Процесс взаимодействия человека с окружением может представляться самопроизвольно развивающимся, однако в нем всегда можно найти и «выделить» субъект управления и объект управления, и субъект действия, с которым отождествляется понятие главное действующее лицо взаимодействия или герой управленческого решения). Герой (hero) - это человек в управленческом решении как инициатор, руководитель и исполнитель, с которым олицетворяются его действия и дела, результаты и подвиги - все то, что определяет характер запланированного им взаимодействия с целью достижения определенного результата или текущего взаимодействия с определенными промежуточными результатами. Являясь инициатором взаимодействия и его автором, человек очень часто берет на себя роль руководителя. В роли героя управленческого решения (субъект управления, объект управления и субъект действия) человек не только инициирует это взаимодействие, но и отслеживает его ход, анализирует его течение, планирует и осуществляет определенные действия. Герой или главное действующее лицо выступает как субъект управления, посредством определенных действий воздействует на этот процесс, с ним олицетворяются, задействованные внешние и внутренние ресурсы и итоговый результат. Главное действующее лицо или герой управленческого решения – это не обязательно и не всегда отдельный человек, им может быть и группа людей, коллектив или организация. В широком понимании герой управленческого решения – это то, с чем адекватизируется управленцем или аналитиком главное действующее лицо, которое должно что-то сделать и с кем отождествляются основные ресурсы, действия и их результаты. Итогом такой адекватизации является сведение сложных, а иногда и абстрактных понятий к простому и легко воспринимаемому образу – образу Героя. Свойства, качетва и особенности этого героя выражаются в его действиях, реакциях и предугадываемом развитии событий как итога его деятельности. В ходе взаимодействия с окружением они становятся свойствами самого героя, его натурой и характером. Человек как герой управленческого решения должен вести себя согласно своему разуму, надо полагать, судить бесстрастно о людях и вещах и действовать с полным сознанием дела. Он должен понимать и принимать чужое мнение только с достаточным на то основанием, оценив его, взвесив все за и против с беспристрастностью ученого, не подчиняясь суждению авторитета или большинства людей. Он должен действовать рассудительно, руководствуясь сознанием и своими интересами будь он один или в обществе себе подобных. Используя такой подход для прогнозирования и анализа управленческих решений, человек (как управленец или аналитик) абстрагируется от конкретного человека, группы, организации и рассматривает их как главное действующее лицо или героя, в виде обобщенного образа героя (субъекта). И для того, чтобы произвести анализ и спланировать управленческое решение, спрогнозировать его развитие и предугадать результат следует выделить в рассматриваемом процессе субъекта или главное действующее лицо, героя, с которым будет ассоциировано предпринимаемое действие, для которого важен итоговый результат действия так, как он затрагивает его потребности, желания и интересы. Следует представить этого героя (субъекта), в виде обобщенного образа, наделенного реальными (наличными) качествами и свойствами. Так работник, об организации, в которой он работает, говорит: «мой завод», «моя компания», «моя фирма» или «наш завод», «наша компания», наша фирма». При этом он «оперирует» образом, с которым в его сознании ассоциируется его организация, но его представления часто не соответствуют действительности из-за того, что он не владеет достаточной информацией об организации и чтобы заполнить этот недостаток, додумывать недостающее для формирования обобщенного представления (образа) об организации. И именно обобщенное представление об организации в сознании человека (управленца, аналитика и исполнителя) позволяет ему более успешно действовать в сложных ситуациях и принимать эффективные решения, достигать результата. Для планирования и реализации решений используется сюжетно композиционный метод планирования и прогнозирования решений. Анализ, планирование и прогнозирование действий и поступков героя (субъекта) управленческого решения, это выстроенное в воображении аналитика драматическое действо. Сворачивая сложную структуру, например, организации, аналитик динамично оперирует сложными процессами, продумывает их возможное течение, прогнозирует их развитие, изменения и вырабатывает возможные оперативные действия на их текущие изменения. Формирование образа героя (субъекта), с которым впоследствии будет ассоциироваться самое важное и яркое в процессе реализации запланированных действий, это первый шаг в анализе и планировании решения любой управленческой задачи. Аналитик или управленец должен выделить в планируемом (или подлежащем анализу) процессе героя (субъекта), зафиксировать (констатировать) его образ (определить, выделить и наделить качествами), определить его форму, сущность, качества и свойства. Герой (субъект разрабатываемого или планируемого управленческого решения) при этом наделяется определенными качествами, а в случае, если отсутствует информация о его качествах и свойствах можно предположить, что какие-то качества и свойства в нем присутствуют. Самыми важными качествами героя (субъекта) следует считать те, которые выделяют его из окружения и обеспечивают его лидерство (практическую активность), самосохранение (жизнеспособность) и развитие (жизнеутверждение). Важное и яркое в событиях, которые уже произошли, происходят и могут произойти, человек всегда олицетворяет с важными для этого героя (субъекта) ситуациями. К таким ситуациям, событиям, явлениям следует отнести, прежде всего, те, которые затрагивают такие важнейшие для любого человека, группы, коллектива потребности как лидерство, самосохранение и размножение. Именно эти названные качества представляются наиболее важными с точки зрения управленческого анализа. Прогнозируя изменения сформированного образа героя (субъекта) следует выстроить последовательный связанный ряд олицетворенного с ним важного, существенного и яркого. Это может быть своеобразный черновой план или сценарий действий героя, направленный на реализацию наиболее актуальных здесь и сейчас его потребностей. При чем эти действия должны восприниматься существенными и важными также для его окружения, в противном случае герой не сможет вжиться и стабилизироваться в окружении, а тем более начать развиваться в нем. Герой для обеспечения своего будущего, своих потребностей, желаний и интересов должен, во-первых, обеспечивать вживание и сбалансированное сосуществование с окружением (человек или группа, как образ среди себеподобных в системе герой-окружение. Во-вторых, он должен обеспечить согласие с самим собой (человек или группа как образ внутри себя, как герой внутри себя (не вредить себе и своему настоящему и будущему, непониманием себя, своих потребностей, желаний и интересов). В-третьих, герой должен научиться ставить перед собой цели, формируя их в виде задач. Он должен не просто понимать, что ему потребно, но и желать не только иметь это, но и мочь это получать от жизни. Он должен учиться действовать, добиваться, достигать этого потребного ему. Человек или группа должен выступать как инициатор и исполнитель собственных решений, представляя себя как героя шагающего по жизни из прошлого – в настоящее – и далее, в будущее. В-четвертых, герой управленческого решения должен знать и уметь использовать свои резервы (человек или группа как аналитик и исполнитель собственных внешних и внутренних ресурсов). И если человек решил стать героем своей собственной жизни (такая цель как «Я - герой!»), он должен при описании собственного образа (образа субъекта управления и действия, олицетворяемого с понятием герой) ориентироваться на принцип интереса по критериям «важное-яркое». Ведь именно, важные, значимые и яркие качества и свойства героя наиболее ценны и должны быть введены в его образ. С помощью системы экранного мышления следует спрогнозировать развитие действий героя и выстроить их в виде сюжетной композиции. Она может получить вид очерка, в котором рассказывается о прошлом, настоящем и будущем героя, дается описание его портрета, раскрываются его личностные качества, увлечениях, умениях, навыки, способности, особенности темперамента, характера и т.д. Далее необходимо представить героя (субъекта) управленческого решения в движении, действиях, поступках, победах и поражениях. При этом процесс движения может получить свои неожиданные особенности, так как осознание героем (субъектом) того, что все в жизни имеет начало и конец может привнести в его деятельность оттенок трагического. Очевидно, что достижение героем (субъектом) поставленной цели означает завершение процесса движения или же его (процесса) окончание. Исполненный оптимизма герой (субъект), понимающий что достижение им поставленной цели носит характер трагического, вынужден найти определенные оптимистичные черты для образа выбранной им цели. И чтобы изменить определенное самой жизнью трагическое, заложить уже на этапе планирования в него определенное оптимистическое начало. Инициирование, выработка, планирование, организация и реализация управленческого решения требуют от человека способностей, знаний, умений и навыков, которые имеют отношение к его интеллекту. А для того чтобы научиться действовать эффективно в различных ситуациях и достигать намеченного результата он должен понимать и знать требования, предъявляемые к человеку как главному действующему лицу или герою в любом решении (обыденном, рядовом, важном, глобальном, профессиональном и управленческом, связанным с привлечением к действию других людей). Важно также выделить и выбрать критерии, которыми следует руководствоваться при формировании и реализации в окружении выгодного для себя образа. И, прежде всего, таким умением человека следует считать способность оценивать себя и свои действия как бы со стороны. Нужно научиться играть две самые главные роли по жизни: роль режиссера-постановщика и организатора своих решений по жизни и роль исполнителя и главного действующего лица. Первая из ролей предполагает умение абстрагироваться от текущей ситуации и беспристрастно оценивать то, как делается намеченное и, почему результаты этих действий такие, а не другие. Другая роль больше связана с самим действием и тем, что делается, как делается и почему так, а не иначе. Продолжение http://dainave.narod.ru/DA2004_15_10_01.htm (субъект управления и объект управления, и субъект действия, герой управленческого решения, образ героя, важное, существенное и яркое, вживание в окружение, сбалансированное сосуществование с окружением, согласие с самим собой, знать и уметь использовать свои резервы, герой в движении, действиях, поступках, победах и поражениях) |