ч.1-1 «Амулет» и «Талисман» Приступая к рассмотрения теоретических основ лежащих в основах понятий «амулет» и « талисман» мы уважаемый читатель для получения достоверного ответа, вначале должны поставить перед собой три важных вопроса, на которые по ходу изложения материала и дать общий ответ. Вот эти вопросы: Как же современная наука определяет для нас понятия «Амулета» и «Талисмана»? Это разные магические предметы или это одно и то же? Или «Талисман» все же есть разновидность « Амулета»? И тут, чтобы во всем разобраться, нам снова не обойтись без изучения истории и теории вопроса, ибо основу той или иной научной теории опять составляют «термины» и «определения». Которые зачастую авторы «теорий», и сами создают, чтобы восполнить научные пробелы и обосновать с их помощью свои научные идеи. Вот такой замкнутый круг. И чтобы нам выйти из него надо ознакомимся с существующими определениями поднятий «амулет» и «талисман». И начнем мы с того, как в XIX официальная наука описывала эти понятия. Начнем с «АМУЛЕТА». Для этого открываем «Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона» и читаем соответствующую статью. (текст статьи, будет сопровождаться авторскими комментариям и дополнением для разъяснения малознакомых современному читателю имен и понятий) «Амулет — вещица, снабженная известными фигурами, знаками или надписью, напр. камень, металл и т. д.; его носят обыкновенно на шее для предохранения от болезней, чар, ран и других несчастий. В первый раз А. упоминается у Плиния и означает средство против яда». Справка: Пли́ний Старший — под этим именем известен Гай Плиний Секунд (лат. Gaius Plinius Secundus) (23 г. н. э. — 25 августа 79 г. н. э.) — римский писатель-эрудит, автор «Естественной истории». Старшим он называется в отличие от своего племянника, Плиния Младшего. Плиний Старший был человек необыкновенного трудолюбия. Не было такого места, которое бы он считал неудобным для ученых занятий; не было такого времени, которым бы он не воспользовался для того, чтобы читать и делать заметки. Он читал, или ему читали в дороге, в бане, за обедом, после обеда, причем отнималось время и у сна, насколько это было возможно, так как он считал потерянным всякий час, не посвященный умственным занятиям. Читались всякие книги, даже и плохие, так как, по мнению Плиния Старшего, нет столь дурной книги, из которой нельзя было бы извлечь какой-либо пользы. Но вернемся к понятию «АМУЛЕТ». « Производят слово это — различно: по одному мнению, оно происхождения лат.(от amoliri, scil. fascinum, отражение чар), по другому, более основательному, — арабского (hamala, носить) и перешло к нам, как и выражающее то же понятие слово «талисман» (см. это сл.), от арабов. Древнейшие А. были у египтян, где они имели форму скарабея Справка: Священный скарабей (лат. Scarabaeus sacer) — вид жуков рода Скарабеи, семейства Пластинчатоусые. Скарабей — один из самых почитаемых символов Древнего Египта. Считалось, что маленький жук повторяет путь Солнца: подобно тому, как Солнце совершает путешествие по небу, излучая свет и тепло, создавая условия для возрождения жизни во всём сущем, скарабей перекатывает свой шар с яйцами с востока на запад, пока зародыши не созреют и не родятся на свет. Считалось, что все мелкие животные рождаются из плодородного ила Нила, и только скарабей рождается из песков пустыни. В Египетской мифологии скарабей почитался, как священное животное богов Солнца и считался символом созидательной силы Солнца, возрождения в загробной жизни. Движение скарабея с шариком навоза с востока на запад символизирует рождение и движение Солнца на небосводе. Египтяне отождествляли скарабея с таинством сотворения светила и изображали египетского бога Хепри — творца мира и человека — с головой скарабея. Изображения священного скарабея встречаются в росписи гробниц, на папирусах. Сохранились ювелирные украшения и скульптуры, изображающие скарабеев. В храмовом комплексе Карнак недалеко от Луксора сохранилась колонна, которую венчает каменный скарабей. В виде изображения скарабея часто изготавливались печати, многочисленные магические предметы и амулеты. Иначе обстояло дело с «амулетами» у иудеев. «Ветхий Завет строжайшим образом запретил употребление таких волшебных средств, но все-таки у евреев как наследие язычества встречаются. А, в виде украшений и средств для отражения невзгод: таковы серьги, которые Яков отнимает у своих домашних (Бытие XXXV, 4) и зарывает, небольшие луны, которыми женщины обвешивают себя, как это еще теперь принято на востоке, и т. д. Тем не менее и иудеи не обошлись без « амулетов» их роль стали играть другие предметы, (своего рода замаскированные амулеты) - «Цитит» и «Тфелим». «Цицит же или тфилим, то есть кожаные квадратики с библейскими изречениями на пергаменте или бумаге, которые евреи возлагают на себя во время молитвы, не должны быть причисляемы к А., так как их назначение напоминать о заповедях Божьих. У греков (были похожие амулеты-автор) симпатическое предохранительное средство называлось вообще филактерион и надевалось ребенку сейчас при рождении». «Но, тут надо уточнить, что филактерион это греческое название все того же иудейского» «тфилима» хранилища - в Мф 23.5 означает две кожаные коробочки, в которые вкладывались записанные на листочках (полосках) писчего материала следующие места Священного Писания: Исх 13.1-10; 13.11-16; Втор 6.4-9; 11.13-21.» «Эти коробочки на основании Исх 13.9; Втор 6.8; 11.18 фарисеи навязывали на лоб и на левую руку ниже локтя (чтобы при молитве коробочка на руке прижималась к сердцу). Коробочки крепились ремнями. Длина ремней должна была быть достаточной, чтобы головной ремень свешивался на грудь, а ручной - мог быть обмотан семь раз вокруг руки, семь раз вокруг среднего пальца и еще немного свешиваться. Все это должно было быть черного цвета, и сделано евреем. Хранилища фарисеи надевали при молитве, а особо ревностные носили весь день». А в завершение рассказа о тфилине, я хочу предложить читателю вернутся из Древней Иудеии в наше время. Для чего предложить на суд читателя один любопытный сюжет. Так сказать в порядке лирического отступления. Потому, что я как автор терзаюсь смутными сомнениями и нуждаюсь во мнение читателя по этому вопросу. Посмотрите на эти фото. На одной из них Леонид Макарович Кравчук В 1988—1990 годы — заведующий идеологическим отделом, секретарь ЦК КПУ. Первый президент Украины в 1991—1994 годах А на втором фото «неизвестное автору лицо». Но, имеющее удивительное сходство с Л. М. Кравчуком! Но, повторяю, что это может быть, и совершено постороннее лицо. Так сказать эфирный двойник! Но, вот, что странно! Уж очень много появилось подобных «двойников» в современной истории Украины и все, почему то занимали должности президентов Украины! И все « двойники» свято чтут иудейские амулеты. Так может в чем, то и прав был автор вот этой нелицеприятной информации. Но, оставим украинскую политику. Что, с нее взять молодо-зелено. А кто в молодости не ошибался? И возвращаемся к теме нашего повествования. «В большом почете у иудеев так же находился и аметист, который носили в перстнях». Справка: «Аметист – прозрачная разновидность кварца в основном пурпурного цвета. Фиолетовые оттенки этого символа силы, уверенности и мудрости, сделали его любимым камнем монарших особ разных стран и эпох. Древние поверья говорят об аметисте, как о камне, повышающем интеллект того, кто его носит. Через века до нас дошли предания о волшебных свойствах приписываемых аметисту. Греки и римляне считали это сильным средством против опьянения. Считалось, что если положить камень в рот, а еще лучше проглотить его, то можно выпить сколько угодно вина и не опьянеть. Главное чтобы камень был не сильно крупный, иначе есть шанс не опьянеть больше никогда. :) Согласно древней греческой легенде, богиня Диана превратила любимую нимфу Бахуса в аметист. И сколько бы старый алкоголик ни поливал ее вином, оживить свою любовь ему не удалось. Отсюда и одно из названий аметиста – камень Бахуса. Согласно восточному гороскопу, этот камень подходит людям, родившимся в феврале. «Тот же обычай был у сменивших греков-римлян . Они кстати так же «употребляли в качестве амулетов и плитки разных форм из различного материала с загадочными знаками или изречениями, также и другие разнообразные вещества, которые, по древнеиталийскому обычаю, заключались в футлярики (bulla) и носились на шнурках на шее. Так сказать римское «ноу-хау». «В древнем христианстве должны быть строго отличаемы от амулетов дозволенные церковью енколпии (нагрудные кресты), филактерии ( тот же тфилин - автор) и медали (Agnus Dei); также бронзовые или стеклян. рыбы с ушками для навешивания, которые, так как слово ίχθύς, то есть рыба, заключает в себе начальные буквы греческих слов «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель», принадлежат к чисто христианским символам». «Суеверные волшебные средства были всегда запрещаемы, однако они перешли из язычества и в христианство, причем они были или греко-римского происхождения, или восточного, особенно же иудейско-каббалистического. Например, так называемые абраксас — амулеты василидианцев и других гностических сект II-го века после Р. Х., замечательные монеты с изображением и надписью Александра Македонского и т. п. Справка: Абрасакс или Абраксас или Абракас — гностический термин. Сумма цифровых значений греческих букв, составляющих слово, равна числу 365. В системе гностика Василида Абрасакс — глава (архонт) низших эонов (эманаций Божества), создавших 365 небес. В дальнейшей оккультной традиции Абрасакс представлялся как египетский бог, демон, дуалистическое божество, изображался в образе петуха. Существо с петушиной головой — эллинистический бог Абрасакс (или Абраксас), которого часто называли Демиургом, IAO. Ему сопутствует солнечная символика: петух каждое утро возвещающий о возвращении Солнца — символ возрождения, и хлыст со щитом, с которыми чаще всего он изображался — символизируют жар полуденного Солнца. Абрасакса часто изображали на магических амулетах и геммах эллинистической эпохи; александрийский гностик Василид называл Абрасакса «Великим Правителем 365 Небес» и создателем физической Вселенной. Абрасакс принадлежит к категории змееногих Солярных Божеств, что говорит о ярко выраженном аспекте этого бога. Таким образом, Абрасакс, солнечный петух, создатель Этого Мира, символизирует производительную силу Солнца. Но, в отличие от Христа, он не связан напрямую с Высшим Аспектом Солнечного Логоса-Творца. Абраксас — мистическое слово, неправильно считается египетским, происхождения скорее персидского и в таком случае заключает в себе все буквы, употребляемые в пельви для численного обозначения и в то же время самые первые буквы азбуки этого языка. Введено в употребление гностиком Василидом, последователи которого придавали магическое значение камням, на которых было вырезано это слово и, кроме того, еще фигура с человеческим туловищем, человеческими руками, петушьей головой и змеями вместо ног; в правой руке ее плеть, в левой круг или венок с двойным крестом внутри. Подобного рода камни найдены в Азии, Египте, частью в Испании, куда они вместе с василидовым учением занесены присциллианами, а затем приняты были всеми магическими и алхимическими сектами и в Средние века получили широкое распространение в качестве амулетов. Мистическая фигура видоизменялась самым разнообразным образом и заменялась различными изображениями, языческими и др., уже ничего общего с гностицизмом не имеющими». Продолжение теста статьи их Брокгауза и Ефрона: «Часто носили еще куски пергамента с написанными на них начальными стихами Евангелия Иоанна как предохранительное средство от болезней и несчастий. Благословляя верующих ограждать себя христианскою святынею, церковь постоянно боролась против остатков языческого суеверия, и, наконец, употребление амулетов вообще было торжественно осуждено на Лаодикийском соборе IV в., Григорием II в 721 г. и при Карле В. в Туре. На Востоке А. еще теперь во всеобщем употреблении, очень часты в Италии, особенно против т. н. дурного глаза». Теперь переходим к современным энциклопедиям и словарям. Может за прошедшее столетие наука все же продвинулась вперед? «Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля» АМУЛЕТ м. и амулетка ж. талисман; оба слова искаженные арабские; привеска, ладанка; охрана от порчи, охранное зелье, оберег, зачур; приворотный и отворотный корень; заговорное, наговорное зелье, корень и пр. Не густо. Видно, что не интересовался В. Даль амулетами. Но берем следующую книгу… «Большая советская энциклопедия» Так сказать, квинтэссенция безбожного материализма с большой примесью утопического коммунизма. Амулет « Амулет (от лат. amuletum), предмет, которому суеверно приписывалась чудодейственная способность охранять владельца от бедствий, болезни и "злых чар". Вера в силу А. возникла в связи с первобытной магией и фетишизмом, но сохранилась до наших дней у многих народов как пережиток. Даже христианская церковь, осуждая суеверия, продолжает применять А. под видом нательных крестов и ладанок, якобы оберегающих верующих от "нечистой силы” Молодцы! Как ведь не пнуть лишний раз христианскую церковь, и за дело к стати!!! На ее данных мы и остановимся подробнее. «Амулет (от латинского amuletum — «дающий силу») — предмет, которому приписываются магические силы, который должен принести счастье (энергетическое, таинственное действие) и уберечь от потерь (защитное действие). Использование Амулеты носят на теле (часто как украшение) или на одежде, помещают в транспортные средства или в жилище, либо вешают вокруг скота. Они могут быть изготовлены из множества материалов, благодаря которым носитель должен быть пассивно защищён. Уже в первобытном обществе люди увешивали себя остатками убитой ими добычи (зубами и когтями). Они должны были дать их носителю силу животного. Амулеты находят применение в нетрадиционной медицине, в качестве защиты беременных, против сглаза и в качестве любовных чар. В амулете действует анимистское представление, что на человека влияют магические силы, противодействовать которым он может амулетом. Амулеты известны во всех религиях. С каменного века использовали раковины или жемчужины и особенные камни, как, например, янтарь и горный хрусталь. У арабов амулеты — это маленькие кожаные сумки с вшитой бумагой, на которую написана сура Корана или магический знак. Подобное амулету положительное действие имеют в народных верованиях цветные металлы, особенно медь и латунь. [править] Амулеты в культуре Древний Египет: изображения священного скарабея, узел, глаз Гора Ассирийцы: досочки с заклинаниями Китайцы: монеты с отверстиями, магические формулы («фу») в тайнописи Христиане: кресты, символы на культовой одежде, реликвия, знаки паломников Древние греки: абаскантон, байтил и Золотое руно Германская мифология: дубина Геркулеса, мьёльнир Индейцы Северной Америки: мешок с лекарствами Персы: стеклянные головки Государства Магриба: рука Фатимы Турки: нацар (камень от сглаза) Реакция христианской церкви В Европе христианская церковь давно высказывалась против суеверия, к которому причислялись также амулеты. Это, однако, не помешало народной вере в том, чтобы придерживаться амулетов с христианским отношением. Даже высокопоставленное духовенство имело амулеты. Так, например, в 1295 году в сокровищнице Святого Престола были зарегистрированы 15 ископаемых останков зубов акул. Когда 9 февраля 1749 года от апоплексического удара умер архиепископ Ансельм Франц фон Вюрцбург, всю жизнь выступавший против суеверия и колдовства, на его груди нашли амулет из латунной жести, на которой были выгравированы пентаграмма и несколько магических формул. Но нельзя борются с тем, что одной рукой преследуешь, а второй поощряешь… Так, что как видим, хотя и иносказательно, но прав был Иисус Христос защищая неизвестную нам женщину…. «…утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя? Она отвечала: Никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши. (Ин.8:2-11) (конец ч.1-1) |