Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Вадим Соколов
Объем: 5674 [ символов ]
Поэты Белого движения. часть 5. А.Величковский
Анатолий Евгеньевич Величковский (1901—1981).
 
Биография
Вырос на юге России, летом жил в имении своего отца, зимой — в Елисаветграде, где отец преподавал в юнкерском училище. Величковский был офицером в Добровольческой армии и эмигрировал через Польшу во Францию. Здесь он был сначала рабочим на металлургическом заводе в Канне, потом шофёром такси в Лионе. Во время второй мировой войны он окончательно переселился в Париж.
Жена — киевлянка второй волны эмиграции Нина Ровская.
Творчество
Стихи Величковского с 1947 печатались в журналах и антологиях. Его первый сборник «Лицом к лицу» (1952) опубликовал Сергей Маковский в издательстве «Рифма», затем, вслед за публикацией самого большого прозаического произведения Величковского — сатирической повести «Богатый» (1972), последовал его второй сборник стихов «С бору по сосенке» (1974). Третий сборник стихов называется «О постороннем» (1979). После его смерти друг поэта Ренэ Герра опубликовал тиражом 200 экземпляров еще один сборник стихов под названием «Нерукотворный свет» (1981), подготовленный к печати самим поэтом. «А.Величковского можно назвать поэтом-экологом, первым поднявшим свой голос в защиту природы». (Р. Герра)
Он боготворил Тютчева и, вольно или невольно, подражал ему в своих стихах.
"Природа, личные его переживания, ассоциации и воспоминания, люди, животные — все согрето у него нежным лиризмом", — писал один из ведущих критиков русского зарубежья Юрий Терапиано.
А сам Иван Бунин, от которого, как известно, дождаться положительного отзыва было почти невозможно, написал молодому стихотворцу: " Мой дорогой поэт, тут, во всех стихотворениях, много хорошего, настоящего. Дай Бог здоровья и пристальной ( а не "тяп-ляп") работы. Сердечно жму Вашу руку. Ив. Бунин".
Он начал печататься в изданиях русского Парижа только после Второй мировой войны. А до этого все пережитое им было до боли обыденным для эмигранта "первой волны". Вот что писал сам Анатолий Величковский в автобиографии:
" Детство мое прошло на юге России. Летом мы жили всегда в деревне, зимой в городе Елизаветграде, где мой отец преподавал в юнкерском училище. В шестнадцать лет я покинул отчий дом и ушел в Добровольческую армию. Во время отступления походным порядком попал с армией Бредова в Польшу, из Польши переехал во Францию. Хлеб насущный всю жизнь добываю работой, ничего общего с литературой не имеющей".
Как и многие другие добровольцы Деникина, Величковский работал на заводах Рено, в Париже стал ночным таксистом.
Его стихи сразу приковали к себе внимание. Он писал так, как и должен был писать человек его судьбы, хранивший воспоминания о "золотой", прежней России и пытавшийся наследовать лучшим классическим традициям русской поэзии.
Мы предлагаем вашему вниманию стихотворения, которые сам Анатолий Евгеньевич отобрал для антологии эмигрантской поэзии "Содружество", увидевшей свет в Вашингтоне в 1966 году.
 
* * * * * * * * * * *
 
Вот как из букв слагаются слова.
Вот как из букв слагаются законы.
Идут часы, кружится голова,
Слетаются к своим птенцам вороны.
Встает за рощей красная луна,
Плывет все выше, выше и бледнеет.
И уменьшается слегка она,
А тени ярче, сумерки светлее.
И в этой серебристой синеве
Быстрее сердце начинает биться.
То вверх, то вниз бесшумно по листве
Расплавленное серебро струится.
В степи, чуть слышен, - дальний звон подков,
Поскрипывают мягкие рессоры.
Убийцы едут, испокон веков,
По лунным снам и лунным косогорам.
Они убьют, конечно, не меня,
Убьют других, но я еще не знаю...
И перед грудью лунного коня
Широкие ворота открываю.
 
* * * * * * * * * * *
 
Смотрю и обхожу кругом -
Покинутый навеки, дом.
Сквозь пол осина проросла,
Куски оконного стекла
На стены зайчиков пускают,
И на развалинах сарая
Уже растет бурьян густой -
Цветок раскрылся голубой.
С каким воинственным напором
За полусломанным забором,
Сияя древней красотой,
Являться начал мир иной.
О как, в отсутствии людей,
Все стало чище и светлей ?
 
* * * * * * * * * * *
 
Пускай печальный этот век
Науку предпочел искусству
И выдумал, что человек -
Граница, за которой пусто.
 
Но ты проверь: всмотрись в их быт,
В их беспорядочные тени,
И ты поймешь - не может быть,
Чтоб выше не было ступени.
 
* * * * * * * * * * *
 
Так перед недругами жгут
Свое же полковое знамя.
Несбывшееся - берегут,
Не помня дыма - помнят пламя.
 
Не чувствовать за явью явь -
Мучительное состоянье.
Блажен, кто, веру потеряв,
Отрекся от ее влиянья.
 
* * * * * * * * * * *
 
Все путается ... Главное, желанья -
Когда они исполнятся - выходят
Совсем некстати, в виде наказанья,
И дней почти пустая цепь проходит.
 
Жизнь постепенно близится к концу.
И если взять ее движенье в целом,
Она подобна, может быть, кольцу,
В котором замкнутость - замена цели.
 
* * * * * * * * * * *
 
Устроено на свете так давно,
Что может каждый чем-то утешаться.
Для утешенья всякому дано
Желать чего-то, ждать и не дождаться.
 
Боятся смерти только старики:
Они привыкли жить на этом свете,
Питаться, сплетничать, носить очки
И прятаться от смерти за газетой.
 
Мне жаль, что я не умер в двадцать лет,
Еще привычки скверной не имея,
Еще не зная, что прекрасный свет -
Жестокая и страшная затея.
 
* * * * * * * * * * *
 
Выехала машина,
На машине венок.
Пожилой мужчина
Приподнял котелок.
 
Такое же вечное небо
И земля, и морское дно.
Был я или не был -
Не все ли равно.
Дата публикации: 15.06.2011 12:15
Предыдущее: Любовь сложнаСледующее: Прилетай…

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Евгения Кац[ 15.06.2011 ]
   Вот еще одна судьба, спасибо Вам за этот экскурс в не такое уж давнее, но все же былое.
   Женя.
 
Вадим Соколов[ 15.06.2011 ]
   Мой двоюродный дед был офицером в войсках Капеля и участвовал в знаменитой "психической&qu­ot;­ атаке. Уцелел. Через Константинополь, Францию, где у нас были родные, перебрался в США. Там его следы затерялись. По крайней мере, поиски ничего не дали.
   Однако, спасибо за коммент
   С уважением
   Вадим
Евгения Кац[ 15.06.2011 ]
   Вадим, мне Ваша работа интересна не только своей познавательностью, но и близка щемящей ностальгией по далеким студенческим временам: я писала диплом о знаменитом в конце 19 - начале 20 в. "толстом" журнале "Жизнь", где теперь уже естественными представителями "серебряного&qu­ot;­ века были (устану перечислять!!) ... и Константин Фофанов, мало кому знакомый (кроме филологов), как теперь бы сказали - "лирик". Чем-то задели меня строчки Величковского... Еще раз спасибо!
   Женя.
Вадим Соколов[ 15.06.2011 ]
   Поэтов Серебряного века знаю неплохо. Видимо, скоро сделаю на портале выпуски и по этой теме, аналогично Белому движению.
   Это будут уже третий цикл, вкупе с сериями "Малоизвестные поэты", посвященные, в основном, поэтам малой родины - провинции.
   
   Вадим

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта