Быль. Обычная общеобразовательная школа в однм из небольших городков Сибири. Этот случай произошел в седьмом классе на уроке физики. Немолодая учительница решила необычным способом приучить нерадивого, но способного мальчика - Колю Бадрака добросовестно учить уроки. Физика - интересный, но довольно трудный предмет, который требует не только понимания, но и непременного запоминания символов, формул, законов. Чего греха таить. Не любил и не хотел Николай учиться. Вот футбол или хоккей - пожалуйста. В школе он на своих хороших способностях выезжал. Если интересно, выслушает в одно ухо учителя в промежутке между своими более важными делами. (Если знает, что вот-вот должны его спросить). Решать дома задачи ему просто некогда было, да и неохота. В конце концов, для чего тогда существуют в школе перемены и зубрилы-отличники? Спишешь у друга в свою тетрадь решение домашних задач, особо не вникая ни в условие задачи, ни в ее решение. Кое-как ответишь на вопросы учителя, и "тройка" обеспечена. Свою «зарплату» - оценки, в основном тройки, - принимал равнодушно, будто не ему вовсе они были нужны, а занудным учителям. Так прошла его шестилетняя в школе жизнь. Без радости, но и без особых печалей. Есть дела поинтересней. В седьмом классе произошла заминка. По физике, которую Колька не то что совсем не любил. Бывало и заинтересовывался. Природная тяга к технике брала свое. Наступил конец четверти, а оценки в журнале - самые что ни на есть противоположные: только двойки и пятёрки. Ни троек, ни четвёрок попросту не было. Не было, да и всё. Откуда им быть, если пятёрки ему ставили за догадливость, за природный ум. Ну а о двойках - что говорить? И так всем ясно. К примеру, вызовут тебя к доске задачу решать по физике. Шпаргалку не получишь. Подскажут одноклассники (незаметно для учителя) формулу. А она не по-нашему пишется. Это все равно что тебя китайские иероглифы ни с того, ни с сего заставят читать. Что в них разберёшь? Пока ждёшь звонка, тянешь время, делаешь вид, что думаешь. А его, звонка, когда надо, не дождёшься. Вот и двойка. Ну и пусть. Всё равно за четверть успевать будет. Там уже три пятёрки стоят. Можно было бы и не вызывать человека к доске. Нечего делать этим учителям, вот и мучают они бедных учеников. А тут ещё этот конец четверти. Скоро каникулы, вот счастье-то! Ни тебе тетрадей, ни учебников, ни звонков! Спи себе, сколько хочешь. А в оставшееся время гоняй мяч или шайбу.... Да и мультики все без исключения - твои. ...Размечтался, а учительница его фамилию называет. С классом совет держит: что ставить Николаю за четверть? -Тройку, - без колебания ответил единым выдохом класс. - Нет. - Возразила учительница. - Троек у него нет ни одной. Будем ставить одну оценку из двух: либо - пять, либо - два. В кабинете повисла тишина. Класс замер в удивлённом молчании. Как же так? Двойку - несправедливо: ведь есть и пятёрки. А отлично? Многовато, если честно. Всем известно: учить не хочет, задачи решать не умеет. Какая пятёрка? Что-то мудрит учительница. А она рассуждала про себя иначе. Средняя арифметическая оценка - не для этого смышлёного мальчишки. Как его научить трудиться? Почему он не желает работать систематически? Да потому что уверен: абсолютным двоечником не станет никогда. Выручит память. Убеждения не помогали. Он делал вид. Что оценки его совсем не интересуют. Так ли это? Разве не розовели его (совсем чуть-чуть) щёки, когда ему ставили отличную оценку, да ещё и хвалили: «Молодец!». Разве не бросал он при этом незаметного взгляда на парту, где сидела...? А что - если рискнуть? Класс напряженно думал над причудами учительницы, совершенно уверенный в том, что только «Тройка» может короновать буйную безмятежную голову одноклассника. - Поскольку мы с вами не можем найти общего решения, давайте спросим у Николая. Если он сможет дать слово, что будет готовиться к урокам регулярно, обещаю поставить высшую оценку в кредит. Ну и вопросик! С растерянным видом смотрит мальчик на учителя. Дать слово? А не трудно ли будет его сдержать? Обмануть невозможно. Здесь - дело чести. Но и двойка ему тоже ни к чему. С нею, с двойкой, и каникул никаких не будет.Замучают родители и учителя.Что делать? Учительница не стала торопить его с ответом. Она объявила оценки за четверть остальным ученикам. Спросила, не хочет ли кто-нибудь получить более высокую оценку, раздала желающим карточки с заданиями. Перед концом урока только напротив Колькиной фамилии в журнале была пустая клеточка. - Буду учить,- хоть и тихо, но твердо проговорил, наконец, мальчик. Так в его жизни впервые появилась пятёрка за четверть. Пусть не совсем твёрдая. Но если постараться - что, он не сумеет, что ли? Учительница поняла это по глазам мальчика. Шли недели, месяцы. Спрашивали его почти на всех уроках физики. Седьмой класс Николай закончил с совершенно твёрдой оценкой «5» по физике. Ну кто теперь может сомневаться в том, что риск - благородное дело? Сказать по совести, учительница рисковала немногим. Она знала, что слово мальчик умел держать. Оставалось только дело за желанием. ....К сожалению, по многим другим предметам, кроме физкультуры и труда, в дневнике его стыдливо гнули головы серенькие «тройки». Такие же, как всеобщее, ну, очень среднее образование. |