Я не только журналист, но и ещё водитель с многолетним стажем. И даже несколько лет проработал водителем почтовой машины, что само по себе предполагает немалую ответственность в выполнении должностных обязанностей. Каждый год на дорогах гибнет немалое количество людей, не только в нашей стране, где, как известно, дураки и дороги, но и за рубежом. Недавно опять пришло сообщение о гибели туристов в Египте. И мне захотелось подытожить, обозначить истинные причины, приводящие к возникновению аварийных ситуаций. Не только в нашей стране, но и в тех странах, где мне пришлось побывать. В данном случае я буду ещё говорить о Египте и Израиле. Как водитель-профессионал, я прекрасно вижу ситуацию изнутри, в месте её зарождения. В 1972 году я уже имел водительское удостоверение категории «А», управляя суперсовременным по тем временам мотоциклом «Ява». Автомобилей в частном пользовании в то время практически не было, только мотоциклы. Техосмотр проводился один раз в год, в определённое время. На место проведения сразу съезжались все владельцы автомототранспорта. Обычно руководил всем действом внештатный инспектор. Проверялись световые приборы и тормоза. Обычно до середины дня всё было кончено. А что творится теперь! Как в одной песне: «Автомобили, автомобили, вы всё кругом заполонили». Теперь уже мотоцикл стал на дорогах редкостью. По теории вероятности, это одна из главных причин гибели людей на дорогах. А в частных случаях главную роль играет качественная подготовка водителей и качество наших дорог. И, кроме того, существует немало второстепенных причин, о которых я тоже попытаюсь сказать. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что водителем может быть далеко не каждый. Чтобы быть водителем, нужно иметь врождённый талант. Да, я не боюсь применить именно это слово. Из этого однозначно вытекает следующее – нужно проводить жёсткий отбор всех желающих получить водительские права. А у нас водительские права именно получают все желающие. И в любой нестандартной ситуации на дороге, эти горе-водители ведут себя неадекватно сложившейся обстановке, что и приводит к авариям с тяжелейшими последствиями. Я думаю, будет уместно в качестве примера привести случай, произошедший со мною во время движения на мотоцикле по федеральной трассе «Дон-4». Это было время крайнего дефицита топлива. Я ехал с двумя полными двадцатилитровыми канистрами бензина, привязанными по краям мотоцикла к багажнику. На скорости 80-90 км в час канистра с левой стороны мотоцикла оборвалась, но не полностью и волочилась на верёвке вслед, высекая искры на дороге. Мотоцикл неудержимо потянуло в правую сторону, где появилась серия дорожных знаков в капитальном исполнении. Волочившаяся за мной канистра всё же отцепилась, и я умышленно направил мотоцикл между знаками, уходя за обочину в глубокий кювет. Если бы я резко затормозил, то наверняка бы опрокинулся прямо на дороге, что могло привести к трагическим последствиям. В кювете я продолжал управлять мотоциклом до полной его остановки. Отделался лёгким ушибом правой ноги. На мотоцикле лишь погнулись подножки, и свернуло на сторону руль. Злой, как чёрт, я выскочил из кювета, сбросил с себя на землю шлем и пошёл подбирать ободранную об асфальт канистру, которая так и не протёрлась окончательно. Со всех сторон в мою сторону бежали люди, выскочившие из остановившихся машин, свидетели происшедшего, видимо думая, что меня и в живых то нет. Каково же было их удивление! Почему я так легко отделался в этой ситуации? Да потому, что ни на долю секунды не потерял самообладания, продолжая действовать в единственно верном направлении. Много случалось разного со мной на дороге, но всегда, автоматически, не думая, я принимал единственно верное решение, и всё заканчивалось благополучно. Ещё раз о техосмотре. Просто опишу свои впечатления о последнем прохождении. Чтобы не стоять в очереди, я обычно запасаюсь талоном на определённый день. В назначенный день и в указанное в талоне время въехал в бокс для проверки. Ворота закрылись, и я остался со своим автомобилем в окружении троих проверяющих. Психологическое давление началось. Но я знал, что меня ждёт и был настроен весьма решительно. Так что их атака провалилась с треском. Но, по нескольким пунктам были найдены неисправности. Через несколько дней я приехал повторно. На этот случай талон не давали, пришлось стоять в очереди. А это долгое и нудное занятие, тем более в летнее время, когда солнце готово расплавить внутреннюю обшивку автомобиля. Подошёл я к мужичкам, сидевшим на корточках, курившим, и о чём-то не спеша разговаривающим в ожидании очереди. Попросил пропустить меня, мотивируя тем, что я повторно и много времени не займу. Но получил категорический отказ, а один добавил мне вслед: «Надо слово волшебное знать, чтобы повторно не ездить». Так что, если вы слово волшебное знаете, то можете не утруждать себя подготовкой автомобиля к техосмотру. И, как следствие, это ещё одна из составляющих повышенной аварийности на дорогах. Талон о прохождении техосмотра я в тот день получил, ибо отмеченные неисправности устранил полностью – придраться было не к чему, как эти ребята не старались. Но что меня приятно удивило во всёй этой процедуре, так это непосредственная выдача талона в обмен на поданные в окошко документы. Человек, ведающий этой функцией, был безупречно вежлив и обходителен, в противовес милицейским инспекторам, выдававшим талоны ранее. Никакого гонора! Теперь о наплевательском отношении к правилам дорожного движения со стороны большинства моих сограждан. Да, именно большинства, таково моё личное мнение. И появилось оно не сиюминутно, а в результате жизненного опыта. Чтобы не быть голословным, приведу несколько свежих примеров. Недавно довелось мне ехать с одним моим знакомым на девятой модели «Жигулей» по федеральной трассе. Я сидел на заднем сиденье и мечтал пристегнуться ремнём безопасности, но ремни сзади были неработоспособны, ибо никогда, видимо, не применялись. Водитель, директор небольшой фирмы, постоянно звонил по телефону и долго разговаривал, управляя при этом одной рукой – правой. При этом он почти постоянно совершал перестроения из ряда в ряд, опережая более медленно движущиеся автомобили (два ряда в каждую сторону с отбойником посередине). Ехал он со скоростью 120-135 км в час. Надо было видеть, как он одной рукой, бросая руль (грубейшее нарушение), переключал скорости и указатель поворота, расположенный с левой стороны рулевой колонки. Автомобиль при этом дёргался и опасно сближался с другими транспортными средствами. Кстати, не один он ехал с превышением скорости, а многие. Некоторые обгоняли нас. Скорость он снижал лишь в местах предполагаемых дежурств сотрудников ГИБДД. И сказать, что мы торопились? Нет, мы приехали в нужное место намного раньше назначенного времени, и нам пришлось ждать, сидя в автомобиле. Другой мой знакомый умудрялся ездить в тёмное время суток без задних габаритных огней в течение месяца, а может быть и больше. На мои постоянные замечания о недопустимости подобных действий, отвечал, что у него нет времени, чтобы поменять лампочки?! Вдобавок ко всему, у него не работал замок на ремне безопасности на переднем, правом сиденье. Ремень просто накидывался для милиции. Один габарит он всё же сделал, и только. И, к сожалению, это не исключение, а правило для большинства водителей. Они боятся не последствий своей безалаберности, а лишь сотрудников милиции, и то не сильно. Да, такова ментальность нашего народа, и не только нашего. Чуть более года назад я побывал в Египте и Израиле по туристическим путёвкам. В Израиле мне довелось ехать в туристическом автобусе от Эйлата до Иерусалима и обратно. Водителем был араб, гражданин Израиля, а экскурсоводом еврей. Делалось это для того, чтобы одним автобусом въехать на палестинские территории, в Вифлеем. В Иерусалиме экскурсовод еврей вышел из автобуса, а в Вифлееме к нам сел другой, араб. Так вот, водитель автобуса практически не выпускал из руки телефона. Мало того, он вёл автобус туда и обратно, хотя нам, экскурсантам, обещали, что водителя сменят. Но видимо водитель успел отдохнуть, пока мы находились около четырёх часов в Вифлееме. Через месяц после моего отъезда на этом же маршруте произошла тяжелейшая авария туристического автобуса (20 человек погибло). А в Египте, в день возвращения на родину, пришлось ехать автобусом в другой аэропорт, около трёхсот км. Водитель, пожилой араб, практически полностью игнорировал сплошную разделительную полосу, при однорядном движении в каждую сторону. Несколько раз мы были на волосок от трагедии. Мои сограждане кричали водителю не совсем лестные замечания, пытаясь призвать его к порядку, но это не помогало. Чудом всё обошлось. А вскоре, когда я уже был дома, СМИ сообщили об аварии с человеческими жертвами на этом же участке. Чтобы исправить ситуацию с нарушениями ППД в нашей стране, нужно добиться неотвратимости наказания за любое нарушение. А штрафы должны быть дифференцированы по доходам участников дорожного движения, а не огульно, всем одну и ту же сумму. Чтобы и олигарху было чувствительно и неповадно. Когда нарушения ППД будут регистрироваться автоматически, исчезнет человеческий фактор – договориться по-хорошему на месте. И станем мы, россияне, законопослушными гражданами. Тогда нас сразу примут в ЕЭС. Вот только когда это будет? И будет ли. |