(Отрывок из рассказа "За детство счастливое наше-спасибо,родная страна!" из книги "Аттракционы чувств" Глава 15) Однажды, на уроке русского языка, Марья Ивановна рассказала ребятам, что вместе со старшеклассниками они могут принять участие в городском конкурсе сочинений на тему «За детство счастливое наше - спасибо, родная страна!» Марья Ивановна предложила каждому придумать рассказ, записать его и красочно оформить на печатных листах. Эта идея очень увлекла Митрофанушку! Он выдумал и записал интересную историю. Оставалось лишь красочно оформить титульную страницу. Митрофанушка размышлял, что или кто должен быть изображен там? Новое здание школы и дружно шагающие с горнами и барабанами пионеры? Нет! Ведь это только малая часть того, о чем хотелось сказать! Футбольные, хоккейные поля для детей во дворах? Баскетбольные площадки и катки, заполненные веселыми мальчишками и девчонками? И это далеко не полная картина счастливого детства советских детей! Как-то Митрофанушка увидел дома, в гостиной, на журнальном столике газету, во всю первую страницу которой красовался портрет Л.И.Брежнева. И не было сомнений, что этот портрет, как ни одна другая картинка на свете, поможет выразить все! Митрофанушка взял ножницы, вырезал вождя и примерил на титульный лист. Вождь оказался велик! Плечо с наградами не помещалось и свисало по краю. Тогда Митрофанушка срезал лишнее. Присмотрелся. Вождь все еще оставался намного больше, чем нужно. Тогда Митрофанушка повторил процедуру несколько раз. Наконец, оформление работы закончено. На первой странице - "виновник" счастливого детства всех советских детей! Марья Ивановна, не обратив внимания на то, что уменьшены размеры вождя, похвалила за текст и сказала, что у Митрофана есть все шансы заявить о себе на городском конкурсе. Ребята завидовали Митрофанушке и часто спрашивали у Марьи Ивановны, нет ли новостей с конкурса. И вот настал долгожданный день. Но Марья Ивановна все молчала, не говорила результатов конкурса и была чем-то сильно расстроена. На уроке к ребятам пришел Пупсик, а вместе с ним «серый дяденька». Они строго осмотрели детей. Пупсик спросил: «Кто из вас Чугунов-Терпелкин Митрофан?» -Это я,- робко ответил Митрофанушка. Стало страшно. Почему Пупсик пришел к ним в класс и спрашивает его, Митрофана? И зачем здесь находится «серый дяденька»? -Чугунов-Терпелкин сейчас пройдет с нами, а вы, - обратился Пупсик к Марье Ивановне,- продолжайте урок, а после урока - зайдите к директору! Пупсик шел впереди, за ним Митрофанушка, за Митрофанушкой «серый дяденька» - конвоир. В кабинете за большим дубовым столом восседала директриса. Пупсик присел на стул рядом с дверью, будто перекрывая маленькому арестанту выход. «Серый дяденька усилил себя образом тяжелой директрисы и расположился рядом. -А ты, герой, постой вот здесь. И влиятельная директорская рука показала Митрофанушке на коврик на полу перед дубовым столом. Митрофан встал ровно, вытянул руки по швам. -Митрофан!- начал «серый дяденька». - Расскажи, пожалуйста, кто тебе предложил участвовать в городском конкурсе сочинений? -Марья Ивановна. Она всем ребятам сказала, и мне в том числе. -А почему же другие мальчики и девочки не принесли свои работы, а только ты? - продолжал «серый дяденька». -Почему? Все принесли, просто Марья Ивановна выбрала только мое сочинение. -Посмотри, пожалуйста, это твоя работа? -И дяденька показал Митрофану знакомые листы с портретом вождя. -Да. -А ты знаешь, чью фотографию ты приклеил на первую страницу? -Конечно, знаю. Это Генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза. -Правильно, - одобрительно махнул головой «серый дяденька». – А скажи, кто тебе предложил вырезать его портрет и наклеить на лист? Чья это была идея? Может быть, Марьи Ивановны? Или мамы, папы? У Митрофанушки в душе появилась необъяснимая, сильная тревога. Он чувствовал, что его втягивают в какую-то неизвестную ему взрослую игру с необъявленными правилами, в которой есть «свои» и «чужие», «герои» и «предатели», «союзники» и «противники». Митрофанушка ощутил неизвестную, невидимую опасность и сосредоточился на мыслях, словах. -Я сам все вырезал и приклеивал. А что вам не нравится? Или вы считаете, что не благодаря Леониду Ильичу у нас такое счастливое детство? Что я сделал не так? -Что ты сделал не так?- звонко щелкнул зубами «серый дяденька».- И ты еще спрашиваешь? (Пупсик, перекрывавший маленькому арестанту выход, вздрогнул от страха и посмотрел на дверь). – Ты,-продолжал «серый дяденька»,лишил четырежды Героя Социалистического Труда Генерального Секретаря Коммунистической партии Советского Союза…… практически всех наград и Золотой медали имени Карла Маркса!И еще спрашиваешь, что сделал не так! Да знаешь ли ты, что за такое бывало? Тюрьма! Сибирь! Каторга! Ссылка! Тут «серый дяденька» вовсю раскрыл свою большую зубастую пасть, в которую, казалось, запросто мог поместиться ребенок, и принялся медленно, будто готовясь к прыжку, подкрадываться к Митрофану. Он становился на цыпочки и делал небольшие тихие шажки, разводил в разные стороны мощные сильные руки и растопыривал пальцы так, как будто это были вовсе и не пальцы, а мохнатые звериные лапы. А Митрофанушка ведь был всего лишь маленький мальчик! Он стоял на коврике, у дубового стола, вытянувшись, как тростинка. В глазах его был страх и ужас. Он вдруг вспомнил картинку из одного английского журнала, которую случайно увидел, когда жил в Брадфорд-на - Эйвоне. Там был изображен изможденный пожилой человек в полосатой робе, который тянул впереди себя то ли полную щебня вагонетку, то ли тележку на колесиках. На его арестантской фуражке была надпись «Гражданин СССР». Митрофанушка тогда еще спросил у отца: -А почему этот советский гражданин так выглядит? -Он - преступник! - ответил отец. - А потому его место в Сибири! А теперь вот этой самой Сибирью пугали его, Митрофанушку! «Серый дяденька» подкрадывался коварно, словно хитрый зверь. Директриса растерянно смотрела то на союзника, то на ребенка и никак не могла понять, что она хочет сделать. Пупсик с жалостью поглядывал на Митрофана и явно собирался встать в ряды противников «серого дяденьки», но его булочное пузико мешало встать со стула, а пухленькие щечки покрылись от неуверенности и трусости диатезом грудничка. Митрофанушка понимал, что помощи ждать неоткуда. Он вспомнил про блюдечко и яблочко, спрятанные в школьном подвале, но как до них добраться, если трое против одного? -Я нннне зззнал, ччччто эттттто преступление! Мммможно ммммне ххххотябы пппппрощаться с мамой и пппапой и мммоими дддрузьями?- лепетал Митрофан, застегивая на все пуговицы синий школьный пиджак, будто сейчас же, прямо из кабинета, он готовился под конвоем сесть в товарняк и отправиться на каторгу. Директриса, услышав заикающуюся речь ребенка и увидев, как белое лицо и руки Митрофанушки вдруг посинели, вскочила из-за стола, выбежала в коридор и выдавила из себя безопасную мысль: «Доктора! Позовите срочно доктора! Скажите, чтобы капли успокоительные принес!» Уже через несколько секунд в кабинет вбежал школьный врач. В руках у нее был стакан с водой и какое-то лекарство. Митрофанушка выпил его. Голова закружилась и он потерял сознание. Вот перед ним аллея, по которой он прогуливался с родителями первого сентября перед школой. Идет навстречу ему, холодно улыбаясь, Яков Брюс. Он протягивает Митрофану яблочко и блюдечко. А вот и сама яблоня. Сидит на ее макушке железная птица и опять выкрикивает свои обличительные речи: -Безобразие! Психбольные на должностях сидят и в уютных кабинетах, а здоровые в дурдомах!, -Товарищи! Мозги и уши содержите в чистоте! По стране гуляет пароноидальный бред! Явление это чрезвычайно заразное! Передается гражданам в условиях тоталитаризма, через средства массовой информации, а так же воздушно-капельным путем!, -Родители! Не покупайте детям пистолеты, автоматы, вагонетки! Заиграются – привыкнут - всю жизнь на себе тягать будут! |