Пьеса в .трех действиях и четырех сценах. По мотивам рассказа М.М.Зощенко»Парусиновый портфель». Действующие лица и исполнители: 1. Подгуляйло Венидикт Петрович. Ответственный работник, мужчина 40 лет, высокий, худощавый, в полувоенном френче и сапогах по моде 20х годов, носит очки, говорит быстро, отрывисто, постоянно куда-то спешит, подчеркивая свою значительность и занятость. 2. Ангелина Сергеевна-его жена, 35 лет, блондинка с пышными формами, домохозяйка. 3. Ефросинья Филлиповна- бабушка, 68 лет, юркая, маленькая старушка, большая любительница покушать и совать нос не в свои дела. Одевается по деревенски, в длинную юбку и платок. 4. Степашка- сын Венедикта Петровича и Ангелины Сергеевны, 10 лет, в коротких штанишках с помочами, сандалиях и панаме. Вечно что-то жующий, непоседа, не оставляющий без своего внимания ни одну вещь или событие в окружающем его мире, рыжий с веснушками. 5. Контролер «Электротока», мужчина 50 лет, полный, в белом полотняном костюме и тюбетейке, с толстым парусиновым портфелем. 6. Клеопатра Фоминична, любимая женщина Подгуляйло, 30 лет, роковая женщина с пышной грудью и весьма экстравагантными манерами, с претензией на интеллигентность. 7. «Дядя из Ростова»- лицо кавказской национальности. 8. Женщина-судья, 40 лет, короткая стрижка, резкие манеры, хриплый голос, в красной косынке и кожанной «комиссарской» куртке, ярая мужененавистница, выдвинутая на должность судьи за «революционную сознательность». 9. 1-й заседатель, пожилой рабочий, с усами и красным носом, постоянно недовольно хмыкающий. 10. 2-й заседатель - юная девица 18-ти лет , в гимназической форме с белым передником толстой косой и румянцем во всю щеку.всем своим видом выражает неподдельный интерес к пикантным подробностям «дела» ,одновременно смущаясь и краснея по той же самой причине. 11. Массовка – народ в зале суда : студенты, пенсионеры, женщина с ребенком, плачущим в самом неподходящем месте, молодая влюбленная пара, занятая только собой. Действие 1. Сцена 1. Комната в квартире Подгуляйло. На переднем плане стол,покрытый клеенкой.На столе-лампа с абажуром.Задник изображает стену комнаты на которой расположены семейные фотографии.Слева,при входе,-угловая тумба с телефоном.и вертикальный щит сбольшим электросчетчиком в верхней части.За столом Ангелина Сергеевна и Ефросинья Филлиповна гадают на картах. А.С./склоняясь над столом -/-Так,так....,посмотрим как карточки ложатся... Е.Ф.-Карты,Геличка,не врут..Карты правду скажут.... А.С.-Да,что,Вы,мамаша, под руку-то гундосите...Я,чай, и сама глаза имею.../Неожиданно вскрикивает/-Ой,лышенько,..Вы только гляньте,маманя-снова эта дама-пик проклятущая рядком с червовым королем выпадает... Е.Ф.-Ну,и што за беда -то,,Геличка,што за беда... А.С./в сердцах,передразнивая,/-Што за беда,што за беда...Крутит мой Веничка любовь на стороне....Потому и дома почти не бывает..То заседания.то мероприятия..Кобель чертов! Е.Ф.- Да,за мужиками глаз да глаз нужен.Ейному брату воли давать нельзя...Того и гляди-сбегут.. А.С.-Вот и сегодня,уже,гляди,седьмой час...,а этого ферта где-то черти носят...Нет,точно,он мне,мерзавец, изменяет... Е.Ф.-Ну,что же ты,Геличка, сразу самое плохое...Нет его досель....Так,может, он просто под трамвай попал... А.С.-Такое скажите,маманя...Эдакие вертихвосты как Венька,не только из-под трамвая...,из под любого паровоза вывернутся./Горестно/-Нет,точно, с кем-то закрутил.(вздыхает) Сцена затемняется и включается верхний прожектор,очерчивая большой освещенный круг.В ненм появляется гармонист в народной русской одежде и начинае наигрывать быструю плясовую мелодию. Под музыку выбегают все участники представления с приколотыми сзади плакатами в виде карт разной масти и став попарно,начинают играть в «ручеек».В ведущей паре Венидикт Петрович и Клеопатра Фоминишна.Через минуту все стихает и актеры уходят за кулисы.Сцена приобретает первоначальный вид. Ангелина Сергеевна одна,тихонько напевает и неторопливо накрывает на стол .Неожиданно раздается резкий звонок и в комнату вбегает Венидикт с парусиновым портфелем в руках.Он ставит его возле угловой тумбы и направляется к жене. В.П(запыхавшись)-Ангелиночка,ну как ,ты, тут без меня...Не скучала...Степашка не досаждал.. А.С.(постепенно распаляясь)-Ты откуда такой взялся..Посмотри,какой час-то..Обед уж давно остыл..А,ну-ка, дыхни.. В.П.(несколько смущенно,но настойчиво отстраняясь от жены)-Ну, чего уж,чего уж..Работа,как видишь,без продыху.. Вот и сейчас,я только на минуточку...Через полчаса заседание у управляющего начинается...План,видишь ли,горит.. А.С.(в сердцах)-Чтоб,ты, сам сгорел,горе мое луковое..Вот я тебя..(хватается за скалку и делает шаг навстречу мужу).В.П. Отпрыгивает от нее и перебегает на другую сторону стола.Несколько секунд супруги кружатся вокруг стола , но очередную попытку проучить гуляку-мужа прерывает звонок во входную дверь.Вслед за этим в комнату «вкатывается» пол ный жизнерадостный мужчина с парусиновым портфелем в руках и поставив его рядом с электросчетчиком ,обращается к супругам: Контролер-Вечор добрый.граждане-потребители...Как я есть контролер «Электротока»,позвольте снять с Вас действующие показания..Киловатт,он знаете,счет любит. А.С.(все еще не успокоившись)-Показания...Какие показания? ...Вы ,что из милиции..? К.-Да,что же это,Вы...увольте..Не из милиции я...Говорю же,-контролер из «Электротока Дозвольте пройти к электрическому счетчику.. А.С.(хватаясь за сердце)-Ох, просто от сердца отлегло...А то я уж подумала:или Степашка чего натворил или мой благоверный(показывает на В.П.),ни к ночи будь сказано, проворовался, Так что,проходите...Снимайте... В.П.(услышав слова жены о себе,отворачивается в сторону и быстро крестится)-Свят,свят,свят...Чур меня,чур... Да,кстати,Геличка,я уж побегу...А то наш Управляющий,сама знаешь,опозданиев не любит.. Запросто может прогрессивки лишить.(Достает из кармана несколько денежных купюр) Вот рассчитайсяс товарищем.. Подхватив ближайший к нему портфель,выбегает из комнаты.А.С. р,астерянно смотрит ему в след.неловко сжимая в руке деньги. А.С.(обращается к контролеру)-Пойдемте, я покажу где счетчик...(уходят) ЗАНАВЕС. Действие 2. Сцена 1. На авнсцене Подгуляйло и Клеопатра Ффоминишна. В прихожей ее дома. Интерьер прихожей включает столик с телефоном. Под столиком стоит парусиновый портфель. Подгуляйло ставит свой несколько в стороне. В.П.(опускается на одно колено перед К.Ф. И припадает губами к ее руке)-Наконец-то мы снова вместе.мое сокровище..Я так спешил,так спешил... К.Ф.(обиженно надув губы)-Не скажите Венидикт Петрович не скажите..Вон как припоздали...Я уж не знала,что и думать... В.П.-С работой еле управился,душенька...Я ведь все-таки ответработник..С меня спрос вдвойне. К.Ф.-Вот,вот..У Вас завсегда отговорка найдется.Да,только, извиняйте, но я сегодня тоже занята. Ко мне дядя из Ростова приехал и должна его по родственному принять. В.П.-Дядя..?..Какой ,дядя? Да еще из Ростова.. К.Ф.-Дядя по матушкиной линии.. Уж лет пять как не виделись Так,что прощевайте,покедова. В.П.-Что же это такое получается..Неужто нельзя,Клеопатрочка, все как-нибудь переменить? Я ведь и подарочки приго товил . К.Ф.-(несколько смягчаясь)-Подарочки? Это хорошо. Но только сегодня никак нельзя Может быть третьего дня.Дядя-то уже здесь.(показывает рукой вглубь комнаты ) Слышите? (Зв кулисами слышны мужские шаги покашливание, звон стекла и м.елодия грузинской песни(например,»Сулико») (В.П печально кивает головой,ищет глазами портфель хватает первый попавшийся и уходит,оставив портфель контролера в прихожей.) Действие 2 .Сцена 2. Занавес раздвигается. Интерьер комнаты Подгуляйло. На столе стоит раскрытый портфель ,оставленный В.П.Из него Ангелина Сергеевна достает большую коробку конфет,розовые женские трусики и флакон духов «Красная Москва». По комнате суетливо бегает Контролер, то и дело хватаясь за голову и причитая: К.-Нет, Вы только подумайте. На минуточку ничего нельзя оставить.(обращается к А.С.)-Вы мне скажите, где есть мой служебный портфель?(делает ударение на первый слог)С государственными (произносит подчеркнуто по-слогам) бумагами Там одних квитанций и актов на весь наш Пролетарский район наложено.. И каждая бумаженция весьма строгой отчетности. Я ж под суд пойду..(хватается за голову) А.С.(растерянно переводя взгляд с содержимого портфеля на бегающего контролера)-Не мог он пропасть,не извольте так беспокоиться.. Это,видать, мой Степашка подчудил..Он мальчик любопытный,но безвредный. К.-(перебивая)-А по мне так на стоящий вредитель и не трудящийся элемент..С таким мальчонкой можно нетолько по миру пойти ,но и сердца вконец лишиться. Где же он,сорванец? Бабушка за ухо вводит Степашку.Он весь красный, обиженный,стремится освободиться от бабушкиной хватки. С.-Отпусти,ба..Не брал я никакого портфеля. Не бра-ал.Очень надо... Я ж немецким занимался. К контрольной готовился. Е.Ф.(крутит Степашку за ухо)-Признавайся,подлец..За прокаяние тебе скидка будет. С.(взвыв от боли,вдруг произносит целую тираду по-немецки и вдруг спохватывается,что говорит не на родном языке.)-Тю. Чего это я..Шпрехаю как наш учитель Херр Шварц.Кто б услышал-не поверил.. А.С.-Ах.ты,негодник.Мало того,что набедокурил, так еще и слова какие-то непотребные при матери и чужом человеке выговариваешь..Вот я тебе.счас.покажу...(раздается резкий телефонный звонок) На авансцене,в левом углу, возле столика с телефоном стоит «Дядя из Ростова» в пижамных брюках,заправленных в сапоги, майке и папахе. «Дядя»-Алло,алло.. А.С.(берет трубку)-Я слушаю,кто у аппарата? Д.-Это Гоги говорит..Винидикта хочу... А.С.-Гогин? Товарищ Гогин, Венидикт Петрович в настоящий текущий момент в тресте на заседании.. Д.-Какой-такой заседаний? Он только что к моей невеста ходил...И все деликатеси унес ,нехороший человек. А.С.(вскрикивая)-Ой,господи..Что за невеста,что за деликатесы... Д.Вай.вай...,ты я слышу совсем ничего не понимаешь..Невеста мой и деликатеси я ей привез :икорку асраханскую,помидорки-пикули голанские,бутылочку «Цинандали» и конфетки «Мишка на Кавказе» Мы кушать сейчас хотим... А.С.-Так и кушайте ,себе на здоровье...Причем же здеся мой Венидикт...? Д.-Как же кушать, когда он,этот абрек и экспроприатор,мой портфель со всей этой вкуснотой уволок.А свой,набитый бумагами какими-то подбросил. Не буду я его акты переверки и квитанций обаплатье кушать.. Я шашлык хачу.. А.С.(начиная кое-что понимать)-Товарищ Гогин,товарищ Гогин...Я все мужк передам. Он все возвернет..Сей же час...(кладет трубку) В этот момент Сте пашка подкрадывается к столу,на котором лежит содержимое портфеля отца,хватает коробку с конфетами и убегает.Никто ничего не замечает.Входит Подгуляйло с портфелем и ставит его возле тумбочки. В.П.-А ,вот, и я. Как видишь,Гелинька, быстро обернулся.. А.С.(злорадно усмехаясь)-Оно и видно. У чужой невесты долго не забалуешься..(хватается за скалку)Ужо я тебе счас покажу как до чужих баб таскаться и продукты пропитания дорогостоящие воровать.. Паскудник,ты.,эдакий.. В.П.(бледнея и прячась за стол)-Это клевета,Гелинька,подлая клевета...Чист я перед тобой,аки слезинка младенца..Вот те крест (мелко крестится) А.С.-Ага,ага..Чист,как же..А это што такое,-переходящее Красное Знамя(помахивает перед его лицом злополучными трусиками, И вдруг, не в силах сдержать слезы,начинает плакать)Изверг,ты,Венька.Змей Горыныч и кобелина проклятая...Хоть бы сына постеснялся..(всхлипывает) К.Минуточку,,граждане.минуточку..Ваше дело семейное,а мое,чай,поважнее будет..Документы мои,как я понял.,Ваш муженек унес..Вертайте их взад (обращается к В.П.) и я пошел..У меня работа стоит. В.П.(стоит в недоумении)-Об чем речь,товарищ..Какие-такие документы? А.С.( с горечью)-А те,што ты заместо подарочков своей фифе оттарабанил. Сей минут от нее женишок вызванивал..Ты ,теперича, и его портфель с продуктами выхватил,а бумаги «электротоковские» заместо их оставил. Снова телефонный звонок.На авансцене у телекфона «Дядя з Ростова».В.П. Берет трубку. В.П.-Подгуляйло на проводе.. Д.-Вай-вай..,наконец,я тебя поймал.Слушай,сюда..Ежели через десятьь минут ты мои «Цинандали» и икорку с помидорчиками не привезешь, будешь не на проводе,а на вертеле как шашлык и з барашка сидеть.Слово джигита.. В.П.-(догадываясь о сути дела)Я все-же па-а-прашу , товарищ,без оскоблениев..Звиняйте,что ошибочка вышла. Портфели одинаковые вот и ...бес попутал..Я ваш-то и не открывал,только домой зашел.Все быстренько уладим.(вешает трубку).-Товарищ контролер,можно,Вас.,на минуточку..(отходит в сторону,к нему подбегает контролер) В.П.-Я,конешно, дико извиняюсь за случившееся происшествие..Ваши докуметы я по-растерянности к своим знакомым забросил.Вто Вам пятерочка за беспокойство и рупь на трамвай. Будьте так любезны ,свезите ихний портфельчик и обменяйте на свойВот Вам и адрес (пишет на бумажке) Уж,выручайте,как мужчина мужчину..А то видите какая у меня тут конфронтация.Чистая империалистическая война (хитро и вместе с тем заискивающе подмигивает контролеру) К.(беря деньги и записку)-Сам вижу,чего уж там.С кем не бывает. Так и быть(машет рукой и уходит) Портфельчик я в прихожей прихвачу. Бывайте... По авансцене проходит Степашка,неся перед собой целую пирамиду продуктов, а за ним бабушка,на ходу прямо из банки) С.-Вот,батяня,молодец.Столько всего домой натаскал.Как бы только не обожраться. Е.Ф.-Верно говоришь,внучек.Зятек у меня хозяйственный мужик..Все в дом.все в дом.Ух,и икорка до чего же хороша(смакует)Давно не едала.. С.А я папаньке заместо этого пустых бутылок в портфель наставил.Маманька давно говорила,чтоб в магазин снес .А он все забывает. Теперь еще и денежку получит (уходят) К.(беря портфель)-Тяжеловат ,однако.Но,что уж говорить.Надо выручать мужика.Сам такой был(улыбается своим мыслям,качает головой и уходит) На авансцене Ангелина Сергеевна и Венидикт Петрович. А.С.(со скалкой в руке)-А,теперича,я с тебя.,изменщик,показания снимать буду.Ужо,так просто,не отвертишься..(начинается «традиционная» карусель вокруг стола).В.П при этом прикрывает голову руками и .тонко вскрикивает,когда его настигают точные удары супруги. В.П.-Ой-ой-ой..Только не по голове..Ой,больше не буду.. . ЗАНАВЕС. Действие 3. Сцена 1.»Народный суд» В центре сцены стол,покрытый красной скатертью.За столом судья и по обе стороны -заседатели.Слева,перпендикулярно столу сидят люди.В первом рядй семья Подгуляйло в полном составе. Чуть в стороне,Клеопатра Фоминишна и Контролер.Справа, на скамье подсудимых,-»дядя из Ростова»,у него за спиной стоит милиционер .Контролер и Венидикт Петрович перебинтованы,с синяками на лице.У Контролера забинтована голова.,рука на перевязи,опирается на костыль.Слышен шум «в зале». Судья.-Попрошу тишину в зале.(звонит в колокольчик)Заслушиваются показания пострадавшего лица.. К.(вставая и приближась к судье)-Вот он и я .Но с Вашего соизволения ,пострадало не токмо лицо.но и другие не менее важные телесные части (смех в зале суда) Судья.-Об этом есть в деле соответствующая справка от медицины. Переходите к сути.. К.-Перехожу..Будучи пришедши к гражданину,которого не имел до этого чести знать,(указывает костылем на «Дядю») и протянувши оному евойный портфель,дабы он возвернул мой законный... Судья.-Остановитесь,гражданин.Мы тут уже про эти обмененные портфели столько всего наслушались..Дальше-то что было. К.А как дальше было,граждане судьи,можно различить по виду моей расслабленной личности.. Голос из зала.-Давай,подробности... Судья стучит ладонью по столу и звонит в колокольчик. К.(продолжая)...-Открывши портфель и что-то в нем углядевши,сей гражданин закричал,-Винидикт,я тебя зарэжу..и нанес мне побои путем рукоприкладства и болезненных голеностопных тычков сапогами в область пониже спины и такожды куда попадя.. Судья(обращаясь к подсудимому)-Встаньте.-Было?..Подтверждаете ?.. Д.-Прызнаю свою ошибка..Я думал Винидикт прышел. Вай-вай, заместо «Цинандали» пустой тара в портфель положил..(при этих словах А.С. дает Степашке подзатыльник,тот хнычет). Судья.-Сядьте,подсудимый..Суду все ясно.Вот как во всей этой истории повылазили наружу родимые пятна буржуазно-капиталистического прошлого.Вот до чего доводит надругательство некоторых отдельно взятых особей мужского пола над чувствами просиой женщины-труженицы. И я бы даже сказала,матери..Надо бы им крепко вбить куда следоваит ,что изменяя жене они,страшно подумать,.изменяют Родине.(А.С. дает при этих словах подзатыльник В.П.,тот сникает).Не дадим же этим скользким типам .пролезшим под наше советское одеяло,порушить нашу советскую семью-ячейку нашего советского общества .И надо же ,из-за всяческих амурных делишек распущенной дамочки-пустышки (все осуждающе смотрят на Клеопатру Фоминишну) и ее дружков-собутыльников (все осуждающе смотрят на В.П. И «Дядю,пал,можно сказать, жертвой бытового терроризма и мордобоя,наш уважаемый совслужащий Электротока»,находившийся,между прочим, при исполненнии своих государственных обязанностей. И кем же он стал в настоящий момент,Вы только посмотрите...Полным идио...,то ись -инвалидом..(Все смотрят на Контролера ,жалостливо покачивая головами)Но пусть никто не думаеть,что все эти козни сойдут подобным отщепенцам с рук ...Наш закон строг,но справедлив.Какой же будет приговор по этому делу(советуется с заседателями) Судья.-Прошу всех встать.Именем....Федерации и руководствуясь статьями ...Гражданского кодекса суд решает: -За морально-бур жуазное разложение и нанесение членовредительства приговорить подсудимого к высшей мере..(в зале слышится общий тяжелый вздох)социальной защиты-работе в конторе «Электроток» младшим дворником с оплатой один гривенник в час в течении года.А такожде в полной мере возместить потерпевшему затраты на восстановление порушенного здоровья.(Обращаясь к залу)-Хто за? Все поднимают руки.Звучит бравурная советская музыка. ЗАНАВЕС Кобленц 2007 г. |