Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Валеев Равиль
Объем: 2694 [ символов ]
Мой взгляд на форму сложного рондо
Для того чтобы разобраться в схеме построения сложного рондо, я стал изучить уже более проработанные формы рондо - восьмистрочное и пятнадцатистрочное. При внимательном изучении первого я с удивлением обнаружил, что восьмистрочное рондо и классический триолет одно и то же. Что касается второго, то оно чётко разбивается на две строфы и коду. Первая строфа состоит из двух катренов и повторения первой строки или рефрена (части первой строки), то есть строфа имеет девять строк. Вторая имеет пять строк, и замыкает рондо кода из первой строки или рефрен.
Сложное рондо состоит из 25 строк. Все статьи о рондо говорят, что сложное рондо состоит из строф равных по количеству первому повторяющемуся катрену, то есть четырёх. Тогда все они будут заканчиваться строчками первого катрена. Путая понятия катрен и строфа, а последняя далеко не всегда состоит из четырёх строк, мои оппоненты, пытающиеся писать сложное рондо четырёхстрочными строфами, чтобы уложиться в размер 25 строк вынуждены добавлять излишнюю строфу, которая не имеет никого отношения к повторяющимся строчкам.
По моему сложное рондо имеет следующий вид:
первой идёт девятистрочная строфа, состоящая из повторяющегося катрена, второго катрена и замыкающаяся повторением первой строки (аналогичной строфой начинается и пятнадцатистрочное рондо);
вторая строфа состоит из третьего катрена и повторения второй строки первого повторяющегося катрена;
третья строфа состоит из четвёртого катрена и повторения третьей строки повторяющегося катрена;
четвёртая строфа состоит из пятого катрена и повторения четвёртой строки повторяющегося катрена;
замыкает сложное рондо кода – третье повторение первой строки.
В написании сложного рондо следует отметить ещё одну особенность: часть пятистрочных строф необходимо писать в «перевёрнутом» виде (изменять порядок рифмования), иначе происходит наслоение одинаковых рифм, что делает стих трудночитаемым. Вот здесь и помогает пример триолета (восьмистрочного рондо), который невозможно написать без переворачивания рифм в катренах.
Все виды рондо однозначно двухрифмовы, схемы рифмовки могут быть различны, но восьмистрочное рондо пишется только опоясывающей рифмой, иначе оно превращается в монорим.
Требование применения только сочетания: мужская плюс женская рифма, считаю надуманным и абсолютно необязательным.
Для подтверждения моих выводов привожу следующие ссылки:
1 «Поэтический словарь» автор Квятковский изд. «Советская энциклопедия» 1966 год статья «Рондо» стр.250
2 «Словарь иностранных слов» под ред. Лёхина и Петрова изд. «Государственное издательство иностранных и национальных словарей» 1954 год статья "Рондо" стр. 614.
Дата публикации: 24.08.2011 18:56
Предыдущее: Памяти жертв ГолодомораСледующее: В бокале чешского стекла

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Юрий Щуцкий[ 27.08.2012 ]
   Дорогой Равиль! Я, оказывается, уже читал эту Вашу статью, правда, на
   другом сайте.
   Словарь Квятковского я приобрёл, ещё будучи студентом в 1968 году, и
   на долгие годы он стал для меня единственным источником
   информации о поэзии. Вплоть до 2005-го года, когда меня впервые
   пригласили в жюри, судить твёрдые формы, да и ещё сразу ведущим
   обозревателем. Слава Богу, рядом оказалась Инга Пидевич и другие
   доброжелательные и компетентные поэты, которые помогли мне как-то
   освоить материал. В частности, Инга указала мне на другие источники,
   которые расширили мой кругозор в этих непростых формах.
   Так я узнал, например, что Гаспаров вообще отрицает сложное рондо в
   русской поэзии, а Рукавишников, хоть и даёт точное техническое
   исполнение СР, но все же утверждает, что в русской поэзии оно не
   прижилось, мол, есть только слабые потуги переводов с французского.
   Рукавишников: «Рондо сложное имеет неограниченное число строф,
   состоящих из одинакового количества стихов. Строится сложное рондо
   так: первая строфа дает каждой из последующих строф по порядку
   свои стихи в качестве последних. Таким образом, количество
   внутренних строф равно числу стихов в первой строфе. Далее следует
   еще одна строфа с таким же числом стихов, но заканчивающаяся
   refrain’ом.
   Таким образом, количество строф в сложном Рондо всегда равно
   количеству стихов 1-й строфы, к которому прибавляется еще две
   строфы в начале и в конце произведения. На протяжении всей пьесы —
   две рифмы (м. и ж.).
   Схема:
   1—a refrain
   2—b
   3—а
   4—b
   5—b
   6—а
   7—b
   8—а=1
   9—а
   10—b
   11—а
   12—b=2
   13—b
   14—а
   15—b
   16—а=3
   17—а
   18—b
   19—a
   20—b=4
   21—b
   22—а
   23—b
   24—a
   Форма сложного рондо в русской поэзии почти не встречается. Все
   существующие образцы до сих пор представляют собою только опыты
   подражания старой французской форме.»
   http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-9031.htm
   Определение Рукавишниковым СР является наиболее приемлемым и
   повторяется во всех других литературных словарях Интернета.
   Я перелистал множество книг, но так и не нашел примеров СР. Правда,
   один вариант все-таки попался. Это РОНДО, написанное А.К.Толстым.
   
   РОНДО
   
   Ах, зачем у нас граф Пален
   Так к присяжным параллелен!
   Будь он боле вертикален,
   Суд их боле был бы делен!
   
   Добрый суд царем повелен,
   А присяжных суд печален,
   Всё затем, что параллелен
   Через меру к ним граф Пален!
   
   Душегубец стал нахален,
   Суд стал вроде богаделен,
   Оттого что так граф Пален
   Ко присяжным параллелен.
   
   Всяк боится быть застрелен,
   Иль зарезан, иль подпален,
   Оттого что параллелен
   Ко присяжным так граф Пален.
   
   Мы дрожим средь наших спален,
   Мы дрожим среди молелен,
   Оттого что так граф Пален
   Ко присяжным параллелен!
   
   Herr, erbarm' Dich unsrer Seelen!
   Habe Mitleid mit uns alien [1],
   Да не будет параллелен
   Ко присяжным так граф Пален!
   
   Как видите, автор использовал часть предписаний Рукавишникова: две
   рифмы, шесть катренов, двадцать строк. Правда, вторая, основная
   часть, не в порядке: первая строфа должна была пройти через
   окончания всех катренов, вместо этого четверостишия заканчиваются
   довольно вольно. В данном случае мы имеем дело с сатирическим
   стихотворением, написанным не для нашего конкурса, а для других
   целей, поэтому простим Великому поэту эту вольность.
   Однако в Интернете я обнаружил еще одно СР, написанное Надеждой
   Сергеевой:
   
   Старенький домик. Закрытые ставни.
   Бьется в окошко черемухи ветка.
   Лавка под кленом с надписью давней.
   Скажешь: «Привет!» - но не слышно ответа.
   
   Брел по дорогам, сгибаясь под ветром,
   Мира увидеть заветные грани.
   И позабыл ты в походе беспечном
   Старенький домик. Закрытые ставни.
   
   Ноги истер ты об острые камни,
   Мир познавая зимою и летом.
   Только об этом и грезил ночами -
   Бьется в окошко черемухи ветка.
   
   Мира просторы тебе стали клеткой,
   Те, что казались большими дворцами.
   В душу засела и держится крепко
   Лавка под кленом с надписью давней.
   
   Жизнь очень верно все в мире расставит.
   Понял одно ты, дымя сигаретой -
   Мир - это дом, тот, который оставил…
   Скажешь: «Привет!» - но не слышно ответа.
   
   Койка в больнице. Вода и таблетка.
   Вот твой удел настоящий, недавний…
   А за окошком рябина - соседка
   Веткой колотится в воспоминанья…
   Старенький домик. Закрытые ставни.
   
   Вот оно уже построено точно по рецепту Рукавишникова, правда, в
   последний катрен добавлена 25-я строка, что явилось с одной стороны
   нарушением, но с другой совпало с указанием Квятковского.
   Как Вы заметили, Квятковский не даёт описание сложного рондо, просто
   сообщив, что состоит оно из 25 строк и имеет две рифмы. У него нет
   даже примеров СР. Это дало Вам возможность довольно свободно
   трактовать построение СР, домыслив и дополнив недостающую
   информацию, опираясь на восьмистрочное и пятнадцатистрочное
   рондо.
   
   (1)Чуть смущенный взгляд Мадонны,
   (2)Глаз печальная бездонность.
   (3)Святость старенькой иконы
   (4)Рушит жизни монотонность.
   (5)Через злобу и препоны,
   (6)Беспредельную жестокость,
   (7)Попирая все законы,
   (8)Пробивается влюблённость -
   (9)Чуть смущенный взгляд Мадонны. (рефрен 1)
   
   (10)В нас девическая стройность
   (11)Вызывает страсти стоны.
   (12)Дерзкой молодости вольность
   (13)Вдруг прибьёт, как гвоздь калёный,
   (14)Глаз печальная бездонность. (рефрен 2)
   
   (15)Нечисть строится в колонны,
   (16)Ищет нашу благосклонность.
   (17)Сатанизма эпигоны
   (18)Мраком кроют просветлённость,
   (19)Святость старенькой иконы. (рефрен 3)
   
   (20)Но лихого забубённость
   (21)Светлых чувств не скроет звоны,
   (22)И святая непреклонность,
   (23)Как весенние Агоны,
   (24)Рушит жизни монотонность. (рефрен 4)
   
   (25)Чуть смущенный взгляд Мадонны... (рефрен 1)
   
   И действительно, в таком раскладе у Вас все сошлось. Но, должен с
   грустью заметить, что если бы это СР попало на наш конкурс, оно не
   получило бы желанного для Вас отклика, ибо Вы создали совершенно
   новое сложное рондо, которое я бы назвал Вашим именем, ибо Вы и
   есть его изобретатель и, более того, в своей небольшой статье дали
   довольно аргументированное теоретическое обоснование этой форме.
   Может быть, пройдет немного времени, и это Ваше СР сможет войти в
   так называемые твёрдые формы, для этого надо всего лишь, чтобы
   другие авторы тоже начали активно осваивать эту форму, тем более,
   что она имеет явное преимущество перед классическим совершенным
   рондо: даёт больший простор для художественного выражения.
   Вспомните, что произошло с японским сонетом-ренго: еще шесть лет
   назад о нем никто ничего не знал, а теперь многие пишут эти ЯС, и они
   уже вошли с полным правом в номинацию твёрдых форм.
   Удачи Вам, дорогой Карен! Долгой успешной дороги новому
   Валеевскому рондо и талантливых продолжателей.
   С уважением, Юрий.
 
Юрий Щуцкий[ 27.08.2012 ]
   Уважаемый Равиль, ради Бога извините меня за описку, за то, что обозвал Вас Кареном. Надеюсь, Вы
   не очень обиделись, все-таки Карен - тоже уважаемый всеми человек.
Юрий Щуцкий[ 27.08.2012 ]
   И еще раз прошу извинить за опечатки: вместо 20 строк, следует читать 24 строки.
   А слово "ренго" надо все-таки писать через "а", то есть "ренга".
   Сколько там еще ошибок, кто знает. Если найдете, то уж заранее извините.
Валеев Равиль[ 27.08.2012 ]
   Дорогой Юрий, сложное рондо довольно активно писалось на ЧХА и даже было включено в задание на одном из Хитов сезона. Ваш покорный слуга очень рад, что смог сдвинуть этот процесс с мёртвой точки. Какой бы формой СР не писалось, утверждать, что его нет на русском языке уже невозможно. Авторы литпортала ЧХА первые, что смогли её написать.
    С уважением Равиль
Юрий Щуцкий[ 27.08.2012 ]
   И это очень радостно!
   Успехов, дорогой Равиль!

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта