Коэлет (Экклезиаст) «умножая мудрость, умножаешь огорчение, мудрость – это разбитые желания». Коэлет (Экклезиаст). Это он приучил мыслящих людей творчески думать, приводить в порядок мысли, сомнения... Со смирением и гордым достоинством переносить страдания... Оставаться человеком! Дошли до нас три книги Царя Шломо (Соломона). Между ними существует очень большая разница в стиле, форме исполнения. Поэтически звучащая, любовно-лирическая «Песнь песней»: произведение молодого автора об идеальной любви и отношениях в семье. Символизирует неразрывную связь нашего Иудейского народа с Всевышним. Царь и Пастух заботится о Своих стадах, чадах. Умудренный жизнью - во второй книге Он вкладывает свои мысли в советчик воспитателя. Произведение нравоучительного направления безличного свойства: название «Мишлей» (Притчи). Нужно знать и помнить: в реальном мире – среди людей благородных, честных – обитают лжецы, воры, насмешники, глупцы... Ловеласы, легкомысленные Женщины ищут радости и удовольствия. Он обращается к абстрактному человеку. Завершает его творческое наследие – обобщающий труд огромного потенциала, философского направления. Произведение формулирует жизненное призвание Царя и человека, сущность бытия, цели жизни и смысл Вечности – это «Коэлет». Рукой автора водит Святой Дух. Книга жизненной правды - не достигает пророческого уровня. Откровенные признания обрамлены противоречиями диалектики бытия. Царь представляет себя кратко, довольно скромно: «Слова Коэлета, сына Давида, Царя в Йерушалайме». Царь Шломо – мудрый мыслитель. Он Царь в Иерушалайме, Святом городе Мудрости. Не сразу, не просто высказал мнение: результат длительного, мучительного раздумья его вывод. Плод сомнения вкрадывается – противоречивость настроения автора в разные моменты. Судьба Царя Шломо – не очень простая. Время продолжительного его Царствия называют Счастливым для народа и государства Земли Израиля. Но не все легко и просто складывалось. Полгода провел изгнанником – вне стен Йерушалайма. Книга о прошлом, настоящем и будущем каждого смертного человека. «Суета сует, - сказал Коэлет, - суета сует, все – суета». Дан не точный перевод. Точнее: «Суета суетЫ, - сказал Коэлет, - суета суетЫ, все – суета». Очень авторитетные интерпретаторы не зря указывают: суетЫ – множественное число. В этой фразе присутствуют минимум «семь сует». Неверный перевод меняет первоначальный текст. По типу современного ему человека – Царь узнал довольно полно смысл и форму суеты во время своего правления. Дополнил опыт знаниями – в течение странствий. Коэлет осмысленно приходит к выводу: нет ничего вечного. Приходит углубленное осознание за этим: придет время – падет Йерушалайм, перестанет являться столицей. Перестанет служить, славить и украшать - возведенный в этом вечном городе Храм. На время народ Иудейский останется в одиночестве запустения – без Поводыря и Его добрых напутствий. Царь Шломо – это в его имени заложено – искал в жизни и мире совершенства: главное для себя призвание. Находил – не останавливался. Продолжал продвигаться: искать и искать. Если «все – суета» - зачем создавать семью, заводить детей, окружать себя вещами, искать почести, жизненные блага... Сама жизнь теряет смысл? Много бесполезного в жизни – уходит посредством зрения, речи и слов. ... Прекрасная Галиль! Давно оставил ее без личного присмотра. Гора Туран, долина Римон. Гора Иотапата... Обошел Шагор... Какая эта прелесть – долины Бет-Нетофа... За ними – в пути-дороге Сахнин, Ацмон, Гиносар... Взошел на гору Мерон... Он обильно напился из ключей Меронских вод. Очень известные и важные для Ихудеев места. Здесь Иисус Навин разбил, почти уничтожил войска северных царей. Командовал всем воинством царь Хацора Явин. При дележе Обетованной Господом Земли – часть значительную Галилеи получило колено Неффалима. На зеленом плоскогорье, ниже его остался Иссахар. Вдоль берега моря получили наделы Асир и Зевулон. Сверху – долину Хуле осваивает колено Дана. Повернул в сторону захода Солнца - к морю. … На долгое время притаился царь Арама в Дамеске. Шломо пришел в Глиль аГоим: рядом с Ихудеями мирно живут другие народы. Глиль снизу начинается долинами Эмэк Изреэль (Изреельской) и Харод – до самого моря на стороне заката. На стороне восхода воды Йордена. К реке и морю Кинерету пройдет на обратном пути. Глиль аЭлион (Верхняя Галилея): район труднодоступный, покрыт лесом. Карст – много выемок в меловых породах, образуют подобие пещер. Между Эмэк Израэль в сторону восхода расположено плоскогорье. Возвышаются горы Тавор и Гиват аМоре. ... Невысокие холмы с покатистыми склонами и покруче. Участки покрыты лесами. Густые леса редки – чаще прорежены самой природой. Долины между холмами узкие - разбухают, словно тело обжоры. Трудятся упорно хаклаим (земледельцы) с рассвета до непомерно знойного полдня – с продолжительным в несколько часов перерывом на еду и сон – и до заката. Каждый на своем кивра (участке). Почва каменистая, тяжела в обработке. Достаточно отзывчива на труд. Пусть зимние дожди принесут достаточно влаги - на весь год. Глаз радует зеленой окраской. Летом ужимаются травы, ложатся на почву, золотятся живой искрой. Встречаются сады. Произрастают во множестве лекарственные растения. Редки змеи и почти нет хищных животных. ... Ноги странника Шломо подобны колодам. Опухли. Побагровели. Местами покрыты темными бляхами струпьев. Гноятся. Ступни без прежней осторожности, более уверенно ступают на острые камни. В начале этого долгого пути пришлось сосредоточить волю – заставить себя ступать каждый следующий шаг. Поначалу потрескались, кровоточили... Каждый шаг сопровождался острой болью. Сейчас привык к этим испытаниям и ощущениям. На них не обращает внимание. Отделяет чувственные ощущения от мыслей. ... Шломо шел вдоль берега моря. Так вот она – какая: долина Звулуна! В этих краях он бывал не однажды... Еще с покойным отцом, Царем Давидом. Простор! Благодать! Обогнул огромный округлый выступ морского берега... Взобрался на святую гору – позже названа Кармелем. В лесу заночевал. Первые лучи ударили в глаза – он пробудился. Повернулся в сторону Святого Храма в Йерушалайме – помолился. Еще раз, по обычаю во время странствий, попросил у Господа прощенья. Ответного знака пока не обнаружил. Собрался в дорогу. До знойного часа пройти большой отрезок пути. До следующего уступа в море: там хорошая гавань – может встретить знакомое лицо. Пусть заступится за низвергнутого Царя. Никогда Шломо не думал: придется просить заступничества у собственного народа. Чаще встречался с непонятливыми или придурковатыми. Ну, почему в народе столько легковеров, просто наивных и глупых. Верят любому слову Верховной Власти. Так и должно быть! Но... при Справедливом Управлении! А если... Народ не осведомлен о случившемся. Живет – своими заботами. Никого не интересует происходящее в Йерушалайме. Вот если война... Народ потерял свой боевой дух – за продолжительное время покоя и мира. И к государственным делам – мало проявляет интереса. Об этом – самом важном сейчас – Шломо думает в пути. ... Влажный ветер с моря противостоит знойному хамсину. Ветер стремительной силой несет прохладу. Может пригнать облака. Еще не сезон. Дожди иногда выпадают даже в межсезонье. Редко происходят нарушения строго заведенного, правильного хода, чередования, распорядка Господа. Исполнители Его Воли строго следят за неуклонным исполнением Его Воли. Земле Израиля на весь год хватает дождевой щедрости. На самые необходимые цели. Не роскошествовать в пользовании. Лесов, прочей зелени – хватает. Отзывчива почва на нелегкий на ней труд. Кормит многообразием вкусных плодов, прочей пищи. Трудом человек себя кормит: должен умерить хозяйскую прыть, не стремиться только к выгоде. Заботиться о кормилице-природе. В делах – не избегать старания. В изделия вкладывать часть сердца, а то и Душу. Облагораживать, доводить до совершенства... Понимать: полное рукотворное совершенство невозможно. Только Господь Преуспел в сотворении Совершенного Мира. Каждый раб, даже Царь - учатся у Господа. Следуют Его Советам, Указаниям – преуспевают. Даже при лишении их свободы. Мир переменчив. Одна суета заступает за другой. А то и – несутся наперегонки. Наступают друг другу на ноги. Не всегда избавишься от подстегивающей печали. Слишком много скуки. Обнажаются пороки. Выпирают наружу язвенные уродства. Слишком огромную силу обретает Сатан – мешает Господу достичь полного миролюбия, благородства, гармонии красоты и совершенства. Царь Шломо – первый диалектик: видит многообразие мира, противоречивость, движение. Понял, пояснил: жизнь – это дорога. Человек идет по этой дороге. Ангел остается неизменным. Человек быстро и сильно меняется. Жизнь его ведет к смерти, приближает к могиле. «Какова выгода человека во всяком его труде, которым он занимается под солнцем?» Выгода случается редко. Человек кормится – трудом. Заботится о благе семьи, здоровье... «И восходит солнце и заходит солнце, и устремляется к месту, где оно восходит. Из мира природы пример возьмите». И берут пример! «И устремляется оно (Солнце) к месту своему». Круг замыкается по определенному маршруту пути. Природа внутреннего зрения, небезраличность отношения помогает человеку углубиться, увидеть происходящее с ним внутри. Движение - признак жизни. Это много, но еще не все. Важно определить, знать, куда оно направлено? Куда ведет, приведет? Идет к югу, поворачивает к северу... ветер Солнца». «Ветер Солнца» важен, подобен энергии созидания, творения, преобразования. Он входит в Душу - созидает Жизнь. Без «ветра Солнца» материя истощает ресурсы – становится вялой. Гниет, отмирает. Под действием солнечных импульсов - «кружится, кружится, вращается и на круги свои возвращается ветер». Живительно воздействует. Возбуждает мысль, стремление. «Все реки текут в море, не переполняется но море». Происходит водообмен между реками, морями и океанами. Воды меняют места сосредоточения. Общее количество воды дает примерный баланс. И вновь возвращаемся к знакомому: «То, что было, то и будет. Под Солнцем нет нового». Новое – это хорошо забытое старое. Возникнет – ошарашит. Вскоре к нему привыкают: вроде всегда имелось. Как без него обходились? Представить не могут себе заранее: и оно – временно. Уйдет... Унесет с собой – новизну и даже о нем память. О новом Коэлет говорит серьезно: «Глупости это, это не новое. Это было в веках. Давно это было, и прошло до нас». Новое – по отношению недавно бывшему. Оно скоро потеряет новизну. И – кто знает: сколько времени оно просуществует? Уйдет – его заменит другое «новое»: когда-то бывшее. «Было это в веках. Это было тогда, когда нас еще не было. Как такое может быть: что-то было, а мы об этом не знаем?» Царь Шломо говорит : «Это легко объяснить...» В процессе долгого и успешного царствования - царь Шломо нарушил запреты Господа: даже несколько. Увеличил численность лошадей – выше дозволенного уровня. Ему дан запрет заводить много жен. Он завел гарем – во дворце. А жены-женщины между собой не уживаются без ссор. В моменты запала эмоций, отсутствия логического контроля – из их уст непременно вырвутся ругательства, проклинания: направлены против мужа-Царя. Поношения услышат другие жены, даже служанки. Они могут дойти до слуха Ангелов Господних и даже Самого Господа! Предупредил Господь: нельзя царю отходить от государственных дел – заботиться о собственном богатстве. И в данном смысле царь Шломо не прислушался к совету – возгордился сильно. Накопил богатство. В продолжении всего его правления - Господь строго следит за Царем Шломо. Предупреждал о греховных поступках и неправых путях. Царь Шломо не посчитался с предупреждением Господа. Самоуверенно заявил: «Этого со мной не случится!» Поступил своевольно. Результат: оказался жертвой собственных заблуждений. Осознал позже – в период мучительных странствий, неверия, насмешек... И по этим трем прегрешениям царь Шломо стал неугоден Господу. Пришел момент – иссякло терпение Господа: направил к царю – Своего посланца Ашмидая. Рамбан указывает в своих комментариях – написано в Торе: «Спустились ангелы и взяли в жены дочерей людей, из-за Наама, сестры Каина, она была очень красива. А другие говорят, что она была женой Шиндона и родила Ашмидая, от нее и пошли черти». Амидай – по составляющему слогу имени его ясно – человек несовершенный, не доведенный до кондиции человеческой природы. Он знал секрет производства алмазов. В построенном без одного металлического гвоздя или скрепления Храме – нужен именно алмаз. Амидая напоили вином - насильно привели к Царю Шломо. Выдал секрет производства алмаза. С момента своего грехопадения царя Шломо возненавидил. Амидай – тоже царь, но царь чертей. Дождался удачного момента и – совершил тихий переворот: сбросил Шломо с царского трона. Освободившееся место сам занял. При этом он – проявил себя хитрецом, не очень тщеславен: не объявил о своем воцарении. Изгнал Ашмидай настоящего царя. Его отправили в далекую провинцию. Не заточили: лишили всего! Амидай продолжает действовать под именем «Шломо». Ему подчинялись – по закону и природе Верховной Власти. О произошедшем тихом перевороте никто не знал, скоро и не узнал. Из всевластного царя стал он нищим скитальцем. Бродяга Шломо ходит по Земле Израиля... Наблюдает за людьми. Его интересуют обычаи, поведение, нравы… Всюду узнает нечто странное. В каждом новом месте он останавливается у ворот, сообщает: «Я, Царь Шломо, Коэлет, царствовал над Израилем - в Иерушалайме». Нигде и никто его всерьез не принимает: нищий попрошайка, болтун – и только! Над ним смеются. Дети строят рожицы, иногда в него бросают камни. Коэлет уходит и приходит. Всюду – повторяется встреча, жуткие отношения, насмешки... «Чтобы Царь и – нищий?! Такого быть не может!» Босоногий Шломо долго ходил по разным местам, говорил: «Я – Царь Шломо!» Ему не верят, отвечают: «Наш Царь Шломо правит из Иерушалайма! А ты - сумасшедший! Себя выдаешь за Царя!» Дети и взрослые над ним смеялись, не могли поверить: Царь – пеший и босоногий. Странствует по Земле Израиля - Царь Шломо увидел и узнал другую жизнь, других людей – не такими их представляли советники в докладах, да и сам обозревал - из дворца и шатров. Увидел свой народ – другим! В этот период странствий он увидел... подноготную бытия, скверную часть жизни... Как... вторую сторону Луны. Увиденное привело его в пессимистический трепет. Он прошел весь свой путь – с удивительным мужеством. У него хватило терпения: пройти путь испытаний. Остался оптимистом. Только через полгода простые люди увидели – до этого видели, не придавали значения – Царь Шломо без обуви, без власти! Люди призадумались: «С чего вдруг – этот нищий с разбитыми от дорог ногами – на вид, по словам вовсе не сумасшедший... Почему это он? А что если...?» Бнаягу бен Йоад в прошлом служил у Царя Шломо – его знал в лицо. У него и сейчас в царском дворце сыщутся всезнающие друзья. Должен все разузнать подробно Отправили его в Иерушалайм:. По возможности, встретиться с самим Царем Шломо. Проворный Бнаягу бен Йоад добрался до столицы. И ко дворцу пришел... Встретил знакомых придворных. Сказали: царь «Шломо» - во дворце. Давно уже не показывается. Никто его не видит, не знает о нем ничего. Посланец – не простак. Пробрался... Слышит... Некто находится за занавеской. Разговор ведут – не показывает лица. Голос... тот и не тот... Только по лицу сможет он узнать. Приходил он несколько раз – за занавеску не пускают. Только однажды удалось увидеть из-за занавески ноги... ноги пастуха-петуха! Сразу поняли: это Ашмидай. Вернулся Царь Шломо на трон? Нет указаний. Царь Шломо, безвестный странник – с удивительной откровенностью рассказывает о себе и сопутствующих путях и мыслях. Он не украшает мир, не критикует, не высмеивает – только исследует и изучает. «И обратил я сердце свое, чтобы с мудростью изучить и исследовать все, что делается под небесами». Узнанное: его преображает. Воспитывает, не поучает нас. Откровенничает. Признает: в мире существует Зло. Разного оно свойства, размера и опасности. От людей часто исходит зло. Вместо занятий Торой – людей низменные дела увлекают. Эта никчемность – лучшее определение суеты. Шломо хочет понять первопричину Зла. Он понял из указания Господа: Зло – это «те злые дела, которые дал Б-г сынам человеческим, чтобы они томились в этом». Злые дела – всего лишь форма томления: не жизни! Коэлет рвется постоянно к свободе. Он одновременно предупреждает об опасности той самой свободы. Приводит к безответственности, эгоизму, прочим общественным и бытовым порокам. Единственной возможностью свободы чаще всего пользуются – свободой выбора. При удачном выборе – человек возносится. Немногим удается по праву сказать, повторить Коэлета: «И увеличил и приумножил я мудрость». Так ему повезло: еще маленьким ребенком Господь заметил его, спросил: «Кем ты хочешь быть: богатым, героем?» Мальчик Шломо спокойно, уверенно ответил: «Я хочу только постичь мудрость, чтобы я мог управлять этим народом, мог его понимать». Господь оценил ответ отрока – Дал ему много ценных качеств. Этот отрок, юноша упорно учился. Искал смысл жизни и мудрость событий. Умение находить лучшие решение. Справедливость. Так возникла Мудрость Соломона! Но в пути странствий он узнал многое, ему неведомое. До него просто не существовавшее. Стал мудрее прежних всех правителей Страны Израиля. Стал самым мудрым в Иерушалайме. Признанным Мудрецом современного ему Мира. В пути странствий он пополняет Мудрость. Дополнительно наблюдает за проявлением глупости, формами безумий - Он открыл два пути: «познание дороги мудрости и дороги безумия и глупости». В знании не осталось одного направления. Само знание пополнилось, перемешалось. И знание не всегда превосходит глупость. По справедливости: знание отделить от глупости. Но путь мудрости тоже иногда сопровождают разбитые желания. Есть разница между мудростью и глупостью. Иногда она велика, а иногда – даже не очень... ... Солнце взгромоздилось в своей обители – стоит прямо на головой. Из жаровни мечет жаровые метательные снаряды: ни одна прочная стена и даже строение не устоят перед интенсивной ее мощью испепеления. Солнце у Господа единственно верное орудие Света, Очищения, Благости и Мощи Вселенной. Вот только чрезмерная доза его тоже может убить. Без сожаления. Коэлет пытался в полдень скрыться в тени. Нет тени! Открытая площадь солнечного гнева. За время скитаний привык к настроениям Природы. Он с утра чувствует: что предстоит. Заранее внутренней силой готовится к переменам и возможным испытаниям. Ему не на кого надеяться, кроме как на Господа и себя. Знает за собой силу духа и выдержку. Уже ничего не страшно! Природа – по бокам, под ногами и сверху – даже в ярости момента: мирная союзница. Он себя ощущает составной частью природы: с Господом - в Душе и сердце. Этот свой бесконечный путь продолжает - испытаний прочности тела и организма, выдержки характера, стойкости духа. Проверки рабской, искренне чистой верности Б-гу, вере, народу, себе самому. Солнце жалит излишним жаром. Тело его задубело, потемнело. Еще недавно его настигали ожоги – превращались в открытые язвы. Прошло. Только разукрашен пятнистыми узорами. Царь смог стать обычным путником. Возможно обратное его превращение? Об этом неопределенном и болезненном будущем пока предпочитает не задумываться: как Господу будет угодно. Все живые плоти, включая самого царя: в полном Его Распоряжении. Коэлет уже готов к любому определению судьбы - нутром испытал суетные волнений. Свершится все – по Воле Господа... ... В очень сложном философском произведении помог разобраться Раввин Давид Вайс. |