Первый катрен ужасен. Не верь. Не бойя. Не проси. Не пожелай себе ухода, Но открывай свои ворота, Другие чтоб к тебе вошли. Не умножай грехи свои, Но за других молись при этом И в трудный час помочь советом... И не скрывайся, не таи Свою любовь перед другими. В своей обиде сдержан будь. Не осуждай - таков твой путь... И старики должны быть чтимы. Своим проклятьем не грози. Не задуши и добротою И будь всегда над суетою... Не верь, не бойся, не проси! | | Не знаю, как Вы, Вадим, а я вот не люблю неаргументированных отзывов. Поскольку Вы - первый за долгое время из многих читателей, кто этак наотмашь разобрался с этим стихом, то и считаю возможным "потребовать сатисфакции" :), т.е. профессионально объяснить,чем же так ужастен 1-й катрен... Очень надеюсь снова увидеть Вас на позиции :) | | Ну, во первых, мы не на дуэли. Во-вторых, разные весовые категории. Однако, я всегда стараюсь помочь новым авторам. Итак, 1ая строка. Перенос окончания слова неправомочен. Так в стихах не делают. Далее – размерность -/-/-/-/ -/-/-/-/- -/-/-/-/ -/-/-/-/ 4-х стопный ямб, рифмовка АВВА. Рифмы 1 – 4 строки – точные, 2- 4 – приблизительные, неточные. Сочетание мужской и женской рифм. 2-ой катрен. -/-/-/-/- -/-/-/-/ -/-/-/-/ -/-/-/-/ 3ий катрен -/-/-/-/- -/-/-/-/ -/-/-/-/ -/-/-/-/ То есть, налицо несоблюдение размерности, причем, в последнем катрене средние две строки имеют внутреннюю рифмовку, что ломает стиль и темповую нагрузку стиха, последний катрен под стать первому: он плох чисто технически. К тому же рифмовка в нем – АВСD. Теперь о смысловой нагрузке: Не верь мечте, неподтверждён- ной работой мысли и руки. Мечта на то и мечта, что имеет право не подтверждаться, если нет усилии ее обладателя. А вера в мечту почти никак не связана с ее реализацией. Не бойся, оседлав дорогу, ни новых слов, ни сложных дел, но, коль к раздаче не успел, не порти бранью чистый слог. Дорогу можно оседлать, если на нее сесть. И причем здесь новые слова? О какой раздаче идет речь? Если о смерти, то на нее трудно опоздать. То же самое о слоге. Что за слог и как ее можно испортить (?) бранью? Просеивать чудеса сквозь Божье сито – это-то новенькое и непонятное. Последний катрен крайне невразумителен. Мысль путаная и плохо выраженная.. Вот так-то, дорогой автор! Перед написанием стиха – хорошенько подумай. | | Вы что-то перепутали, Вадим. Форы я у Вас не просил, хотя субъективно и буду считать себя «новичком» в поэзии всю жизнь. Поэтому, давайте поговорим по существу Ваших претензий к моему стиху: 1. В.С. – « Ну, во первых, мы не на дуэли. Во-вторых, разные весовые категории. Однако, я всегда стараюсь помочь новым авторам. Итак, 1ая строка. Перенос окончания слова неправомочен. Так в стихах не делают.» А.С. Воздержусь от комментариев по сути первых Ваших двух строчек, Вадим. И возражать лично Вам не буду, ведь это – Ваше личное мнение о практике стихосложения. Но, вот – иное, профессиональное мнение: « 1.6. Составные рифмы как вершина поэзии. Но что ни говори, наивысшим приоритетом в поэзии пользуются, конечно, составные рифмы, то есть такие, где одно слово рифмуется с несколькими. К составным рифмам можно так же отнести и рифмы-переносы (или рассечённые рифмы). «Гляди, мол, страна, как молве вопреки, Монарх о поэте печётся! Почётно — почётно — почётно — архи- Почётно, — почётно — до чёрту!» (М.Цветаева) «Впытываются — и сти- Снутым кулаком — в пески!» (М.Цветаева) «Сверни с проезжей части в полу- Слепой проулок и, войдя В костёл, пустой об эту пору, Сядь на скамью и, погодя, В ушную раковину Бога, Закрытую для шума дня, Шепни всего четыре слога: — Прости меня.» (И.Бродский) Подобные рифмы весьма специфичны и используются редко. Их применение обусловлено часто переизбытком слогов в стихотворной строке, но подобным образом выйти из положения может только очень хороший поэт. Использование подобных рифм затруднено особенностями постановки двойного ударения в одном слове, поэтому чаще стараются перенести ударение на первую часть, вторую же оставить безударной (в анапесте или амфибрахии). Вот мои попытки создать такую рифму: « Ты знаешь, Септимус, что пальцы вверх Не значат милость, а, скорее, про- Долженье рабства для забавы тех, Кто здесь сегодня, в центре всех миров.» (Вадим, здесь и далее я буду цитировать выдержки из книги Тима Скоренко "Учебник стихосложения", … если, конечно, Вы доверяете его авторитету.) Кстати, «во-первых» пишется через дефис. 2. В.С. - « Далее – размерность» А.С. Не считаю нужным копировать Ваши громоздкие схемы, тем более, что они не верны. Лучше упрощу для Вас задачу, перегруппировав строки: «Не верь мечте, неподтверждённой работой мысли и руки, (17 слогов) и не плоди в миру грехи – ты не для этого рождён. (16) Не бойся, оседлав дорогу, ни новых слов, ни сложных дел, (17) но, коль к раздаче не успел, не порти бранью чистый слог. (16) И не проси сквозь Божье сито тебе просеять чудеса, (17) им нет числа – открой глаза. Не верь. Не бойся. Не проси. (16)» Надеюсь, я корректно построил защиту? Таким образом, Ваш тезис - «То есть, налицо несоблюдение размерности…» тоже считаю неправомерным. 3. В.С. – «… причем, в последнем катрене средние две строки имеют внутреннюю рифмовку, что ломает стиль и темповую нагрузку стиха, …» А.С. - Вадим, а вот автор «Учебника стихосложения», в отличие от Вас, считает: - «Сквозные рифмы…. . Они, кроме того, могут присутствовать в части стихотворения и отсутствовать в другой его части. Ещё пример: «Император устал. Ведь дорога от леса до города — Это локтем поддых и ещё на колене ушиб, Чьи-то лица в кустах, санитары, плюющие в бороду, И другие плоды разложения русской души.» (В. Пелевин) Тут видно, что сквозная рифма делит стихотворение не посередине, а ближе к началу строки. Дело в том, что такая рифма должна располагаться там, где в стихотворении находится цезура. Цезура — это внутристиховая пауза, разделяющая строку на две или несколько равных или неравных части. Теоретически, на месте цезуры можно просто брать каждый раз новую строку. Цезура, делящая строку на два равных полустишия, называется медианой. Кстати, отмечу, что в приведенном стихотворении Пелевина сквозные рифмы есть всего в нескольких катренах, а не во всём стихотворении, и это совершенно нормально.» И, обидно, но Вы не заметили, что внутренняя рифма присутствует во всех катренах, а не только в 3-м. Надеюсь, что и этот вопрос улажен? 4. В.С. - «…последний катрен под стать первому: он плох чисто технически. К тому же рифмовка в нем – АВСD.» А.С. С вашим мнением о технике моих стихов я и не буду спорить, оно – Ваше. Но… тут налицо явная инсинуация, Вадим. Где это Вы здесь увидели АВСD ? : «И не проси сквозь Божье сито тебе просеять чудеса, им нет числа – открой глаза. Не верь. Не бойся. Не проси.» Ведь, «чудеса – глаза» всего лишь допустимая неточная рифма, а «сито – проси» - красивая усечённая рифма ( или – неточная, что тоже очень не плохо ). Понимаю, что я Вас не убедил. Но, вот – развёрнутое мнение Мэтра: «Старайтесь использовать, в основном, не точные рифмы (паук - звук), а неточные. Наиболее красивой и уютной разновидностью неточной рифмы является надстроечная (усечённая, добавленная) (рассказ - тоска), где после точно рифмующегося слога в одной половинке рифмы нет ничего (оканчивается на гласную), а в другой присутствуют ещё согласные (одна или две, редко три). Йотированная рифма — наиболее распространённый вариант усечённых рифм; равносложная рифма из слов с открытым и закрытым слогом, при этом последний заканчивается на «й» (j - йот). Поле - волей, этой - лето, бури - фурий, почила - могилой, оковы - новый, думы - угрюмый, волны - полный, нашей - чаше... « Мы растём, развёртывая плечи, Завоёвываем воздух, радио, кино; Но — сквозь новый облик человечий Просквозит внезапно век иной.» (Н.Асеев) Также красиво выглядят неравносложные рифмы (как у Маяковского: врезываясь - трезвость) и, конечно, ассонансные рифмы. Это те самые, о которых я уже писал, где чётко рифмуется слог, а то, что идёт за ним — максимум созвучно, но не является точной рифмой. « Я ехал на верхней полке, сопел-грустил об ушедшем счастье, Практически не держали меня ни ноги, ни тормоза, Когда, будто взрыв гранаты, возник за окном белоснежный ястреб Где-то неподалёку от маленькой станции Амазар.» (О.Медведев) В этом примере замечательная усечённая рифма в 2-4 строках и шикарное просто созвучие в 1-3. Такое созвучие называется дружественной рифмой. К такому надо стремиться.» Надеюсь, Вадим, сойтись с Вами во мнении, что это всё-таки – АВВА. 5. В.С. – «... Теперь о смысловой нагрузке: «Не верь мечте, неподтверждённой работой мысли и руки.» Мечта на то и мечта, что имеет право не подтверждаться, если нет усилии ее обладателя. А вера в мечту почти никак не связана с ее реализацией.» А.С. Если Вы, Вадим, всё же допускаете, что существуют люди, работающие над достижением своей мечты («работой мысли и руки»), то, надеюсь, что и этот вопрос мы разрешили? Далее: В.С. – «... Теперь о смысловой нагрузке: «Не бойся, оседлав дорогу, ни новых слов, ни сложных дел, но, коль к раздаче не успел, не порти бранью чистый слог.» Дорогу можно оседлать, если на нее сесть. И причем здесь новые слова? О какой раздаче идет речь? Если о смерти, то на нее трудно опоздать. То же самое о слоге. Что за слог и как ее можно испортить (?) бранью? Просеивать чудеса сквозь Божье сито – это-то новенькое и непонятное.» А.С. Я, грешным делом, думал, что мы говорим с Вами о поэзии, Вадим, далёкой от регламента, присущего буквалистам и формализму в целом. Нужно ли мне Вам объяснять, Вадим, что каждый автор имеет право на создание своих собственных образов и употребление метафор и т.д. и т.п….. - Боюсь, что я – не первый, сказавший - «оседлав дорогу», и это – жаль. - Уберите раздражающие лично Ваш слух, вышеприведённые два слова и получите: «Не бойся … ни новых слов, ни сложных дел». Так это я не в ладах со смыслом, или просто Вы – против? - Под «Раздачей» просто разглядеть слова: Успех, Удача, Везение, Фарт - кому что нравится… О смерти – Вы правы, но, как теперь видите, о ней и мысли не было. - «Слог» иносказательно – это Речь и т.д. Нужно ли продолжать о том, как можно речь, повествование испортить дурным словом? 6. В.С. – « Последний катрен крайне невразумителен. Мысль путаная и плохо выраженная.. Вот так-то, дорогой автор! Перед написанием стиха – хорошенько подумай.» А.С. - Мне почему-то кажется, что я Вас хоть в чём-то убедил своими аргументами, Вадим. Поэтому оставлю Вашу беспощадную эпитафию мне-автору без комментариев, что полностью соответствует моему пониманию корректности диалога. С благодарностью за внимание, А.С. | | Вам очень хочется поспорить и, возможно, поругаться. Не получится, дорогой. Я сделал для Вас скидку, несмотря на то, что я почти слепой. Вы не принимаете мои краткие рецензии, и Бог с Вами. Вы уже зрелый человек ( судя по фотографии) и, если Вам так хочется поспорить, я - неблагодарный объект. Засим разрешите откланяться. Вадим | | Вадим, снова не буду Вас ни в чём разубеждать кроме того, что очень уважаю действительно ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ критику. Однако всех без исключения прошу снимать калоши ещё в передней. Прощайте. А.С. |
|
|