Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Лариса Бесчастная
Объем: 21378 [ символов ]
Ностальгия по Одессе
В последнее время я почему-то всё чаще и чаще думаю об Одессе, где провела множество летних дней, купаясь в солнце и в море, – и наливается печалью моя душа по самый край…
Говорят, что ностальгия это тоска не по местам, где ты когда-то обитал, а по времени. А точнее, по своему прошлому, в которое никогда не вернуться и где остались безмятежность, мечты и надежды и дорогие твоему сердцу люди.
Не знаю, не думаю, что это так.
Иначе, почему я не тоскую по другим городам и весям, где прошли мои детство и юность? Почему редко и со спокойным сердцем вспоминаю посёлок, в котором отзвенел мой последний школьный звонок, и шумный Ростов – город счастливого и короткого студенчества, и славный Киев-град и суетливую Москву, где жила не один месяц? И даже «родовое гнездо» своего дяди, местечко с озорным именем Крижополь, в коем я девчонкой впервые испытала первозданный восторг от верховой езды – пусть даже на основательно объезженной апатичной кобыле. Более того, помнится, я с удовольствием прощалась с этими поселениями, устремляясь в неизведанное.
И только Одесса вспоминается по-особому: с пронзительной грустью, теплом и благодарностью за то, что она была в моей жизни и что она есть. Где-то там, в пространстве и во временах…
 
…Во временах прошлых имела Одесса разные обличья и имена: Джинестра, Гаджибей, Кочибей… А ещё Ени-дунья и Ольвия. Крепость и вольный портовый город под небесами, хранящими крики и молитвы киммерийцев, скифов, сарматов, греков, золотоордынцев, турок и славян… Да разве упомнишь имена всех племён, утаптывавших эту жаркую рыжую степь и бороздивших ниву Чёрмного моря? А людей? Сколько выдающихся личностей взращивало своим сильным Духом ауру этого удивительного города? Таковых целая Плеяда…
Мне двадцать лет. Я бегу вниз по Потёмкинской лестнице, отбивая каблучками мелодию звонкой юности, а старый Дюк завистливо смотрит из своей вечности мне вослед и его взгляд холодком будоражит затылок. А может быть это ветерок забавляется, наполнив собой паруса моих волос? Тот самый ветерок, что остужал полную грандиозных планов голову основателя Одессы Иосифа де Рибаса и приводил в чувство молодого и горячего Пушкина, когда тот метался по городу в приступах жесточайшей ревности по вине коварной негоциантки Ризнич. После него подставлял лицо одесскому ветру Адам Мицкевич, вкушали его терпкий йодистый запах и многие наши писатели, декабристы, вои и генералы белых и красных армий…
Море надвигается на меня, расширяя свой окоём, и вот я уже на Приморском бульваре, утопающем в зелени и заслоняющем голубое полотнище воды – но ненадолго, ибо молодые ноги выносят меня к морскому вокзалу и скоро я забываю обо всём…
Быстрый катер летит по гребню волны, рассекая упругие струи ветра, а тот кружится вокруг меня играя волосами и подолом, поднимает ввысь чаек и, сорвавшись, меняет направление, чтобы догнать уходящий белый пароход…
 
…Белый пароход растаял за горизонтом черноморской акватории между мысами Большой Фонтан и Ланжерон, обрамлённой кручами, «скалками» и сероватым крупным песком, щедро сдобренным галькой и камнями.
Сюда притащил меня мой двоюродный брат, чтобы я развеяла свои печали после неудачной попытки поступить в Грековское художественное училище. Я понимаю, что среди отслуживших армию парней-абитуриентов четырнадцатилетняя девчонка с косичками в белых бантиках выглядит нелепо, но всё равно обидно: ведь я очень прилично сдала первые три экзамена по специальности, а на лепке меня откровенно прокатили, отсеяли…
Дикий пляж в Аркадии – одно из излюбленных мест моего двоюродного братца. Сам он зарылся в песок и выпал из бытия. Крик чаек тонет в дыхании моря, а мой взгляд в мареве, сглотнувшем пароход и все мои мечты. Море ворочается, ворчит и пытается лизнуть язычками волн мои ноги – как большой мокрый пёс с холодным носом.
– Вовка, а что там, по ту сторону моря?
Брат неожиданно резво вырывает своё худощавое, мальчишеское ещё, тело из комы и садится, разбросав измазанные влажным песком руки на острых коленках. Он смотрит вдаль, а я на него: курносый, белокурый и непривычно серьёзный. В глазах его отражается безоблачное небо и прыгают белые барашки волн… Я терпеливо, а по правде говоря, с ленцой жду не так уж и нужный мне ответ. Но он помнит о вопросе и, повернувшись ко мне замурзанным лицом, расплывается в широкой улыбке:
– Там всё чужое… – и хитровато щурится.
Я награждаю его лёгким подзатыльником и иду в море. Через несколько минут Вовка уже рассекает вокруг меня волны, осыпая брызгами и насмешками: мол, такая большая, а плавать толком не умеешь. Сам-то он в свои десять лет плавает как дельфин – и, вообще он настоящий одессит, чем безмерно горд и счастлив.
Злиться на него я не могу, потому что знаю насколько он ласковый и безобидный. И, в конце концов, он прав: там за горизонтом всё чужое, одним словом, туретчина. А здесь всё своё, родное: и это белесое от жары небо, и тёплое море и говорливые чайки, и затаившийся в дымке город на кручах – всё, куда ни кинь взгляд. И прежде всего этот самозабвенно плещущийся в море мальчишка – мой кудрявый братец Вовка – весёлый, задиристый и жизнерадостный одессит.
Он истинный патриот своей малой Родины и никогда не стремился уехать за пределы Одессы, заявляя на все мои подначки, что ему это незачем, потому что со всего мира едут сюда, в центр его вселенной, а он из Одессы никуда ни ногой.
Так и случилось: Вовка навсегда остался одесситом. И сорокалетним.
Но пока ещё он со мной: сидит рядом и вдохновенно рассказывает, как шустро босяки с Привозу сделали некого жлобеню Додика, а меня подмывает сообщить ему, что он форменный гонщик, в чём после каждого эпизода признаются его смеющиеся голубые глаза …
 
…Смеющиеся голубые глаза бабушки и шумный вокзал – первые мои осознанные впечатления от Одессы. Бабушка принимает от проводницы из рук в руки дорогую «посылочку». Посылочка – это я. Мне недавно исполнилось четыре года и родители в ожидании скорого появления второго ребёнка «сбагрили» меня бабушке. Я немного напугана и бабушка спешит увезти меня с привокзальной площади:
– Сейчас покатаемся на трамвайчике… Ты же никогда ещё не каталась на трамвае?
Конечно, нет! Откуда в Котовске, где я живу с родителями, трамвай? Там только длинная пыльная дорога, по которой мама водит меня в детсад или к себе на работу.
Трамвай, должно быть, меня не впечатлил, поскольку я уснула и спала до самого дома бабушки на улице Комсомольской, ставшего на несколько месяцев в этом году, и во многих последующих, моим летним домом. Странным таким домом из одной-единственной нелепой пятиугольной комнаты с двумя огромными окнами – как я потом узнала в ней некогда был магазин с подсобкой.
Едва мы вошли, я угодила в объятия тётушки и пришлось здорово потрудиться, чтобы вырваться из них. Но мне удалось сделать это, потому что очень уж хотелось рассмотреть человечка, лежащего поперёк кровати и внимательно глядящего на меня блестящими синими бусинами.
Под бдительными очами бабушки и тёти я осторожно обследовала пальчиком это спокойное и любопытное существо и выслушала комментарий, что это мой братик, что ему нет ещё и полгодика и что его нельзя тискать, царапать и шлёпать.
Таким образом состоялось моё знакомство с Вовкой, и мы с ним сразу подружились. И крестили нас в один день и в одной церкви. Так что крещение я приняла в Одессе – бабушка, заполучив меня, единовластно решила этот непростой по тем временам вопрос. Впрочем, родители мои не сильно-то и артачились. Моим крёстным отцом стал родной дядя – с охотой и премного сим статусом довольный…
 
…Довольный «потусторонней жизнью» каменный Дюк лоснится на солнце. Не менее довольна своей одесской жизнью и я. Надёжно спрятанные в животе пломбир и мороженное с крем-брюле в хрустящем вафельном рожке придают мне бодрости и я терпеливо слушаю рассказ тётушки о Дюке. Вообще-то, полное его имя Арманд Эммануил дю Плесси герцог де Ришелье и де Фронсак – но, согласитесь, произнести это всё без запинки, да ещё и семилетнему ребёнку немыслимо – я и сейчас, когда пишу это много лет спустя, подглядываю в шпаргалку – а тётушка проговаривает имя Дюка легко и наизусть.
Они, моя одесская родня, просто помешаны на любви к Одессе и старательно прививают этот вирус мне. Я не особо сопротивляюсь, однако, с вожделением смотрю на фуникулёр, катание на котором было обещано мне сразу после гуляния по Приморскому бульвару. А тут лекция про герцога Ришелье и первого градоначальника адмирала де Рибаса! Неужели не понятно, что мне надо поскорее нагуляться и спешить к Вовке, а то строгая бабушка замучает его своим воспитанием!
После фуникулёра следует потрясающая прогулка по морю и домой мы возвращаемся к сумеркам. Вовка, расталкивая всех, бросается ко мне и приходится идти с ним на прогулку в сквер напротив – под присмотром вернувшегося с футбольного матча дяди. Там мы с братишкой собираем каштаны и строим из них замки. Если честно, строю, в основном, я, а трёхлетний Вовка с боевым криком и по команде подвыпившего отца изображает де Рибаса, отвоёвывающего будущую Одессу у турок…
Спать в этот день я укладываюсь без препирательств и без сил. На подоконник. Мне часто стелют постель «по требованию» на подоконнике из-за кровожадных насекомых, изобиловавших в то время в Одессе и демонстрирующих особое пристрастие к детям.
Ночевать на подоконнике круто! Почти под окном трамвайная линия и совсем рядом остановка и потому я могу со всеми подробностями рассматривать загулявших дотемна одесситов. Они все такие пёстрые и разные и в огромных квадратных окнах вагонов выглядят как артисты в кино. А трамваи звенят и пускают скользящие зелёные фейерверки по проводам – будто праздник. И их так много… И они всё едут и едут куда-то… Нет! Они стоят – это я еду. На подоконнике… Вместе с домом… И мне почему-то жарко…
 
…Жарко, оглушающе жарко! Вдали виднеется полоска моря, но туда надо ещё спускаться, а мы уже настолько разомлели, что, кажется, не дойдём до спасительной прохлады. Мы – это я, моя второклашка дочка и пятилетний сынок. Подступы к пляжу Ланжерона напоминают восточный базар: шумно, пёстро и завлекательно – в смысле весёлого и напористого привлечения покупателей.
– Пшёнка! Пшёнка! – звонко выкликает быстроглазая пожилая одесситка, протягивая шарахающемуся от неё курортнику початок варёной кукурузы, щедро посыпанный солью. – Не визьмите, таки не узнаете, яка гарна у мине пшёнка! Усего дисять копиек, а смаку на рупь! – убеждает она нового прохожего.
Рядом, склонившись над рекламным подсолнухом и кулем семечек с торчащим в нём стаканом, расплывшаяся от жары и жира хохлушка в повязанном заячьими ушками платочке. Она смотрит на всех осоловевшими глазами и вяло талдычит: «Семачка… Семачка… Калёна, ядрёна… Самачка…»
Моя дочка замирает, как охотник перед добычей, и я обречённо лезу в портмоне за мелочью. Но нет, она несётся в противоположную от «пшёнки» и «семачек» сторону – зато сынок подскакивает к торговке и, схватив услужливо протянутую кукурузину, немедленно метит её всеми своими молодыми зубками. Я расплачиваюсь и выглядываю дочь.
Та стоит возле загорелой до черноты белозубой женщины и зачарованно смотрит на её импровизированный лоток. А хозяйка «сокровищ» зазывает поверх её головы:
– Рачки, рАчки! Хрустки, смачны!
Дочь умоляюще заглядывает мне в лицо, но меня охватывает брезгливость:
– Зайка, неужели тебе хочется есть этих жаренных тараканов?
– Они вкусные, я уже пробовала, меня дядя Вова угощал, – несмело возражает «зайка», – купи… Мам, пожалуйста…
Бормотанье дочери тонет в возмущённом возгласе аборигенки:
– Дама, ви таки миня удивляете! Што ви знаете за одеських тараканив? Прошу пардона, но вони у нас таки как слони! Ми тут не адьёты жарить вам тараканов! А рАчки малюпэсеньки, как семачка. Дитё просит, таки сделайте дитю хорошо! Не то она вам сделает истерику. Ви же не хочете скандалу?
– А кто хочет? – вяло соглашаюсь я, доставая деньги.
– Вот и я про то ж! Нема дурних! – поддакивает довольная торговка, насыпая в бумажный кулёк рачков. – На, диточка, полушпай! А можа ишо?..
Но «диточка», крепко зажав в руках вожделенное лакомство, уже умчалась к брату, управившемуся с пшёнкой. Когда я подошла к ним, она хрустела сомнительным лакомством и выглядела такой умиротворённой, что мой «будущий десантник» сунул нос в кулёк. И сморщился: «Фи!». Дочка, довольная тем, что ей не придётся делиться с братом одесским деликатесом, торопливо освобождает кулёк, а сын пристраивается рядом со мной и, глядя на море, глубокомысленно изрекает:
– Теперь я знаю, что такое море. Это Волга без другого берега.
«А что? В этом что-то есть…» – думаю я и соглашаюсь с ним, добавив, что берег этот бесконечный, потому что кольцевой.
К морю мы подбираемся нескоро и, как говорится, к шляпочному разбору: пляж забит так, что ступить негде. И в раздевалки очередь. Ребята, которым не нужны ни раздевалки, ни площадь для возлежания, прилипли к фонтанчику, а я сожалею о том, что не поехала с братцем в Аркадию или на Фонтан, на десятую линию, где не так людно. Но тётушка сказала, что дикие пляжи и Вовкины босяцкие друзья не для детей – и я послушалась её. А братец действительно сильно изменился…
– Мам, – тянет меня за руку дочка, – мы уже напились. Теперь нам нужно поскорей в море, подсолить его… – я пытаюсь вразумить своё дитятко и направить её в специально отведённое для этих дел место, но она перебивает меня: – Мам, а рачки там плавают? Они в море живут?
– Нет, – машинально отвечаю я, – рачки живут на Лиманах…
 
…На Лиманах жарко и пустынно. Мне двенадцать лет и мы с Вовкой гостим у старшей сестры нашей бабушки. Живёт та в каком-то совхозе между Куяльницким и Хаджибейским лиманами. Дом её, а точнее, два дома стоят на отшибе и, кажется, что кроме них и лимана ничего вокруг нет.
Баба Ксеня старая и неулыбчивая особа и в семье её витает какая-то особая напряжённость. Потому мы с Вовкой целыми днями торчим на солнце, на лимане. Вода в нём солоней морской и к концу дня мы покрываемся белёсыми веснушками, оттого, что без устали шлёпаем по водоёму, обдавая друг друга фонтанами брызг. Именно шлёпаем, то есть ходим, поскольку лиман до обидного мелкий и вода в нём едва покрывает колени.
Вовка-то иногда плюхается плашмя, а я – нет. Из-за рачков: их тут столько, что просвечивающееся сквозь голубизну воды дно кажется осыпанным чёрным горохом. И не только дно. Рачки благоденствуют по всему лиману. Просто кишмя кишат. Я частенько визжу от ужаса, но упрямо иду вглубь – а Вовка подгребает ко мне стайки и косячки рачков и заливается счастливым смехом. Ему хоть бы хны, он всем рачкам земляк и дрессировщик. И морской волк – так он мне заявляет, сообщив, что обязательно станет моряком – и высыпает на мои плечи свой улов.
Агрессивные атаки братца вводят меня в истерику и гонят на берег. И уже оттуда я ору ему во всё горло:
– Вовка!!! Ты одесский жлоб, а не морской волк!!! Жлобов во флот не берут! И ты никогда не будешь моряком!..
 
…Моряком Вовка не стал – я оказалась права. К горькому моему сожалению.
В последний свой приезд я застаю его в постели: в верхней одежде, с серым, отрешённым лицом и пустыми глазами.
– А… Лорка приехала!.. – немного испуганно восклицает он, тяжело садится и обращает на меня по-детски беспомощный взгляд. – Видишь, а я тут валяюсь… печёнка достала. Ты надолго приехала?
– На месяц. В политех на повышение квалификации. Я теперь на заводе маркетингом занимаюсь, вот меня и послали на бизнес-курсы. По разнарядке.
– Тогда мы ещё погуляем, – тускло блестит взглядом Вовка и снова ложится, – вот оклемаюсь немного…
Погулять нам с ним так и не удаётся – и не потому, что стоит на редкость дождливый и промозглый ноябрь. Нет. Просто Вовка почти на месяц «теряется», исчезает.
– Либо таки опять подженился… – виновато ворчит на моё недоумение тётушка, – с ним теперь такое часто. Надоело мои укоры слушать. А бабы его любят. Он же у нас как телок ласковый… Пропадает мой сыночек... – и голос её начинает дрожать. – А помнишь, каким он славным мальчуганом был? А всё бабушка. Разбаловала его, всё трёшки ему совала… Вот он и загулял. Ему уже почти сорок, а он всё ещё как пацан…
Я обнимаю тётушку и она утыкается в меня лицом.
– А хочешь, погуляем вместе, в театр сходим?
– В театр?! – и глаза её делаются по-детски светящимися и восторжёнными. И тут же гаснут: – Так там сейчас каникулы… Только детские спектакли идут…
– А мы и на детскую оперу сходим с удовольствием! – подбадриваю её я. – Я сто лет не была в вашем театре. Мне хочется просто в театре посидеть, посмотреть каким он стал после реставрации…
В театр мы идём и обе остаёмся довольными сим выходом в свет. В свою очередь тётушка «прогуливает» меня по Дерибасовской и Приморскому бульвару. Море серое, рябое и неприветливое – но это не портит светлой радости общения.
Затем она ведёт меня знакомиться с семейством МалОго – моего младшего братца – и всю церемонию светится от удовольствия, что сватья убедятся, какая «благородная» у неё родова, и перестанут намекать ей, что они облагодетельствовали её нищего сына. Я изо всех сил стараюсь «соответствовать», хотя от царящего за столом жеманства меня воротит. Малой сдержанно и как-то виновато усмехается и молчит весь обед, а шестилетний новоявленный племянник в бархатном костюмчике и с бантом толстощёк, чопорен и скучен. И абсолютно чужой.
– Ну как тебе, Лорочка, наша новая родня? – несмело интересуется тётушка по возвращению домой.
– Жлобы! – коротко резюмирую я и она тяжко вздыхает.
Почти весь месяц я провожу с сестрой: она на семь лет моложе меня и только сейчас мы «сравнялись» в возрасте – то есть не чувствуем разницы и болтаем как подруги. Она предлагает мне сходить в оперетту, но я отказываюсь: в оперетту без Папандопуло? Никогда! Тем более, чтобы лицезреть людей, которые, фактически, угробили человека, подарившего им прекрасный новый театр. Папандопуло – это Михаил Водяной, величайший артист своего времени и живой символ Одессы. Спектакли с его участием всегда были для меня праздником, а сожаление о его преждевременной кончине – глубоким и искренним.
Сестра соглашается с моим решением и мы гуляем по городу. И печаль, зародившаяся во мне после короткого общения с Вовкой, углубляется: Одесса катастрофически обветшала! Обезлюдевший, посеревший, как алкоголик, облупившийся и замусоренный город никак не вяжется ни с образом славной крепости русской, ни с вольной Одессой со статусом «порто-франко» – свободной для беспошлинной торговли – ни с той весёлой, несуетливой и мудрой Одессой, которая хранилась в моём сердце…
После каждой прогулки мы расходимся по своим жилищам, потому что я предпочла студенческое общежитие квартирам сестры и тётушки на Молдаванке – нищенски убогим, как и весь этот район с «весёлой» репутацией.
С Вовкой я встречаюсь лишь за день до отъезда, когда прихожу к ним на Лазарева прощаться – в дверях: он уже уходит.
– А, Лора... Хорошо, что ты зашла, – буднично констатирует он, словно мы только вчера с ним расстались. – Займи мне трёшку! – я в растерянности сую ему пятёрку и он спешит поскорей затолкать её в карман. – Я отдам! Обязательно! – я отрицательно качаю головой и он начинает часто-часто моргать: – А хочешь я тебе украшения принесу? Мы в артели цепочки делаем, брошки, брелки…
Перебив брата, я объясняю ему, что в моей семье никто блестяшками не увлекается и что всё равно он не успеет, потому что завтра я лечу домой. Вовка кивает, берётся за ручку двери и виновато прячет глаза:
– Прости, я не смогу тебя проводить… Дела…
Несмотря на чувство невосполнимой утраты, я нахожу в себе силы ответить:
– Ничего, меня есть кому проводить…
Провожает меня сестра. Мы тепло прощаемся, я обещаю приехать через год-два летом и иду на посадку. И губы сами по себе шепчут: «Прощай, Одесса…»
 
…Прощай, Одесса! Это я произношу уже осознанно в самолёте, глядя в иллюминатор на унылый пейзаж. В те минуты я ещё не ведаю насколько провидческим было это прощание.
Всё время полёта до Волгограда я перебираю в памяти события и детали этого визита и понимаю главное: Одесса неотвратимо теряет свой Дух, ибо каждое место имеет особый, неповторимый Дух, как и каждый человек имеет ему только присущую Душу. Осознав это остро, до колотья, я наливаюсь скорбью…
 
Должно быть, моя ностальгия по Одессе была зачата именно в те минуты и шевельнулась зародышем, когда я летела ещё над Украиной. Я уже тогда затосковала и по городу, где когда-то счастливо обитала, и по времени, в котором пребывала, и по времени, которое впереди и в котором милая моему сердцу Одесса по прихоти мировой закулисы станет для меня заграницей…
 
До распада СССР оставался ровно год.
Дата публикации: 23.10.2011 20:29
Предыдущее: Татьяна с нашего двораСледующее: Какая гадость эта любовь!

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта