Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Загадки, шарадыАвтор: Сони Дэймар
Объем: 11725 [ символов ]
Призраки постмодерна
* Аннотация:
Ликбез, признаки, наиболее значимые постмодернисты.
 
 
ПРИЗНАКИ ПОСТМОДЕРНИЗМА
 
"Все вещи, возникающие у меня в голове, растут не из корней своих,
а откуда-то с середины. Попробуй-ка удержать их, попробуй-ка держать траву
и самому держаться за нее, если она начинает расти лишь с середины стебля".
Из дневника Франца Кафки
Отцы "шизоанализа" Жиль Делез и Феликс Гуаттари раскладывали книги по трем полкам. На первую они ставили самые примитивные "черно-белые" книги с жесткой осевой структурой - эдаким корнем-фаллосом, неизменно растущем в одном направлении. На второй полке у них стояли книги с более мудреной корневой системой - их пракорень, так сказать, усыхал, порождая энное количество дочерних корней, которые всё равно росли в одну сторону, стремясь к некоему единству в следующем измерении. То ли Гуаттари, то ли Делез обмолвился, что на этой полке стояли труды Джойса и Ницше. Третья же полка предназначалась для книг с поистине запутанной корневой структурой, в принципе не имеющей родительских корней, жестких осей и какого бы то ни было единства. Не было новых измерений - использовались лишь имеющиеся множества с динамичной структурой и отношениями, множества, составляющие одновременно и оригинал и копии-репродукции. "Нет ни привилегированной точки зрения, ни объекта, общего для всех точек зрения, - говорил Делез. - Нет никакой возможности иерархии". А Гуаттари цитировал Франца Кафку, писавшего о деструктурных мыслях в своей голове.
Об этом также говорила романистка Айрис Мердок, деля романы на "журналистские"(бытовые истории с безликими персонажами и внешней повествовательной манерой) и "кристаллические"(внутренний мир героев с абстрактной литературной моделью). Её не устраивали оба варианта, она бы с удовольствием заглянула на третью полку, но "о времена, о нравы"...
В те времена литература делилась на два типа - элитарную и массовую. Элитарным, как известно, был модернизм, безапелляционно охарактеризованный Лесли Фидлером "бедностью духа", коль скоро живущие в элитарных башнях лишали себя большей части культуры, расположенной "ниже уровня облаков". Фидлер призвал к стиранию границ между элитарным и массовым, что непременно расширило бы возможности литературы и предоставило художнику публику. Но достичь этого можно было только методом "двойного кодирования"(например, внедрение остросюжетного детектива в философский трактат - так сказать, и вашим и нашим), о чем писал Умберто Эко на полях "Имени Розы", и что он неоднократно проделывал в этом и в других романах. "Постмодернизм - ответ модерну, - сказал Эко. - Если прошлое нельзя уничтожить - что пытался сделать модерн, но пришел к немоте - то, следовательно, его нужно иронически переосмыслить". По мнению итальянского ученого, в каком-либо сюжете можно и нужно цитировать другие сюжеты, осмысливать их, иронизировать над ними, наступая на шею конформизму.
"Произведение постмодерниста должно находиться на грани "реализма с ирреализмом, формализма с содержанализмом, - добавлял У. Эко, ссылаясь на Ролана Барта, - элитарной литературы с массовой".
Предвестником постмодернизма был поп-арт, культивировавший парадоксальное сочетание бытовых предметов, механических копий, фрагментов печатных изданий и тому подобное. Уже тогда стали рушиться эстетические табу, стерлась грань между "высоким" и "низким", уродливым и прекрасным. Старые средства синтезировались с новыми техническими средствами творчества.
Одним из первых теоретиков постмодернизма был Жак Деррида, боровшийся с метафизикой посредством деконструкции понятия бытия. Анализируя каждое высказывание, Деррида старался обнаружить в нем противоречивость, а затем, аналитически расчленяя и перегруппировывая, приходил к двум и более выводам. Понятие логоса как краеугольного камня культуры западного образца подверглось переосмыслению в философии постмодернизма. Логоцентристская парадигма, основанная на существовании универсальной закономерности мироздания, где источник всегда стоит над копией, а идея - над воплощением, всячески подрывалась процедурой деконструкции. "Нет больше логической ячейки языка - фразы", - заявил Ролан Барт. А Жак Деррида провозгласил "освобождение означающего от логоса и связанного с ним понятия истины". Постмодернизм осуществил радикальный отказ от идеи линейности и сопряженной с ней идеи однозначной рациональности, выраженной в понятии логоса.
Ситуация изменилась - уже никакой язык или метод не мог господствовать в реальности. "Все языки и все коды, - сказал Михаил Эпштейн, - все философские школы и художественные направления теперь становятся знаками культурного сверхъязыка, своего рода клавишами, на которых разыгрываются новые полифонические произведения человеческого духа". В произведения постмодернизма нет какой-то одной, глобальной истины, но локальные истины существуют в каждом фрагменте. Заимствованные и собственные идеи сливаются, их уже невозможно отделить друг от друга; изначальный смысл может быть неузнаваемым на выходе.
 
Итак, признаки постмодернизма:
- превращение философии в поэтику, истины в эстетическое средство;
- приоритет этимологии над историческим содержанием, торжество принципа: история - это только текст;
- отказ от подмены искусства философией, религией или политикой;
- уничтожение рвов и границ между массовым и элитарным, профанным и сакральным, творческим и бытовым;
- стирание граней между реально существующей картиной жизни и виртуальными реальностями;
- уравнивание высокого и низкого, уродливого и прекрасного, пусть даже путем пародирования и низвержения идеалов;
- интертекстуальность: построение текста при помощи явных и скрытых цитат и реминисценций к произведениям мировой литературы;
- заимствование героев и художественных образов из произведений мировой литературы;
- гипертекстуальность: организация единого текстового пространства как системы множества самостоятельных текстов, постоянно отсылающих читателя от одного из них к другому;
- неприятие идейного пафоса и возведение на его место самодостаточного игрового элемента;
- одновременное существование в нескольких плоскостях, отсутствие единой точки зрения в силу раздвоенности сознания;
- химеризация формы и значений;
- деконструкция как метод обращения с миром;
- аллегория как акт вторжения в посюстороннее;
- ирония как способ нонконформизма.
 
ПИСАТЕЛИ-ПОСТМОДЕРНИСТЫ
 
"Я упражняюсь в мышлении, а следственно, у меня всякая первоначальная
причина тотчас же тащит за собою другую, еще первоначальнее, и так далее
в бесконечность. Такова именно сущность всякого сознания и мышления"
Из подпольных записок Федора Достоевского.
 
ГОМЕР (лат. Homer, греч. Омирос) - хохочущий аэд;
аллегории и гипертекстуальность.
 
СЕРВАНТЕС Сааведра (Cervantes Saavedra) Мигель де (1547-1616) - призрачный рыцарь;
социальная сатира, пародии, ирония.
 
ШЕКСПИР (Shakespeare) Уильям (1564-1616) - рыдающий король;
заимствование сюжетов и образов, аллегории, интертекстуальность.
 
ГЮГО (Hugo) Виктор (1802-85) - смеющийся горбун;
уничтожение рвов между уродливым и прекрасным, одновременное существование в нескольких плоскостях.
 
ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809-1852) - маленький человек с копытами;
ирония, социальная сатира, стирание граней между вымыслом и реальностью.
 
ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821-81) - граф с топором;
одновременное существование в нескольких плоскостях, стирание граней между творческим и бытовым, уравнивание высокого и низкого.
 
ЧЕХОВ Антон Павлович (1860-1904) - интеллигентский футлярщик;
ирония, пародирование, низвержение идеалов.
 
ДЖОЙС (Joyce) Джеймс (1882-1941) - поэт потрохов;
замена философии поэтикой, химеризация формы и значений, пародии, низвержение идеалов, интертекстуальность, гипертекстуальность, аллегория, деконструкция.
 
КАФКА Франц (1883-1924) - адвокат бога;
аллегория, стирание граней между вымыслом и реальностью, ирония, социальная сатира.
 
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891-1940) - собачьих дел мастер;
аллегория, гипертекстуальность, обыгрывание сюжетов, одновременное существование в нескольких плоскостях, отсутствие единой точки зрения в силу раздвоенности сознания, заимствование героев и образов, пародирование.
 
БОРХЕС (Borges) Хорхе Луис (1899-1986) - вавилонский библиотекарь;
превращение философии в поэтику, заимствование сюжетов и образов, интертекстуальность, химеризация формы и значений.
 
КОРТАСАР (Cortazar) Хулио (1914-84) - утопающий в матЕ;
гипертекстуальность, уравнивание творческого и бытового, превращение философии в поэтику, интертекстуальность, литературные игры.
 
ВОННЕГУТ (Vonnegut) Курт (1922-2007) - миротворец на Марсе
ирония, неприятие идейного пафоса, гипертекстуальность, пародирование и низвержение идеалов.
 
СТРУГАЦКИЕ братья, соавторы, Аркадий Натанович (1925-91) и Борис Натанович (р. 1933) - комсорги в зоне;
уравнивание высокого и низкого, одновременное существование в нескольких плоскостях,аллегория, ирония, социальная сатира, история как игра, неприятие идейного пафоса.
 
ФАУЛЗ (Fowlеs) Джон (р. 1926) - наперсточник любви;
гипертекстуальность, ирония, аллегория, интертекстуальность, смешение высокого и низкого.
 
ГАРСИА МАРКЕС (Garcia Marquez) Габриель (р. 1928) - штатский полковник;
аллегории, стирание граней между уродливым и прекрасным, творческим и бытовым; гипертекстуальность.
 
ДИК (Dick) Филип Киндред (1928-1982) - электроовечий парикмахер;
стирание граней между реальностью и виртуальностью, одновременное существование в нескольких плоскостях.
 
ПАВИЧ Милорад (р. 1929) - перчаточник снов;
аллегория, химеризация формы и значений, гипертекстуальность, стирание граней между реальностью и вымыслом.
 
ЭКО (Eco) Умберто (р.1932) - тамплиер с лупой;
ирония, переосмысление истории, литературные игры, заимствование героев, интертекстуальность.
 
КИЗИ (Kesey) Кен Элтон (1935-2001) - смиренный рубаха;
ирония как способ нонконформизма, низвержение идеалов, неприятие идейного пафоса.
 
РОББИНС (Robbins) Том (р. 1936) - философствующий в консервной банке;
аллегория, ирония, интертекстуальность, заимствование образов и героев, стирание граней между реальностью и виртуальностью.
 
ЗЮСКИНД (Sueskind) Патрик (р. 1949) - скромное обоняние буржуазии;
стирание граней между высоким и низким, уродливым и прекрасным.
 
ТОЛСТАЯ Татьяна Никитична (р. 1951) - мышиная повариха;
аллегория, ирония, социальная сатира.
 
ГЕЙМАН (Gaiman) Нил (р. 1960) - поддверное божество;
аллегория, ирония, интертекстуальность, заимствование образов и героев, стирание граней между реальностью и виртуальностью.
 
ПАЛАНИК (Palahniuk) Чак (p. 1962) - офисный грызун;
ирония как способ нонконформизма, уравнивание высокого и низкого, низвержение идеалов.
 
БРАУН (Brown) Дэн (р. 1964) - заточенный а Граале;
торжество принципа: история - только текст, интертекстуальность.
 
(С) Сергей Лысенко и Сони Дэймар
Дата публикации: 01.12.2011 00:40
Предыдущее: Черный ПьероСледующее: Пепел Гоголя, или Ушельцы

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта