Произведение: ТИХАЯ ГРУСТЬ. Автор: Владимир Шишков Чудится песня в шуме прибоя, Слов разобрать не берусь. Воздух наполнен только тобою, Тихая нежная грусть. Солнышко дарит краски любые, День одевая в наряд. Помню твои глаза голубые, Милый доверчивый взгляд. Плещутся в небе чайки, как волны, Сверху тревожно крича. В сердце игла царапает больно,- Встреч догорела свеча. В море корабль, как я, одинокий Ищет надёжный маяк. Скрылся в тумане берег далёкий, И не причалить никак. Ветер крепчает, холодно стало. Пенятся зло буруны. Каплями брызг разбились о скалы Прошлого дивные сны... Но утихает грозное море,- Вьётся лазурью у ног. Верю, что будут ясные зори!- Греет любви огонёк. Вновь бы испить из цвета рубина Сладких и ласковых уст. Ты повтори мне всё о любимой, Тихая нежная грусть… ================================== ПОИСКИ ВОПРЕКИ ПРОИСКАМ (из дневника терапевта ЧВ)* /Рецензия-эссе с элементами мистики/ Понедельник.11.10.2010г. Сумеречная зона времени. Прохожу после вечерней смены по коридору. Слышу – голоса в курилке. Ну, вы знаете эту комнатуху, сразу за Ординаторской. Смена закончена – кому, думаю, там торчать? Дверь чуть приоткрыта, но разглядеть никого не получается, да и темновато. - Да ладно, экий ты кровожадный, – слышу я, чуть ли не рядом, женский вкрадчивый голос, незнакомый (оглядываюсь – рядом никого), а голос всё продолжает: - Нормальный текст, лиричный, как раз для нас, дам, которым за.., - тут она засмеялась: - И имя звучное, поэтицццкое: «Владимир Шишков! Тихая грусть». - А я те говорю - сопли и вопли, - это уже мужской, басистый, прокуренный голос. - Сентиментально и беспомощно. Нэнавыжу! Они захохотали, тут я открыл дверь и… никого не обнаружил. Только – две рожицы, нацарапанные на стене: одна – в кудряшках, другая – скособоченная, с кривой ухмылкой и с прилепленным к ней самым что ни на есть натуральным окурком… Надо ж так заработаться, подумал я и дунул до дому, благо, дом, то бишь диван – недалеко от компа. Прилег… «И снится чудный сон…» - так бы хотелось продолжить, а продолжилось совсем иначе. Только лег, как прямо в ухо вкрадчивый женский голос начал нудно нашептывать: «Ищи позитив, ищи позитив, ищи… Шишков… Шишков»… Шептало безостановочно – будто пластинку крутили или включили пытательную «музыкальная шкатулка»… Я не мог этого выносить, встал и шагнул к компу, в ЧВ. И написал, что беру рецензировать стих Автора В.Шишкова. И решил твердо: «Буду искать позитив»! Если уж голоса вмешались – лучше с ними не спорить, а сделать и – с глаз долой. ------------------------------------------- - Вторник.12.10.2010г. Ближе к ночи. Инструментарий разложен, настроение благожелательнейшее, вектор – на позитив! И сразу, словно подушкой по голове, - название стиха «Тихая грусть»!.. Нет, я и раньше видел название, но не по должности, а – походя, а тут на тебе – «Тихая грусть». Ладно, думаю, быстренько выскажусь, негатива-то в названии и в помине нет, и двинусь далее. Ну что, «тихая грусть» - вполне приемлемо, цепляться не к чему. Но тут в ухо как гаркнет тот мужской, басистый голос из курилки: «А что, дядя, разве бывает «громкая грусть»? Опаньки.… А ведь, правда. Надо было бы мне проскочить мимо названия и начать с текста, - ан нет, - зацепился… Но нас словами не усомнить и полез я до выручалы-виртуала. Поначалу «тихая грусть» посыпалась из современных молодых и не очень стихотворцев и бардов. Эко их сколько «тихо грустящих»… Прямо лавина. Но когда выскочило: «Словно тихой грустью затопили вечер» А.Розенбаума, а вслед за ней: «На небе звезды, и тихая грусть на земле» Н.Гумилева, то я возликовал! А совсем меня окрылил всезнающий Вл.Даль с его применением сочетания:«Тихая грусть, негласная, нешумная; тихая боль». Уж тут точно можно докладывать Заведующему и самому себе о Позитиве! Ведь если ТАКОЙ народ считает, что эпитет соответствующий и применим, и три столетия применяется, то пущай это будет трижды ПОЗИТИВОМ! Ура! Внеплановый голос: Лично я бы, конечно, не стал пользоваться такой очевидностью характеристики в своем стихе, поискал бы свою грусть, самобытную, Авторскую. Но у всех задачи разные – главное, чтоб все было «как у людей», т.е. - как у всех. Что ж за это осуждать? Стоп – мы говорим о позитиве. Откуда этот третий голос? Ладно, не останавливаемся. Работаем далее. Чудится песня в шуме прибоя - ну вот, приятная строка, ласковая, все понятно. Тоже, как у людей. А чего? Сидит человек у моря – что ему должно слышаться-чудиться – не матерки же? Все за этим на море ездят. Наслушался песен и – в народ! Внеплановый: «Ты морячка, я моряк…» Отстань, мы о позитиве. Чудится песня в шуме прибоя Слов разобрать не берусь. Воздух наполнен только тобою, Тихая нежная грусть. Ну вот, почудилась песня, со словами разбираться не нужно - откуда они в море? Да еще Воздух наполнен только тобою - лепота!.. Внеплановый: - Кем воздух-то наполнен? Если грустью, тогда нужно тире. А если нам предлагают кого-то еще, типа дамы, по которой «тихо грустит» ЛГ, то придется вызывать экстрасенса, ибо ее и в помине в строфе нет. Женский вкрадчивый голос: - Зато в катрене нет ни одного ритмического сбоя, все гладко и умилительно, так и зарыдала бы от… Мужской, басистый голос: -…отвращения. Ха-ха-ха! Слюни, слащавость, сюсюканье.…Три «С». Что я говорил?! Так – тихо, не мешать! Они уже втроем наваливаются. Мы пришли за позитивом. Предлагаю компромисс: в воздухе находится просто грусть, как понятие и ОНА, т.е. та самая дама, которую, благо, в следующем катрене мы и увидим, вернее, представим через Авторское слово: помним ------------------------------------------- - Среда.13.10.2010г. Еще ближе к ночи. Хорошо, что не пятница. Солнышко дарит краски любые, День одевая в наряд. Помню твои глаза голубые, Милый доверчивый взгляд. Женский вкрадчивый: - Видите, какие чувства: Солнышко… глаза голубые… Милый доверчивый взгляд. И главное, ЛГ «ПОМНИТ» ЕЕ! Внеплановый: - Помню твои глаза голубые,- ритм прыгнул, не находишь? Мужской, басистый голос: - Сейчас меня стошнит! Дайте что-нить спиртовое, ибо перекормили Вы меня патокой до самой печени!.. (Слышны большие глотки). Ну, сладковато немножко, - ничего страшного, - не «Ласковый май» же. Взгрустнувший человек от души ведь написал, что его корить? И может он пирожные с детства любит. Я вот тоже люблю сладости: мед, шоколад, халву – что ж меня – на гильотину?!.. Однако мы отвлеклись. Плещутся в небе чайки, как волны, Сверху тревожно крича. В сердце игла царапает больно,- Встреч догорела свеча. Мужской, басистый голос: - Ну, сколько столетий можно этими иглами царапать сердца? – Голос мужика, правда, чуть размягчал, да и пыла поубавилось: - Встречи, свечи, речи, плечи – мыло, оно и есть… шампунь. Внеплановый: - Про скачок ритма в третьей строке я уж промолчу. Но скажите мне на милость, ГДЕ, кроме как сверху, еще могут кричать чайки? Мужской, басистый голос: - Это, братан, домашние чайки, прирученные, ЛГ их заранее прикормил, вот они и ходят снизу, покрикивают – просят еще, хе-хе-хе… Женский вкрадчивый: - Какие Вы, однако, не возвышенные. Мужики, одним словом. Юношей чувства обуревают, он страдает, чайки ему вторят, и так образно: Плещутся в небе… Внеплановый: - Это ж какие размеры чайке надо иметь, чтоб плескаться в небе? Так, поговорили? Следующий катрен я сам начну оценивать. В море корабль, как я, одинокий Ищет надёжный маяк. Скрылся в тумане берег далёкий, И не причалить никак. А вот тут Вам, господа, не придраться. Корабль, подобно одинокому ЛГ, ищет маяк, пристанище, но туман мешает ему причалить. Все правдиво, достоверно… Женский вкрадчивый: - Правильно. Аж слеза набежала. Мужской и басистый: - Какого лешего кораблю искать маяк, когда у него есть приборы навигации. Чухня все это! Женский вкрадчивый: - А может буря была и сломала приборы? Внеплановый: - Я уж не говорю про рифмы: одинокий- далёкий, а ранее: любые-голубые, свеча-крича – прямо из интернет-справочника. Мужской и басистый: - Ревела буря, гром греемее-е-е-е-ел! Всё, хватит, - перекур. Завтра продолжим. ------------------------------------------- - Четверг.14.10.2010г. Уже так близко к ночи, что руки холодеют Сегодня демагогии не будет. Только – по делу. И – под парусом Позитива. Ветер крепчает, холодно стало. Пенятся зло буруны. Каплями брызг разбились о скалы Прошлого дивные сны... Внеплановый: - Нет, мне интересно, почему все время именно в третьих строках у Автора плывет ритм? И что, разве при усилении ветра кому-то становится тепло? Всегда холодно. А – Каплями брызг . Брызги, естественно состоят из капель. Нет, чтоб написать просто и естественно – «брызгами». Но в том-то и дело, что никак «брызгами» не вмещалось по ритму, поэтому и прилепились эти «капли». А можно себе представить, что буруны пенятся добро? А уж при чтении клише: Прошлого дивные сны, даже моя индифферентность и выдержка начинает давать трещины. Мужской и басистый: - Тут уже не трещины – расселины разрывают мое поэтическое эго и не залить их даже самым очищенным спиртом из погребов Вытрезвителя. Женский вкрадчивый: - И пусть фраза о дивных снах несколько излишне ласкова, пусть! Весь этот стих, словно романс, хочется петь – льется мелодия, льется… Мужской и басистый: - Выплеснуть бы этот текст в… море, так оно в кисель превратится. Вот никак Вы, мужики, не хотите искать позитива. Без дамской помощи я бы совсем растерялся и загиб. Женский вкрадчивый: - Да, Вы ведь нам, девицам, посвящаете эти нежности, а мы так доверчивы и так к ним расположены.… А Вы пользуетесь нами, бедными овечками. Это так несправедливо. Давайте уж сегодня закончим с частностями и рассмотрим сразу два последних катрена. Но утихает грозное море,- Вьётся лазурью у ног. Верю, что будут ясные зори!- Греет любви огонёк. Вновь бы испить из цвета рубина Сладких и ласковых уст. Ты повтори мне всё о любимой, Тихая нежная грусть... Внеплановый: - А ЧТО тут рассматривать? – сплошное радужное фонтанирование (зевает) всех видов сладкоречия. Вьётся лазурью… ясные зори… Греет любви огонёк… испить из цвета рубина… Сладких и ласковых уст… о любимой... Ну и в довершение - Тихая нежная грусть – без нее уж тут – никуда! Мужской и басистый: Ну, нет я, наконец-то, осознал, что был излишне груб, ибо нашел фразу с глубоким смыслом: Ты повтори мне всё! Чувствуете? Автор намекает нам, настраивает, готовит к тому, что, «продолжение последует»! Брависсимо! Я пошел становиться в очередь за продолжением. Женский вкрадчивый: - Вот видите, Автор далеко не безнадежен. Женская интуиция меня не подвела. Так, ребятки, я побежала, мне нужно с Автором наедине побеседовать обо всех нюансах стихосложения. Минутку, постойте. Завтра, в это же время, жду всех на подведение итогов и оформление мнений, так сказать, документально. Прошу не опаздывать! ------------------------------------------- - Пятница.15.10.2010г. Самая, что ни на есть, ночь. Эй, голоса, где Вы? Пора подводить итоги. Прошу высказываться по порядку, не перебивая. Дама – первая. Не слышу. Хорошо, начнем с сильного пола, по старшинству. Прошу. Куда Вы все подевались?.. Ну вот, всегда так, когда настало время ответ держать, - никого не дозовешься. Эй, советчики! - вы где? Тишина. Придется отдуваться в одиночку. Что же делать? Нести это разноголосие на подпись Заведующему Частным Вытрезвителем? ========================================= ========================================= Вне времени. А разноголосие ли это, серьезно спрошу я себя, коллег, критикочувствующих и сочувствующих Авторов и просто тех, кто хочет серьезно развиваться и сам препарировать свои строки до подачи их на лечение терапевту, невропатологу, психотерапевту, хирургу?.. А в Вытрезвитель ли надо идти иным Авторам строк или сразу в клинику? Или – в более серьезное учреждение, после которого надо начать жизнь в творчестве с чистого листа, будто ты и не читал эти тонны неотличимых, перетекающих друг от друга страниц стихов и прозы?? Одно знаю наверняка – ничего не может сделать и спросить только объект патологоанатома, а субъект, тот, что констатирует наступление безжизненности, несмотря на разные диагнозы, одинаково неизбежно констатирует, сами знаете что.… К чему это я? А к тому, что жизнеспособность произведения не беспредельна. И излечение, оживление его, должно начинаться до того, как болезнь становится необратимой. Симптомов ухода жизни из текста много: схематизм, наукообразие, вычурность, однозначность мысли, конструкций, клише- паразиты всех мастей, мнимости и красивости, и многое другое. Но хуже всего – изначальное непонимание того, откуда приходят стихи. «Стихи не гнездятся в интеллекте» сказал выдающийся филолог В.Вейдле. Интеллект очень легко выдает чужое, тысячекратно сказанное, за свое. Но пока еще хоть в одном слове теплится жизнь, хоть одна фраза взята не из чужого обихода - ВСЁ еще НАХОДИТСЯ В РУКАХ САМОГО АВТОРА! И тогда есть шанс вылечиться. Зародить и вырастить текст живым – тяжкая задача, не под силу каждому. Отнеситесь к этому серьезно! На этой позитивной ноте Искатель Позитива и распрощается с Вами, случайно подглядевшими отрывки его Дневника.… ЧВ* - Частный Вытрезвитель - литературно-критический Проект С.Кейсера. |