Высокий Суд! Уважаемые господа Присяжные заседатели! В короткой обвинительной речи сложно охватить весь спектр деяний, совершенных и несовершенных автором Геваргисом Бит-Юнаном при создании рассказа «Полет в журавлиной стае». К делу приложены четыре страницы мнений Присяжных – Е. Николаевой, М. Гринберг, В. Доконта, Л. Вильгельм, А. Гракова (Лекса), Р, Карапетьяна, А. Мецгера, И. Половкова, Яна Кауфмана. Более 40 страниц советов по литературной работе при написании рассказа набралось только при беглом просмотре статей филологов, критиков и литературоведов. «Клики» в Интернете по этой теме выдают миллионы ответов. Непростое, оказывается, дело сотворить рассказ. Впечатляет простое перечисление требований, которые предъявляет к писателю триада – Идея – Сюжет – Язык. Тома исследований, трудов, лекций, диссертаций написаны по этим вопросам. И говоря юридическим языком, их незнание не освобождает автора от ответственности перед читателем. Для примера, назовем перечень требований к Детали (подробности) в произведении. Первый аспект детали - это апелляция к органам чувств: обогащение изобразительного ряда текста. Он включает: 1. Цвет. 2. 3апах. 3. Вкус. 4. Звук. 5. Осязание. Второй аспект детали – описание: 1. Портрет. 2. Пейзаж. 3. Интерьер. 4. Жест. Из прочих аспектов, в которых рассматривается деталь, можно выделить: 1. Достоверность. Вся профессиональная терминология в художественном тексте работает на это: если автор интересно, точно и понятно рассказывает о тонкостях в военном деле, в труде шахтера, медика и т.д. - - это рождает доверие читателя. 2. Символичность. Вспомним знаменитый дуб в "Войне и мире", репейник в "Хаджи Мурате". 3. Смысловая нагрузка. Настроение, авторское отношение, ассоциация. У неприятной женщины чулки "поросячьего цвета" (из повести Набокова "Машенька"). Знаменитый дождь в финале "Прощай, оружие!" Хемингуэя: трагедия и прозаичность. 4. Функциональность. Если в первом акте на стене висит ружье, то в пятом оно должно выстрелить. Деталь должна быть необходимой и работать на общую идею. И всё же Детали, извините за каламбур, это только детали. Автор начинает работу с осмысления мотива и цели создания произведения. И это тема для отдельного разговора. Но вот рождается Первая фраза. Ей писатели придают большое значение. Её ищут, создают оттачивают. Ибо она – камертон и локомотив для всего сюжета. Вспомним: «Всё смешалось в доме Облонских». Не будем далее «растекаться мыслью по древу» и обратимся, наконец, к тексту рассказа …. Что считать в нем Первой фразой? найдена ли она? Начало дано курсивом: -Доктор, ну как он? -Бредит. Журавлей вспоминает. Надежды нет. Читатель не совсем понимает, почему воспоминания о журавлях лишают надежды (это стилистический огрех) и читает далее: -Ну, неужели, ничего нельзя сделать – вы же врач? -Извините меня, я вам очень сочувствую – тяжело видеть, как уходит из жизни близкий человек - ваш отец, но…Я врач! Я умею лечить болезни. Но здесь я бессилен. Мы еще не научились лечить старость. Мы так и не узнаем из рассказа, кто умирает и кто задает вопросы (сын? дочь?). Но этому сыну-дочери можно посочувствовать: на смертном одре отец вспоминает не о жене и детях, а о давнишнем, мимолетном увлечении. Не тянет «курсив» на Первую фразу по стилю. По смыслу она дискредитирует героя повествования. И сюжетный мостик от нее не проложен. Второй абзац – неумелый портрет героини: «Вся светлая» (мне, например, представилась бабушка-одуванчик). Есть такой прием: если первая фраза не найдена, можно выбросить абзац, страницу и найти нужные слова. Они в тексте есть (в 4-м абзаце): Они встретились неожиданно,(зпт) за госпитальной оградой. Тогда начало рассказа требует переработки. Попутно автору не мешает по всему тексту поработать над реализацией задуманной фабулы, выстраиванием сюжета и композиции. В фабуле, мне думается, Геваргис не определился в характерах героев. И они не прорисованы. Сергей предстаёт просто сексуально озабоченным мальчишкой (тогда и посвящение всем мальчикам, ушедшим на войну, опошляется). Инга - то смеется с раненными и зазывает Сергея в лес, то негодует и называет его подлецом. Детали убедительные не найдены, характеры не раскрыты. Потому и вышел в рассказе на первый план образ капитана Онегина. Его портрет дан зримо, в отличие от совершенно безликого Сергея. Онегин говорит «высоким штилем» с подчеркнутым «так-с», и этим выделяется. Однако воспринимать монолог Онегина мешает деталь, которая работает против сюжета. Сергей смотрит на «заключенного» в какую-то щелку- глазок. Капитан не видит собеседника, называя его то младшим братом, то белокурым юношей и разговаривает с пустотой. Здесь нарушен принцип достоверности повествования. Перейти к основному вопросу обвинения – о криминальных деяниях в отношении литературного языка рассказа - позвольте с двух высказываний классиков: Первая же страница, на которой автор откроет свою новую книгу, всегда содержит ошибку. Артур Блох Итак, мы начали писать. И, прежде чем продолжить, давайте зададимся вопросом: поймут ли нас те, к кому мы обращаемся, то есть читатели. В процессе письма мы должны думать об этом постоянно. Правильно ли мы выражаем свою мысль? Грамотно ли? Верно ли подбираем слова, используем правила орфографии и пунктуации, законы логики? Для того чтобы уверенно ответить на эти вопросы, нам необходимы грамотность в правописании и знание основ (хотя бы основ!) стилистики - без них никуда. И.С. Тургенев. Письмо Полине Тургеневой от 27 марта (8 апреля) 1858 г. Не порадовал их Геваргис в своей работе. Об этом много говорили Присяжные. Подведем итоги в жарком споре об упомянутой автором «ноге в рыжей шерсти». Стилистически ущербна вся фраза: Положив здоровую, наполовину обнаженную ногу в рыжей шерсти на спинку кровати, он курил. Сложно представить себе такую позу. Где же больная нога? Наполовину обнаженную ногу – неверно по стилю. Где половина у ноги? Можно сказать: обнаженную (оголенную) до колена ногу. Соседство слов «обнаженную… в рыжей шерсти» - стил. ошибка и требует правки. Концовка «он курил» сбивает на то, что он курил ногой. Лучше «он курил» перенести в начало предложения. К сожалению, нет возможности также подробно разбирать другие стилистические ошибки в тексте. Просто их перечислим: -Доктор, ну как он? -Бредит. Журавлей вспоминает. Надежды нет. Она ходила в поблекшем ситцевом платьице, в сером (а когда-то он был черным) простеньком жакете. Вся светлая – «Неужели дочь?» - думал Сергей и улыбался: ребенок с ребенком. Девушка разговаривала с больными и много смеялась, На секунду Сергей задумался... Оказывается, Онегиным звали одного безногого капитана. и на лицо нагонял тень тоски Отсмеявшись, Сергей ответил: улыбка стала блекнуть на ее лице. Сегодня его заставят вымыться, сменить белье - и все. Свой сахар он каждый день и так дает, но этого девочке мало. стыд за жадность соседа пламенем потек по его лицу. В нижнем маленьком глазке стекла не было, и «заключенные» общались через него Положив здоровую, наполовину обнаженную ногу в рыжей шерсти на спинку кровати, он курил., втиснув в глазок лицо. -У меня есть семь комочков, Жена спуталась, но аттестата не возвращает… переживающе сморщился. почтение, смешанное с жалостью, цепко овладело им. ждут друг от друга других, сразу после обеда, когда больные готовились ложиться в постели. не читал в эти дни и не просиживал за шахматами – выглядывал ее. Однако ответил откровенно: -Скучал. Надоело! Скорее бы домой. Вот много там диких яблок, урюка! Прямо под каждой яблоней или урючиной хоть лопатой греби. Мы и зимой туда ходили, на лыжах… озорно, размахивая костылем арык, самый главный у колхоза. в глазах целый пожар, неистовствовали в драках воробьи, , ответил Сергей и незаметно оглядел себя. «Черт возьми, на кальсонах хотя бы пуговицы были. Но вместо них - тесемки…» у него все упорнее становилась мысль, сбочь дороги: -Тут много таких болот, - сказала Инга, одернула платье и села., помахивая перед собой стебельком ржи с длинными и прямыми листьями. немо приказывая ему молчать обняла его за плечи, чтобы он увереннее держался на костылях. на этот раз все показалось ему еще более доступным, однако теперь были рядом журавли… На небольшой возвышенности, невидимой во ржи, , шевеля опущенными до земли крыльями, выскочил один журавль и пошел, пошел по кругу… Сергей не выдержал, прыснул в кулак: он вспомнил отца., враз утихомирились и принялись за туалет. – спросила Инга, не убирая дружеской руки с плеч Сергея. прилипнув всем вниманием к великолепным птицам Инга, присела, наклонилась и прижалась головой к его виску. Сергей только почувствовал запах ее волос, прижал девушку к земле и подмял под себя., - и пошел быстро, далеко выбрасывая костыли. Слезы исчезли из ее глаз, говорила она, часто шагая рядом. – не сбавляя широкого шага деревянной подмоги. лежал на койке неподвижно и видел, как Инга ходила и ходила мимо госпитальной ограды, Сложно выполнить творческую задачу, не овладев главным инструментом писателя – русским литературным языком. И все же хочется пожелать Геваргису успеха на этом тернистом пути. Ведь способности к литературному творчеству у него есть. И немалые. Пусть его девизом станут слова мудреца: Мы должны стремиться не к тому, чтобы нас всякий понимал, а к тому, чтобы нас нельзя было не понять. Вергилий. Прокурор Дрон Правдин |