«Это она красная от стыда" (Из отзывов) ...На мой день рождения, имевший место быть второго января, мне подарили дорогущий (около 1000 руб. в некоторых местах доходит) и давно желанный подарок: внушительный красного революционно- победного цвета том "Русская поэзия. XXI век. Антология." под редакцией Геннадия Красникова. С золотым тиснением и с картинкой в стиле "то берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой"... Пять дней я не могла приступить к смакованию подарка из-за гостевых хлопот, и вот, наконец, вожделенная ночь вдвоём с тяжёлым томом! Любопытство меня пожирало, доложу я вам! Ведь составлять Антологию XXI века ЗА ДЕВЯНОСТО ЛЕТ ДО СКОНЧАНИЯ ЭТОГО САМОГО ВЕКА - это ж какую голову надо иметь! Это покруче Кассандры и Нострдамуса в одном флаконе! Смело! Сильно! Стильно. И очень по-русски. ...Читать начала, как люблю новые книжки честь: н а у г а д открывая первые попавшиеся страницы. Да ещё и погадать решила. В Святки-то. Попала в соточку. С неё и начала. 1. ПРО КУКСОВА, ПРО ТЕСТЯ И ПРО ВЕЧНОСТЬ Владимир Андреев занимает стр. 106 -109 Антологии. Для сравнения: Белле Ахмадулиной, Юнне Мориц, Татьяне Кузовлевой места отведено не в пример меньше. Раз в несколько. Привожу примеры поэзии XXI века от Владимира Андреева: Из "Посвящения Юрию Куксову" (кто такой, не ведаю, но бессмертие ему В.Андреев обесчестил, ой оговорилась, обеспечил): стр. 108 Поэт за все всегда в ответе. За то, что ел, за то, что пил. Я задолжал деньжат в буфете. Спасибо, Куксов угостил. Я выпил мало. Съел сосиску. Но опьянел, похоже, в сиську. Иду, навстречу - дым столбом. Я тут же в столб вломился лбом. Из глаз - всё искры, мотоциклы... Из "Искры" двое вдруг возникли... Я чуть не рухнул на колени, Но устоял, судьбой храним,- Передо мной во фраке- Ленин! И дама лет под тридцать с ним. В туманной мгле сверкнул вдруг Куксов, Не ест, бедняга и не пьёт, На пальцах даме, то есть Крупской, Прозрачно знаки подаёт. Она на Куксова глядела Сквозь очень круглые очки В ответ квадратные очки Его взвивались то и дело, Как п и о н е р с к и е з н а ч к и. ........................ (Владимир Андреев) И такого (бес)подобного текста ещё на 7(семь) строф! Рекомендую Ярко. Талантливо. Мне столько не выпить. В этом произведении есть строки, далеко переплюнувшие классику, висящую у всех на ушах. В ТуМаННоЙ МГЛе СВеРКНуЛ ВДРуК КуКСоВ Посчитайте: 23 согласных в одной строке! Вот так, запросто, пристыжен критик, приведший сакральный пример с пупсом: "Пупс взгрустнул, ему вздремнулось" (ведь в пупсовой строчке всего-то 19 согласных против 23 - в куксовой!). А эта беспрецедентная куча ударений: "в тумАнной мглЕ сверкнУл вдрУг кУксов"! Куда там строчке: "швед, руский колет, рубит, режет", до сих пор считавшейся непревзойдённой по числу ударений! "Куксов" просверкнул так, что и шведа и русского вкупе с автором "Полтавы" приколол наповал! У того же бездонного по многим откровениям автора читаю: "Я ж тихой сапой пью и ем" Представила. Хороший аппетит какой у героя стихотворения, если учесть, что "сапа"- «цаппа (итал)» - это л о п а т а :) А вот еще, не сходя с этого же автора: "Благоухают кудри бомжа С клетчатым лицом такси" Кудри с клетчатым лицом - это круто! Не могла оставить равнодушной и следующая фраза: "Спокойно луна протекает, нетленно. Псы, ощериваясь, скулят на луну." Согласитесь "нетленно протечь" - это нечто! Это, братья и сестры, "копирайт" однако! Из посвящения Чивикову Д.Ф. "В марте-месяце весь мир в развитии, НО ВРЕМЯ ТЕСТЯ ВГОНЯЕТ В СУК. Однако, полный стакан, извините, Из суковатых не выронит рук" (В. Андреев) ...Уф-ф-ф! НЕЛОВКО-ТО КАК! Нет, я конечно всё понимаю. Про кобелиную сущность, про мартовскую активность беса в ребре. Но посвящение всё же. И фамилия имеется: тесть Чивиков Д.Ф. Ну и где же ваша хвалёная мужская солидарность, а? Ведь за сук - то этих супруга Чивиковская теперь его, сердешного, со свету сживёт! Одна надежда, что жене тестя (тёще, стало быть, Автора) Антологию эту читать «н е д о с у к !» А если прочтё-ё-ё-т...(ё-ё-ё-т...) В общем: "И одним ударом он убил обоих." 2. ПРО ПОГОРЕЛЬЦЕВ Рядом (стр. 106) автор Юрий Адрианов (видите, я не выбираю - подряд читаю): *** Сегодня умер Алексей Маресьев. Но славы не надломлены крыла. Остался образ самой высшей чести И путь судьбы, сгорающей дотла. Он, недоступный вероломной силе, Являл народа терпеливый нрав. Жил, как великий гражданин России. А это значит: " Смертью смерть поправ!" (Ю. Адрианов) Что это? Я не верю своим очкам! Де жа вю... Кажется, нечто подобное я уже читала. В школьной стенгазете к дню Защитника Отечества. Хотя, кто его знает, в каком возрасте автор написал это нетленное стихотворение. Зато какие образы придумал! Чего стоит один "образ самой высшей чести"! Правда, в толк не возьму, чем эта самая "самая высшая честь" от низшей чести отличается? А вот ещё образ: "И путь судьбы, сгорающей дотла". Если "судьба", согласно Толковому словарю, это "участь, доля, жизненный путь, то автор в 4-ой строке сказал следующее "путь жизненного пути сгорающего до тла"... Мудро! Так ещё никому не удавалось выразиться, правда? Только настоящему советскому поэту XXI века! Это были страницы 106-109 Красной Книги. Верю: лучшее, конечно, впереди. Как в песенке про голубой вагон. ...Постараюсь тыкнуть другим пальчиком: авось иной ракурс откроется. Ведь я не просто читаю. Я гадаю. В Святки. На Русской поэзии. 3. ПРО ВОДОПЛАВАЮЩИХ На сей раз пальчик мой в страницу 121 попал. Открываю. Судьбу свою угадать хочется, страсть. И вот: *** Сколько бесценного времени и вдохновенья в крови отдано этому вредному. глупому чувству любви! Мне, наподобие Разина, бросить бы в волны любовь, чтоб просветление разума приобрести себе вновь. Пробовал - не получается: плавать умеет княжна. плавает и не печалится: "Я тебе буду жена!" (Владимир Дагуров) Нет, ребята, не сегодня! Ну что-о-о это в самом деле? И ведь в начале ни-че-го не предвещает! Вот, кажется, вот оно: всё, как девушке надо. В лучших традициях: любви-крови; любовь-вновь; княжна – жена (последнее - особенно хорошо к гаданию идёт! Но... Нырнуть захотелось поглубже в сокровенный смысл и... Вопросец напрашивается деликатный: что у нас плавает-не тонет-не печалится? Жена-не-княжна и... Ой!.. Нет, не моё это... Не хочу. Я - "она - моя". А то, ПРО ЧТО... ОНО-НЕ- МОЁ! ...Всё-таки, придётся ещё судьбу пытать. Святки-то до 19-го, кажется? Время есть. И страниц в Красной книге - 500 без малого. А я верю в своё везение! Не все же стихи в Красной книге про нетонущие субстанции? Знакомы мне несколько имён, которые, точно, не подведут! Но ежели не наугад - то ведь... не честно. И не сбудется. Не-е-ет. До 19-го честно ГАДАЮ. Тыкаю. А, вообще, я больше хвалить люблю. Даже самой неловко, что пока действовала методом "тыка", попадала пальцем в ... Может, коварный случай, а? 3. ПРО БАРАНКИ И ПРИГОРКИ ...Решила утешиться на страничках любимых авторов. Начала с И. Шкляревского, почитаемого мною за классика. С детства. Утешения не случилось. Случилось расстройство. Вот стр. 103-104. Приведу 3 стихотворения, из 4-х строчек каждое (вместо названия у них звёздочки). Итак, Игорь Шкляревский: *** Проезжая лунный полустанок, женщине со связками баранок жаловался на судьбу сосед, но остался только лунный свет. Жёстко! Только непонятно, от кого именно лунный свет-то остался? От женщины? От соседа? От обоих? Или от баранок? Кому и за что и, опять же, в какое место засветили - всю ночь гадала. Вот так живёшь - живёшь и вдруг - бац! - лунный свет... Ещё стихотворение (тоже полностью привожу) *** Хвалят - стыдно, не хвалят - обидно, Я живу одиноко, светло. Летом - жарко, а осенью - жалко, что весёлое лето прошло. Глубокое какое... *** Слепому ночью не темно... Не ближе к небу на пригорке... И на ходу не вам дано ронять случайно поговорки. (И. Шкляревский) Такие вот "муха села на варенье". То есть, краткость есть, а сестра её где? И я не поняла: за что в последнем-то меня, как читателя, пристыдили? Ну не роняю я на ходу поговорки! А если бы роняла, интересно, куда бы меня определили? Ясен пень: не в отделение "глазных болезней"! И вот какой вопрос возник в связи с ронянием на ходу и баранками в лунном свете: умеют ли составители искать в лесу деревья, а у поэта - стихи? Неужели у Игоря Шкляревского (!) не нашлось других творений для столь эпохальной Антологии? Не поверю! Наизусть его читаю (не про баранки, конечно). За поэта обидно. 4. ПРО УХИ С КОСАМИ Ещё немного почитала. Только одного автора, правда. Ольгу Ермолаеву. Где-то услышала, что она отказалась печататься в Антологии. Однако, слухи сильно преувеличены. Есть такой автор в этом томе. И вещи соответствующие отобраны: "...Ведро в картофельных кожурках, мой первый бант. К нам в крупновыстроченных бурках приходит франт. Как отрастут, корзинкой косы свяжу БЛИЗ УХ... О, мамин крем "Метаморфозы", "Лебяжий пух"- коробочка трехгранна пудры..." (О. Ермолаева) Несколько, правда, удивило "ведро в картофельных кожурках". Озадачилась: почему не "кожурки в ведре"? Но тут уж дело авторское. Правое. Ведро в кожурки поместить или кожурки в ведро. Не придерёшься. Не сразу поняла вот это: "Близ ух свяжу корзинкой косы" Именно потому, что "ух", поначалу за междометие приняла, типа Ах!". Ну, это, надо думать, фенечка такая, авторская. Не в смысле "по фене ботать", а фишечка, вольность, типа лермонтовского "из пламя и света рождённое слово". Правда, лермонтовское слово для высоты штиля и соответствия размеру на две буквы изменено, а Ольга Ермолаева, предполагаю, ради редкой рифмы "ух - пух" литературной нормой пожертвовала. Она (в смысле рифма) того, безусловно стоит. Не избитая. Копирайтная. Ермолаевская. Согласитесь, что "ушей" и "пух" уже и вовсе не рифмуется. Удивило только вот что: как вольно, если не сказать фривольно, обращается поэт XXI века с русской орфоэпией! Ну не может же не знать, что незнаменательная часть речи (наречный предлог) БЛИЗ вкупе со знаменательным "УХИ" в родит. падеже, потеряв одно ударение, становятся фонетическим словом "близУх". И что это за "близУхи", стесняюсь спросить Пробую растащить "близУхи" на отдельные слова, получаю кучу ударений: "свяжУ блИз Ух". Вот где "Ух!" (в смысле междометия)! Читывала я и другие стихи этого автора. Совсем другие. Что же получается? Назвал автор УШИ УХАМИ - и сразу стал представителем Русской Поэзии XXI века? ...Опять название фолианта смотрю: ка-а-а-а-к звучит! УХАМ ГОРДО! 5. ЧТО ЕЩЁ НАГАДАЛОСЬ: - ПРО БЕДУ. На дубе древа ворон на беду вам волховал. (В. Соснора) Без комментариев. - ПРО ПЬЯНСТВО И КОРРУПЦИЮ Всё куплено насквозь, Всё пропито навзрыд. (К. Скворцов) Купить всё насквозь - это лихо. За это надо выпить навзрыд! - ПРО ПОГИБЕЛЬ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ ИСТИНЫ Только я среди света и мрака, зная истину, молча любил. И незримо метался и плакал, потому что её погубил. (В. Ковда) Погубленная истина – печальное зрелище. Я тоже незримо заплакала. - ПРО ЛАПТИ ОТ КАРДЕНА Растя детей, и хлеб, и лес, Как пахарь, православьем сильный, Живи своим умом, Россия, Блюди российский интерес. (Б. Бобылёв) Борис, Вы прав! Россия, думаю, ответит: "Есть!" Вот,только одно озадачило. Представила картинку: "православьем сильный" россиянин, «как пахарь, детей, и хлеб, и лес» взращивает. Однако ж, осмелюсь спросить: растить детей, "как пахарь" - это пахать на них, что ли? … А приказы-то в рифму как лихо автор отдаёт! Блюди их, Россия, живи по уму-разуму Бориса Бобылёва. Как-то грустно стало от таких перспектив. Захотелось надежды. В виде нашего "всё", то есть детей. Нашла. Обнадёжили. - ПРО ВУНДЕРКИНДОВ Не достали к Новогодью Ёлку. Мы берёзу сами принесли. И у взрослых сразу сердце Ёкнуло: -Вот и дети наши подросли... (Г. Хомутов) Как вам? У меня лично на душе посветлело. Я тоже громко ёкнула. Подумаешь, берёзу от ёлки отличить не сумели! Но ведь САМИ принесли. Молодцы просто! - ПРО ст-Р-Р-Р-асть: Вернись ко мне, пока не п о п у с т и л о, Я всё тебе заранее простила И всё, чего тебе не додала Отдам, р а з о р у ж и в ш и с ь д о г о л а. (Анна РУСС) От комментариев воздержусь. Тут всё очень индивидуально, согласитесь! Надо поделикатнее. Но ст-р-р-астно, аж жуть. Не иначе, в колготках у героини "стечкин" был припрятан? Надо полагать, её возлюбленный такую демилитаризацию интимных отношений оценил по достоинству. Ну, мне так кажется. А вам? Окказионализм "попустило" просто восхитителен своими ассоциациями! СтилО в купе с … (Ой!)... - ПРО РУССКИХ На чужбине Сюда попав, смотреть придётся в оба. Кидает всех то в жар, то в ледяной озноб. Намело нас, русских, целые сугробы, А раССтаем мы - произойдёт потоп." (А. Сенкевич) Вот такая сказка про Снегурей. УФФФ! Кажется, и я растаяла. Трогательно как... Однако, в ум не возьму, кто в этот шедевр грамматическую ошибку подпустил? Ну, я имею ввиду два "с" в слове "растаем". Неужели автор - доктор филологических наук, работавший научным сотрудником инст-та мировой литературы им. А.М. Горького? Нет, это, определённо, происки секретарши. Я б её уволила без выходного пособия, как бы ни таяла передо мной! И пусть хоть потоп! 6. ПРО ПУРПУР С ЗОЛОТОМ И ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ После бессонной и весёлой святочной ночи с Антологией мы с мужем - Физиком, а в душе трепетным лириком, всё-таки не постесняемся спросить: за кого же надо принимать российского потребителя, чтобы впаривать ему по цене коробки шоколада - жестянку ассорти, куда неслабо понапихано дешёвых леденцов? И ещё у нас, тёмных ярославских провинциалов, вопрос возник: XXI-то век наступил только на 10%, и неизвестно, наступят ли остальные 90, а места в русской поэзии уже наперёд запроданы? Это как понимать? В таком случае, не пора ли взяться за составление юбилейной антологии XXV века? Чего уж мелочиться-то? Шутки шутками, а получается, как ни крути, что сведения о данном товаре "недостоверны и не обеспечивают покупателю возможность правильного выбора". Ибо: и XXI век на 90% не состоялся покамест, и русская поэзия в Антологии местами подменена "куриозами", типа "тестя, вогнанного в сук" и Куксова «в туманной мгле". Известно, что если в бочку варенья добавить ложку... э-э-э..., то нельзя на ней слово "варенье" писать! Неправильно это. Вот и статья 10 Закона о правах потребителя запрещает. Потребитель-то вправе всю бочку производителю или продавцу вернуть со словами "кушайте сами!" да ещё на возмещение морального вреда претендовать! Примечания: -Перепечатки допускаются только с согласия автора. -30-го августа эссе вошло в шорт лист творческого конкурса международного фестиваля «Литературная Вена 2010» "Литературная критика и литературоведение", а 22 октября на фестивале объявлено победившим в этой номинации, опубликовано в журнале "Венский литератор", октябрь, 2010 г.,"Русский писатель", № 9, 2010, издании "Культурная эволюция" |