Мои оценки и отзывы основаны на применении положений статьи Ольги Грушевской, взглядах Игоря Бурдонова, а также на собственном понимании жанра миниатюры. Общая оценка работ в номинации. Отмечаю общую низкую реализацию с т.з. жанра миниатюры. Миниатюре соответствуют менее одной трети конкурсных работ. Остальные работы, а это эссе, воспоминания и мемуары, короткие рассказы, зарисовки, и т.п., неплохо смотрятся в своём жанре. Вся беда в том, что авторы ошибочно размещают их в номинации миниатюра, видимо полагаясь только на небольшие размеры текста. Именно поэтому такие работы не оценивались по признакам миниатюры. На все те работы, которые так или иначе имеют, на мой взгляд, отношение к номинации, мной представлены отзывы. 1. Первый Подснежник. Александр Мецгер. Небольшой рассказ в форме весенней сказочной зарисовки с поучительным сюжетом для детей. В наличии все признаки рассказа. В качестве миниатюры не рассматривается. 2. Падаю. Карапетьян Рустам Почувствовал калейдоскоп ощущений и настроений. Этакая картинка неуклонного падения. Я уверенно отнесу эту работу к жанру миниатюры. Ничего не объясняется, не повествуется. Через образы, ощущения и символы методом противопоставлений динамично, в концентрированном виде передаются оттенки настроений, красок, запахов. В изложении отчетливо виден ритм. Читатель сам формирует в своем сознании ту картинку, которая видится именно ему. Это главное. Понравилось: «Проваливаюсь ….в иду-иду, в шепот шагов, в открытую дверь, в любимые глаза, в долгий поцелуй». Работа структурирована Несмотря на множество отдельных эпизодов, работа смотрится целостной картинкой. Последняя сентиментальная фраза лишняя, но не мешает любоваться общей картинкой. Хорошо. 3. Двен-нн-надцать. Дмитрий Чарков В наличии образность, аллегоричность. Сюжет проглядывается, но развитие сложное, с повторами, словно развитие идет по спирали. Других признаков миниатюры не наблюдается. Неимоверная растянутость текста. Непривычная для обычного изложения своеобразная лексика, местами переходящая в слэнг. В качестве миниатюры такую работу рассматривать невозможно. 4. О науке и философии. Александр Ильич Бобков Афоризмы. В качестве миниатюры не рассматривается. 5. УЛЫБКА... Николай Вуколов Идея хорошая и полезная, но для миниатюры более, чем глобальная. Идея реализована слишком развернуто для жанра, на который претендует. Из статьи о многообразии улыбок, наверное, можно сделать миниатюру. А нужно ли? Работа и так хороша в качестве эссе или исследования. Об улыбках, их формах и чертах - много рассуждений, объяснений, пояснении, описаний. Для миниатюры это слишком много. Для соответствия жанру миниатюры достаточно было, например, продемонстрировать одну, но индивидуальную, незабываемую и яркую улыбку одной персоны, желательно через символическое начало и короткую сюжетную основу. И при этом, ничего не надо объяснять что несёт та или иная улыбка. Читатель, прочитав миниатюру, должен сам задуматься и для себя сделать свои выводы. Увы, но в качестве миниатюры не рассматривается. 6. ПАРУС НАД ВОЛНАМИ. Евгений Петропавловский Совсем небольшая работа, а как много рассуждений и описаний! Это противоречит основам жанра миниатюры. Лучше показать корабль (или его рангоут, или кого-то из экипажа), находящийся в высшей точке – на гребне волны, а не убеждать читателя в том, что произойдёт потом. Как только начинаются «объяснялки» - всё, уплывает «картинка», а с ней и миниатюра. В миниатюре важно, что именно видит читатель здесь и сейчас. Лучше всего развитие сюжета демонстрировать через символы. Заметил отдельные элементы миниатюры, но многие связи потеряны, т.к. видна попытка создать картинку ради изложения морали, содержащейся в последнем абзаце. Название Парус над волнами совершенно оторвано от нарождающейся картинки. В тексте нет упоминания о парусе, хотя парус мог бы сыграть роль символа, например, показать состояние «живого» паруса, почти рвущегося под яростным давлением ветра, в момент высшей "напряженности" ситуации при нахождении корабля в самой высокой точке волны. Не показан момент "напряжения". Да, ещё скажу как профессиональный моряк - паруса в шторм и при сильном волнении обычно полностью убирают. Последняя фраза, объясняющая мораль текста, является совершенно лишней, к миниатюре отношения не имеющей. Эти выводы портят всё впечатление и вносят аритмию. Из этой идеи можно сделать хорошую миниатюру. Пока могу засчитать как попытку создать миниатюру, что, на мой взгляд, уже похвально. Положительная оценка выставлена для поддержки усилий автора в ходе дальнейшей работы в жанре миниатюры. 7. Мой лифт. Юрий Стоюшкин Хороший, очень убедительный рассказ. Настоящее реалити о лифте. Но никак не миниатюра. 8. 12 апреля 1961 ! Regjurta Замечательные воспоминания. Коротенький рассказик в обычном мемуарном стиле. Никаких признаков миниатюры, поэтому вне номинации. 9. Самое главное. Гука Гукель Перед нами эссе с рассуждениями в саркастическо-грубоватом тоне. Вопросы на самом деле подняты очень серьёзные. С чем-то можно согласиться, о чем-то – поспорить. На мой взгляд, работа смотрелась бы более интеллигентнее, если смягчить отдельные грубости. Такое первое впечатление. На этом остановимся. Работа не имеет никакого отношения к номинации миниатюра. Без оценки. 10. Прорубь. Наташа Северная Короткий драматический рассказ. Прочтение вызывает сильное эмоциональное воздействие на читателя. Для рассказа – хорошо. К сожалению, к миниатюре эта работа отношения не имеет. Без оценки. 11. Повестка. Леонид Лещинский Забавные эпизоды. Это не миниатюры. Без оценки. 12. На пути к Родине. Зайцев Николай Петрович На конкурс представлено вдумчивое эссе. К миниатюре эта работа отношения не имеет. Без оценки. 13. Память. Израиль Рубинштейн Очень важные воспоминания. Преклоняю голову перед памятью жертв холокоста. Очень жаль, но к жанру миниатюры работа отношения не имеет. Без оценки. 14. Один час из жизни Весны. Марина Анастасия Как много читатель ощутил в короткой пробке! На одном дыхании, стремительно пронеслись все четыре сезона, а с ними и соответствующие настроения, воспоминания, звуки. Повеяло, то стужей, то сыростью, то зноем. Один сезон плавно перетекает в другой, оставляя след в памяти. И как целый год уместился в обычном автомобильном зеркале заднего вида? Много ласковых символов-сравнений и удачных противопоставлений. Такое возможно только в хорошо написанной миниатюре. Есть небольшие пожелания по грамматике и пунктуации. 16. А что ещё нужно пишущему человеку? Виктория Лукина К сожалению, это не миниатюра. Без оценки. 17. Про Иванушку-дурачка. Игорь Ильх Сказка с иносказанием. Что-то протестно-выборное, не имеющее отношения к номинации миниатюра. 18. Лета. Сони Дэймар Кажется, что перед читателем рассыпалась целая вереница нереальных воздушных картинок, состоящих из символов, значения, сравнений! Сколько экспрессии и тайн! Каждая из картинок живет вполне самостоятельной жизнью. Рискну высказать «смелую» мысль: работу можно расценить как подборку миниатюр, символически связанных друг с другом. 19. Косточки на тарелке (изложение с примечаниями и выделениями). Семен Губницкий Работа не является миниатюрой. 20. Смерть подвижника. Победитель конкурса. Наверное, эта работа может поднять настроение. Однако, никаких признаков миниатюры, поэтому вне номинации. Без оценки. 21. Крымские легенды - на конкурс. Бельферман Моисей Как легенды, скорее всего, они привлекут внимание читателя. Работа не имеет никакого отношения к жанру миниатюры. Без оценки. 22. Золотая рыбка. Тамара Ростовская Похоже на байку, стилизованную под сюжет известной сказки. Как миниатюра не оценивается. 23. Собачка, цвета спелой вишни. Наталья Капустюк Привычная картинка. Кажется, что много раз ее видел. Простенький смысл – результат наблюдательности. Соответствует жанру миниатюры. 24. Неслучайная попутчица. Александр Паршин Неплохой рассказ, но не миниатюра. Без оценки. 25. Пуночка. Константин Рыбаков Удачная работа со всем признаками миниатюры. Представлен вполне завершённый короткий эпизод. Трогательное завершение – пуночка, как символ новой жизни. Действительно, весна пришла! 26. Одиночество. Евгений Ткаченко Небольшой рассказ. Работа не соответствует номинации. Не оценивается. 27. ЧУДО. Андрей П. Рассказ. Точка в заголовке не ставится. Впрочем, далее нет необходимости давать оценку, т.к работа вне жанра миниатюры. 28. В животворящем Свете Любви Чудо сказки. Людмила Солма Августовское символическое видение не вполне удалось. Налицо логический сбой (кромешная тьма и единственный фонарь). Наверное, это чудо повлияло. Надо разобраться в категориях: ночь, и свет, и помирить их обоих. Не могу понять логику: как чудесное видение сказочного кудрявого дерева отождествляется со «смыслом нашей земной бренности …»? Очевидно, что второе не происходит из первого. Возможно, я ошибаюсь, т.к. не знаю правильного ответа. Мораль не очевидна, но в качестве авторского посыла принимается без возражений, хотя в миниатюре она (мораль) – лишнее структурное звено. И без нее (морали) работа смотрится неплохо, дышит восхищением. Но требует доработки. 29. Бомж. Малашко Сергей Львович Скажу сразу – идея и сюжет работы «зацепили». Объекты для картинки выбраны великолепно. В качестве короткого рассказа работа выглядит хорошо. С реализацией в жанре миниатюры - очень слабовато. Есть сюжетное начало, есть определенная динамика. Но этого мало. Очень условно можно принять за миниатюру только потому, что из этой работы можно сделать великолепную миниатюру. Основные недостатки: много лишней повествовательной информации и ненужных подробностей, характерных для рассказа, повторы, многочисленные характеристики одних и тех же категорий, пространные личные рассуждения и отвлечения от самой картинки, фразы сложные, не отточенные. Лишнее вступление. Ненужное упоминание о предыдущей встрече с другим бомжом. Это другая история и другая картинка. И, самое главное, не нужно объяснять подробности и рассказывать о своих выводах. Нужно всего-то показать картинку сжато, коротко, ёмко, только прикасаясь к подробностям, но не описывая их. Метод миниатюры - демонстрация, а не повествование. В миниатюре не нужны авторские выводы и пространные объяснения. В миниатюре картинка рисуется для читателя, а не для выражения выводов самого автора. И вообще, автора в миниатюре читатель вообще не должен видеть. Если есть желание у автора данной работы все-таки сделать из этого текста миниатюру, то совет один – начать с упрощения структуры, и далее - уходить от рассказа, сжимать, выкидывать лишнее (как советует Игорь Бурдонов), оттачивать фразы, облегчить текст через использование символических начал. Есть еще один вариант на усмотрение автора – ничего вообще в тексте не менять и оставить работу в качестве короткого рассказа. 30. Вкус славы. Александр Граков (Лекса) Соответствует номинации. Неплохо передана картинка духа, царящего в зале цирка: различимые запахи, звуки, тишина, напряжение. Название соответствует: для зрителя цирк – это праздничное или приподнятое настроение, ожидание чуда, торжественная музыка и много света, слава цирковых артистов, необычное зрелище, удовольствие, острота переживаний; для артистов – внешне красивая и лёгкая, а по сути - рискованная, опасная и тяжёлая работа за деньги. Есть нарастающее напряжение, короткое, как молния, мгновенное развитие драматического сюжета, и ошеломительная догадка о судьбе канатоходца. Отмечу стилистическую завершенность сюжета. За всем этим следует мотивированный вывод читателя о горьком вкусе славы. Многое в работе показано на ощущениях и недосказанности. Читатель заинтригован и поражен! Не являясь специалистом, трудно однозначно утверждать в отношении достоверности представленной страшной картинки, но картина есть, она показана методами миниатюры, и она подлежит оценке. 31. И час настал. Грановская Ирина Что-то есть от фельетона и короткой байки. Получилась развернутая история, но никак не картинка. Общей картинки не получилось. Да и миниатюры, вообщем-то нет. Без оценки. 32. Искра ( монолог - размышление). Наталья Павлюченко Эссе. Рассуждения, личные оценки. Работа не соответствует номинации. Не оценивается. 33. Понять женщину? Евгения Шапиро Работа не соответствует номинации. Не оценивается. Итоговый список 1. Падаю. Карапетьян Рустам. 8,0 2. ПАРУС НАД ВОЛНАМИ. Евгений Петропавловский. 5,0 3. Один час из жизни Весны. Марина Анастасия. 8,5 4. Лета. Сони Дэймар. 9,0 5. Собачка, цвета спелой вишни. Наталья Капустюк. 7,0 6. Пуночка. Константин Рыбаков. 8,0 7. В животворящем Свете Любви Чудо сказки. Людмила Солма. 6,0 8. Бомж. Малашко Сергей Львович. 4,0 9. Вкус славы. Александр Граков (Лекса). 9,5 Председатель жюри ВКР-9 Карен Агамирзоев |