МЫ – ДЕТИ ВОЙНЫ (ЭССЕ) Я родился 27 мая 1940 года, и долгое время считал, что появился на свет за год до начала войны. Уж очень врезалось в память советского народа раннее утро 22 июня 1941. Учебники истории той поры как-то старались не афишировать, что война против немецкого фашизма началась 1 сентября 1939 года. Это осознание спустя много лет вылилось в такие строки: Давным-давно, в декаде третьей мая, Когда я ощутил рожденья миг, Уже тогда Вторая Мировая Вовсю вращала смерти маховик. Еще вблизи я пламени не вижу, Что вообще тогда я видеть мог? А он привольно ходит по Парижу, Эсэсовский начищенный сапог. Война живое косит, как отрава, Люфтваффе кружит в небе карусель, Уже давно повержена Варшава, В огне Гаага, Осло и Брюссель. И на восток Берлин взирает косо, Хотя клянется, что Москве он – брат. Над планом краткосрочным “Барбаросса” Штабисты круглосуточно корпят… И вот план, названный именем великого полководца и императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы, в действии. Уже в первые месяцы, мы жители Украины, испытали жестокие немецкие бомбардировки, первую эвакуацию 1941 года на Северный Кавказ и вторую эвакуацию 1942 года в Баку и далее через Каспийское море в Среднюю Азию, а оттуда на Урал, в маленький рабочий поселок Арти. Много позднее я напишу, со слов мамы, стихотворение об одной встрече, состоявшейся у нас в этом поселке: Война. Зима. Жестокая зима Арти сковала панцирем студеным, В сугробах спят замшелые дома, Лишь дым из труб струится потаенный. Скрипучий снег мои глаза слепит. Закутанный в тряпье, бреду по следу И слышу маму: “Марик, потерпи, Еще немного, и придем к обеду”. И вдруг навстречу выбравший маршрут Старик в каком-то ветхом одеяле: - Мадам, простите, как его зовут? Как вы ребенка своего назвали? Я не ослышался? Мне показалось, Марк? И моего так младшенького звали… Мы жили в Лодзи, но случилось так, Что я один живу здесь, на Урале. А вы, случайно, не евреи? Ба… Не может быть! Родные, неужели? Ведь всех убила жуткая судьба Да как вы в этом пекле уцелели? Я вижу вас! А из семьи моей Погибли все вокруг. О дети, дети! Я думал, я - единственный еврей, Я думал, что евреев нет на свете! А стужа становилась все сильней, Мела поземка четкими кругами. Арти. Зима. Единственный еврей Смотрел на нас бездонными глазами. Мы – дети войны. Что более всего запомнилось из военного и послевоенного детства? Для меня, как и для многих моих сверстников, ответ прозвучит однозначно – голод. Все время хотелось есть. В Артях я ходил в детский садик, где нас кормили очень скудно. Часто давали суп из крапивы и еще из каких-то трав. Но это было летом, а зимой приходилось труднее. Мой отец после госпиталя работал в Артинском ремесленном училище преподавателем слесарного дела. В обед он ходил в заводскую столовую, и поскольку детсад находился рядом, он брал меня в столовую, чтобы подкормить. И я бессовестно съедал отцовский обед. А у отца была язва желудка. Учащиеся очень уважали отца, он был очень высокого класса слесарь-лекальщик и прирожденный педагог. В столовой учащиеся видели, что их мастер ничего не ел и, бывало, каждый из них одну ложку супа отливал в общую тарелку и потом её относили отцу. Конечно, отец отказывался, протестовал, но и ребята были настойчивы: «Семен Маркович, мы не можем допустить, чтобы Вы умерли от голода!». Большим праздником в каждой семье было отовариться американской тушенкой и лярдом, поставляемыми Советскому Союзу в рамках помощи по ленд-лизу. Потом, в послевоенные годы, в период «холодной войны» много писалось о том, сто американская помощь была, якобы, незначительной. Пусть авторы этих клеветнических измышлений говорят это кому угодно, но только не детям войны. Все мои сверстники всегда с благодарностью вспоминают и тушенку, и лярд, и яичный порошок из-за океана. Я даже написал стихотворение, посвященное одному из этих продуктов: «Лярд (англ. lard) – пищевой продукт, поставлявшийся в годы войны Соединенными Штатами Советскому Союзу» Из истории Великой Отечественной войны У памяти непредсказуем взгляд – Вот и сейчас нежданно отыскала Забытое с войны словечко «лярд» - Топленый жир, продукт свиного сала. В те дни всегда, всегда хотелось есть, И днем, и ночью – это было нормой. Но шел конвой, и вот благая весть - Прошел сквозь мины, субмарины, штормы. Чуток поесть, забыв, что над тобой Раскинулось военное ненастье… Кусочек Хлеба. Тонкий Лярда слой. И Кипяток. И это было – Счастье! Думаю, что дети войны никогда не забудут тех, кто помог им выжить в страшное голодное лихолетье. Мы – дети войны. Это значит, что мы жили в годы жестокой карточной системы, которая существовала в стране до конца 1947 года. Нынешней молодежи карточная система, к счастью, не знакома. А дети войны знали, что потерять продуктовые карточки – это обречь себя на совершенно голодное существование: В глухих сугробах сделаны дорожки. Хоть это хорошо... Мороз свиреп. Я в магазин шагал, зажав в ладошке Коричневые карточки на хлеб. Шел в магазин, трясясь от лютой стужи, Владелицы военных тех судеб. И лишь дойдя до цели, обнаружил, Что нет в ладони карточек на хлеб. Наверно, обронил бумажки эти, Оставил где-то на пути в снегах. ... Не много раз, живя на белом свете, Я видел ужас в маминых глазах. Мы – дети войны. Это значит, что мы, в большинстве своем, выжили чудом. Трудно найти ребенка военной поры, который не выбирался, казалось бы, из смертельной ситуации: Я в сорок третьем сильно заболел, Дышать, передвигаться трудно стало. - Ну, что ж, война... Таков его удел, Знать, не жилец – соседка прошептала. Я превратился в тонкую свечу, Меня осталось меньше половины, И мама повезла меня к врачу, Профессору, светилу медицины. Меня коснувшись ежиком седым, Проговорил он голосом усталым: - Да здесь все ясно. Парню нужен Крым. И яблоки. Побольше. До отвала. О чем, о чем профессор говорит? О бронхах, легких, перебоях сердца… Ах, да, болезнь. Хронический бронхит… Но яблок нет. И Крым сейчас у немцев. К чему сейчас о Крыме вспоминать? И обо всем, что с нами приключилось? На что нам оставалось уповать? На лучший жребий, да на Божью милость. Наверно, пощадил меня Урал – Случались в жизни чудеса и были – Я вдруг без яблок поправляться стал, А Крым лишь год спустя освободили… Мы - дети войны. Когда мы пошли в школы, то только у немногих в классном журнале, где содержались сведения о родителях, в графе «Отец» были приведены данные. У большинства (!) была стандартная фраза – «погиб на фронте». Безотцовщина ... Как долго она еще будет влиять на жизнь детей войны! Это и второгодники в классах, это и повышенная детская преступность, это и изломанные человеческие судьбы. Мы – дети войны. Как же мы ненавидели врага! Немец, фриц, фашист – это были для нас синонимы. Пусть враги где-то там, далеко, но наша ненависть вот она, здесь, рядом. Помнится, как мы, жители тылового Свердловска, узнали, что в нашем городе появились первые пленные немцы. Они работали на ремонте старого каменного моста через реку Исеть по улице Малышева. Воспоминание об этом событии изложено в стихотворении «Немцы на Урале»: Победы близится пора, По сводкам, наши наступают. В тылу лихая детвора Во всех дворах в войну играет. Вот Юрка, уличный герой. В рубашке с пестрою заплатой, Он, окруженный “немчурой”, Сейчас взорвет врагов гранатой. Фашисты в страхе залегли, Но прерван бой хромою Зиной: - Ребята! Немцев привезли! Там, у моста стоят машины! В мгновенье позабыт герой. Вот это новость! Надо встретить! И босоногою гурьбой На всех парах летим к Исети. А там, действительно, они. Они! К мосту таскают камень. Их охраняет конвоир, Угрюмый и усатый парень. Столпился маленький народ, И слышен Юркин голос: «Парни! За Родину! На бой! Вперед!» И в немцев полетели камни. - Эй, ноги в руки и беги! Шугнул нас конвоир усатый. Повел стволом – как воробьи Вспорхнули от него ребята. А женщина сказала нам: - Да разве можно так, ребята? Кто знает, каково отцам У них, в Германии проклятой? У Юрки голос чуть дрожит, Видать, не просто сладить с сердцем: - А мой отец в бою убит, И не сдаются наши немцам! Взглянула - хлопца понесло, Малец, чего он понимает И выдохнула тяжело: - На фронте всякое бывает… Трудно, ох как трудно, было отрешиться от ненависти к тем, кто принес столько страданий всему народу. Мы – дети войны. Я принадлежу к тем, что большую часть своего военного детства провел в глубоком тылу. А вот судьба детей в оккупированных врагом районах была куда более тяжелой. Расскажу о судьбе своей троюродной сестры Эллы. До войны её семья жила в Харькове. Эвакуироваться не удалось. В один из черных дней оккупации по улицам Харькова шла колонна харьковских евреев. Шла под охраной автоматчиков в свой последний путь по направлению к Дробицкому Яру. Вдоль улиц стояли жители Харькова. Кто-то смотрел на колонну с нескрываемым злорадством, кто-то взглядом выражал сочувствие. На одной из улиц матери Эллы удалось вытолкнуть двухлетнюю дочку из колонны. Девочка, оставшись без матери, естественно, заплакала, но стоящая рядом с ней женщина подхватила ребенка на руки и скрылась в толпе. Вся многочисленная родня Эллы была расстреляна. После войны в Харьков вернулись два родных дяди Эллы. Это были боевые офицеры, всю войну прослужившие в авиации. Они попытались разыскать хоть кого-нибудь из оставшихся в живых, и тогда кто-то рассказал им об Элле. Братья принялись искать девочку, и, о чудо! – нашли ее в одном из сёл Харьковщины. Украинская женщина, спасшая Эллу от расстрела, удочерила её и дала ей другое имя. Девочка звала свою спасительницу мамой. Братья-офицеры горячо благодарили Ганну – так звали новую маму Эллы - но решили воспитать племянницу в своих семьях. Но Ганна наотрез отказалась отдать дочку, ставшую ей родной. И тогда дяди обратились в суд. Они пришли в здание суда в парадных формах, увешанных многочисленными боевыми наградами (одиннадцать орденов на двоих!) и горячо отстаивали свое право на воспитание племянницы. «Это наш единственный зеленый росточек!» - убеждали они судью. - У нас больше возможностей, чем у Ганны, дать Элле хорошее образование!» Всё было напрасным! Судья постановил, что вопрос должен быть решен в соответствии с желанием самой Эллы - с кем она хочет жить. Девочка сказала твердо и решительно: «Конечно, с мамой!» Соответственным было и решение суда. И еще было решение о том, что суд обязывает обоих дядей выплачивать Ганне алименты на воспитание Эллы. Дядей это глубоко оскорбило: «Да мы сами будем всемерно помогать Ганне, разве может быть иначе? Эта женщина для нас родная!» - но судья был неумолим. – Всё должно быть оформлено строго юридически! Вот и еще один пример на тему «Мы – дети войны». Дальнейшая судьба Эллы мне неизвестна. В свое время не расспросил маму подробнее, даже про фамилию не спросил. А теперь уже спрашивать некого… И в этом мы – дети войны, ничуть не отличаемся от всех других детей. Мы – дети войны. Войны, что отгремела, страшно сказать, 65 лет назад. И у нас, детей войны, уже выросли свои дети, и у многих из них уже есть свои внуки, правнуки детей войны. Дай Бог, чтобы они никогда не знали того, что пришлось познать нам. Пусть лучше узнают об этом из наших рассказов. Я вспоминаю, как моя внучка Ксюша в 1995 году, будучи первоклассницей, в канун 50 - летия Победы получила задание найти в семье участника войны и пригласить его в свою школу для рассказа о том, как он защищал Родину. Этот случай лёг в основу моего стихотворения «Ксюшин вопрос»: Информацию цепко храня, Под влиянием школьной волны Внучка Ксюша спросила меня: - Дед, а ты ведь участник войны? Я рукой на нее замахал, Ох, фантазия внучки сильна! - Что ты, что ты! Я был тогда мал, Нет, меня лишь задела война. Я средь горя и голода рос. Но замечу – со многих сторон Ксюшин детский наивный вопрос Не совсем оснований лишен. Не за мной ли фашистский пилот Гнал машину? Сожмись и терпи! Не по мне ли строчил пулемет В обожженной донецкой степи? И, верша смертоноснейший бал В упоенье спортивном своем, Не в меня ли фугаски бросал Юнкерс в небе, таком голубом? И, вселяя убийственный страх, «Хайль!» – орала эсэсовцев рать, Не меня ли в кубанских краях Душегубки пытались сожрать? Те года впечатлений полны, «Не забудь!» - свою память прошу. Я, пожалуй, участник войны, Только Ксюше про то не скажу. Мы – дети войны. |