Из дискуссий на форумах ЧХА: _________________________________ Тема недели: Подлинная история, какая она? _________________________________ На этот счет так много теорий - не так давно ко мне на стол попала рукопись - о происхождении языка, истории формирования и трансформации тех или иных морфем, о не в этом суть. Автор рукописи, человек мне хорошо знакомый, грамотный, начитанный, интеллигентный, дабы показать трансформацию метафоры в разных исторических документах, ссылается на документы из самых разных областей знаний. А главное - из самых разных теорий возникновения и развития той или иной цивилизационной парадигмы. Когда я начала перечислять эти теории, систематизировать, то была, мягко говоря, шокирована их количеством. Канонические тексты, апокрифы, Пятикнижие Торы, Веды, эзотерика, схоластика, мемуары (разных стран, времен), и даже ссылки на ученых, что придерживаются мнения о происхождении жизни на Земле извне (космические цивилизации и проч.), дарвинисты, записки европейских ученых о племенах, малых народностях. Все это - история, ее часть, все что вошло в классическую науку, все, что находится рядом в качестве альтернативного знания. __________________________________ Сейчас многие ученые, философы стараются дать анализ современности (если брать последние лет 200). Из читаных могу перечислить: Шпенглер, Тоффлер, Кун, Хантингтон, Луман, Хабермас, Хоркхаймер, Зеланд, Гадамер, Ортега-и-Гассет, Кастельс, Бодрийяр, Маклуэн (Маклюэн)......этот список можно продолжать и продолжать. Все эти люди стараются наложить на ту или иную теоретическую основу - скелет - закоомерность существования цивилизации, особенности ее трансформации во времени. Это теории информационного общества, конвергенции, глобализации, постмодернизма и многие другие. Очень интересно рассматривает это наука Синергетика - наука о системности научных знаний. Она говорит о цикличности развития мира и предполагает расчет нахождения в тех или иных точках бифуркации (затянувшихся кризисов на смене цивилизационных парадигм). ____________________________________ Хорошо описывает мироустройство Тоффлер в своей книге "Третья волна". Всем интересующимся могу порекомендовать - эта книга есть в электронном виде - это ресурс "Библиотека Гумер" (по крайней мере - у меня там все отлично и грузилось и скачивалось). В этой книге Т. говорит о переходе от общества индустриального к обществу постмодерновому (информационному). Кстати, многие из перечисленных мной исследователей считают отправной точкой смены парадигмы (которая включает и трансформацию мышления индивидов, и перемену базовых ценностей, экономических и политических связей) - появление Интернета. ______________________________________ Если попытаться проанализировать и уложить в стройную систему всех исторических исследователей и их труды - от Шлимана, который раскопал Трою, до современных политологов вроде Дугина, все еще дающих отсылки к доктрине Москва - Третий Рим, можно просто запутаться. Мне, например, очень интересно, как писатели работают над историческими романами, как подают историю, факты, какова в этом доля правды и полуправды. Какой в этом отношении потрясающий рома А. Толстого "Петр Первый", как иногда привирает в знаменитейших "Трех Мушкетерах" Дюма. _______________________________________ Историк (ник сохранен): Я считаю, что самыми древними историческими документами являются мифы и легенды древних народов. Эти источники не гниют (как бумага), не разрушаются (как камень), не подвергаются коррозии (как металл и магнитные носители). Они сохраняются путем передачи их от более старших предков, более младшим. Несомненно, эти пересказы становятся все более приукрашенными (искаженными). Поэтому исследователи должны находить в этих сказках истину. Особенно хорошо это умел знаменитый исследователь, этнограф Демин. ________________________________________ Мне понравилось, что отсылкой к древним временам в обсуждении нашем был выбран Миф. Когда-то на первом курсе МГУ мне попал в руки классический учебник Тронского "Античная литература". Там все предисловие - о культуре мифа, о том, как много можно "вычитать" из мифа, если правильно читать. И в качестве примера - нарисован несколькими мазками образ Шлимана, который всю жизнь отталкивался от мифов в своих поисках. Теперь теория мифа и мифотворчество как стиль мышления исследуются современными учеными и выведены в самостоятельных категории научных знаний как то - составные части философии, социологии, психологии. есть даже термин магическое (или мифологическое) мышление. Читала как-то интересную теорию - не помню уже автора, к сожалению - о том, что историческое развитие человеческого мышления (от первобытного человека до современного) - накапливается в генах и современный человек, взрослея, проходит амплитуду всех стадий этого развития. То есть то же магическое мышление (подразумевающее ассоциативные ряды психо-информационных¬ восприятий, с учетом сказок, поверий, чувствований и проч.) - свойственно детям, всем без исключения. Последующие метаморфозы развития психики происходят на генном уровне с учетом исторического развития. ________________________________________ Пост Виктории Рей: А почему бы не затронуть и тему библии. Вы не считаете ее пусть искаженной, но историей? И как бы она не была искажена временем, суть остается единой правдой и не поддающейся опровержениям. Будь то Библия, Коран… Бог един и законы его тоже. _________________________________________ Ответ на пост: Виктория, несомненно, права, называя Библию одним из основополагающих исторических трудов. Если рассматривать ту же библию - это великолепный ораторский труд. Учитывая мифы и их восприятие для человека, жившего, к примеру, в 4-3 веке до нашей эры, появление библии было прорывом. Прорывом массовым. Библия построена на простоте восприятия, на притчевом принципе. Притчи полностью укладываются в мифологическое восприятие действительности, создают эффект заинтересованности, присутствия, текста в тексте. Читала теории гипертекстуальости (маклуэн, бодрийяр...) - первым гипертекстом (праобразом итернет-текста, постмодернового восприятия) - считают именно библию. ___________________________________________ Надеюсь, многим авторам ЧХА близка тема дискуссии. Приятного чтения. |