поэт Александр Файнберг (2.11.1939 – 14.10.2009) В ночь со вторника на среду (14 октября) в своей квартире в Ташкенте скончался классик русскоязычной литературы Узбекистана, поэт Александр Файнберг. До своего 70-летнего юбилея, который он собирался отмечать 2 ноября, поэт не дожил без малого три недели. С середины сентября, на протяжении почти месяца Александр Аркадьевич лечился в Первой стационарной правительственной больнице Узбекистана. Его беспокоило сердце, «скакало» давление – то понижалось, болела печень... врачи ставили диагноз «Острый гепатит печени». Однако совсем недавно выяснилось, что у него цирроз. 9 октября Файнберг выписался из больницы, и, по словам супруги поэта Инны Глебовны Коваль, чувствовал себя неплохо. — Вчера у него вроде бы ничего не болело, он ни на что не жаловался, но сегодня ночью его сердце неожиданно остановилось, — сказала Инна Глебовна. За свою жизнь Александр Файнберг выпустил около пятнадцати авторских книг стихов, как у себя на родине в Узбекистане, так и за рубежом. Есть множество публикаций и в коллективных литературных сборниках. Файнберг активно сотрудничал с узбекскими кинорежиссерами: по его сценариям снято несколько художественных и более 10 документальных фильмов. 12 апреля этого года Александр Файнберг указом Президента РФ Дмитрия Медведева был награжден медалью Пушкина за большой вклад в развитие культурных связей между Россией и Узбекистаном. Краткая биография Александр Аркадьевич Файнберг родился 2 ноября 1939 года в Ташкенте, куда его родители переехали из Новосибирска в 1937 году. После окончания семилетней школы Александр Файнберг поступил на учебу в Ташкентский топографический техникум. После окончания техникума служил в армии в Таджикистане. Затем окончил Ташкентский университет, где учился на заочном отделении журналистики филологического факультета, и работал в студенческой многотиражке. В 1961 году женился на И. Г. Коваль. А. А. Файнберг был членом Союза писателей Узбекистана. Он являлся автором пятнадцати книг стихотворений (включая посмертно вышедший двухтомник, составленный автором), а также по его сценариям было поставлено четыре полнометражных художественных фильма и более двадцати мультипликационных фильмов. Им были переведены на русский язык стихотворения и поэмы Алишера Навои и многих современных узбекских поэтов. Его стихотворения печатались в журналах «Смена», «Юность», «Новый мир», «Звезда Востока», «Новая Волга» и в периодике зарубежных стран: США, Канады и Израиля. В 1999 году к двадцатилетию трагической гибели в авиакатастрофе футбольной команды «Пахтакор» по его сценарию был снят фильм «Их стадион в небесах», в котором звучит песня на слова Александра Файнберга о пахтакоровцах 1979 года. В течение нескольких лет А. А. Файнберг руководил в Ташкенте семинаром молодых писателей Узбекистана. В 2009 году А. А. Файнберг Указом президента России награжден Пушкинской медалью[2] за большой вклад в развитие культурных связей и сохранение русского языка и русской культуры. Умер Александр Аркадьевич Файнберг 14 октября 2009 года в Ташкенте. 1952 У апреля зеленые тени. И открыто окно поутру. Чья-то песенка там, за сиренью, чей-то легонький шарф на ветру. Ночью град прогулялся по крышам. Мне двенадцать. Ни бед, ни утрат. Где-то горлинка горлинку кличет. Где-то мама с отцом говорят. Где-то, где-то тележка менялы через дворик везет облака. В старом доме — прохлада подвала. В старом доме — сквозняк чердака. Вот белье на веревке повисло. Пар стоит над стиральной доской. Там Шульженко — про старые письма, там Утесов — про берег морской. Змей пергаментный в небе трепещет. Пахнет хлебным зерном винзавод. — Вещи старые. Старые вещи, — под балконом старьевщик поет. ПЕНЕЛОПА Послевоенка. Ветер гнет столбы. Гудит завод промозглым серым утром. Там снова мало черного мазута. Там снова много дыма из трубы. Идешь, не выделяясь из толпы, в поношенные туфельки обута, прозрачная от голодухи лютой и местная по прихоти судьбы. Где парус твой, залетная гречанка? Но вдруг ресницы юной хулиганки махнули мне, как весла двух галер. Акцент не утаил ее веселья: — В общагу приходи ко мне, Гомер. По вечерам я вся без Одиссея. . . . Слава, слава, обманчив твой гул. За бессмертьем бессмысленна давка. На болванки распилят чугун, бронза тоже уйдет в переплавку. Что ж останется наверняка? Видно, то, что и было любимо, — женский образ, стакан коньяка да колечко табачного дыма. СЛОВАРИК Стукач. Сексот. Забрали после чистки. НКВД. Бухаринец. Гулаг. Слуга капитализма. Скрытый враг. И десять лет без права переписки. Решенье тройки. Прихвостень английский. Антисоветский заговор. Кулак. Этап. Шаг влево. Вохра. Кум. Барак. Дадим отпор шпионам-вейсманистам. Писака чуждый. К Родине глухарь. Баланда. Пайка. Карцер. Вертухай. Конец литературного подонка. Вперёд, индустриальная страна! …Читайте, изумлённые потомки, обугленные наши письмена. GENERAL Из-за тебя зазря погиб солдатик. Над ним чужие ангелы поют. Повеситься б тебе, но ты и тут сверкаешь, словно маршал на параде. Лежат в крови твои родные братья. Вороны из глазниц их воду пьют. Ты ж, на Багамах строя свой редут, царишь, не помышляя о расплате. Гоп-стоп, на “мерсе” едущий кабан. Когда б ты рылом свой окоп копал, цены бы тебе не было, вояка. А так – прощай. Ты гибнешь не зазря. Я факелом швыряю в бензобак твой сонет, в котором боль и кровь моя. * * * Так что мне в имени твоём? Прости, подруга, в нём и днём ни мук любви, ни состраданья не отыскать и с фонарём. В нём навсегда по воле зла, как в пропасти, скопилась мгла чернее самой чёрной ночи, черней грачиного крыла. В нём крест и тот с налётом ржи. В нём тайной зависти ножи, змеи троякая улыбка и жало ядовитой лжи. Такой вот, милая, расклад случился много лет назад. Я в этом деле не виновен. Ищи того, кто виноват. Того, кто Господу претил, кто не учёл полёт светил, кто освятил твой лоб отравой и с похмела тебя крестил. ПАМЯТИ ПЕТРА КЛЕЙНЕРА По кипарисовым лесам страны далёкой бродил я, камушки бросал. Но так… Пролётом. А ты навек остался там… На автостопе. Свой спирт с разлукой пополам ты рано допил. До срока взмыло в облака весло Харона. Три моря бьются в берега, где ты схоронен. Но повторяю я сквозь боль: “Ещё не вечер”. Ещё мы встретимся с тобой. Дай Бог нам встречу. Дай Бог, покуда я живой, на грани бездны ко мне слетает голос твой с ветров небесных. Дай Бог душе твоей бродить не одиноко по кипарисовым лесам страны далёкой. БЛАЖЕННЫЙ БРЕГ Надежда светится в веках, как сладостная боль, что на блаженных берегах есть вечная любовь. Спросил о них я моряков, но услыхал в ответ: – Твоих блаженных берегов нигде на свете нет. А что, как там, не на земле, а где-нибудь вдали?.. Но кто-то тихо молвил мне: – Не плачь и не моли. Полно за дымкой облаков, созвездий и планет. А вот блаженных берегов, брегов блаженных нет. Ну что ж, ещё не прожит век и всё в руках моих. – Алло. Кафе “Блаженный брег”? Мне столик на двоих. * * * Друзья мои, редеет наша стая. Встречаемся ещё, да вот беда – уже не дни считаем, а года. Да и года десятками считаем. А рядом с нами весело и юно, не зная ни страданий, ни вины, цветут голубоглазые вьюны под солнцем юга, золотого юга. РИМ О, этот диалог! Он свят и вечен. Она обнажена. А он – разутый. Он, проиграв свой бой: “Ещё не вечер”. Она, обняв его: “Ещё не утро”. * * * Гуляй, Гоморра и Содом. Я ж – на сквозняк. За бестаможенный кордон мой отходняк. Как говорится, в мир иной, жизнь отгрешив, собьют созвездья прах земной с моей души. Не знаю, кем дано мне знать, что в срок и в масть с известных тайн сорвет печать иная власть. И я ступлю – ни слёз, ни слов – как блудный сын, в цветение других лугов, других долин. И там, пред кем я глуп и мал, мне всё простят… Обман? Да если и обман, то будь он свят. ВОПРОС 2 Ни облака на небе, ни орла. Ни радости в душе моей, ни горя. Светило опускается за горы. Долины кроет голубая мгла. Всё исчезает. Ни добра, ни зла. Вдали безмолвно тонут мои годы. И грустно умолкает милый голос той женщины, что жизнь мне отдала. Тогда зачем, к чему всё это было – дорога от рожденья до могилы, разлуки, встречи, счастье и беда? Ведь если всё исчезнет в миг прощанья, то что ж вы не горите от стыда, присяги наши, клятвы и венчанья? * * * Ты пекарь? Ты сапожник? Ты поэт? Пеки свой хлеб, готовь на лапти лыко, стихи слагай, но восприми совет: не помышляй воспитывать владыку. Не лезь менять его законов свод. А коль полезешь хоть единой буквой, останется любимый твой народ без хлеба, без стихов и без обувки. ТОСТ Была страна – не злоба, так навет. Москва и Питер, Минусинск, Ташкент. Любимые мои отец и мама, ломало время вас да не сломало. Ни Магадан, ни Красноярск, ни Томск. Простите этот незаздравный тост. До дна, водяра. Да, мой спирт, до дна. Над кладбищем вовсю гудит весна. Я слышу, мам, весёлый голос твой: – Пора домой, сынок. Пора домой. Нет, мама. Не пора мне со двора. Ещё через границы и ветра летит, звеня, он – мой футбольный мяч. Не торопи. Не окликай. Не плачь. * * * По белым сумеркам в дыму костров осенних пойду туда, где край Луны рассыпал на иней трав опилки золотые. И лунная дорога зазвенит под сапогами юного солдата. И он увидит, восходя по ней, как звёзды путь ему предначертали не строить храмов на чужой крови, с друзьями пить весёлое вино, любить прекрасных женщин на Земле, писать стихи меж двух великих войн. Прощальные строки * * * Я жил, ещё ни в чём не виноват, шпана вихрастая с глазами цвета неба. Я брал подшипники, мастырил самокат и в магазин соседний мчал за хлебом. Но вот уходят мама и отец. Глаза мои на кладбище бледнеют. Я сердцем чую, что и мне конец придёт в свой срок по Божьему веленью. Я вижу – тени чьи-то по лицу, и грузовик, венками весь загружен, везёт меня и к маме, и к отцу в том ящике, что пахнет свежей стружкой. Не призовут меня на Высший Суд. Мои стихи не тянут на скрижали. Кто плачет? А никто. Поминок ждут, в глазах печаль и скорбь изображая. И лишь один драчун – дворовый царь, – не зная, где поэзия, где проза, на самокате мчит за мной пацан и рукавами утирает слёзы. * * * Любовь сперва нам кажется легка. Потом штормит волна, и крепнут горы. И на прощанье поцелуй наш горек и камня крепче: – Милый мой, пока. Пока, моя любимая. Пока. Отпели, отгуляли наши встречи. Ещё не вечер?.. Вот он – этот вечер. Высок был день. Жаль, ночка глубока. * * * Не плачьте, коль придётся нам расстаться. Вы лучше вслед мне улыбнитесь, братцы. Куда иду я – там в отмене слёзы. Там всё одно – поэзия ли, проза. Там небесами сбиты, смыты, стёрты следы от жизни этой непутёвой. Но мне и там – среди межзвёздных трасс – дай Бог, как здесь, любить и помнить вас. * * * Разлуки тень легла у глаз. Покой? Утешит он едва ли. Любовь, уйдя, не помнит нас, чтоб мы о ней не забывали. * * * Там где-то, где-то бродит это, это по переулкам нашим лето, лето. Там вместо штанг булыжники, портфели. А мяч – он мяч. И что там дневники нам? Потом на всех бутылочка портвейна. И девочки, красивые такие. А после листьев осени костры и снег зимы, и ветерок весны. Всё это есть. Так вот тебе купе. Езжай. Через минуту отправленье. Всё есть. Да нет на свете КПП, что пустит нас туда хоть на мгновенье. * * * Ошибка я? Быть может, и ошибка. Так что ж такое у меня в крови? Я с детства себя чую на отшибе во всём и всюду. Но не у любви. Пусть в рубище я нынче иль в короне, душа моя не ведает оков. Быть может, я и вправду посторонний для всех на свете. Но не для стихов. Так что ж я? Кто? Случайность по призванью небес, что чуть задели мне глаза? Ошибка ль жизни? Не скажу. Не знаю. А если бы и знал, то не сказал. * * * Подъезд родной мой в двухэтажном доме, балкон дощатый – жизни самый верх. И двор большой наш, вольный и футбольный, любимый двор однажды и навек. Там за Атлантикой канадские туманы, в брега Хоккайдо бьёт чужой прибой, а здесь с балкона только голос мамы: – Домой, Шурёха. И опять: – Домой. Пустынь барханы, зыбких волн паромы – ничто меня за сердце не берёт. Мне даже гул и грохот космодромов – фигня. Балкон дощатый. Вот он, Вот он. Вот. * * * Выйду в ночи на крыльцо. Ветер ударит весенний. Не в седину, не в лицо, В сердце ударит он, в сердце. Юностью, счастьем, бедой в море, на лесоповале ветер всегда молодой. Старых ветров не бывает. * * * Не прокляну под небом серым в снегу невидимых дорог. На дне обугленного сердца ещё пылает огонёк. То ль для меня, то ль для кого-то искрится вместе с ним зола. И жить, как в юности, охота. Но этот снег... Но эта мгла... |