Интервью Ольги (Хельги) Сысуевой (Янссон) Воспитанное искусством – отражает в творчестве Глубокоуважаемый Моисей! Спасибо за тему! Про Врубеля? Давайте попробуем. У меня вообще-то два любимых художника, и оба они связаны с музыкальной темой - Уильям Хоггарт, и Михаил Врубель. На основе картин Хогарта "Модный брак" композитор Чимароза создал оперу "Тайный брак", Михаил Врубель был женат на оперной певице Надежде Забеле, которая была первой Марфой в опере Римскоого-Корсакова, "Царская невеста". В одной из моих любимых опер "Флория Тоска" тоже показаны взаимоотношения между художником и певицей, хотя на самом деле самым привлекательным образом в Тоске для многих является барон Скарпиа, начальник полиции. В принципе, я стремлюсь больше к музыке, чем к живописи, хотя немного рисую, хоть и не очень хорошо, знаю (надеюсь неплохо) несколько графических программ. Просто в свое время я живописи предпочла литературу, не стала учиться дальше на художника, хотя занималась в художественной студии с детсвтва. Меня манил мир оперы, мир театра, мир литературы. Но могу сказать, что у меня в семье было достаточно художников, чтобы страсть к рисованию передалась и мне. Но потом это замерло где--то на фан-арте , а после и на предпочтении графических программ для создания рекламы, роликов и коллажей. Глубокоуважаемый Моисей, здравствуйте еще раз! Вот, попыталась ответить на Ваши вопросы. И на темы, которые Вы определили в рецензии. Если Вам понравится, то, думаю, что так стоит и оставить. Мне очень понравилась столь содержательная беседа. Спасибо! Хорошие вопросы, и благодарю за внимание к дорогому мне рассказу. Я Вам высылаю так, как вижу материал я, с Вашим вступлением, С уважением, Ольга Об общественной и личной жизни Ольги (Хельги) Сысуевой (Янссон) я ничего не знаю, да меня интересует только доверяемое. Вижу: автор она – оригинальный, бесподобный. Свои интересы не скрывает: увлекательные сюжеты находит для себя и читателей в отдаленном прошлом мировой цивилизации. В короткой новелле «Во власти Демона» - творческая жизнь гениального художника. В очень скупой манере автор отражает философию творчества, жизни незаурядного человека. Дает свое определение: «Жизнь – это сон… Сон… реальность часто переплетается с вымыслом. Этот сон проходит как миг…» Настроила на серьезное настроение любознательного ожидания – ни на мгновение не разочаровывает. «Русский художник Михаил Врубель сидел в саду… Музыкальным слухом он ловил мудрость пророчества. Он с детства верил: гениален, и гениальность считал своей избранностью… Ему дали имя Михаил! Он был над людьми, был сильней и могущественней их. Этот мир ему казался странным, а миру казалось странным поведение художника». Так оно и есть: избранные природой личности, как бы – не от мира сего: одни скрывают, а другие обнажают свои особенности и личные качества, характер. Подошла жена. «Наденька, - вдруг сказал художник, - знаешь, что я несколько веков назад возводил готический собор. Это было гениальное сооружение, истинно гениальное! Я, сколько себя помню, всегда рисовал! И в Риме я был величайшим архитектором. Я возводил Капитолий. А еще мне приходилось брать уроки живописи у самого Рафаэля, который любил меня больше, чем свою Форнарину!» Фантазии это? Воспоминания кругов реинкарнации – по пути исправления, совершенства Души? «Что породило его безумие? какой-то Демон овладел его душой». Состояние его заметно болезненное: последствие переживаний – связаны со смертью родившегося сына. «Азраил» он написал в порыве безумия, во время острого периода своей болезни. Эта болезнь и сделала картину гениальной…» И какое отношение болезнь – к гениальности? Опять итальянец Ломброзо – подобно З.Фрейду, но раньше его заставил всех свои мыслительные выводы укладывать в психологическую схему. Рассказ о жизни художника – емкий, в скупой манере словосочетаний: «он любил рисовать семейные сцены… зарисовывать литературных персонажей… Его веселость, изобретательность в играх, мягкость и нежность в общении привлекали окружающих, а «иногда впадал в такое напряженное состояние: переставал замечать окружающее». Отец тревожился о состоянии сына и не раз повторял: «опять ты впал в свое оцепенение»… Странность поведения закрепилась за ним: на всю жизнь. Но так и должно происходить в действительности: таланты, тем более гении должны отличаться от обычной массы обывателей. «В 1902 г. художник написал «Демона поверженного». Эта картина рождалась в невероятных муках. Художник, писавший ее, тратил очень много сил. Сорок раз он ее переписывал. Однако, публика освистала задумку автора. И Врубель с горечью писал жене: «Зависть и глупость людская в один день по возвращении в Москву исковеркали меня». В 1902 г. болезнь художника стала прогрессировать с бешенной скоростью». Тогда в обществе осознали ценность Творца. Только знатоки и моральные, истинно интеллигентные люди осознали тяжесть возможной скорой потери. В обществе еще ценили выдающихся людей – не фонтанировали хамством и злобой. Заключительная часть волнующей истории: «он мог только коротко отвечать на вопросы, и раз только ночью, придя в себя, сказал, обращаясь к человеку, который ухаживал за ним: «Николай, довольно уже мне лежать здесь – поедем в Академию». В словах этих было какое-то предсмертное пророческое предчувствие: через сутки художник, уже в гробу, был торжественно перевезен в свою alma mater». Истинные интеллигенты знают это достойное имя: И.Врубель занял очень заметное место в Русской Культуре. Короткое произведение о нем радует всех: ценителей искусства, любителей изящной словесности. Вопросы и ответы на них. 1. Тогда в обществе осознали ценность Творца. Только знатоки и моральные, истинно интеллигентные люди осознали тяжесть возможной скорой потери. В обществе еще ценили выдающихся людей – не фонтанировали хамством и злобой. Что Вас привлекло в этом периоде, и почему Вы выбрали такой исторический фон для рассказа? Глубокоуважаемый Моисей! Во-первых, очень признательна за внимание к моему скромному творчеству. И благодарна за такую пространную рецензию на рассказ "Во власти демона". Уже одно это - большая честь для меня. Спасибо, это дорогой мне рассказ! А теперь отвечаю на вопросы. Тогда было странное общество. 1905 год... вообще-то интереснейшее время. Эпоха очень серьёзная, ведь, как помните, это время первой русской революции! Михаил Врубель умер в 1910 году, за два года до гибели "Титаника". Вообще, 1900-1910 годы - время великих премьер в оперном искусстве "Царская невеста", "Флория Тоска" и т.д. В оперетте - любимая многими "Весёлая вдова". Из музыкантов в эту эпоху творили Густав Малер и Клод Дебюсси, насколько я могу судить о музыке, представитель импрессионизма. В 1905-1910 году в Барселоне работает архитектор Гауди. Рихард Штраус в этот период создает оперу "Саломея". 1900-1910 годы отмечены многочисленными выставками. 5 декабря 1905 года был заключён знаменитый Портсмунтский мир, который, однако, не сулил ничего хорошего для Российской империи. Не стоит забывать, что 1900-1910 годы - время террора в России. Ещё существовала партия социалистов-революционеров (эсеров) в полном составе, ещё громыхали громкие политические убийства, в 1910 году руководство партией взял на себя Б.В. Савинков - личность одиозная, и очень-очень неоднозначная в истории. Опять же, октябрь 1905 года - это создание партии "17 октября" в России, одна из знаковых партий того времени. В это время в Российской империи зарождается кинематограф. Но первые фильмы, как известно, были похожи на современные фильмы ужасов. Много снималось про дьявола, а также ставили Лермонтовский "Демон". Кстати, эту картину в 1911 году снял итальянский режиссёр Джованни Витротти. Вообще, как мы знаем, это был период странных предчувствий, и небывалого мистицизма. Быть может, это пусть и не спокойные годы, если иметь ввиду тот же самый террор, однако это было как бы затишье перед бурей . А вообще в творчестве Врубеля заключено многое: и мистические настроения эпохи, и его отношения к жизни, и его мироощущение, и единение живописца с музыкой; кстати, можно это назвать и личным ощущением, поскольку в своё время я отказалась пойти по стопам художников, и учиться дальше, всегда тяготея к музыке, и в творческом плане предпочитая живописи литературу. Но рисовала я всегда: вначале фан-арт, теперь создаю коллажи, фотокартины, создаю в различных программах креативную рекламу. В музыке я - благодарный слушатель, особенно оперного искусства, пою я плохо. Мне всегда было стыдно показывать себя на людях, стыдно перед настоящими профессионалами, которые для меня являются своеобразными богами сцены, потому я никогда не пою караоке. Разве что когда меня никто не слышит. 2. "Жизнь – это сон… Сон… реальность часто переплетается с вымыслом. Этот сон проходит как миг". Помните такое выражение, что настоящую жизнь мы постигаем во сне? Я с детства видела цветные сны, иногда вещие. Цветные картинки приходили сами собой, как будто я смотрела какой-то фильм. Часто мне снились мультфильмы. Причём, у них был свой сюжет, не тот, что видел ребёнок по телевидению. Опять же, будь у нас в России развитая мультипликация, я с удовольствием бы нарисовала сериал для детей. Увы, этого ничего нет. У нас слабая техника и слабая подготовка дизайнеров одежды, хотя, если развернуться и помечтать... что ж, может, у следующих поколений будет возможностей больше, чем у меня. Так вот, сны приходили разные, и иногда создавалось впечатление, что я живу во сне реальной жизнью. А нереальная там, за кадром. Самое интересное во всем этом, что мой мозг спроецировал это определение как бы наоборот: "Жизнь - это сон". Наше тело бодрствует, а на самом деле мы спим. И только во сне мы получаем информацию, решаем проблемы, видим ответы. 3. «Наденька, - вдруг сказал художник, - знаешь, что я несколько веков назад возводил готический собор. Это было гениальное сооружение, истинно гениальное! Я, сколько себя помню, всегда рисовал! И в Риме я был величайшим архитектором. Я возводил Капитолий. А еще мне приходилось брать уроки живописи у самого Рафаэля, который любил меня больше, чем свою Форнарину!» Фантазии это? Воспоминания кругов реинкарнации – по пути исправления, совершенства Души? Я крещена христианкой. Я отмечаю Рождество, и дни своих любимых святых - день памяти Жанны д'Арк и память святой Марии Магдалины. Это мои любимые святые. Если говорить о христианстве. Но я историк, и, соответственно, читала многое, в том числе очень многое читала по Буддизму. И потому, я, может быть, уверена, что знаю свои прошлые жизни. М... кажется, что я могла жить в Японии. Меня всегда окружала японская тематика - всегда покупала тетрадки с изображением японских цветов, девушек, сакуры. Притягивала современное японское искусство - манга и анимэ. У меня даже цвет обоев такой, что навевает на меня мысли о Японии. Хотя, среди вещей, имею много напоминаний о Китае. И очень люблю китайскую культуру. Люблю Италию. Частые напоминания о XIX веке. Но сложно сказать, что это такое. Хотя, думается, что прошлыми жизнями вполне можно объяснить индивидуальность каждого из нас и принадлежность каждого из нас к той или иной группе, творческому объединению, театру (если кто ходит, или играет там), корпорации, фирме, школе и так далее. Но об этом интересное исследование можно сделать. Я пока путаюсь в понятии Реинкарнации. Иногда во снах живо вижу картины истории. Но сон - это энергия. Это соприкосновение любящих друг друга душ. Чаще всего осознаю, что сон - это информация. Но я тайно верю, что со всеми дорогими мне людьми я встречалась в прошлой жизни, и точно знаю, что встречусь в следующей. Кстати, мне как-то снился сон, в котором я планировала свою следующую жизнь. 4. Странность поведения закрепилась за ним: на всю жизнь. Но так и должно происходить в действительности: таланты, тем более гении должны отличаться от обычной массы обывателей. По поводу "странности". Творческих людей считают "странными". Я через это проходила. Это очень тяжело, почти невыносимо. Многие обыватели считают: творчество обязано приносить деньги. Да, в идеале. Но я люблю творчество за процесс. И за то, что есть люди, которые любят своё творчество, и бережно к нему относятся. Это немногие люди. Большинство смотрят все же с меркантильной стороны. 5. Какое отношение болезнь – к гениальности? Опять итальянец Ломброзо – подобно З.Фрейду, но раньше его заставил всех свои мыслительные выводы укладывать в психологическую схему. Да, можно сказать и так. Большинство гениальных людей страдали какими-то недугами. Но я думаю всё же, болезнями страдают все жители планеты Земля, независимо от их гениальности или посредственности. У каждого человека свои болячки, и только гения разбирают по косточкам. Знаете, получается так, что человек болеет, поэтому гениален. Не знаю. Хотя в период обострения какой-то болезни человек просто острее чувствует тонкую энергию, которая к нам приходит из мира в виде стихов, прозы, картин. Так, я люблю писать стихи, когда болею. Но ведь это не означает, что мои стихи гениальны, ведь так? |