Мы смотрели на географическую карту и видели океан. Это я так сказал, что видели. Мои друзья не видели, а я его видел. Мне было тринадцать лет, и из них шесть лет до этого я провел в кинотеатре «Хроника». Моя мама работала кассиром, и после школы я шел к ней на работу, где до восьми часов смотрел фильмы. Я смотрел все подряд и знаниям, полученным в жизни, я обязан этому маленькому кинотеатру в центре нашего небольшого городка в Туркмении. В восемь вечера начинался последний фильм из двух вечерних. Это уже были полнометражные художественные картины. А мы с мамой шли домой… Зал был на тридцать мест и его стены задрапированы темной тканью. Сюда, на вечерние сеансы, приходили молодые люди и обнимали своих девушек. В восемнадцать лет я привел сюда свою Анжелу, и мы сидели прямо под окошками кинопроектора. Он громко стрекотал, но мы обнимались, ничего не слышали, и тогда я впервые поцеловал девушку со странным для того времени именем. А это видела билетер тетя Женя. Она погрозила мне пальцем в полутьме зала. Нас разделяло всего четыре стула. Я смутился… Но, о пятом классе! Мы остались после урока. Я, Анжела, Эля и Колька. Я открыл атлас географических карт, показались два полушария, и я ткнул пальцем в синее – это океан. Мы сгрудились у карты, обнялись как команда игроков, положив друг другу руки на плечи и втянув свои головы в круг. - Закройте глаза и слушайте. Все закрыли глаза, и я наизусть пересказал содержание научно-популярного фильма «Океания». Здесь был и Миклухо-Маклай, здесь и аборигены съели Кука. Здесь пищали дельфины, спасая пассажиров тонущих кораблей, здесь и акулы охотились за ныряльщиками… Не знаю, как это получилось, но мои друзья после рассказывали, как они слышали шум бьющихся о берег волн, крики морских птиц, видели красное солнце выплывающее из океана, корабли с белыми пятнами парусов… А ведь я только пересказывал то, что увидел и заснял оператор. Конечно, советский, потому что наша цензура не могла позволить даже говорить о таких нейтральных вещах, как природа, буржуазным журналистам. Наша четверка была лучшей в классе по знаниям естественных дисциплин. Это не удивительно, ведь мы освоили новый принцип обучения. Вот так оставались после уроков в классе, группировались, словно… Впрочем, я уже приводил сравнение, но все-таки хочу сказать еще более точно – мы были похожи на парашютистов, стоящих на крыле самолета, обнявшихся перед прыжком в бездну. И прыгали, но не падали и не разбивались, потому что я рассказывал очередной научно-популярный фильм. Например, про кинематику. И с самых древних времен. Мы были сразу в одном лице Архимедом, сидящим под тенью собственного дома и чертящего прутиком какие-то формулы. Но сначала были чертежи катапульт, огромных механизмов с колесами и обязательно купающегося мыслителя в бассейне. Воды в нем было много, но даже такой щуплый грек заставлял избытки ее выплескиваться на землю и моментально уходить в песок. «Эврика!» А еще мы были сидящим под деревом Ньютоном, которому на голову сваливалось яблоко. В том фильме это было похоже на мультяшную вставку, только в виде набросков карандашом, где траектория полета яблока показывалась пунктирно… Шестой класс начался для нас, как и пятый, будничными занятиями, но уже через месяц наша четверка испытала потрясение – Эля оказалась больной. Прошло недели две или три, когда вдруг мы поняли, что с Элей плохо. После уроков мы пошли к ней домой. У моей мамы был выходной, потому что в понедельник кинотеатр не работал, и, узнав о том, что мы идем к Эле, собрала фрукты – несколько яблок, грушу и даже два мандарина. Когда дверь квартиры нам открыли, и мы вошли под пытливым взглядом Элиной мамы, то мы не сразу узнали нашу подружку. Она страшно похудела. - Ты че, из Освенцима, что ли? – спросил Колька и тотчас же прикусил язык. Но Элина мама только вздохнула. Затем мы сидели в комнате одноклассницы и рассказывали о школе. - Я порвал свои самые лучшие брюки, - сказал Колька. – Ты же знаешь, я люблю съезжать по перилам. А за выходной день учитель труда набил на перила кусочки дерева. Как спичечные коробки, но еще ;же. И покрасил какой-то новой краской. Она быстро высохла. Ну а я со второго урока поехал вниз, в буфет. Думал, быстрее всех. На первой же «коробке» порвал брюки… - А я написала письмо Анжеле Дэвис. И жду ответа, - сказала наша Анжела. - Вчера смотрел фильм у мамы про извержения вулканов, - сказал я. И вдруг спросил. – А что у тебя за болезнь? Эля оглянулась на дверь, нет ли мамы, и прошептала: - Не знаю. Мне ничего не говорят. Но у меня кружится голова, сохнет во рту и не хочется ничего есть. Вон смотрите, весь стол заставлен, мама меняет блюда, а аппетита у меня нет… Мы посмотрели в сторону, куда указала Эля. За кроватью стоял круглый стол с едой. Даже шашлыка с манящим возбуждающим запахом было несколько палочек. - Дядя Жора полчаса назад принес… Мы отвернулись, глотая слюну. - А вы поешьте вместо меня! - Ну, конечно! - Нет, правда! Пойдемте к столу! Мы нехотя поднялись. Еще я увидел тонко нарезанные кусочки сала и кольца дорогой колбасы, здесь был салат, прожаренная в глубокой посуде, полной раскаленного масла, рыба, еще стояли вазочки с виноградом и нарезанным гранатом. - И ты этого ничего не ешь! Колька потянулся, было, руками к колбасе, но Анжела стукнула его по руке: - Подожди! У меня есть мысль! И я почему-то понял, какая это была мысль… - …Но только тогда мы начнем все есть это, когда первой протянет руку сама Эля. Согласны? Мы окружили стол, обнялись, опустили головы так, что они соединились в некую фигуру из соприкасающихся шаров, и закрыли глаза. - Давай, Веня, начинай! Мы долго стояли с закрытыми глазами, а я все думал, какой фильм вспомнить и рассказать моим друзьям. И ничего не приходило на ум. Но я не отпускал рук, чувствуя одной плечо Эли, а другой – Кольки. Анжела как-то проходила под мышкой. А вот ее руку я узнал. Она была на моей спине между лопаток. Потом она потянулась за воротник рубашки, и ее пальцы больно потянули за кожу над одним из позвонков. Анжела как бы говорила: «Давай, мы ждем, начинай!» И вдруг я вспомнил о фильме про карнавалы в Латинской Америке. Была первой Бразилия, не очень широкие улицы с потоком людей, танцующих на ходу. Звучала забористая музыка, слышались крики, ускорялся темп… Я слышал закадровый голос диктора. Он был чуть хрипловатым, но с большим чувственным диапазоном, он говорил: «Слово «ламбада» обозначает как ритм - смесь каримбо и меренге, так и танец, который объединяет в себе элементы форро, самбы, меренге и maxixe - бразильского танца девятнадцатого века, имевшего огромный успех в Европе. Танец очень заразителен, и его танцуют люди всех возрастов и обоих полов. Ламбада изящна и весьма быстра, вам приходится думать о том, как бы не споткнуться и не упасть… Ритм ламбады появился на Амазонке, позднее был переделан багийцами, которые придумали степы… Смотрите, смотрите, как он зажигает! Неизвестная моим одноклассникам мелодия ворвалась в их головы, ноги стали делать немыслимые па, и мы, не отпуская до конца рук, отошли от столика и стали танцевать между ним, кроватью Эли и дверью… Наверное, это была очень странная картина, но мы ничего не помнили, а только отдавались ритму танца… Лишь после, лет в двадцать пять, я попаду на сеанс заезжего гипнотизера Дольского. И когда он вызовет меня на сцену, то получится конфуз, потому что не он, а я заставил спеть его петухом какой-то китайской породы. И у нас будет закулисный спор, кто сильнее из нас, и будет предложен контракт… Неожиданно мы остановились, услышав тихий вздох мамы Эли: «Господи, да что это такое?» И тогда я разжал руки. - Бедная, доченька, в тебе сил нет, да что же вы, ребята… Но здесь мы услышали тихий голос Эли: - Мам, я устала и очень голодна, можно ребята поедят вместе со мной? И надо было понять возмущение Софьи Борисовны тем, что она могла бы запретить нам поесть вместе с ее дочерью! …Да, спросите вы, а не видел ли я в детстве фильм о легендарном Кио? Нет, не видел. Но где-то в третьем классе успел «проглотить» одну не очень большую ленту, кажется из какого-то сборника или киноальманаха, развенчивающего евангелические истории про чудеса Иисуса Христа. Там были разоблачены со всей научной доказательностью сцены воскрешения Лазаря, исцеления матери и дочери от проказы, обретение зрения слепым и еще многие другие «фокусы». И много лет спустя, копаясь в киноархивах, я нашел-таки этот сборник. Мне разрешили его скопировать и перенести на «цифру». Я долго кадр за кадром смотрел этот фильм, поражаясь тому, что он не разоблачает, а подводит к мысли о правде чудес, сотворенных Иисусом, во время его скитаний по небольшой Галелее. И неожиданно мне пришла мысль о «двадцать пятом» кадре. Правда, тогда телевидение не было еще так развито, чтобы манипулировать сознанием, да и фильм снят на пленке. Похоже, что режиссер или тот, кто монтировал фильм, обладал технологией вкрапления кадров внушения… Но это другая тема. А вчера я был в гостях у Кольки и Эли. У них прекрасные внуки. Приходила еще и Анжела с мужем. В какой-то момент мне захотелось всех собрать головами друг к другу и задать интересную тему. Да хоть про полеты на Луну! Но вот муж Анжелы… Ах, как неубедительно я поцеловал мою одноклассницу тогда в кинозале! Или… А может грозящий палец тети Жени, подруги моей мамы, тому виной? |