Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Макс Абрамов
Объем: 8789 [ символов ]
ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА - Николай Минский
В галерее «Золотые перья» Николай Минский — персонаж особый.
Он признанный патриарх русского декаданса и фигура общественно-политическая, весьма своеобразная.
Исповедовал культ «абсолютной личности».
Его золотое перо выделывало на бумаге зигзаги и кренделя, от лирических стихов до классических переводов, от политических призывов к объединению до лозунгов бежать «тропою индивидуализма».
Сегодня Николай Максимович Минский основательно забыт.
 
Я цепи старые свергаю,
Молитвы новые пою...
 
Н. Минский
 
Николай Максимович Минский (настоящая его фамилия Виленкин) родился 15 января 1855 года в селе Глубокое Витебской губернии, в небогатой семье.
Рано лишился родителей и рано начал добывать средства к существованию. Окончив Минскую мужскую гимназию с золотой медалью, в 1879 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. Получил степень кандидата прав, но службой практически не занимался, а отдался целиком литературе.
Первое крупное произведение Минского «Последняя исповедь» — гневный монолог осужденного на казнь революционера.
Стихотворный монолог Минского послужил Илье Ефимовичу Репину материалом для создания картины «Отказ от исповеди перед казнью».
В первые годы творчества, Минский писал гражданские стихи в духе А.Н. Некрасова, однако, по мнению критики, «без некрасовской мощи». Естественно, как рефлектирующий разночинец-интеллигент «больного поколения», которое представлял Николай Минский, он болел и переживал за угнетенный народ:
 
Я вижу вновь тебя, таинственный народ,
О ком так горячо в столице мы шумели.
Как прежде, жизнь твоя — увы — полна невзгод,
И нищеты ярмо без ропота и цели
Ты все еще влачишь, насмешлив и угрюм.
Жизнь не манит тебя, и гроб тебе не страшен...
 
Это строки из стихотворения «В деревне»
 
Как поэт Николай Минский был довольно популярен. Его стихи студентки переписывали в тетрадочки и альбомы, учили наизусть. Но с появлением в поэзии Анненского, Бальмонта, Брюсова и Блока, его популярность сошла практически на нет, хотя на его стихи писали романсы Рубинштейн, Рахманинов и другие композиторы.
 
Широкую популярность Минский приобрел как переводчик Гомера, Аристофана, Байрона, Шелли, Верлена, Флобера, Метерлинка.
Еще Минский выступал как драматург.
Но главное — не многогранность его творчества, а удивительные метания и шатания в идейных и художественных установках и принципах. Как отмечал критик Юлий Айхенвальд, Минский «колебался от тем гражданской скорби к искусству модернизма и обратно». Колебался он и в других сферах, за что его нещадно критиковали.
 
В 1883 году Минский предпринял попытку издать свои стихотворения отдельным сборником. Однако по распоряжению министра внутренних дел графа Дмитрия Толстого на тираж наложили арест, и он был уничтожен. «Моя первая книга стихов была сожжена, — вспоминал впоследствии поэт, — и жандармский капитан, звеня шпорами, допрашивал меня: «Кого вы разумели под скалами и волнами?» От ссылки спасла какая-то амнистия...» Сам министр, вспоминал Николай Минский, «кричал и топал на меня ногами».
Но может быть, не зря кричал и топал?
Неожиданно для всех Минский переходит из гражданского лагеря под знамена «чистого искусства», забывает про страдания народа и провозглашает, что жизнь «без эстетического наслаждения» и «красоты» невозможна:
 
Мир исчез. Мертво былое.
Даль грядущего пуста.
Нас средь ночи только двое:
Я — Любовь, ты — Красота.
 
А уж его «бросок в революцию» вообще вызвал у современников шок.
Это произошло в 1905 году, когда Минский был редактором-издателем газеты «Новая жизнь» и переживал увлечение революционными иллюзиями, чувствуя себя «ставленником пролетариата» (по выражению Александра Кугеля).
Так, в своей газете в номере от 13 ноября Минский напечатал собственное стихотворение «Гимн рабочих»:
 
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Наша сила, наша воля, наша власть.
В бой последний, как на праздник,
снаряжайтесь.
Кто не с нами, тот наш враг,
тот должен пасть...
 
И концовка стихотворения энергичная, революционная:
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Солнце в небе, солнце красное — наш флаг!
 
Словом, из декаданса Минский ринулся в революцию. Поэт-революционер.
А еще Минский напечатал свой перевод «Интернационала»:
 
Сегодня мы восстали,
Но завтра кончен бой.
В Интернационале
Сольется род людской.
 
Мало этого. В своей газете Минский опубликовал статью Ленина «Партийная организация и партийная литература».
 
Хлесткий журналист Петр Пильский вспоминает Минского конца ХIX века: «От него веяло и еще некоторым высокомерием, колючей самовлюбленностью. Минский кокетничал. Своих литературных гостей он принимал в комнате, обитой кругом сукнами или коврами. Женщинам он импонировал своей осанкой и проповедью замороженной холодности, и в большой моде были его стихи «Холодные слова» и еще «Белые ночи». Их знали наизусть».
 
Надо вспомнить жену Минского — Людмилу Вилькину, отчаянную «декадентку» по настроению и стилю поведения, «новую египетскую жрицу», как называл ее Василий Розанов. Модернизм и декаданс Николай Минский каким-то невообразимым способом сочетал с религией и защитой интересов рабочих, называл себя социал-демократом.
За свои революционные материалы, «возбуждающие к усилению бунтовщических деяний», Минский был арестован, а потом добродетельно выпущен под залог и от греха подальше, укатил в Париж, а уже там стал оправдываться: мол, марксизм враждебен культуре, философии, религии и искусству, а революция — это плохо.
То есть сделал полный разворот. И стал антиреволюционером.
 
В Париже он написал трилогию: «Железный призрак», «Малый соблазн» и «Хаос».
В 1913 году вернулся в Россию, но вскоре снова уезжает в Европу.
Революцию 1917 года встретил настороженно: она «вместе с радостью торжества... отозвалась в сердце и прежним знакомым страхом за судьбу культуры».
В начале 20-х годов Минский в Германии - председатель правления берлинского «Дома искусств».
«Седовласый старец», говоривший «долго, многосторонне и весьма отвлеченно», как вспоминал о нём Андрей Белый.
 
В 1922 году Минский выпускает книгу «От Данте к Блоку», издает стихи, читает лекции.
В «Манифесте интеллигентных работников» утверждал, что «умственные труженики» представляют собою «самовластный класс» и должны взять в свои руки «всю власть по производству и распределению».
 
Из Берлина Минский переехал в Лондон, где одно время служил в советском полпредстве, составляя бюллетень печати.
В 1927 году вновь уезжает в Париже.
 
Из воспоминаний Андрея Белого: «...Парижского Минского вовсе не связываю с Николаем Максимовичем, или — подлинным Минским.
«Парижский» — не нравился мне: не пристало отцу декадентства, входящему в возраст «деда», вникать в непотребства...
Как солнцем лоснился — маленький, толстенький, потирающий ручки, хихикающий, черномазый, с сединочками...»
Что и говорить, портрет довольно-таки неприглядный, по классической поговорке: седина в бороду, бес в ребро.
 
Однако в юности Николай Минский был совсем другим и отдавал дань «восторгам чистым любви и вдохновенья».
Таким же высоким духом и чистотой веют его переводы «Илиады» Гомера и «Саламбо» Флобера.
А самый большой грех навесили на Минского революционно настроенные демократы, которые считали его главным виновником «насаждения «черных роз» декадентства в русскую литературу».
Мол, росли только лютики-ромашки-незабудки, а Минский взял и распустил «черные розы». Все испортил. Отравил. Обезобразил. Что за человек?!
 
Любить других, как самого себя...
Но сам себя презреньем я караю.
Какой-то сон божественный любя,
В себе и ложь, и правду презираю...
 
- писал Минский в стихотворении «Любовь к ближнему», заканчивая его так:
 
И всех людей, равно за всех скорбя,
Я не люблю, как самого себя.
 
Вот вам и «черная роза» от Николая Максимовича Минского.
 
Николай Максимович Минский скончался в Париже 2 июля 1937 года на 83 году жизни.
 
Прости мне, Боже, вздох усталости.
Я изнемог
От грусти, от любви, от жалости,
От ста дорог.
У моря, средь песка прибрежного,
Вот я упал -
И жду прилива неизбежного,
И ждать устал.
Яви же благость мне безмерную
И в этот час
Дай увидать звезду вечернюю
В последней раз.
Её лучу, всегда любимому,
Скажу «прости»
И покорюсь неотвратимому,
Усну в пути.
 
Полное собрание стихотворений Николая Минского вышло в 1907 году в 4 томах.
Литературно-публицистические статьи собраны в книге: "На общественные темы" (Санкт- Петербург, 1909).
Для биографии библиотеки Павленкова - Минский написал книжку об Генрике Ибсене в 1906 году.
Подробную библиографию произведений Николая Минского и литературы о нем, составленную А.Г. Фоминым, смотрите в "Литературе ХХ в.", под редакцией С.А. Венгерова (Москва, 1915).
 
Использовался материал из инета.
Дата публикации: 13.10.2011 15:05
Предыдущее: ЗНАМЕНИТЫЕ ПЕРЛЫ В.ЧЕРНОМЫРДИНА (продолжение)Следующее: ДУРАЦКИЙ СМЕХ

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Татьяна Кунилова (Stik)[ 17.07.2012 ]
   Было очень интересно прочесть.
   Жизнь - сама по себе увлекательнейшая книга...
 
Макс Абрамов[ 02.07.2018 ]
   Спасибо за визит и отзыв.
   Будьте благополучны.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта