Репортаж со съемочной площадки Кино - это зараза, как говорят сами же киношники. А я бы добавила, что это зараза для всех – и для тех, кто делает кино, и для тех, кто его смотрит. И нам - жителям одного из маленьких районов Карелии, где пока что не нашлось места ни для одной киностудии - не удалось избежать заражения киношным вирусом. А в последнее время этот чудный северный край снова стал притягивать режиссеров московских и питерских киностудий. Увы,конечный результат их работы, несмотря на горячие заверения и многочисленные обещания, до нас так и не доходит, но уж что такое "съемочный день" жители карельской глубинки теперь знают не понаслышке. Однажды в конце августа, когда не по северному жаркое солнце отогнало традиционные в это время дожди, с по соседству с нашим городком, название которого означает в переводе с финского языка "Длинный берег", сразу в трех районах, снимали кино! Конечно, не "Одну войну" Веры Глаголевой, которую уж совсем у нас дома снимали, и которая разве совершенно далекому от киноискусства человеку еще неизвестна. Но и не глупенький сериал какой-нибудь, а полнометражный фильм, что большая редкость в наше время. По заказу Госкино студия «Ленфильм» совместно с московской студией «4 кино» снимали на 35-миллиметровую пленку детский фильм «Крылья». А происходило все так... Директорский ад, или Как потерять аванс Кроме «Кино – это зараза», есть у киношников еще один постулат. Если вы спросите у них, что такое работа директора картины, вам ответят – это ад! Но по моим личным впечатлениям директор фильма Сергей Костров выходцем из ада совсем не выглядел. Легкий, подвижный, с ярко выраженным даром телепортации, молодой. Впрочем, вся съемочная группа отличалась молодым возрастом, а возле рабочей площадки крутилось множество детишек от девяти месяцев до десяти лет. Причем, среди них были не только занятые в съемках, но и просто сопровождающие. Вернемся же к директору. оказалось, что опыта в административной деятельности ему не занимать. Сергей, по его словам, пришел работать в кино сразу после армии, да так и остался, и вот работает в киноиндустрии уже 18 лет. Представители местных СМИ раскрыли рты, узнав, с кем и в каких картинах работал Костров: «Ликвидация» С. Урсуляка, «Хрусталев, машину!» А. Германа-старшего, «Бегство в рай» С. Арановича, «Романовы - Венценосная семья» Г. Панфилова. Это далеко не весь список, но и так вполне достаточно, чтобы проникнуться невольным уважением. А про дар телепортации я упомянула вот почему: только мне удавалось притормозить нескончаемый бег Сергея и мы начинали беседовать, как он исчезал со скоростью мысли, решая на лету миллион вопросов. Не успеешь включить-выключить диктофон, глядь – он снова рядом! И продолжает рассказ о работе над картиной с того места, где прервался. Переворачиваю страницу блокнота, поднимаю глаза - Костров исчез! А он уже в ста метрах от меня, потому что там, возле мохнатых елок, мобильная связь лучше и шума меньше. Съемки, идущие одновременно в трех местах, требуют его присутствия везде и сразу. Не отнимая от уха телефона, Сергей решает все глобальные вопросы. А их сотни, если не тысячи: доставка, выбор объектов, бесчисленные договоры, перекрытие движения на автодорогах при надобности, а значит – тесная работа с местной администрацией и милицией. Все вопросы, связанные с бюджетом, организацией питания, медицинской помощью (на этот раз группу опекала медсестра из ближайшей деревеньки), ремонтом, транспортом… Кстати, Карелию, как место для этих съемок, нашел для «Крыльев» художник Сергей Коковкин. К счастью, у Сергея Кострова, как у любого директора есть незаменимый помощник – его заместитель Василий Миронов. Исключительно скромный человек, который не сказал о себе ни полслова, зато, указуя дланью в сторону Кострова, сразу заявил – вот он, мол, прирожденный директор! Тот, в свою очередь, добавил, что Василий – не только помощник в работе, но и хороший товарищ. В одной связке Василий и Сергей работают уже почти десятилетие, им ли не знать, сколько значит для съемок фильма одержимость административного руководителя. А плановым решением возникающих на ходу проблем и контролем над исполнением заданных задач непосредственно занимается администратор картины. С администратором Дмитрием Зариповым мы тоже познакомились. Вроде стоит себе спокойно человек в сторонке, но цепким взором видит вся и всех. Раз – трубка уже возле уха, и что-то молниеносно решилось. Так и тащит эта тройка на себе всю работу, пытаясь уложиться в скромный бюджет Госкино. Поэтому пора оставить их в покое и переключить внимание на остальных товарищей. Мы отходим, несется мимо Костров, за ним едва поспевает работник. В воздухе зависает обрывок разговора: - Ты режиссерский стул отремонтировал? Нет? Вот и забудь про аванс! Директор!.. Дебют режиссера К режиссеру фильма – тоже молодого – приставать с вопросами было не велено, тем более журналистам. Но не могу же я о нем совсем ничего не рассказать! Выпускник Театральной академии Санкт_Петербурга и ВГИКА Леша (Лобанов) – именно так его зовут в мире кино, жил на съемочной площадке неведомой простым людям жизнью. Он умудрялся быть одновременно погруженным в себя, видеть и слышать все вокруг, осмысливать и переосмысливать отснятые сцены, и покрываться смертельной бледностью, когда по той или иной причине срывался кадр. И мы его прекрасно понимали – это же его режиссерский дебют! Наблюдать за тем, как его потусторонний, витающий где-то в космических далях (собственного воображения) взгляд сменяется на вполне реальный и осмысленный, было очень интересно! У режиссера под рукой всегда были помощники. Один из них работал в этой ипостаси первый день, поэтому к нему мы не рискнули даже приблизиться. А вот лицо второго показалось нам знакомым… Да это же Руслан Ибрагимов, актер! Замелькали в памяти кадры из «Ментовских войн», и, как выяснилось, не только у меня. Руслан без обиняков согласился дать краткое интервью, и первое, что он сказал, обращаясь к жителям наших гостеприимных районов: «Всем огромный привет! Я просто потрясен, какие у вас тут живут люди – отзывчивые, добрые! Какие у вас красивые места! И, конечно, мне очень приятно, что меня здесь помнят и узнают!» Актеры, каскадеры и …браконьеры! О фильме, который еще не отснят, традиционно не рассказывают. Тьфу-тьфу, чтобы не сглазить! Но нам по секрету рассказали кое-что о сюжете, поэтому сейчас этот секрет узнают и мои читатели. История романтическая, трогательная и захватывающая одновременно: в деревню к тетке, которую все называют бабой Агатой (Марина Голуб), приезжает городской мальчик Яша. Там он знакомится с еще одним мальчишкой далеко не самого лучшего поведения - Темычем. Ссорясь, ругаясь, мирясь, они, наконец, становятся неразлучными друзьями. Но почему же фильм называется «Крылья»? И съемки производятся с высоты птичьего полета? Да и актеры-птицы – галки, вороны, совы – в нем задействованы. Да потому, что главная фишка этого фильма – необычайные способности Яши. Дело в том, что он… понимает язык птиц! Вот и хватит на первый раз, пусть новый детский фильм сохранит пока свою тайну. Но про актеров, с которыми нам удалось познакомиться, я обязательно расскажу подробнее! Роль Яши исполняет Андрей Хржановский, внук знаменитого мультипликатора. Помните «Дом, который построил Джек»? В роли Темыча - Игорь Иванов, циркач, актер детского театра в Санкт-Петербурге. Около шести часов, не считая времени, потраченного на поездки за съемочной группой из одной местности в другую, мы были свидетелями киношных будней. Эх, тяжелая это работа! Под палящим солнцем мальчикам приходилось вновь и вновь повторять дубли. И продолжалась эта пытка до тех пор, пока у режиссера не переставали нервно вздрагивать губы и пока не раздавался волшебный крик оператора: «Гениальный кадр!» Значит, можно переходить к следующему... Мы рассчитывали увидеть запланированный трюк – прыжок мальчика-каскадера с моста в реку, но его перенесли на другой день. Однако на одного из подопечных группы постановки трюков Олега Корытина мы полюбовались: Денис Холоденко не стал расстраиваться из-за сорванного эпизода, а просто залез себе в холодную воду да и поплыл, отдуваясь, как моржонок! Его папа, тоже каскадер, перегнувшись через шаткие перила устрашающе дряхлого моста, тихо наставлял: «Выдох – в воду, Денис!» А чуть поодаль в это же время под присмотром Леши-режиссера в лодку усаживались бородатые «браконьеры», мужественно переносившие жару в резиновых комбинезонах… Французская кухня в карельской деревне Пока мы глазели на плывущего мальчика, подоспел обед. Поверьте, об этом стоит рассказать отдельно! Голодная съемочная группа – опасная группа. Поэтому, когда выяснилось, что не все могут употреблять пищу, приготовленную местными школьными поварами (не по вине поваров, просто в коллективе есть и диабетики, и вегетарианцы), директор Костров решил проблему незамедлительно. Для поддержания сил работающих над «Крыльями» пригласили известного питерского повара Влада Болотникова. Отточив свое кулинарное мастерство в Бельгии, он творил чудеса в условиях школьной столовой, одни старые печи которой наводят ужас даже на простых обывателей, а не то что, на утонченную душу художника кулинарии. Но Влад не обращал внимания на такие "мелочи жизни". И в положенное время технический и творческий персонал мог вкусить блюда итальянской, французской европейской кухни. Нас тоже покормили, так что удалось оценить вкус необычного соуса в исполнении Болотникова. Бог кинокамеры и до свидания, «Крылья»! Под занавес расскажу об еще одном, далеко не последнем человеке, за которым наблюдала в течение всего этого незабываемого дня. Илья Овсенев – царь и бог кинокамеры! Его многочисленные мастер-классы по съемке размещены на разных сайтах Интернета. Даже мы, дилетанты, почуяли профессионала за версту. Мы не стали подслушивать те рассказы, которыми он баловал свою свиту – где побывал, что повидал. Но дружно прыскали, когда Илья подпускал к объективу своей камеры того, кто имеет на это полное право, предварительно поинтересовавшись, нет ли у него, к примеру, конъюнктивита? Поужинав вместе с группой обедом (так уж идет время суток в кино), мы решили откланяться. Поэтому и мой рассказ об одном из съемочных дней подходит к концу. Конечно, мы будем надеяться на то, что когда-нибудь увидим те фильмы, свидетелями съемок которых стали сами. А «Крылья», отпраздновав на карельской природе 27 августа День российского кино, улетели заканчивать работу в поселок Лисий нос. Как лодку назовете… |