ДЕВУШКА И СМЕРЧ /пьеса из прошлого и о прошлом/ ... снились ей какие-то демоны, а потом явился Вельзевул, но она была в одном исподнем, и он застеснялся. А. П. Чехов «Из записных книжек» Театр представляет собой 19-й век во всём его привычном разнообразии: тропинки, идущие неоткуда и ведущие в никуда, пруд, заросший ивняком, как паутиной, и склонившаяся над прудом, подобно известной башне, беседка. В беседке ОН и ОНА. Ему больше сорока, ей меньше восемнадцати. Он напоминает отмывшегося грешника, она — ангела с неопалёнными крылышками. Чтобы понятно было о чём речь, скажу: Бога нет, но, как всегда рядом дьявол. Издалёка доносится музыка, и ОН пользуется этим, чтобы начать разговор. ОН. Хорошо играют черти! Это, между прочим, военный оркестр, а не какие-то консерваторские чухры-мухры. ОНА. Вы любите музыку? ОН. Не то, чтобы люблю, но уважаю. ОНА /после паузы/. А женщин? ОН. Люблю. Особенно девушек. ОНА / преодолев смущение /. И как эта любовь у вас выражается? ОН. Выражается? Простите, но я не выражаюсь, а говорю, что думаю. ОНА. Даже дамам? ОН. Им тем более. Девушка не всё поймёт, потому как воспитание домашнее, а дама... /молчит/ ОНА /нетерпеливо/. Дама что? ОН. Дама ничего. Понимает без слов. ОНА. Тогда скажите... ОН. Чего изволите? ОНА. Что вы думаете обо мне? ОН /смутившись/. Девушке такое... Как можно? ОНА. Но ведь думаете? ОН. Всенепременно. С утра до вечера, а иногда и ночью. ОНА. А ночью зачем? ОН. Чтобы быстрее прошла. ОНА /топнув ножкой/. Скажите или нет? ОН /подумав/. Нет-с, не смею. ОНА /нетерпеливо/. Но почему, однако? ОН. Потому, как девушка... ОНА. Но если не скажите, как я узнаю? ОН. Догадайтесь. ОНА. Давно догадалась, но вы должны подтвердить. ОН. Нельзя. Такое нельзя! ОНА. Плохое? ОН. Как можно-с! Но то, что хорошо мысленно, на словах выглядит... щепетильно. А потому даме, тем более девушке, ничего или пускай идёт к чёрту. ОНА. О!! ОН. Испугались? И это притом, что я молчу. А ежели б заговорил? ОНА. Какие вы, мужчины, странные ... и интересные. ОН /самодовольно/ Я не мужчина. ОНА /поражена/. Не может быть! /внимательно оглядывает его/. Я ничего такого не заметила. ОН. Это внешне-с, в видах общественного приличия вынужден соблюдать мужскую диспозицию. Понимаете? ОНА. Нет, но очень интересно /догадываясь/. Стало быть, вы вурдалак? ОН. В некотором смысле. ОНА. Я растеряна. Смущена. Я в приятной панике. Никогда ещё... Однажды, правда, но даже тогда не то... ОН /декламирует/. Постель была расстелена, и ты была растеряна. ОНА. Вы что-то сказали? ОН. Позвольте мне быть откровенным. Кого вы предпочитаете, того, кто портит вам кровь, или того, кто пьёт? ОНА. Я на распутье. Ведь для того, чтобы понять, надо сравнить. Я согласна. ОН. Вы о чём? ОНА. Любой способ хорош, кроме скучного. Делайте своё вурдалачье дело. ОН/ размышляет/. Сам себя загнал в ловушку. Теперь, когда выясниться, что я не тот, за кого себя выдаю, эта невинница заставит меня быть тем, за кого принимает. Обнимаются ОНА. Вурдалак, вы когда-нибудь любили по-настоящему? ОН. Не только любил, но даже ёб-с. КОНЕЦ Борис Иоселевич |