Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Николай Бурмистров
Объем: 8780 [ символов ]
Грани таланта художника
Юрия Александровича Орлова называют успешным художником. Искусствоведы, биографы, критики добавляют к этому эпитеты: выдающийся, яркий талант, достойный представитель классической школы живописи. Ему присвоено почетное звание Заслуженный художник России, он награжден медалью «Достойному» Российской академии художеств.
Такое «звездное» резюме дополняют блестящие грани: свое двадцатилетие, в 1977 году, Юрий Орлов отметил началом выставочной деятельности, в 25 лет был принят в Союз художников СССР, в 1987 г. его картина «Девушка с черным бантом» была приобретена Государственной Третьяковской галереей, а в сорок лет он стал номинантом Государственной премии с картиной «Крещение». К этому можно добавить участие художника в многочисленных выставках в стране и за рубежом. Его работы находятся во многих коллекциях отечественных и зарубежных ценителей живописи – от Америки до Западной Европы, Китая, Японии и Австралии.
Понятие «успешный» сегодня часто соседствует с понятием «богатый». Юрию Орлову для достижения этой гармонии недостаёт самой малости. Коллеги по живописному цеху и поклонники творчества называют Ю. Орлова честным художником.
Его честность, в первую очередь, в том, что он не изменил избранному в юности пути художника-реалиста классического направления. Обретая знания и опыт, он всё лучше понимал, как нелегка задача подниматься на высоты, обозначенные мастерами-классиками: И. Репиным, А. Куинджи, И. Левитаном, В. Суриковым, Веласкесом, Эль Греко, Гогеном… Немало было искушений свернуть на более легкие тропинки авангардизма. Но… Как выяснилось в нашей беседе, Ю.А. Орлов ещё в юности понял разгадку «Черного квадрата» Малевича. И не изменил своему призванию.
Успехов художник добивался упорным трудом. Его «стаж» можно отсчитывать с… трехлетнего возраста, когда он впервые взял карандаш и начал рисовать.
Вырос Юрий в южном городе Ставрополе, в простой работящей семье. До сих пор душа его согрета тем солнечным светом, которым были полны мир детства и увитый виноградными лозами дворик их дома.
Художник рассказывает:
- С детства моими игрушками были карандаши, кисточки, краски. Отец работал художником-оформителем. Он был влюблен в искусство живописи и эту любовь передал мне. Смотреть, как он работает, было для меня сказкой и «мультяшкой» наяву.
В доме у нас пахло масляными красками, лаком, разбавителем. Эти ароматы мастерской художника я, можно сказать, впитал с молоком матери. Мне казалось чудом, что краски с палитры, переносясь на холст, проявляют на нем картины природы и лица людей.
Отец научил рисовать, поставил первый натюрморт, брал с собой на этюды. Он помогал осваивать мастерство. Оценку его труды наставника получили, когда я поступал в детскую художественную школу. Строгие экзаменаторы, рассматривая мои рисунки и натюрморты, не поверили сначала, что они сделаны рукой десятилетнего юнца…
Затем была учеба в Ставропольском художественном училище. Его Юрий окончил блестяще и, как лучший выпускник, получил рекомендацию для учебы в институте.
 
Мы беседовали в мастерской Ю.А. Орлова, что расположена в московских Черемушках.
Наш разговор сам собой перешел к системе подготовки и поддержки молодых дарований. Юрий сравнивал, что было и что стало:
- Эту студию мне предоставил Союз художников. Спасибо ему за это. Но плата за аренду помещения сравнима с ценой аренды большой московской квартиры. При этом, все понимают, что творчество – не торговое предприятие или автосервис. Постоянных доходов у художников нет. Иногда годами приходится жить в долг.
Нашему поколению повезло в том, что мы начинали в советские времена. Что бы ни говорили сегодняшние реформаторы культуры, но факты – упрямая вещь.
Одаренные дети могли свободно посещать творческие кружки, студии. Из училищ способные ребята направлялись в высшие учебные заведения.
Свои работы мы могли выставлять на многочисленных выставках: региональных, республиканских, всесоюзных. Организовывались творческие поездки по стране. Мне, например, запомнились наши «десанты» в Нижневартовск, по Тюменской области, на Байкал.
Если художник работал плодотворно, получал хорошие отзывы критики и посетителей выставок, то ему оказывалась дополнительная поддержка. После вступления в Союз художников я два года был его стипендиатом.
Кроме того, была возможность два месяца в году работать и отдыхать в Домах творчества, расположенных в живописных местах от Твери до Байкала. Пребывание на творческих дачах было бесплатным. А главное, они предоставляли нам мастерские для работы.
Юрий Александрович не лукавит, когда говорит о работе в райских уголках, которыми нам представляются дачи различных творческих союзов. На мой вопрос об этом он сказал:
- Были и шашлыки, и «Али-готе», как пелось в модной песенке.
Но у меня всегда получалось так, что приезжал на этот отдых с готовым замыслом картины. Вез с собой баулы этюдов по теме. Ведь в прекрасных студиях домов творчества были все условия для работы.
В таком отношении к своему делу – весь характер художника Юрия Орлова. Недаром говорят, что талант и трудолюбие вещи неразрывные.
Но может быть, всё дело в желании побольше заработать? Оказалось, что независимо от времен, не это главное для мастера. Судите сами.
В годы великих строек легко раздавались заказы на полотна, прославляющие трудовой энтузиазм масс. Как-то друзья агитировали Юрия ехать с ними на БАМ. ЦК Комсомола предлагал роскошный договор. Но Орлов отказался. Причина? Он говорит так:
- Могу написать на заказ портрет человека. Но при условии, что он вызывает во мне симпатию. Однако «красить плакаты» - это не моё.
И он уезжал в осеннюю распутицу или в заснеженные поля писать дороги России, золотые купола ее храмов, великие реки и Богом забытые деревушки. Вот, такие они непрактичные люди, талантливые художники. Видно, честное отношение к своему призванию делает их настоящими творцами.
В 90-е годы Юрий Орлов мог заработать хорошие деньги. Его приглашали расписывать известный храм. Но Юрий горел тогда другим духовным заказом:
- У меня в это время созрело решение приступить к работе над картиной «Крещение». Чувствовал, что если не возьмусь немедля, то никогда ее не сделаю.
Так родилось великолепное произведение! Оно могло и не увидеть света, если бы корысть взяла верх и мастер проявил бы малодушие. Но тогда он не был бы мастером.
Наша жизнь не делает поблажек для творческих людей. Свои черные и белые полосы она чертит без разбора. Были периоды, когда художник переживал долгое безденежье. Он работал и терпел.
Как-то к нему в студию пришел солидный покупатель. По разговору было понятно, что человек хорошо разбирается в живописи. Он отобрал несколько полотен, а потом предложил:
- Давайте, я куплю у вас все картины?
Какое везение! Художнику предложили сумму, которой хватило бы на несколько лет безбедной жизни. И что же? Он опять отказался. Отдал только несколько работ, чтобы хватило расплатиться с долгами.
- Почему же так? – пытался я понять.
Юрий Александрович посмотрел на меня с сочувствием:
- Вряд ли смогу это объяснить… Картины, как дети. Они не сразу готовы уйти в свет, а художник не готов с ними расстаться. Мы ответственны за своих «детей».
Где-то я читал, что у гениальных живописцев отнимали полотна силой. Иначе они, добиваясь совершенства, переписывали их до умопомрачения. Ох, непросто нам понять душу художника.
Но и перед людьми искусства время ставило и ставит вечные вопросы: каковы их роль и место в этой жизни? для чего они творят? Может быть, в обществе технократов и потребителей искусство нужно только для «развлекухи»? Мы говорили и об этом. И получалось, что судьба каждого таланта что-то значит для цивилизации. Ведь если исчезнут из нашей жизни музыка, поэзия, изобразительное искусство, то вслед за ними придут в упадок наука, архитектура, инженерная мысль, изобретательство. Не могут они существовать без творческого начала. Есть формула: творчество – это оправдание нашей жизни. И каждый человек решает её в силу своих способностей и талантов.
 
В общении Юрий Александрович человек скромный и доступный. Он не сторонник манерности, игры в богему. Он любит порядок и может смастерить столик для красок. Палитра, сделанная его руками, на моих глазах словно вспорхнула и плотно легла на локоть мастера. Он взял кисть и встал перед холстом.
Встревать в их молчаливое общение я был не вправе. Но, прощаясь, всё-таки спросил:
- Так в чем же тайна «Квадрата»?
Художник показал кистью на чистый холст и сказал:
- Отгадка здесь…
 
Москва, октябрь 2011 г.
 
Картины художника Ю.А. Орлова
Дата публикации: 24.10.2011 16:55
Предыдущее: Зевс в плащеСледующее: "Ваше Величество". Автор Александр Граков (Лекса). Речь вердикт-прокурора.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Татьяна Коновалова[ 22.10.2011 ]
   Николай! Спасибо и за очерк и за ссылку. Конечно, Вам повезло вживую на полотна поглядеть, но вот сейчас разглядываю пейзажи - хорошо!:)
 
Николай Бурмистров[ 22.10.2011 ]
   В разговоре с художником убедился, что мысли о судьбах культуры, искусства у творческих людей очень сходные. И проблемы общие. Но мастера свой дар и свой крест несут беззаветно. И трудяги они.
Татьяна Коновалова[ 22.10.2011 ]
   О, тут я С Вами согласна! И мне искренне жаль, что теперь в фаворе иные "деятели искусства".

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта