* Аннотация: Ликбез, признаки, наиболее значимые постмодернисты. ПРИЗНАКИ ПОСТМОДЕРНИЗМА "Все вещи, возникающие у меня в голове, растут не из корней своих, а откуда-то с середины. Попробуй-ка удержать их, попробуй-ка держать траву и самому держаться за нее, если она начинает расти лишь с середины стебля". Из дневника Франца Кафки Отцы "шизоанализа" Жиль Делез и Феликс Гуаттари раскладывали книги по трем полкам. На первую они ставили самые примитивные "черно-белые" книги с жесткой осевой структурой - эдаким корнем-фаллосом, неизменно растущем в одном направлении. На второй полке у них стояли книги с более мудреной корневой системой - их пракорень, так сказать, усыхал, порождая энное количество дочерних корней, которые всё равно росли в одну сторону, стремясь к некоему единству в следующем измерении. То ли Гуаттари, то ли Делез обмолвился, что на этой полке стояли труды Джойса и Ницше. Третья же полка предназначалась для книг с поистине запутанной корневой структурой, в принципе не имеющей родительских корней, жестких осей и какого бы то ни было единства. Не было новых измерений - использовались лишь имеющиеся множества с динамичной структурой и отношениями, множества, составляющие одновременно и оригинал и копии-репродукции. "Нет ни привилегированной точки зрения, ни объекта, общего для всех точек зрения, - говорил Делез. - Нет никакой возможности иерархии". А Гуаттари цитировал Франца Кафку, писавшего о деструктурных мыслях в своей голове. Об этом также говорила романистка Айрис Мердок, деля романы на "журналистские"(бытовые истории с безликими персонажами и внешней повествовательной манерой) и "кристаллические"(внутренний мир героев с абстрактной литературной моделью). Её не устраивали оба варианта, она бы с удовольствием заглянула на третью полку, но "о времена, о нравы"... В те времена литература делилась на два типа - элитарную и массовую. Элитарным, как известно, был модернизм, безапелляционно охарактеризованный Лесли Фидлером "бедностью духа", коль скоро живущие в элитарных башнях лишали себя большей части культуры, расположенной "ниже уровня облаков". Фидлер призвал к стиранию границ между элитарным и массовым, что непременно расширило бы возможности литературы и предоставило художнику публику. Но достичь этого можно было только методом "двойного кодирования"(например, внедрение остросюжетного детектива в философский трактат - так сказать, и вашим и нашим), о чем писал Умберто Эко на полях "Имени Розы", и что он неоднократно проделывал в этом и в других романах. "Постмодернизм - ответ модерну, - сказал Эко. - Если прошлое нельзя уничтожить - что пытался сделать модерн, но пришел к немоте - то, следовательно, его нужно иронически переосмыслить". По мнению итальянского ученого, в каком-либо сюжете можно и нужно цитировать другие сюжеты, осмысливать их, иронизировать над ними, наступая на шею конформизму. "Произведение постмодерниста должно находиться на грани "реализма с ирреализмом, формализма с содержанализмом, - добавлял У. Эко, ссылаясь на Ролана Барта, - элитарной литературы с массовой". Предвестником постмодернизма был поп-арт, культивировавший парадоксальное сочетание бытовых предметов, механических копий, фрагментов печатных изданий и тому подобное. Уже тогда стали рушиться эстетические табу, стерлась грань между "высоким" и "низким", уродливым и прекрасным. Старые средства синтезировались с новыми техническими средствами творчества. Одним из первых теоретиков постмодернизма был Жак Деррида, боровшийся с метафизикой посредством деконструкции понятия бытия. Анализируя каждое высказывание, Деррида старался обнаружить в нем противоречивость, а затем, аналитически расчленяя и перегруппировывая, приходил к двум и более выводам. Понятие логоса как краеугольного камня культуры западного образца подверглось переосмыслению в философии постмодернизма. Логоцентристская парадигма, основанная на существовании универсальной закономерности мироздания, где источник всегда стоит над копией, а идея - над воплощением, всячески подрывалась процедурой деконструкции. "Нет больше логической ячейки языка - фразы", - заявил Ролан Барт. А Жак Деррида провозгласил "освобождение означающего от логоса и связанного с ним понятия истины". Постмодернизм осуществил радикальный отказ от идеи линейности и сопряженной с ней идеи однозначной рациональности, выраженной в понятии логоса. Ситуация изменилась - уже никакой язык или метод не мог господствовать в реальности. "Все языки и все коды, - сказал Михаил Эпштейн, - все философские школы и художественные направления теперь становятся знаками культурного сверхъязыка, своего рода клавишами, на которых разыгрываются новые полифонические произведения человеческого духа". В произведения постмодернизма нет какой-то одной, глобальной истины, но локальные истины существуют в каждом фрагменте. Заимствованные и собственные идеи сливаются, их уже невозможно отделить друг от друга; изначальный смысл может быть неузнаваемым на выходе. Итак, признаки постмодернизма: - превращение философии в поэтику, истины в эстетическое средство; - приоритет этимологии над историческим содержанием, торжество принципа: история - это только текст; - отказ от подмены искусства философией, религией или политикой; - уничтожение рвов и границ между массовым и элитарным, профанным и сакральным, творческим и бытовым; - стирание граней между реально существующей картиной жизни и виртуальными реальностями; - уравнивание высокого и низкого, уродливого и прекрасного, пусть даже путем пародирования и низвержения идеалов; - интертекстуальность: построение текста при помощи явных и скрытых цитат и реминисценций к произведениям мировой литературы; - заимствование героев и художественных образов из произведений мировой литературы; - гипертекстуальность: организация единого текстового пространства как системы множества самостоятельных текстов, постоянно отсылающих читателя от одного из них к другому; - неприятие идейного пафоса и возведение на его место самодостаточного игрового элемента; - одновременное существование в нескольких плоскостях, отсутствие единой точки зрения в силу раздвоенности сознания; - химеризация формы и значений; - деконструкция как метод обращения с миром; - аллегория как акт вторжения в посюстороннее; - ирония как способ нонконформизма. ПИСАТЕЛИ-ПОСТМОДЕРНИСТЫ "Я упражняюсь в мышлении, а следственно, у меня всякая первоначальная причина тотчас же тащит за собою другую, еще первоначальнее, и так далее в бесконечность. Такова именно сущность всякого сознания и мышления" Из подпольных записок Федора Достоевского. ГОМЕР (лат. Homer, греч. Омирос) - хохочущий аэд; аллегории и гипертекстуальность. СЕРВАНТЕС Сааведра (Cervantes Saavedra) Мигель де (1547-1616) - призрачный рыцарь; социальная сатира, пародии, ирония. ШЕКСПИР (Shakespeare) Уильям (1564-1616) - рыдающий король; заимствование сюжетов и образов, аллегории, интертекстуальность. ГЮГО (Hugo) Виктор (1802-85) - смеющийся горбун; уничтожение рвов между уродливым и прекрасным, одновременное существование в нескольких плоскостях. ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809-1852) - маленький человек с копытами; ирония, социальная сатира, стирание граней между вымыслом и реальностью. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821-81) - граф с топором; одновременное существование в нескольких плоскостях, стирание граней между творческим и бытовым, уравнивание высокого и низкого. ЧЕХОВ Антон Павлович (1860-1904) - интеллигентский футлярщик; ирония, пародирование, низвержение идеалов. ДЖОЙС (Joyce) Джеймс (1882-1941) - поэт потрохов; замена философии поэтикой, химеризация формы и значений, пародии, низвержение идеалов, интертекстуальность, гипертекстуальность, аллегория, деконструкция. КАФКА Франц (1883-1924) - адвокат бога; аллегория, стирание граней между вымыслом и реальностью, ирония, социальная сатира. БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891-1940) - собачьих дел мастер; аллегория, гипертекстуальность, обыгрывание сюжетов, одновременное существование в нескольких плоскостях, отсутствие единой точки зрения в силу раздвоенности сознания, заимствование героев и образов, пародирование. БОРХЕС (Borges) Хорхе Луис (1899-1986) - вавилонский библиотекарь; превращение философии в поэтику, заимствование сюжетов и образов, интертекстуальность, химеризация формы и значений. КОРТАСАР (Cortazar) Хулио (1914-84) - утопающий в матЕ; гипертекстуальность, уравнивание творческого и бытового, превращение философии в поэтику, интертекстуальность, литературные игры. ВОННЕГУТ (Vonnegut) Курт (1922-2007) - миротворец на Марсе ирония, неприятие идейного пафоса, гипертекстуальность, пародирование и низвержение идеалов. СТРУГАЦКИЕ братья, соавторы, Аркадий Натанович (1925-91) и Борис Натанович (р. 1933) - комсорги в зоне; уравнивание высокого и низкого, одновременное существование в нескольких плоскостях,аллегория, ирония, социальная сатира, история как игра, неприятие идейного пафоса. ФАУЛЗ (Fowlеs) Джон (р. 1926) - наперсточник любви; гипертекстуальность, ирония, аллегория, интертекстуальность, смешение высокого и низкого. ГАРСИА МАРКЕС (Garcia Marquez) Габриель (р. 1928) - штатский полковник; аллегории, стирание граней между уродливым и прекрасным, творческим и бытовым; гипертекстуальность. ДИК (Dick) Филип Киндред (1928-1982) - электроовечий парикмахер; стирание граней между реальностью и виртуальностью, одновременное существование в нескольких плоскостях. ПАВИЧ Милорад (р. 1929) - перчаточник снов; аллегория, химеризация формы и значений, гипертекстуальность, стирание граней между реальностью и вымыслом. ЭКО (Eco) Умберто (р.1932) - тамплиер с лупой; ирония, переосмысление истории, литературные игры, заимствование героев, интертекстуальность. КИЗИ (Kesey) Кен Элтон (1935-2001) - смиренный рубаха; ирония как способ нонконформизма, низвержение идеалов, неприятие идейного пафоса. РОББИНС (Robbins) Том (р. 1936) - философствующий в консервной банке; аллегория, ирония, интертекстуальность, заимствование образов и героев, стирание граней между реальностью и виртуальностью. ЗЮСКИНД (Sueskind) Патрик (р. 1949) - скромное обоняние буржуазии; стирание граней между высоким и низким, уродливым и прекрасным. ТОЛСТАЯ Татьяна Никитична (р. 1951) - мышиная повариха; аллегория, ирония, социальная сатира. ГЕЙМАН (Gaiman) Нил (р. 1960) - поддверное божество; аллегория, ирония, интертекстуальность, заимствование образов и героев, стирание граней между реальностью и виртуальностью. ПАЛАНИК (Palahniuk) Чак (p. 1962) - офисный грызун; ирония как способ нонконформизма, уравнивание высокого и низкого, низвержение идеалов. БРАУН (Brown) Дэн (р. 1964) - заточенный а Граале; торжество принципа: история - только текст, интертекстуальность. (С) Сергей Лысенко и Сони Дэймар |