Добро пожаловать на форум Открытого финала ВКР: ---------- Никита Брагин Страничка автора Мастер Поэзии по итогам финала ВКР-2009 за стихотворение «Московское рождество» Король Поэзии по итогам финала ВКР-2008 за стихотворение «Диалог осла и Росинанта» ---------- Рассуждать о стихах Никиты Брагина невероятно сложно. Чтобы разобрать «по полочкам» хотя бы одно стихотворение, нужна немалая эрудиция и столь же великое интуитивное чувство слова. Однако сложность текстов Никиты не из тех, что называют заумью или абсурдом. Налицо проекция мировой культуры порядка на два выше, чем та бытовая культура, которую мы привыкли узнавать, скажем, в «типичной» гражданской или любовной лирике. Не насытят пиры и забавы, не споет \\\"Лоэнгрина\\\" немой, паучок, заблудившийся в травах, не отыщет дорогу домой, и пергаментом высохнут годы отболевших любовей и бед, и покажутся мертвой природой каждый плод, каждый лист, каждый цвет, и, заслуженный срам обеспечив, мы вползём вереницами туш в серпантин обескровленной речи, в лабиринт обезбоженных душ… Все больней, все дороже, все жальче колокольчика тающий звон, потерявшийся солнечный зайчик в темноте засыхающих крон, золотые слезинки светила на угрюмых морщинах коры - наших лет виноград и точило, наши песни и наши дары, - теплота подошедшего теста, майский мёд в золотом лепестке, и зеленая палочка детства в онемевшей от боли руке. («Кроткое слово») О чем это? Может, о старости, о разрушенных надеждах? Я боюсь быть недалеким. Мне здесь (в третьей строфе) видится аллюзия к лермонтовской «Думе»: «И к гробу мы бредем без чувства и без цели…». Цепь образов, образующих мотив тоски по ушедшему детству: «колокольчика тающий звон, // потерявшийся солнечный зайчик…», «зеленая палочка детства»… С другой стороны, виноград – своеобразный признак зрелости, а подошедшее тесто – старости (?). Онемевшая рука бывает, когда сильно что-то держишь и не желаешь отпускать… Стихотворение состоит всего из двух предложений, каждое по три катрена. Автор, думается, умышленно заостряет на этом внимание графически, не используя заглавные буквы в начале всех строк, ставя их только в началах предложений. Первое предложение – это некое пророчество (как мне показалось, не без самолюбования); второе – ностальгическая элегия. Возможно опять же, что первое вложено в «уста» буйной молодости, а второе – мудрой старости. Вот так, по маленьким осколкам восстанавливается мозаика. И пусть это объяснение не на 100% будет соответствовать авторской интерпретации – удовлетворения от разгадывания тайны данный факт не уменьшит. Сила художника-символиста в умении заставить зрителя вглядываться в детали, искать ключики к ‘образам и действиям. Взаимодействие достигается путем ассоциаций, намеков, аллюзий. Происходит диалог. Не обычное «отражение мыслей писателя», а именно диалог. И, конечно, не только в «сложности восприятия» и в разгадывании тайны заключается ценность такой поэзии. Наверное, способность автора создать такой свой собственный художественный мир, который был бы, с одной стороны, неординарным городом со множеством незнакомцев, маленьких лазеек и потайных ходов, а с другой – проводником к традициям мировых культур, - это именно то, что будет примером для будущих поколений писателей. Поскольку именно такой, новаторский, тип мышления (от Боккаччо и Рабле до Джойса, Замятина, Верлена, Бродского…) всегда выводил литературу на новый этап. ---------- Интервью с Никитой Брагиным. Краткая творческая биография: НБ: Родился в 1956 году. Выпускник МГУ (1978 г., Геологический факультет), доктор геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник Геологического института РАН, профессор кафедры региональной геологии и палеонтологии РГГРУ (МГРИ), автор большого количества научных работ. Член Союза писателей России. Автор нескольких книжек стихов (\\\"Камни, песчинки, потоки\\\", 2005; \\\"Лаура делла Скала\\\", 2006; \\\"Четыре стихии\\\", 2008; \\\"Пятый угол\\\", 2010). Победитель многих поэтических конкурсов. АБ: Ваши стихи зачастую переполнены аллюзиями. Они пишутся для определенной читательской аудитории или расчет сделан на то, чтобы читатели освоили словари? НБ: Я пишу для всех. Кому-то могут быть непонятны мои образы - я всегда сопровождаю свои книжки собственными примечаниями. Я не ставлю целей культуртрегерства, просто я так думаю - это обычно для моих работ. АБ: Вы где-то обмолвились, что у Вас собственная концепция стихосложения, которую Вы сейчас развиваете в творчестве. Можно об этом в двух словах? Какое Ваше стихотворение Вам сейчас наиболее ценно и почему? НБ: Я в целом приверженец классики. Но при этом признаю любые формы, главное, чтобы это было талантливо, и не являлось имитацией поэзии, или симуляцией творчества. Я стремлюсь к насыщенности, концентрированности стиха, при сложной версификации - предпочитаю большие и сложные строфы, люблю тройные и четверные рифменные цепи, широко варьирую метры, использую мало применяемые метры и размеры. Из имеющихся на этом сайте стихов наиболее дороги \\\"Радуйся\\\" и \\\"Йозефов\\\". В обоих применено видоизмененное (усложненное) балладное восьмистишие. АБ: Как Вы считаете, насколько важно для поэта быть литературно образованным, эрудированным? (Я имею в виду, что иные пишут «от души», не заботясь о каком-то культурном, историческом контексте своих творений.) НБ: Абсолютно необходимо. Сочинительство \\\"от души\\\" годится для самодеятельности, для какого-нибудь районного лито. Это уже не искусство, а кустарничество. АБ: Недавно узнал, что Вы активно боретесь с плагиатом (читал Вашу статью на Стихире о Валентине Валееве). Стоит ли игра свеч – если учесть, что на место одного разоблаченного придут двое других? Какую задачу Вы поставили себе? НБ: Стоит, потому что разоблаченные уже не могут этим заняться. а новые попадают в среду, уже ориентированную и информированную. Стоит еще и потому, что это весьма забавная охота. АБ: Вообще всеобщее увлечение «творчеством», все эти «мильены» серых авторов, рвущихся на литсайты — есть в этом хоть какой-то смысл, прок? Как среди этого моря развиваться талантливому писателю? НБ: У таланта всегда проблемы. в любом обществе ему трудно. Наше время ругают. Ну, дрянненькое, согласен. Но давайте вспомним советскую действительность. Где тогда был ваш покорный слуга со всеми его стихами? А бездари успешно печатались. Кто-то хорошо спародировал советскую песню - Не надо печататься! Вся жизнь впереди! Вся жизнь впереди, надейся и жди. Вот мне и оставалось тогда только надеяться и ждать. А сейчас, при этих \\\"серых мильенах\\\" я все-таки могу и печататься, и конкурсы выигрывать, и быть в числе хвалимых и ругаемых важными критиками - в общем, даже не мечталось о таком. АБ: «Что хочет автор» - Ваш «дом» или временное пристанище? Каковы цели Вашего пребывания здесь (себя показать, на других посмотреть)? НБ: Все мы в этой жизни странники, и земля наша всем нам только временное прибежище. Мы приходим и уходим. Но думаю, что когда настанет время мне покинуть сей приют (я имею в виду ЧХА), то я с благодарностью вспомню время, проведенное здесь. Цель пребывания? Прежде всего - участие в конкурсах. Их тут много, есть на чем потренироваться. АБ: Как Вы (только честно) можете охарактеризовать портал ЧХА, разнообразие его конкурсов, квалификацию жюри, способствование творческому росту писателя? НБ: Очень хороший портал, на мой взгляд - лучший в сети. Разнообразие конкурсов - 1 место в сети. Жюри компетентное, без закидонов, придури, с уважительным отношением к авторам и с очень высокой (неожиданно!) степенью объективности. Способствование творческому росту - высокое. АБ: Было ли в конкурсе ВКР что-то новое или необычное для Вас? Была ли победа желанной? Неожиданной? Приятной? НБ: В каждом конкурсе есть что-то новое. Победам, успехам я, конечно, рад. Было бы ханжеством утверждать иное. Неожиданной? Может быть, только отчасти. Я достаточно уверен в себе, в своих работах, они часто становятся призовыми, и не только на ЧХА. Только что оказался в числе победителей межрегионального конкурса к 190-летию Некрасова. Жду итогов четвертьфинала конкурса \\\"МК\\\". Жизнь идет. АБ: Портал ЧХА меняется, преобразуется. Хотели бы Вы остаться его автором? Какие изменения Вы хотели бы в нем видеть? НБ: Пока уходить не собираюсь, да и зачем? Какие изменения хотел бы видеть? Не знаю. Я, вообще-то, скептически отношусь к реформам, и часто говорю - \\\"лучшее - враг хорошего\\\". Но дельные нововведения я буду приветствовать. Только всегда надо хорошо все обдумывать. АБ: Большое Вам спасибо, Никита! Декабрь, 2011 |