МАРИЯ БАШКИРЦЕВА: \" НА ЗОВ ДУШИ ЗАВОРОЖЕННОЙ\", О КНИГЕ КОЛЕТ КОСНЬЕ \"МАРИЯ БАШКИРЦЕВА. ПОРТРЕТ БЕЗ РЕТУШИ\". Москва . Издательство \"Терра - Книжный Клуб. 2008 год. 288 стр. Перевод Т. Чугуновой.. …Мария Константиновна Башкирцева никогда не писала стихов.. Она писала дневник – с малых лет.. Письма, картины.. В дневнике пыталась написать свою биографию. Полную, естественную, настоящую.. С думами, чувствами, впечатлениями… Как птица поет свою песню не задумываясь о каплях дождя, так и Мария Башкирцева хотела в своем сокровенном \"Дневнике\" написать свою песнь Души, не оглядываясь ни на кого, ни с кем не соревнуясь… Канва жизни. Неподдельная, неистовая… Изящная молодая девушка, умершая двадцати пяти с небольшим лет от роду , от чахотки, развившейся бурно едва ли не в детском возрасте, на почве подавленных желаний, слез от разлуки с отцом и родными местами, которые любила неподдельно, потому что были красивы и спокойны, как река, протекавшая в богатой усадьбе, как зеркальные пруды, как прохладные углы беседок - ротонд… Темные, хранящие тайны детства.. Ей нужно было создавать свое детство. Ибо на самом деле его у нее не было. Оно было украдено амбициями взрослых, их игрой в чувства, их ненастоящей, театрально – горестной каруселью разрывов, споров, судебных тяжб, неприязни и враждебности друг к другу, неистовства страстей, до сумасшествия. Скрывания их.… Делили ли при этом душу самой маленькой Марии, мечтавшей истово о своем мире – девушка умалчивает .. Или дает понять между строк… Вероятно, да… \"Дышать я могу только в мастерской или с чужими людьми, Появляться на публике со своей семьей давно уже стало пыткой!\" – признается Мария на страницах дневника. Думается, что делили еще и потому, что сама она жила - \"на разрыв\".. Хотела стать певицею, обладала чудным голосом, красотою, манерами, изяществом жестов и движений, но начала в результате жестокой простуды глохнуть, терять слух и врачи запретили заниматься пением. Жадно изучала языки. Читала на латыни и древнегреческом, французском и итальянском, оборудовала собственную изящную студию, в которой книги летели с полок, рояль соседствовал с мольбертом, ноты с палитрой и мастихинами.. Но жар чахотки съедал все силы души и тела. Не отдавая Марию во власть того, что она так любила и жаждала достичь. Ни во власть любви, ни во власть счастливого женского эгоизма – мир духов, поцелуев, нарядов, смеха, свободных прогулок, жизни вообще, которая может быть каплею вечности или брызгами моря.. Может быть чем то непреходящим, зовущим, волнующим, манящим.. Пенным и бренным одновременно. Чем всегда и бывает. Колет Коснье написала правдивую, изящную, строгую и страстную книгу о Марии Башкирцевой, восстановив подлинные страницы ее исковерканного душеприказчиками - родными и издателями дневника. В книге французской исследовательницы мы видим подлинной портрет Марии - неповторимый, яркий, незамутненный ничем. Как жемчужина, добытая со дна моря, сверкает перед нами всеми гранями ее сложный характер, обуреваемый страстями: печалью, метаниями неразделенной любви и тайнами даруемыми незнакомцам и светским ухажерам на балах и маскарадах пылкостью разбуженного девического сердца, сладостью заветных мечтаний достичь вершин творчества, и мятной, зрелой горечью несбывшихся надежд, тающих, как снег, в ожидании неизбежного финала – смерти. … Отрывки писем Марии к Гюи де Мопассану и Жюлиану Бастьен Лепажу, приведенные в контексте книги Колет Коснье потрясают своей беззащитностью, обнаженностью души и одновременно – чувством собственного достоинства, женственностью, изяществом, лукавством, глубиной восприятия мира и чужого сердца: \" я понимаю , что это счастье – жить в семье, и я была бы несчастной, случись мне не иметь семьи. С семьей можно делать покупки, кататься в Булонском лесу, посещать театр. В окружении семьи хорошо болеть, лечиться, словом, все, что относиться к обыденной жизни, но только не путешествовать!!!Это как если бы мне нравилось вальсировать со своей тетей. Скучно и даже смешно. 25 октября 1881 года. \" \"Я думала, Бог оставил мне живопись и заперлась в этом, как в последнем прибежище Но вот и она от меня уходит, а мне остается лишь выплакать все глаза…\" 30 ноября 1881 года Испания. Из путевых писем Ж. Б. Бастьен – Лепажу. \"Я все еще в возрасте, когда мысль о смерти кружит голову. Мне кажется, никто так не любит всего, как я: искусство, музыку, живопись, книги, свет, нарялы, роскошь, шум, покой, смех, грусть, тоску, шутки, любовь, холод, солнце; все времена года, все атмосферные явления, спокойные равнины России и горы вокруг Неаполя; снег зимой, дождь осенью и з весну с ее безумием , тихие летние дни и прекрасные звездные ночи..\" я хотела бы все повидать, все иметь, все обнять, смеяться со всем и умереть, раз так нужно, через два года или через тридцать лет, умереть с упоением, изведав и эту последнюю тайну, этот конец всего, либо - божественное начало.\" Дневник. Неизданное. 11 марта 1884 года ________________ .. Ее называли чудо - ребенком, цветком, «Однако, Мария Башкирцева – не ребенок, не Муся!» – эмоционально и горячо восклицает К. Коснье на страницах своей книги. \" Нужно читать ее \"Дневник\" целиком, без изъятий, чтобы открыть в нем нечто большее, чем эхо исчезнувшего общества, либо историю больного человека: это свидетельство творческой личности, из которого можно понять и то, почему так мало женщин, преуспевших в области искусства. Ее записи проливают свет на противоречия и конфликты, которые пережила женщина, выбравшая путь созидания. \"Дневник\" можно читать и как рассказ о битвах, надеждах и отчаянии. Это полное горечи констатация порядка вещей: мир творчества принадлежит мужчинам, женщины терпимы в нем лишь в той мере, в какой исполняют роль, которой от них ожидают - слишком хорошенькие женщины никак не могут быть полноценными творцами, женщины, не годящиеся на роль Музы, могут быть лишь бледными отражениями творцов, женщины низшего порядка, невежественные, в силу благопристойности вообще не подпускаются к творчеству.\" – Со страстью и горечью резюмирует Колет Коснье в эпилоге книги о Марии Башкирцевой, \"русской нимфе, элитарном существе, любимице богов\", многоликой, как мозаичное полотно эпохи Возрождения. \"Дневник мадемуазель Марии, - продолжает исследовательница, \" показывает долгий путь к освобождению, рождение женщины - художника, понимающей, что она обманута, что настало время становиться самой собою, а не Этерией, не вдохновительницей. Этот крик души был задушен сперва болезнью, а потом и смертью.. Убил ее туберкулез, но умерла она от невозможности существовать, созидая, в обществе, которое исказило ее посмертный образ\" Подлинный образ Марии Башкирцевой все еще скрыт от нас.. Как нужно услышать, узнать, увидеть, ощутить его истинные краски, узнать в себя в них и ответить на \"зов Души завороженной\".. Настанет ли такой миг, час, день? Листая, страницы книги К. Коснье я постоянно думаю об этом.. Приглашаю и Вас поразмышлять, друзья… А вдруг он уже пробил? Не пропустить бы… © Светлана Макаренко. Ноябрь 2011 год. При подготовке авторского текста использованы следующие материалы: Мария Башкирцева. \" Дневник\". Издательство \"Захаров\" М 2001 год. К. Коснье.» Мария Башкирцева. Портрет без ретуши». М. Терра – Книжный клуб\" 2008 год. Личное собрание автора статьи. Светлана Макаренко. Мария Башкирцева. \"Единственная роза в моей жизни». Биографическое эссе . |