Бухарские Евреи. В то военное время в городе Кермин проживали несколько бухарско-еврейских семей. Могли составлять многочисленную одну семью. От местных узбеков сильно отличались лицами. Выглядели неряшливо в одеждах, словно нищие. По разговорам – среди них есть очень даже богатые люди. Скрывают свой достаток, как и прочие личные, семейные, религиозные и национальные тайны. Как жили, чем занимались бухариты он не знал, не интересовался. Пару человек торговали на местном рынке. Продавец воды: зарабатывал, востребован. При жарком климате – многие покупатели и торговцы хотели утолить жажду. Произошел с ним такой характерный случай. С какого-то дня и момента он решил больше зарабатывать - удвоил стоимость воды: требует платить по глоткам. Почти перестали у него покупать воду. Пришлось вернуться к изначальной продажной стоимости. Вернулось все к прежнему состоянию. С новшеством. У него в подсобниках появился пацаненок – носильщик воды. Сам торговец только разносил наполненный водой курдюк и отливал, цедил порции – ни капли больше! Другой торговец – переносчик мелких товаров. На рынке появлялись и другие бухариты – в качестве чаще всего покупательниц. Они дерзко и долго торгуются – сбивают цену. Торговцу импонирует внимание к его продукту, да и нечастая возможность позубоскалить. Когда еще удастся проявить свою смекалку, начитанность, умение защищать даже в малом принципы Господа? Уступать сильно в цене не хочет: давать дурной пример. Становится заразительным: для себя и даже для соседа по торговой стойке – отбивает покупателей. Женщины-бухаритки выглядят даже неряшливо, кажутся нищенками. Немытые лица. Из-под платков выпирают нечесанные волосы. Засаленные темные одежды с заплатами, а то и рваные. На ногах – приспущены чулки разного цвета: вздутиями и складками напоминают меха брошенной гармоники. В самый жаркий день – на их плечи наброшены многие одеяния: тяжело нести, непомерно душно. Пот льется ручьями, тела испускает запахи острой вони. Раз в неделю они ходят в микву. В остальное время экономят воду на личной гигиене. С ней просто не знакомы: ведь европейские новшества редко доходят до азиатских провинций. Да и суеверия традиций – стойки, не исчезают. В субботу, на праздники они преображаются: появляются перед гостями в комнате и возле дома более ухоженными - в цветастых бархатных, иногда атласных одеяниях. Они скромны, сдержаны, заботливы... Нечто подобное неумеренной похотливости, никогда не допустят бесстеснительности за той стороной движения мусульман: с их дикими нравами и религиозным фанатизмом, бытовым невежеством, калымом, гаремами, для большего соблазна выпячиванием округлостей других сопредельных органов – обнаженным в танцах животом. Община бухарских Евреев – древняя. При углублении в историю узнаем – к началу XVI века Евреи Ирана, Средней Азии и Афганистана составляли единую общину. Позже произошло ослабление внутренних связей и контактов между разбросанными частями обширного района территориально и последовало распадение единой общины на три автономные составляющие. По хитрости, злонамеренности судьбы: Евреи из Вавилонии могли переселиться и осесть в отдельных городах Средней Азии еще в VI веке до н.э. Сохранились более поздние документы. По этим вполне достоверным сообщениям 8-9 веков – общины Еврейских жителей отмечены в расположенных в Средней Азии городах – Мерве, Балхе и Хорезме. Арабский географ Якуб ал-Киркисани (Х век) отметил особо значительную численность Евреев в Хорасани. Располагалась на принадлежащих Иранцам территориях эта провинция, восточнее пустыни Деште-Кевир. Она включала всю Среднюю Азию. Он упоминает о проживающих здесь Караимах. Документы XI века сообщают о значительной численности Еврейского населения в Балхе. Биньямин из Туделы сообщил в XII веке о многочисленной Еврейской общине в городе Самарканде. Документы XIII века упоминают о наличии в Бухаре Еврейской общины: появляется Еврейская слобода – старая махалла. Вне ее Евреям запретили селиться. Это важное ограничение Евреев – при сравнении с положением Мусульман. Уже через три столетия - эта община руководящий культурный центр среди Евреев Средней Азии. В начале XVIII века поэт Иосеф бен Ицхак написал поэму «Книга Антиоха» - посвящена восстанию и освободительной войне Маккавеев. По мотивам Аггады написал поэму «Семь братьев». В середине XVIII века хан Бухары со своей верной, но жестокой администрацией насильственно провели массовое обращение бухарских Евреев в Ислам. Параллельно с Еврейской появилась община Чала («ни то, ни се»). Формально они – Мусульмане, в тайне сохраняют, исповедуют Иудаизм. Произошли новые насильственные обращения бухарских Евреев в Мусульманство лет через пятьдесят. Бухарско-Еврейский поэт Ибрахим ибн Аби-л-Хайра написал в момент репрессий поэму. Еврей Худайдад предпочел смерть – переходу в Ислам. До сих пор в Бухаре сохранились остатки общины Чала. Большинство их по официальным документам числятся Узбеками. Обстоятельства оторвали бухарские Евреев от центров Еврейской мысли и культуры. Этот фактор -дополнительная причина отставания образованности, культуры среди бухарских Евреев. Не малое значение имело близость, растворенность их среди Мусульманских общин в течение веков. Они в значительной степени переняли Исламский образ жизни, поведения и ментальность. Выжить в сложных условиях смогли благодаря умению подстаиваться, мимикрировать. По причине естественной – смертности людей – в общине постепенно исчезли знатоки религиозных законов и комментаторы Торы, Талмуда, Каббалы. Этот момент пагубно отразился в периоды насильственной исламизации. Немногочисленной общине грозила скорая и полная ассимилиляция. Большой знаток всех источников Иудаизма, уроженец Марроко рабби Иосеф Мамон Магриби переселился в важный центр Еврейской талмудической мысли и культуры город Цфат. По просьбе городской общины – он отправился в Среднюю Азию с целью сбора пожертвований. Увидел в Бухаре угасание Еврейской религиозной и культурной жизни. Он посчитал своим личным долгом в возрождении общины. Остался в Бухаре. Огромные его старания принесли положительный успех. Положительно: принесло плоды введение сефардской версии религиозного ритуала богослужения. Новшество укоренили: поныне существует. Верхние слои городской общины избирали уважаемого светского главу – калонтара: обязан рассмотреть тяжбы, материальных претензии между Евреями. Он представлял общину, каждого ее члена перед властями. Разъяснения сложностей Галахи входили в обязанности раввина. Учебным заведением служила конфессионная школа начальная – хомло. Это тип хедера. В Бухаре также распологалась йешива. Мужчины-Евреи с 13 лет обязаны платить особый налог, к существующим налогам дополнительно. От его выплаты освобождены слабоумные и нищие. При выплате всех налогов – сборщик-Мусульманин наносил платильщику две пощечины. Силу соразмерял: зависила от порядочности и требовательности сборщика налогов. Лицам богатым и авторитетным причиталось и достаточно одного прикосновения к щекам. Рост Еврейско-бухарского населения вынудил власти согласиться на появление в Бухаре второй Еврейской слободы (новой махаллы) – Амирабад. Преуспели Евреи и в Самарканде: на купленном ими участке земли строят новую махаллу. Перед русским завоеванием Средней Азии – Еврейские кварталы существовали в Карши, Хатырчи, Шахрисабзе, Мерве, Катта-Кургане, Кермине, Маргелане, Душанбе. До завоевания Россией обширных территорий в Средней Азии – основное занятие бухарских Евреев – крашение пряжи и тканей. Некоторые богатые люди этой общины финансировали купцов-Мусульман – этим поощряли торговлю с Россией. Российские законодатели выработали ряд поощрительных мер для содействия Еврейских купцов-«азиатцев». Им позволяли вступать в торговые и ремесленные гильдии разных губерний. В этих губерниях вне «черты оседлости» у Евреев нет права на постоянное проживание. Бухарские Евреи - купцы посещали, участвовали в коммерческих операциях на самой престижной в России ярмарке в Нижнем Новгороде. В довольно продолжительный период завоевания Россией Средней Азии (1864-84) -бухарские Евреи доказывали активную прорусскую позицию. По мирному договору 1868 – Бухарское ханство попало в экономическую и политическую зависимость от России. Самарканд, города Ферганской долины с бухарско-Еврейским населением вошли в состав Туркестанского края Российской Империи. Новая русская администрация считала бухарских Евреев – единственно лояльными среди массы туземного населения Средней Азии. Оставили неприкосновенным Еврейское самоуправление. В каждой общине ввели новую должность казенного раввина. В мирном договоре между Россией и Бухарой оговорены права бухарских Евреев на свободное пребывание во внутренних губерниях, их свободную торговлю и право на приобретение недвижимого имущества на всей территории России. Особенно этими актами и действиями Царское правительство намеренно противопоставляло бухарских Евреев – «своим» Евреям, ашкеназийского происхождения - намеренно закреплены проживанием в пределах пресловутой «черты оседлости». При зачислении в купеческие гильдии - Евреи Бухарского, Хивинского и Кокандского ханств наделены правом принимать российское подданство. Поощрили внутреннию торговлю в Туркестанском краю административные привилегии, действия. Подняли удельный вес бухарско-Еврейских купцов в торговле в центральных губерниях России. Пришлые из Азии купцы и даже промышленники в определенный момент становились конкурентами и соперниками Русских купцов. Успехи отдельных бухарско-Еврейских купцов вызвали злобу правительства Бухарского ханства. В отместку им за преуспевание и «предательство» - за недавнее военное поражение - с местных Евреев взыскали три четверти всей суммы контрибуции – ее эмир должен выплатить России. С территории Бухарского ханства бухарские Евреи расселяются по всей территории Туркестанского края. С 80 годов XIX века правительства России изменили свою политику – принимает ряд ограничительных мер по отношению к ранее поощряемым купцам и промышленникам из бухарских Евреев. В последовавших вскоре Положениях местных среднеазиатских Евреев поделили на две категории. «Туземных Евреев Туркестанского края» ввели в одну категорию. К ним относят бухарских Евреев. Наделены правами - подобно туземному Мусульманскому населению края. Часть бухарских Евреев не смогли доказать свое рождение в Туркестанском краю. Отнесли их к иностранцам – к другой группе. Закон запрещал приобретать недвижимое имущество. Им предписано покинуть пределы Края. Позже «иностранцам» разрешили находиться в пограничных пунктах: Оше, Катта-Кургане и Петро-Александровске. Срок изгнания части бухарских Евреев отодвигался. Духовный глава бухарских Евреев раввин Ш.Тажер добился послаблений в Туркестанском краю. К пограничным пунктам отнесли дополнительно Коканд, Маргелан, Самарканд. В 1910 выселяют не по месту их прежнего проживания – в Бухарское ханство, а в шесть названных города. В Первой мировой войне часть мусульман оказались на стороне противников Антанты. Турция сражалась против России. Среди туземного населения Края возникло, широко распространилось брожение антирусское. В 1916 произошло восстание. Царское правительство направило войско для его подавления. Еврейский вопрос потерял былую остроту. В правительственных кругах продолжают выпускать антиеврейские документы – в качестве секретного обоснования предстоящей репрессивной политики. Российское управления Средней Азией заметно в экономической сфере. За короткое время возникла небольшая прослойка богатых бухарско-Еврейских промышленников и купцов. Объяснимо это наличием у них первичного капитала, предприимчивости, деловой смекалки и хватки. Осуществили энергичную экспансию российского капитала, завоз множества относительно дешевых хлопчатобумажных, шелковых тканей, изделий. Это вызвало полное крушение традиционного бухарско-Еврейского примитивного промысла: крашения пряжи и тканей. Массовые разорения, полное банкротство вызвало большую безработицу. Ищут новые сферы применения труда. Появилось парикмахерские, мелкий ремонт и чистка обуви. Некоторые на жизнь зарабатывают разносом товаров и мелкой торговлей. К концу XIX века численность бухарских Евреев 16 тысяч человек. В 10-20 XX века их численность примерно 20 тысяч человек. К началу 70-х численность достигла 30 тысяч человек. До 70 XX века они проживали почти компактно в Средней Азии. Большинство бухарских Евреев в Узбекистане, Таджикистане. Наименование общины закрепилось с момента завоевания Россией Бухарского ханства. Община говорит на языке фарси, сильно измененном. Себя называют: исроел и яхуди. Основные места проживания бухарских Евреев Самарканд, Ташкент, Душанбе, Бухара, Коканд, Андижан, Маргелан, Хатырчи, Шахрисабз. Многие бухарские Евреи переселились на жительство в Израиль. В США большая община бухарских Евреев. Олия в Святую Землю Израиля началась с 80-х XIX века. Большинство бухарских Евреев поселились в Иерусалиме. Возник бухарский квартал. Общая его численность -полторы тысячи человек. Образование шло в нескольких разных направлениях. Традиционные хомло – дополнены начальными классами с основами светского обучения. Часть учащихся посещают государственную Русскую школу. Культурное событие - появление в Иерусалиме литературная школа: ее главой стал раввин Шимон Хахам. Он использовал Еврейско-таджикский диалект - создал литературный язык общины. Переведены с иврита несколькольких произведений восточноевропейской Хаскалы. На новом литературном языке с 1910 выходит газета «Рахамим» в городе Скобелеве (ныне Фергана). Просуществовала газета до 1916. За большевистской революцией в 1917 последовали активные военные действия: принесли разрушения и человеческие жертвы. Бухарские Евреи заняли явную пророссийскую позицию. События восприняли в качестве обострения борьбы европеизированного Русского начала с азиатским мусульманским населением. Радикалисты поддержали независимую Туркестанскую демократическую республику. Соглашались на автономию при российском центральном управлении. В 1918 короткое время существовала Кокандская автономия. В правительстве два бухарских Еврея – Потилахов и Вадияев. В Бухарском ханстве другие настроения. Бухарские Евреи радикалисты солидарны с требованиями реформ – их выдвигают мусульмане модернисты (джахиды). Советская власть упрочила свое положение. При проведении классовой политики власть ликвидировала элиту бухарско-Еврейской общины. Других ущемили в гражданских и политических правах. Отнесли к политически враждебной категории «лишенцев» мелких торговцев. Ремесленников – парикмахеров, портных и сапожников объявили частниками, обложили высокими налогами. Многие разорялись, становиться рабочими государственных предприятий. В Еврейских кварталах создают производственные кооперативы: трудятся бывшие частники бухарские Евреи. В 1918 создали автономную Туркестанскую ССР. Бухарские Евреи попали под идеологическое руководство Евсекции. Долго бухарские Евреи страдали от ее пагубного влияния. Руководящие сотрудники Евсекции в большинстве ашкеназы: не знакомы с религиозными каконами. Не знали, не учитывали среднеазиатские особенности. Множество конфликтов, болезненная борьба вынудила власти учредить «Туземно-Еврейское национальное центральное бюро» при Народном комиссариате по делам образования республики Туркестан. Возникла единообразная система школьного образования: распространяла коммунистическую идеологию. Советские органы проводили меры изменения социальной структуры общины бухарских Евреев, подрыв и искоренение в ее среде религиозной идеологии. Со второй половины 20-х – начале 30-х закрывают синагоги. Эта кампания стихла во время Второй Мировой войны. В 1940-е возобновляет борьбу с Иудаизмом. Бухарские Евреи исполняют религиозные обряды: обрезание, вступление в брак, погребение... Посещают синагоги. Чтут субботу и праздники. Едят кошерную пищу. Тщательно исполняют традиции люди старшего возраста. Молодые люди идут учиться в институты: выпускают специалистов с высшим образованием: врачи, инженеры, учителя, адвокаты... Есть артисты, художники... Мусульмане проявляют традиционный антисемитизм. Кровавые наветы – в 1926, 1930, 1961 и 1962. Ведут партийно-пропагандистский антисемитизм: осуждают извращенный сионизм. Препятствуют изготовление и угощение мацой. Часто публикуют антибухарско-Еврейские фельетоны в местной прессе. Известных деятелей науки, культуры, искусства бухарских Евреев вынуждают делать антиизраильские заявления по разным поводам. Злостный антисемитизм резко проявился в периоды обострения советско-американских отношений. У пропагандистов вызвала ярость удачная защита Израилем суверенитета, победы в Синайской кампании, Шестидневной войне и Войне Судного дня. Советская власть вела насильственное руководство, вводила примитивную классовую идеологию. Для нее важно: утвердить единообразие на огромном пространстве страны. В качестве объектов экспериментов становится образование, воспитание детей. Начинают влиять с детского сада и первого класса школы. Все существовавшие прежде формы образования – заменяют на классовое, государственное: выхолащивают, лишают признаков веры, религиозных догматов, духовности и морали. Специально для надзора, контроля над образованием детей бухарских Евреев - в 1920 в Ташкенте учредили Инпрос, Институт просвещения. Позже появился Туземно-Еврейский педагогический техникум в Коканде. Выпускники техникума трудятся учителями начальных, позже и средних школ. Институт готовили специалистов-инженеров и научных сотрудников. В 1937 провели повсеместную «чистку»: репрессировали многих преподавателей. Принимают одних девушек: переименовали в Узбекский женский педагогический техникум. С 1925 издают газету «Рушнои», позже переименовали в «Байроки михнат». В 1929 письменность бухарских Евреев с Еврейской графики перевели на латинскую. В республике для письменности ииспользуют кириллицу. В начале 30-х в Ташкенте вышел литературно-художественный журнал «Хаёти михнати». В 1932 в Самарканде возник бухарско-Еврейский театр. В Ташкенте создают секцию туземно-Еврейских писателей Узбекистана – входят: прозаики Я. Хаимов, Н. Фузайлов, М. Исхакбаев, Б. Каландаров, Г. Самандаров. Драматург М. Аминов. Поэты Мухиб (М. Бачаев) и Ю. Кураев. В 1931 в Самарканде открыли Еврейский историко-этнографический музей: его фундамент стала частная коллекция. Музей закрыли в апреле 1938. В Узбекистане 15 Еврейских клубов и 28 «красных чайхан». Общественные культурные заведения закрыли в черные годы террора. Около тысячи бухарских Евреев арестовали. В застенках тюрем и лагерях погибли семьсот человек. Репрессивные меры, процесс ассимиляции. Во Второй мировой войне в Красной армии участвовали в боях и служили четыре тысячи бухарских Евреев, тысяча погибли. В возобнивившихся после войны репрессиях против Иудаизма, космополитизма и по «экономическим статьям» арестовали жителей Самарканда, Катта-Кургана и Бухары: их приговорили к максимально высоким 25 годам. К 1970-му для средневозрастного и молодого поколения основной язык общения - русский язык. Еврейско-таджикским диалектом владеют люди старшего поколения: на нем общение в семье. Молодые понимают слова и смысл – на нем не в состоянии они говорить. Не случайно: дети не понимают языка родителей. Происходит ассимиляция - процесс с возрастающей интенсивностью. Среди молодых людей численность браков из разных общин возрастает. Традиционно в бухарско-Еврейских семьях дети изобильно рождались. В период между переписями 1926 и 1959 заметно снизился естественный рост населения. Этому причина - бурная эмиграция населения с конца 1920-х и до 30-х. Заметно сокращение рождаемости в период сталинского террора и Второй мировой войны. В наступившем периоде заметного улучшения экономического состояния и социальных условий – до 1970 произошел резкий скачек в росте населения. За непродолжительный период времени численность бухарских Евреем возросла на 40%. К концу 1960-х в Израиле проживали около восьми тысяч бухарских евреев. Тысяча человек проживали в США и других странах. В 1970-х дополнительно эмигрировали многие бухарские Евреи. В Советском Союзе к началу 1980 остались сорок тысяч человек. Общая численность бухарских Евреев в 1987 составляет 85 тысяч человек. Несколько более половины – 45 тысяч человек оставались в СССР. 32 тысячи – в Израиле и около трех тысяч – в остальных странах: в США, Канаде и Австралии. В Советском Союзе партийно-административная диктатура наладила ограничительную систему: направлена против Евреев. После Второй мировой войны заметно появление бухарских Евреев - значительной численности специалистов с высшим образованием. Бухарские евреи – особая немногочисленная народность. Грозит опасность исчезнуть, раствориться. В разных местах своего обитания они сохраняют межсемейные контакты и дружеские связи. Единство скрепляют в общинной структуре. Общины в разных странах и провинциях не теряют связей, постоянно обмениваются информацией, сохраняют нечто подобное круговой поруки. На территории Средней Азии Евреи проживают более двух тысяч лет. Долгие века Евреи в этом регионе остро ощущали последствия упадка. Последние примерно двести лет Евреи способствовали экономическому росту. Параллельно этому плавно шло духовное и национальное возрождение. Название народности придумали европейские путешественники: бухарские Евреи. Сами жители восприняли легко это название. Увеличилась их роль в финансовых операциях, торговле, товаро-обмене, ремеслах, производстве... Бухарские Евреи чувствовали себя достаточно уютно в разные экспериментальные периоды советских преобразований. Серьезные преобразования – сопровождают массовые репрессии. Усиленные антирелигиозные гонения направлены против Иудаизма и самобытной национальной культуры. Из родных мест поднялись и бежали в более спокойные государства. Бухарские Евреи оказались в Стране Израиля. Оставшиеся люди и семьи продолжают оставаться приверженными к Иудаизму и национальным традициям. Около десяти тысяч бухарских Евреев воспользовались более либеральной политикой властей в смысле эмиграции – покинули родные места в поисках свободы, приложения труда и счастья. В последовавшие десять лет уехали еще семь тысяч человек. Но остались примерно 41 тысяча человек. Проживают в больших городах: Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Фергане... Ход перестройки способствовал положительным аспектам и преобразованиям в религиозных аспектах и национальных вопросах. В 1990 в Узбекистане позволили открывать синагоги. Учреждают культурные центры. По воскресеньям работают Еврейские школы, летние лагеря. Вспомнили о традиционной благотворительности в среде Еврейского народа. Появились ульпаны – легально происходит изучение иврита. Еврейские газеты на русском языке носят сугубо национальное название: «Хаверим», «Мизрах», «Шофар». Появились отделения Еврейских оранизаций Джоинта, Сохнута, «Бней Акива». В Ташкенте возникло израильское посольство. Почти 500 бухаритов проходят курс обучения в хабадской йешиве. Сами бухариты создают свою религиозную организацию хабадского толка «Ор-Авнер». Важную финансовую помощь новому движению оказывает успешный израильский предприниматель Лев Леваев. Росту бухаро-Еврейского и одновременно Мусульманского национализма в фундаменталистской ориентации сопутствует экономический кризис. Народные недовольства выразились в кровавых погромах в Андижане - против бухарских Евреев, месхов, армян и крымских татар. Националистические митинги Мусульман привели к гражданской, этнически-клановой войне в Таджикистане. Во всех среднеазиатских республиках выплескивается антисемитизм. Происходят убийства бухарско-Еврейских активистов. Последовал развал советского союза. Во всех пяти среднеазиатских республиках национальным языкам придали государственный статус. Представителей всех национальных меньшинств - Русских и Евреев сместили с занимаемых должностей и постов. Но обиженным и преследуемым людям, их семьям судьба предоставила невиданную в прошлом возможность. Открылись ворота для легальной репатриации в Израиль. Среди покинувших насиженные места – на постоянное жительство в Израиль выехали бухариты и ашкеназийские Евреи. Последние осели в Средней Азии еще с момента эвакуации с разоренных войной мест - в более спокойные места. Под напором нацисткой бронетехники Красная армия оставила огромные территории Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики, несколько областей России. Оккупировавшие их нацисты - в тесном сотрудничестве с местными бандитами-антисемитами – устроили Шоа (Холокост) – поголовное уничтожение Евреев разных возрастов. К 2000-му году в больших городах всех среднеазиатских республиках остались не более трех тысяч бухарских Евреев. Они объединены примерно в десять религиозных общин. Эти люди собираются вскоре выехать в одну из стран Центральной Европы и США. По их информации и представлениям, в Израиле накопилось слишком много проблем социального и другого порядка. Самое важное и опасное – не решена, да и не решается израильско-«палестинская» проблема. Война на Ближнем Востоке обретает все большую остроту, ожесточенность. Грозит долго оставаться перманентной, бесконечной. Бухарит в Израиль собрали четыре последовательные с перерывами волны алии. Самой опасной и жертвенной явилась вторая олия – в первой половине 30-х: бежали через пограничные Афганистан и Иран. По дороге к границе их настигали агенты ГПУ. При пересечении границы их грабили и убивали басмачи. Преодолевали массу опасностей, с неимоверными трудностями прибывали на Святую Землю. Родились и проживают потомки переселенцев. В 2000 году общая численность общины составила примерно 60 тысяч человек. В продолжение многих веков бухариты вынуждены жить в мусульманском обществе, им враждебном. Для выживания годным оказался большой семейный клан – с круговой порукой и взаимовыручкой. Первые репатрианты в Земле Израиля оставили неизменным образ существования. Оправдание: турецкое, затем английское управление. Бухарит в Иерусалиме поселились в квартале «Реховот», позже названный «Шхунат ха-бухарим». Сохраняли привычный им, прошлый изолированный образ поведения и жизни. Они одновременно часто жертвовали деньги соседям - сефардам и ашкеназам. Бухариты молились только в своих синагогах. Создавали семьи только внутри своей общины. Строго союлюдают традиции. Они вместе отмечают семейные события и празднуют национальные праздники. По прошествии десятков лет бухарские Евреи постепенно вступили в естественный процесс ассимиляции. Чаще всего с Евреями. Под воздействием внутренней жизни и особых условий Израиля – бухариты первых волн алии приобрели новые качества, видоизменили ментальность. Прибывшие с последними волнами олии их сородичи – с 70-х и до конца прошло века – не всегда узнают-понимают сильно изменившихся родственников и старых знакомых. Обе последние олии бухаритов по образовательному уровню и профессиональному многообразию качественно отличается от предыдущих двух потоков. Прежде приезжали ремесленники и торговцы. Сейчас: большинство людей образованных, специалистов. Есть обладатели второй, даже третей научной степени. Писатели, известные музыканты, художники, заслуженные деятели искусства. Многие из новых репатриантов остро, долго и болезненно переживают профессиональную невостребованность. Проходят через депрессию эмиграции и мучительной абсорбции. Исследование десятилетней давности в трех кварталах Тель-Авива указывает: только каждый пятый из бухаритов нашел в Израиле работу, согласно своей квалификации. Это резкое падение общественного статуса для бухаритов особенно оскорбительно. Они также остро ощущают падение, а то даже разрушение традиционно сложившегося семейного уклада. На смену глав кланов – вместо стариков – приходят более молодые и образованные люди. Некоторым из них удается достить престижных должностей. Существует убеждение: Израиль бухаритам напоминает Среднюю Азию. Они могут вести более привычный образ жизни. Процесс абсорбции происходит менее болезненно, чем в США и других западных странах. Бухариты достаточно активны в смысле политическом. Не хватает им только «физических сил», голосов. На выборах в Кнессет в конце прошлого столетия они пытались провести своих депутатов в рамках партии «Лев». Позже сблизились с религиозной сефардской партией «Шас». Молодой лидер Амнон Коэн стал членом Кнессета. Партия «Шас» оправдала доверие и в другом смысле: усилиями членов Кнессета и руководителей - бухариты разных городов получили материальную поддержку. С 2000-го года среди бухарит активно действует религиозная организация «Ор Авнер». Созданы религиозные общины во многих городах. Важную роль сыграл учредительный съезд Всемирного конгресса бухарских Евреев в Иерусалиме в 2000. Делегаты конгресса выступали на иврите, бухарско-еврейском и русском языках в пяти тематических секциях. Бухарские Евреи – малочисленный народ – непременно хотят прославиться, стать в мире известными. Вызывают интерес к себе всяческими способами. Считают главной обидой: Евреи о нас ничего не знают, нами не интересуются. Ведь мы – особые! Самую важную роль играем в финансовой и коммерческой истории! В национальных границах и мировых пределах! |