СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРОКУРОРУ Школьный вальс (авторская песня). Автор Ян Кауфман ____________________¬ Уважаемый Суд! Уважаемые Присяжные заседатели! Приветствую всех любителей и ценителей авторской песни и песенного жанра! Все мы имели возможность прослушать авторскую песню нашего уважаемого Яна Кауфмана «Школьный вальс» в исполнении автора. Песня поётся. Она лирична. Её слова и мотив просты и непритязательны, как у большинства бардовских произведений. «Песня поётся» - слова, за которыми кроется великая тайна из разряда: Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется… Так сказано о стихах. Но в песне предугадать, уйдет ли её слово в народ ,или отзовется в кругу друзей автора, или умолкнет после первого исполнения, еще сложнее. Как говорится, «тайна сия велика есть!» Есть песни народные, которые сложил народ, есть - всенародные, ставшие такими благодаря талантам композиторов и поэтов, есть – популярные: шлягеры, хиты, - которые звучат только за счет их «раскрутки» продюсерами. Что предопределяет их судьбу? Да, слушатель ждет от песен задушевных слов и музыки. Но «холодный анализ» не в силах дать вывод, почему многие профессионально сделанные мелодии и тексты не трогают наши души и сердца. В то же время, других авторов или другие их произведения - ждут триумф и популярность. Дело доходит до парадоксов. Многие вам известны. Они в том, что лирической песне противопоказана проверка «алгеброй гармонии». Нельзя рассматривать текст отдельно от мелодии. Конечно, речь идет о качественных стихах, в которых нет ошибок в стихосложении. Всем известен пример с популярной и поющейся «На тебе сошелся клином белый свет». Вот один куплет: На тебе сошелся клином белый свет, На тебе сошелся клином белый свет, На тебе сошелся клином белый свет, Но пропал за поворотом санный след. Здесь автор использует или «эксплуатирует» свойство поговорок, присказок запоминаться, «цеплять», в данном случае - «свет клином сошелся». Во третьем куплете – «сколько зим, сколько лет». «Перебор» здесь в том, что присказки составляют основу текста, повторяясь троекратно. Но песня – поётся! И ничего здесь не поделаешь. Сегодня с экранов ТВ, на дискотеках певцы, зрители, танцующая молодежь лихо и с чувством распевают слова и вовсе анекдотические. Вот подборка: “Наши руки - не для скуки…" "Для любви сердца, у которой нет конца..." "Когда мысли мои ни о чем, тогда мысли мои о тебе…" "Милая киска, пришли мне свои глазки…" "Твоя раскосая улыбка…" "Люблю твои волосы в лампе ночной…" "Я целую тебя в рот, ты меня – наоборот…" "Ты не ходи и глаза не отвертывай…" "Обними меня, закрой глаза…" "У меня на плечах губ сожженных зола…" "След от помады я оставлю на твоем столе…" "И её изумрудные брови колосятся..." "Хлопай ресницами-и взлетай! Синицею.И пугай!" Современная колыбельная: "Колотушка тук-тук-тук, спит животное паук." Но вернемся к теме. Авторская песня потому так и называется, что ее создатель является исполнителем и главным продюсером-распростр¬анителем.¬ Однако далеко не у всех есть возможность участвовать в концертах, фестивалях. Да и там легко затеряться среди сотен бардов. По тексту авторской песни Яна Кауфмана присяжными высказаны некоторые замечания и предложения. Возможно, какие-то из них автор примет и учтет. Но, в целом, слова песни легли на музыку и составили произведение «Школьный вальс». То, что сегодня, спустя много лет после создания, мы слушаем и обсуждаем эту авторскую песню, говорит о том, что она живет и звучит. И повинен в этом автор – Ян Кауфман. Прошу Присяжных заседателей признать его виновным в признаках мастерства. Прокурор Николай Бур |