построения произведения. Но, тем не менее, очень интересно было прокатиться по дорогам Свердовской и Челябинской областей. Борис Львов ненавязчиво познакомил своего внука и нас, взрослых уже людей, с удивительным животным – лаской (произведение «Ласка» http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=45&t id=243868&pid=0). В короткой зарисовке ловко подмечены все особенности жизни и повадки зверька. Несколько нравоучительно звучит реплика про «сезонную окраску», но в целом Грамота «За познавательность» заслужена – детям интересно познавать мир в легкой форме диалога. Глубокой является и заключительная фраза зарисовки «У человека ум и руки, которые и помогают ему бороться за существование и маскироваться, если это потребуется». Правильно, это главное отличие нас от детей природы – животных, которых человек в силу своего превосходства должен защищать. Сразу два произведения, удостоенные грамотами, принадлежат перу одного и того же автора – Юрию Юркову. Жюри с удовольствием посмеялось над юмореской «Советы начинающим грибникам» ( http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=45& tid=247136&pid=0). Хороший юмор и описание ситуаций, которые ждут незадачливых грибников поднимут настроение читателя и помогут освоить такую тонкую науку, как грибничество. Именно за эти качества произведение было удостоено Грамотой «За юмор и здравый смысл». Второе произведение является скорее очерком – «Громовой колодец» ( http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=45& tid=247137&pid=0), в котором автор делится с читателем воспоминаниями своего детства. Там, в далеком прошлом, автор, тогда еще совсем ребенок, вместе с друзьями бегал к удивительному природному феномену – Громовому колодцу, образовавшемуся еще во времена Дмитрия Донского во время грозы, когда молния ударила в косогор. Пацаны с испугом и любопытством исследовали «громадную глубокую воронку; на ее дне ворочается, пульсирует оранжево-красное блюдце ключей. Родниковый ручей стремится вниз в лощину. Мы ложимся на животы и тянемся к искристому блюдцу, приникаем губами к обжигающим ледяным холодом фонтанчикам; от нескольких глотков начинает нестерпимо ломить зубы; хватаясь за высокие травы, карабкаемся вверх к теплу и свету. Леденит душу страх: а вдруг вздрогнет земля, вымахнет водопадом вода и накроет нас с головой». Но и повзрослев, автор не забыл малую родину. Теплом отдается в душе, что не оставили люди на произвол судьбы уникальный природный источник, не загубили, не замусорили. Напротив «Благодаря заботливым человеческим рукам Громовой Колодец заметно преобразился, и, главное, после освящения церковью приобрел статус Святого источника». Спасибо автору за то, что своим очерком он показал, что человек может не только брать от природы, но и платить за это добром. Грамота «За любовь к родному краю» в знак благодарности за позитив произведения Кроме произведений-победителей конкурса, а так же произведений, отмеченных грамотами, жюри выделило еще ряд работ, которые, не вошли в список награжденных, но были очень и очень к ним близки. Байка «Пари» Александра Гракова ( http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=45& tid=246841&pid=108&nom_id=274) было вторым произведением автора в конкурсе. Дед Федор дает уроки рыбалки менее опытным и более молодым сотоварищам. Как всегда, не обошлось без конфузов и курьезов. Крепкий сюжет, колоритный язык залог приятного чтения. Байка не претендует на серьезную встречу с природой, но гарантирует улыбку до ушей. Есть некоторые недочеты в тексте, но это легко исправит корректор. Еще один ранее «засветившийся» автор – Борис Львов и второе его произведение «Федосеич» ( http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=45& tid=241245&pid=0). На этот раз читателю предлагается очерк о старом охотнике. Оказывается и у бывалых мастеров охоты бывают промахи. И не хочется истинному мастеру их афишировать. Что ж можно понять! В рассказе очень хорошо раскрыт характер не просто охотника, но стареющего охотника. Несколько обескуражила жюри последняя фраза «Прошло семь лет, и я написал этот рассказ». К чему такая точность? Нет, мы поняли про тайну, которую «надо хранить до поры, до времени», но и так понятно, что рассказ написан после смерти Федосееича, т.е. когда тайну хранить уже не имеет смысла. Хороший рассказ представил на конкурс Александр Линев – «Ральф и Кнопка» ( http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=45& tid=249859&pid=0). Охота это не только охотник и добыча. Плохая охота без охотничьей собаки. Именно об этом и рассказ – о собаках. Умнейшие существа, глаза, нос, а зачастую и ноги, охотника. И даже такая «бестолковая» собака как Кнопка, может спасти хозяина. Ведь основное качество этих детей природы – преданность. Эта история закончилась благополучно потому, что «…человек и собака вовремя поверили и помогли друг другу». Природу подводного мира показывает читателю Алексей Хазар в своем рассказе-очерке «Йоланда» или унитазы на дне» ( http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=45& tid=207115&pid=0). Тонкое чувство юмора автора держит улыбку на лице читающих с первого до последнего слова рассказа. Автор же дает не только историю несчастной «Йоланды», но раскрывает секреты искусства дайвинга, а заодно описывает курьезные случаи при погружениях. Стиль рассказа легкий и читателю легко погрузиться вместе с автором на самые глубинные глубины возле рифа Йоланда – дабы познакомится с местными достопримечательностями «Ежедневно на Йоланду привозят с десяток групп дайверов, которые созерцают подводное изобилие унитазов и то, что осталось от любимого автомобиля капитана.» Очень колоритным вышел так же наполеон Кеша - «Не Бонапарт, а рыба-наполеон с характерной нахлобучкой на голове, напоминающей шляпу корсиканского авантюриста. Наполеона зовут Кеша». Советую всем читателям скорее познакомиться с настоящим наполеоном! Есть еще один рассказ, не вошедший в шорт-лист, но который мне бы хотелось все же выделить в своем обзоре. Рассказ «Черный грибник» Эвелины Нивиной ( http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=45& tid=249746&pid=0) сочетает в себе интригующий, почти мистический с элементами детектива сюжет и злободневную актуальность темы загрязнения окружающей среды. И, хотя мнение членов жюри резко разошлось в отношении этого произведения, я считаю, этот рассказ очень интересным. Имеются, конечно, огрехи в исполнении – повторы слов, лишни фразы. Но эти детали решаемы при обычной редактуре текста. А вот идея хорошо преподнесена – без скучных рассуждений и патетических лозунгов. Взял человек и сделал доброе дело – не дает рвать в лесу ядовитые грибы! И ведь сработало! «Легенда о Черном Грибнике в наших краях давно существует. Может и правда есть он». Что же касается остальных произведений, представленных на конкурс, то хочется спросить у части авторов: отчего пьянки на природе и анекдоты считаются «рыбалкой» или «общением с природой»? А рекламный проспект курорта вкупе с претензиями к туроператору или простое перечисление точек маршрута - «интересным путешествием»? На этом я могла бы поставить точку… Но ставлю многоточие, потому что про природу можно писать бесконечно и с бесконечной любовью! Хотелось бы надеяться, что в следующем году, если конкурс состоится вновь, конечно, жюри получит на разбор произведения, ничем не уступающие знаменитым «Запискам охотника» И.С.Тургенева. Не столько по стилю, сколько силе любви к родной земле! |