- Хотите киношный анекдот? Снимается большая массовая сцена. Массовка - человек двести. Сняли первый дубль, массовка прошла мимо камеры и пошла дальше. Нужно снимать второй дубль, а она пошла и пошла... Режиссёр, надрываясь, орёт: - Заворачивай...Заворачивай!!! Мальчик, лет десяти, наблюдавший эту картину, подошёл к режиссёру и сказал: - Дядя, у Вас микрофон есть, вы в микрофон скажите и они услышат. Режиссёр взял микрофон и громко прокричал: - Мальчик, иди на х.... не мешай работать! Бросил микрофон и размахивая руками продолжал: - Заворачивай... Заворачивай! Карасёв рассмеялся, наблюдая реакцию коллег. Смеялись все. Знакомая картина. Жизненный анекдот. У каждого из присутствующих была своя история и не одна. В режиссёрской их было трое. Работы на сегодня не предполагалось, а отбывать рабочее время приходилось присутствием на рабочем месте. Юрий Михайлович Суриков, Владимир Ефимович Карасёв и Срафим Витальевич Милицин - уже несколько часов подряд упражнялись в своих воспоминаниях. Владимир Ефимович Карасёв начинал свой творческий путь очень удачно. Закончив режиссёрский факультет ВГИКа, он распределился на Одесскую киностудию, где снял в 1959 году единственный за свою творческую жизнь, художественный фильм - "Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". Затем были годы длительного простоя, приведшие его к пьянству и деградации. Но тем не менее, он умудрился оставить о себе "память" в Одессе, дав своё имя переулку, на котором находилась пивнушка, откуда он частенько выходил на четвереньках. Переулок назвали "КАРАСЁВКА". То, что это соответствовало действительности, я убедился, когда мы вместе с ним приехали в Москву, каждый по своим делам и жили в общежитии Гостелерадио СССР на Профсоюзной. Там же останавливались все телевизионные киношники, которые привозили сдавать свои фильмы "высокому" начальству. Так вот там, за "рюмкой чаю", мы встретились с одесситами. Когда они узнали,что сидящий с ними за столом режиссёр Карасёв, именно тот самый Карасёв, в честь которого негласно назван переулок - один из одесситов вскочил, хлопнул себя руками по ляшкам и сказал: - Первый раз в жизни вижу живого классика!!! Уволившись с одесской киностудии Владимир Карасёв вернулся в Минск. На "Беларусьфильме" вакнсий не оказалось, и Карасёв устроился на Белорусское телевидение в только что созданный "Телефильм". Здесь он снял первый и последний ( в истории Телефильма ) Художественный телефильм "Запруда" с Юрием Саранцевым в главной роли. На этом его киношное творчество закончилось. Чтобы отрабатывать зарплату Владимира Ефимовича определили в сельхозредакцию телевидения. Как человек творческий, Карасёв пытался создавать сельхозпрограммы на "высоко художественном уровне". В первой своей передаче он решил показать титры на игровом фоне. Это когда на кинокадры накладываются титры с фамилиями создателей программы. Получилось "настоящее" кино. Представьте себе на экране крупный план свиньи и на ней надпись - режиссёр Карасёв, далее крупный план коровы и надпись - кинооператор Бычковский, звукорежиссёр - Гапочка. Вся студия долго потешалась над его изобретением. - А помнишь Юра - подхватил разговор Серафим Милицин - твою историю с задницами, за которые ты схлопотал Строгий Выговор? Умора и только. Вот посмеялись в своё время. Суриков вопросительно посмотрел на Милицина. - Да ладно, есть что вспоминать... - Представляешь Володя, продолжал Милицин, несколько лет тому, снимает Юра фильм на военную тематику. Там, по сюжету, партизан берёт в плен немцев, которые голяком купаются в реке. Как ты думаешь, в то время, кто ему мог разрешить показывать голых людей в кадре? Но Юра... Я умирал от смеха... Для Юры был самый главный кадр в фильме - это сверкнувшая голая задница. Два немца подбрасывают третьего, он ныряет и в это время пролетает крупный план голой задницы. Ох и получил он тогда за эту задницу... Помнишь Юра, я тогда тебе тоже предложил сделать титры на игровом фоне, как у Ефимыча. Га-га-га. Представляешь задница ныряет, плёнка отматывается назад, стопкадр, и на фоне задницы титр - режиссёр Суриков, задница ныряет, выныривает и титр кинооператор такой-то и так на фоне задницы вся съёмочная группа... Все дружно расхохотались. - А ты сам-то, о себе расскажи - возмутился Суриков. Расскажи, как ты женские груди хотел показать. Помнишь, Серафим снимал телеспектакль "Дикарка" - опелировал к Карасёву Суриков - он вспомнил мои задницы, а сам... Пристал к Гале Семёновой, ему нужно, чтобы для большей убедительности роли, она показала свою грудь. Как она его не уговаривала, что она старая, и что грудь у неё не красивая - упёрся и всё. Тогда она сняла бюстгальтер - " Ну, смотрите"! Висели два маленьких мешочка, как выжатые лимоны, на что Серафим сказал: - Мм-да... А на вид и не скажешь. К сожалению не подойдёт, зритель меня не поймёт. - Но самое главное, что он увидел, то что хотел. - Да, Сима, большой ты был любитель посмотреть женские прелести... - Раз пошла такая тема, не могу не вспомнить Диму Акимкина - оживился Карасёв. Он тоже страдал желанием удивить зрителя..... Если вы помните, шла очередная политкомпания. Вышло Постановление "нашей" партии о борьбе с курением. На телевидении и в прессе появились передачи и статьи "страшилки" о вреде курения. Телевидению дали команду, вырезать из старых художественных фильмов все сцены, где показаны курящие. Ну и поработали тогда наши "исполнтиели". Кромсали по живому. Смотришь фильм и не можешь понять,что происходит на экране. Весь смысл летел в трын тарары. Ни одна сцена не прошла мимо зоркого глаза наших цензоров. Уже до этого существовало ряд запретов, которые мы знали, как дважды два. Категорически нельзя было показывать сцены с выпивкой, сторго настрого сцены, где показывались обнажённые или раздевающиеся люди, не говоря уже о "постельных" сценах. Самим работникам телевидения запрещено было ношение бороды. Сколько тогда людей пострадало за желание носить бороду. Ответ был один: "Какой пример вы показываете народу, вы, работники идеологического фронта"... Не помогали ссылки на Ленина, Маркса, Дзержинского... А если не дай бог, вы попадали в вытрезвитель - это был конец карьеры. Увольняли без предупреждения. И вот Дмитрий Петрович Акимкин решил выразить "протест" этому произволу. Мало того, что он отпустил бороду, так ещё демонстративно начал курить трубку. Всё бы ничего, но однажды, после работы, он с приятелем сидел в сквере и потихоньку потягивал "Портвейн". Здесь его и застукали Народные дружинники, и сдали в милицию. Утром Дима появился на работе без бороды и без трубки. Он так был напуган, что не дожидаясь разбирательства в парткоме, быстренько побрился и бросил курить. А вообще, Дима был "не ординарным человеком". Всю сознательную жизнь он играл роль режиссёра. Постоянно был в задаче. Ходил серьёзным,напыщенным, никогда громко не смеялся и не выражал своих эмоций. Правда, иногда срывался, забывал, что он в образе, но тут-же поправлялся и напускал на себя солидность. Бывало, рассказывает кто-то смешную историю, все покатываются со смеха, а Дима (еле сдерживая себя) говорил: - Смешно...Смешно - но сам не смеялся. К 100-летию со дня рождения Янки Купалы, главный режиссёр купаловского театра Валерий Раевский, поставил спектакль по ранним стихам классика - "Па шчасце,па сонца" (За счастьем, за солнцем) и предложил его телевидению. Дима был назначен телевизионным режиссёром, для показа спектакля. Но он не захотел быть простым исполнителем и решил привнести что-то своё. В одну из сцен он ввёл роль Русалки. Она должна была "оживить" этот скучный спектакль. Тоесть, не смотря на все запреты, Дима решил показать обнажённую женскую грудь. И не такую, как у Гали Семёновой, а молодую, красивую... Вместе со своим помощником Лёней Коньшиным, они отправились в хореографическое училище на поиски "груди". Они долго там объясняли молодым девушкам, чего они хотят, обещали "золотые горы",киношную карьеру и конечно же прилично заплатить. Наконец, им удалось уговорить одну студентку. Не буду рассказывать, как шла подготовка к "ответственной" съёмке, как выгоняли из студии всех посторонних, желающих посмотреть, как осветители и рабочие сцены подглядывали в щелочки, чтобы увидеть эту обнажённую грудь... Съёмка длилась около 5 часов. Наснимали с запасом, на будущее. Наконец, когда спектакль был отснят и смонтирован, предстояла сдача худсовету. Возмущению членов худсовета не было предела. Спектакль "разгромили", а режиссёру Акимкину рекомендовали убрать сцену с Русалкой и напомнили, чтобы он не забывал, где он работает... |