Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Ульяна Харченко
Объем: 13047 [ символов ]
По следам русских писателей (путевые заметки).
Я уже год отрабатываю интересный контракт. 8-10 октября вроде как должен быть долгожданный финиш. Одна барышня из Севастополя долго копила материал о пребывании русских писателей в Крыму. Изучала документы, письма, путевые заметки, ездила в музеи, посещала те места, где предположительно или точно останавливались писатели. Вся эта работа стала заделом для 2-томника, за который ухватились издательства. В одном из них предложили "осовременить" материал. Хотя, как на мой искушенный вкус, книга написана хорошо, живо, интересно, доходчиво, со ссылками на источники.
Так вот - предложили ей заделать диск, где были бы киноролики о каждом из писателей. кроме того, неплохо сделать из этого сайт.
Для этой работы пригласили меня. И вот мы с командой (оператор, 2 инженера монтажа, актер для закадрового текста, звукорежиссер, программист, дизайнер-макетчик) взялись за это дело.
Работа была колоссально интересная. Я увидела Крым совершенно другими глазами, мы были в Евпатории, Феодосии, Ялте, Коктебеле, Старом Крыму, Симферополе, Саках, в Севастополе соответственно.
______________________
 
Последние съемки были в Коктебеле. Потрясающее место. Там мы снимали музей Волошина, набережную, небольшой ресторанчик, в районе которого находилось кафе тех времен, виды на Карадаг.
Последним пунктом назначения была могила писателя. Он велел похоронить себя в горах. Нам указали вроде бы точное место, куда мы и отправились. Но, свернув не на том перекрестке, мы попали в "другие" горы. Путь до могилы был долог. Зато мы поднялись на самую высокую точку Коктебеля, откуда видно всю бухту. Шли километров 7, наверное, в гору. Причем, подъем был довольно крут. Все это со съемочным оборудованием на себе-любимых, под палящим солнцем. Таких красивых кадров у нас не было за весь контракт. Померкли резиденции Пушкина (дом Ришелье в Гурзуфе), Воронцовский дворец, дача горького в Тессели, дом Толстого в Гаспре.
Такой панорамности, как в Коктебеле мы не видели нигде.
__________________________________
 
Наконец, дойдя до "нужного" холма, мы набрели на могилу (она оказалась не так далеко от "нужного" же поворота. Обычная плита красного гранита.
К ней туристы приносят камни с моря, на которых пишут желания. Там много таких камней.
Кстати, в музее Грина в старом Крыму (Старый Крым - небольшой поселок, музейчик там маленький, обычное одноэтажное здание, где писатель провел последние дни), тоже можно написать о сокровенном. Там во дворике из бечевок, толщиной в палец, сделан каркас наподобие рыбацкой сети, он весь увешан алыми лентами. Посетители музея оставляют записи на лентах. По большей части это признания в любви. Романтическая история про Ассоль никого не оставляет равнодушным.
______________________
 
Мне все не хватает времени выложить путевые заметки по этому контракту за последний год. О каждом из 19 писателей, о каждом съемочном пункте.
Сейчас как раз работаю над редактированием закадрового к видеоряду. Наши сюжеты близки к финишу. получились они по 3-9 минут. Это по большей части документальное кино, не художественное.
Хотя, в некоторых роликах нам удалось "порезвиться". Например, мы снимали евпаторийскую набережную для сюжета об Ахматовой, дело было зимой, кажется, в декабре. Крымская зима бесснежная, ветреная. Небо серое, небольшой туман. Мы уже думали, все, плакали съемки. Прощай, красивая картинка в кадре. И тут, прямиком мимо сгрудившихся у пирсов яхточек не идет, просто плывет совершенно потрясающая барышня. Лет 35-40, классический бальзаковский возраст, одна, в шляпке, с кокетливым шарфиком, прогулочной походкой. Я не меняя выражения лица, дабы не спугнуть сию персону, тихо тереблю оператора: "Денис, мать твою, срочно снимай!!!!"
Это были шедевральные кадры для сюжета. Мы наложили на них женский голос со стихами... Вообще, получилось весьма натурально.
____________________________
 
Вообще за время работы я как-то прониклась условиями классического творчества. Не то что ЧХА, форумы, из дома (или из офиса), в тепле выкладываешь для сообщества эти заметки... Такой роскоши у классиков не было и близко. Как правило это маленькие, просто крохотные домики, на кои хватало скромных писательских средств, порой холодные, скромно меблированные. И бездна энтузиазма и жизнелюбия. Например, дом Волошина на набережной (сейчас там музей), это всего 2 этажа, купленных его матерью еще когда Коктебель был редкой непролазной дырой, второй этаж деревянный, первый кирпичный. Комнатка по египтологии и библиотека - на втором этаже настолько малюсенькие, что мы едва уместили штатив на ступеньках. Но зато какой потрясающий вид на море. Волошин и его многочисленные гости (ибо он был добр и никто не платил за постой) месяцами жили у моря, бродили по горам, устраивали спектакли, постановки, читали стихи.
______________________
 
Это сейчас Коктебель - довольно развитый курортный поселок. Во времена Волошина это был заброшенный берег моря, никакой цивилизации, а рядом - малюсенькая деревенька. По горам козы паслись. Все походы по окрестностям пешие. Домик, хоть и в 2 этажа - действительно очень маленький. Умер Волошин в 1930 году, это не так давно, а деревянный второй этаж уже аварийный, почти прогнил, туда не пускают с экскурсией. Мы едва выбили разрешение на съемки. Ступаешь по досточкам на полу, а они как-то нехорошо вибрируют. Прямо сильно нехорошо. Страшновато.
________________________
 
Меня также поразил дом Паустовского в старом Крыму. Старый Крым - поселок придорожный. Едешь по трассе на Феодосию, а справа указатель на эту деревеньку. Всего-то 3-4 небольших улочки и школа. Все домики одноэтажные. Такое впечатление, что тут замерло время. По большей части вросшие в землю мазанки, рядышком хозяйствования человеческие. Мы приехали ближе к полудню, а на улицах никого, даже спросить дорогу не у кого. Едва нашли по навигатору. Из окон высовывались мальчишки, они висели на заборах, появлялись отовсюду, словно не чужие люди приехали в деревеньку, а инопланетяне высадились. На наш несчастный лупатенький мерс смотрели как на подобие феррари. =)
сам домик тоже маленький. одноэтажный. всего 4-5 комнатенок, переходящих одна в другую. Вообще в то время как-то не строили изолированных комнат.
Тот же дом Ришелье в Гурзуфе - так тоже весь второй этаж проходной - из комнаты в комнату.
___________________________
 
В доме Паустовского вся веранда опутана раскидистым виноградником. Заходишь, а прямо над головой свисают гроздья аппетитные. В саду яблоня растет. Окна дома выходят в садик. Там пару молоденьких, тоненьких, хиленьких березок. Не таких, какие привычно видеть в России. Природа в Крыму другая. Деревья низенькие, с макушками-шапками, стволы тоненькие, неровные.
______________________________
 
Красиво жил горький под конец жизни. В Тессели, где его дача, сейчас владения президента Татарстана. Там только за парком ухаживает более 800 служащих в день. Великолепные виды, ландшафты, вид на море. Потрясающий искусственный пруд. Огромный, квадратов под 150. беседки деревянные. Даже дорога в паркинг выложена мраморными плитами. У нашего "мерсика" все скукожилось от таких-то сентиментов.
__________________________________
 
Толстой в имении графини Паниной в Гаспре превеликолепно устроился. Там тоже очень красивый большой дом, в стиле такого средневекового замка с башенками, парк красивый, высокие потолки, большие окна, светлые комнаты. Очень красиво. Оттуда немного видно канатную дорогу.
_______________________
 
Вообще наши классики были большими непоседами. могли днями проводить время в седле, ездить по холоду, ветру, без охраны в совершенно безлюдных местах, вдали от всяческой цивилизации. Грибоедов весь Крым горный объездил верхом. Он приехал в Симферополь, где и остановился, а побывал даже в красной пещере (!) - это примерно за Алуштой. Только на машине часов 5 лету. В пещере есть грот, названный его именем. Пещера большая, многоуровневая, паводковая. Для непосвященных - в определенное время все полости и ходы заполняются водой, потом вода уходит. Процесс этот опасный, стихийный и внезапный, хотя кое-какую закономерность можно уловить. Сейчас пещера, конечно, оборудована. Но во времена Грибоедова внутри пробирались чуть ли не ползком, без страховки и шлямбурных крючьев. Так, саперная лопатка, бутылочка шнапса и бездна энтузиазма от кучки молодняка из числа блистательного имперского дворянства.
______________________________
 
Пушкин тоже любил прокатиться с ветерком. Из дома Ришелье, где он жил с Раевскими (с ними же и путешествовал по Крыму) он выехал по старой трассе (сейчас она закрыта) Ялта-Севастополь. Старая трасса - это громко сказано, более или менее оборудованная тропа. Путь сей проходил через Чертову лестницу, так в народе назвали этот горный путь. Сейчас эта часть угодий ялтинскому заповеднику принадлежит кажется. Так вот, там вообще понятие тропинка или дорога отсутствует. Приезжаем (там есть подъезд, только дорога очень узкая, как на ай-петри, примерно), паркуемся возле деревянного сооружения такого. Два деревянных бруса, толщиной в руку, сверху вырезан такой каркас, домиком, под ним табличка, на ней вырезаны буквы, похожие на старославянский алфавит. Такими шрифтами любят оформлять буквицы в детских сказках. "Чертова лестница". Чувствуешь себя не меньше чем Ильей Муромцем, с вопросом, куда б направить бренные стопы. Дорог нет. Вся гора - дорога.
__________________________________
 
Кое-где на камнях стрелки с направлением более или менее безопасного движения. Им лучше следовать. Особенно трудно ползти с оборудованием наперевес. Оно не зачехлено, так как снимаем дорогой. Чехлы отяготили бы нас. Огромные валуны. Серые, припорошены мягким (скользким!) мхом. красноватые уступы, дубовая поросль, кусты. Ящерки.
На 4м часу подъема видна дорога внизу. И машина, размером со спичечный коробок. Ставим сначала оборудование, потом ползем сами. Представить, что все это было преодолено на лошади и без указателей просто нереально. Нам повезло, погода была сухая. А вот Александр Сергеевич выбрал для этого "очей очарованье"-осень. Дождики, роса, листва. Тут и на сухой листве скользошь, хватаясь за извилистые корни деревьев... Ай да Пушкин....Ай да....!
_____________________________________
 
О, еще одну историю вспомнила. Про писателей и современность. Она философская и немного грустная. Приехали мы, значится, в старый Крым (где, как я уже писала, музей Пустовского и Грина). На въезде в деревеньку знаменитое кладбище. Там похоронен Грин с женой(там же могила Ю. Друниной и многих других известных личностей). Наверняка многие видели на картинках или вживую, это очень известный памятник - бегущая по волнам. Паркуемся, входим в кладбище. Куда нам до европейского аккурата, роса, трава хлещет по икрам. Тащим оборудование через стройные ряды могил и могилок. Мысли о вечном. Кладбище старое. Большое. Утопающее в зелени. Много деревьев, приятный тенек. Совсем рядышком с подъездом, метрах в 50 на деревянном столбике проволокой прикручена табличка. Грин - налево, Друнина- направо. (вот вам и современность). Идем, как и положено, налево.
Вот и памятник, белого мрамора, скульптура девушки небольшая, не более метра в рост. девушка там почти что девочка, худенькая, тонкая, в какой-то полотняной робе до колен, с поднятыми вверх руками. Словно за солнцем бежит или за птицей. Милый такой встревоженный ангелочек.
На мраморные плиты хорошо ложится мягкий утренний свет. Красота. Только весь вид портит слива-дичка, разбросавшая свою листву прямо по всему каменному надгробью. Берем в руки с оператором по венику, тряпочки и начинаем потихоньку наводить порядок. Негоже для потомков-то демонстрировать сливовую листву. Мы другое демонстрировать пришли. Да и писателю с женой приятно будет, если там, где они сейчас, вообще хоть как-то бывает.
Сгребаем весь мусор в кучу, снимаем. И тут мне приходит в голову потрясающая мысль.
- Слушай, денис, раз мы уже все равно в этом всем д....е поиспачкались, давай еще потрудимся, уберем несколько могил рядом, да снимем перспективу и общий план!
Сказано-сделано. Я беру на себя те могилки, что за памятником, оператор те, что спереди.
Слышу через минут несколько такой тихий, немного измененный денисов голос, мол, иди сюда.
подхожу, стоит мой Денис возле свежей могилы, она прямо напротив гриновской, утопает в венках, лентах, цветах.
- И что? - спокойно спрашиваю я, - Ну, похоронили человека напротив великого писателя. Кладбище действующее, что особенного?
Денис молча указал мне на черную траурную ленту, змейкой обвивающую венок.
"ОТ РЕАЛЬНЫХ КОРЕШЕЙ С КАЗАНТИПА" , "ОТ ДИДЖЕЕВ....", "ОТ ТВОИХ ПОКЛОННИЦ ИЗ ПОСЕЛКОВ...", "ОТ ТЕЛОЧЕК...".
читаю дату рождения 1989 год. Дата смерти свежая.
В 21 год погиб парнишка-диджей.
Певец Гринландии лежит напротив певца современности.
Грин тоже писал современность.
Снимаем перспективу, общий план. "кореша с казантипа" принесли охапку цветов писателю. Им сейчас тяжело. Их певец тоже погиб.
__________________________
 
продолжение следует...
Дата публикации: 30.09.2011 18:45
Предыдущее: МалостьСледующее: для блица Так она называла меня земляным червяком?

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Михаил Суворин[ 24.09.2012 ]
   Так! Ульян(очка)! Простите, что я так уменьшительно ласкательно.. но мое уменьшительное... нисколечко не уменьшает моего уважения к Вам. И,, так: написано познавательно и здорово, но это Вы и без меня знаете. Литературу же, для себя я уловил в Вашем финальном "ИХ певец тоже погиб" ( этакой гусляр) конечно же в связке с - продолжение следует... Что касается реальных корешей, с их веерными и УНИЖЕННЫМИ (унизанными) перстами опахалом(и) -тут совсем просто - я с Вами. У Вас написано то, о чем сейчас не зная подзабыли. а может кто-то прочтет...и из них не все - УНИЗНАЮТ. Вы случаем не революционер?? Суворин.
 
Ульяна Харченко[ 24.09.2012 ]
   нет, я статист. как в песне моего любимого барда Щербакова: "нам виден всякий дефект, распад, диверсия или другой разлад, но мы не из тех, кто бъет в набат и мечется оголтело". литературности в этих заметках правда мало. это больше информативные отчеты, которые я выкладываю на чха. мало обработанные, сыроватые. сама вижу. но все равно стараюсь записывать по свежим впечатлениям. Здесь на чха многие ссылаются на классику, многие именуются маститыми авторами, выкладывая дипломы и патенты. Мне как-то всегда была близка реальность каждого писателя, она же и составляла часть его творчества. Подумалось, что всей нашей пишущей братии просто будет интересно почитать, как жили писатели-классики, что в реальности сейчас осталось от их жизней, наследий, наследств. последний случай правда поразил. я толерантно отношусь к субкультурам. меня не пугает слово телочки и я считаю, что все мы обладаем чувствами, вне зависимости от того, во что верим. просто такие детали не покажешь в кадре, а они смещают традиционные акценты восприятия.
Михаил Суворин[ 25.09.2012 ]
   ...что значит,, толерантно??? извинительно? или понимательно... я тоже не против "телочек" если это эволюция персонажа от "а" до "я". И , что это за слово- субкультура, в нашем контексте? я не знаю... Помните, когда-то хотели сбросить наших классиков с корабля современности... это тоже можно назвать субкультурой... отдельных личностей.но.... Нет, мы запутаемся... Вы считаете, что ничего не нужно бы поменять... а простая,банальная констатация достаточна? Я наверное Вас не совсем понял, но, тех, кого я увидел в ваших "братанах"­ вряд ли отнесу к какой то культуре, даже суб... очень буду признателен если разъясните. P.S я тоже совсем не похож на доцента, да еще поправляющего очки, но есть вещи, которые ни что иное, как вешка времени: вот они и есть веха нашего замечательного времени. простите за сумбур.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта