ДЕКАБРЬ НА РЕЙНЕ Декабрь на Рейне – вовсе не декабрь, Не зимний месяц в снежном обрамлении, На клумбах припорошенных слегка Цветов повсюду нежное кипение. Им нипочем морозец по утру, Восстав от сна и лепестки расправив, Они парят как птицы на ветру, Приглушенном вершинами Шварцвальда. Декабрь на Рейне – вовсе не декабрь,- Неведомое раньше время года… Спокойная немецкая река Становится явлением природы. Раздвинув резко стены берегов, Соотношенье сил земных нарушив, Одним броском, - захватывает вновь Когда-то людям отданную сушу. Все вовлекает в свой водоворот: Дома, поля, столетние деревья.. И судьбы тех, кто рядом с ней живет, Кто вырос здесь, у «золотого Рейна». Декабрь на Рейне – вовсе не декабрь,- Он Рождества вернейшая примета… Старинный город, ели, облака Залиты неземным и теплым светом. Мир детства к нам плывет издалека, Звезда мерцает на стекле оконном.. Опять, декабрь, лежит твоя рука На пульсе нашей жизни учащенном… КОБЛЕНЦ Я хотел написать этот город на фоне заката, В час, когда на изломе весеннего теплого дня Отраженные в Рейне, струятся фасады Альтштадта И вечернее Солнце вплавлено в створки окна. Загрунтованный холст оживал под ударами кисти. Абрис дальних холмов горизонт раскрывал… Здесь на этой земле легионы тянули баллисты, Пили рейнскую воду с пригоршни германец и галл. Здесь на этой земле мои предки в хитонах из шерсти Свет ученья несли, презирая наветы и страх… И пылали багровые отсветы факельных шествий Унтерменшей, зовущих к распятью потомков Христа. Здесь на этой земле, трижды проклятой, трижды забытой Я отстроил свой дом и очистил от пепла очаг… Но тревожная память и боль поколений убитых Неподъемною ношей все также лежит на плечах- Я вернулся сюда через тысячу лет и три года, Пыль изгнаний стряхнув, и не мысля дороги назад… В теплых красках заката плывет точно парусник город Островерхие кирхи как мачты подняв в небеса…. ЗАМОК НА РЕЙНЕ Белый замок в классическом стиле: Арки, портики, стройность колонн, В темных водах по осени стылых Всем фасадом своим отражен. Современник истории прусской. Многих славных и горьких минут. Поколения пфальцских курфюрстов Здесь вершили свой праведный суд. Ни массивности грубой имперской Ни аскезы срединных веков... Воспарил над ландшафтом окрестным Грациозно, свободно, легко. На мощеном плацу перед входом Шли колонны наемных рейтар И полки ополченской пехоты В трудный час поднимали штандарт. Пережив и волненья и штили. Соразмерен и не знаменит, Белый замок в классическом стиле Возле Рейна в раздумьи стоит. Отгремели балы. Фейерверки Отгорели в честь давних побед На открытках, штадтпланах, конвертах Узнаваем его силуэт. Символ города, времени символ- Он грустит об эпохе своей: Одинокий. Седой и красивый Как старик, переживший друзей. РЕКВИЕМ Холм над Рейном. По склону Встал фруктовый ухоженный сад. Четкий профиль газонов В окруженье терновником взят. По зеленому полю Как фигуры какой-то игры: Фантазийные тролли, Пирамиды, кубы да шары. Мир живой и задорный, Полный сказки, по детски простой, Неизвестный садовник Изваял из обычных кустов. А у самого дома- Там, где сосны стоят на часах, Добродушные гномы В разноцветных снуют колпачках. Все идиллией дышит, Покоем вечерних минут. Черепичную крышу Отразил в себе маленький пруд. Вдоль дорожек мощеных, На шпалерах, протянутых в ряд,- Виноградные гроны В теплом свете заката горят. Здесь в чужом Междуречьи, В самом сердце немецкой земли, Мы субботние свечи В старинной миноре зажгли. В этом доме просторном, С белорозовым колером стен, Жили люди которых, Увели под ружьем на расстрел. Вязью бронзовых литер Плотно спаяна строчка – струна: В тротуарную плитку У входа впечатаны их имена. Вместо стеллы гранитной И символики скорбных скульптур- Слепок с жизни убитой, Возрожденной как по- волшебству Мир вам чистые души!- Только напрочь сметая печаль- Злая ненависть душит, Возвращая к началу начал! Нет, не Б-гом оставлен Был в час тяжкий мой вечный народ.... Призрак ночи Хрустальной В бледных сумерках садом идет... СОБЕСЕДНИК Деревенская кирха- нет над нею креста. Жестяной петушок колокольню венчает. На старинном органе играет с листа Фуги Баха заезжий очкарик. После службы мы пиво холодное пьем, Слово тянется к слову, стирая границы Пену сбив набекрень, точно шапочку гном, В ограненных бокалах добрый «Pilz» золотится- Академия музыки. Первый концерт. Не сложилось в семье.... Стали взрослыми дети. Ключ скрипичный в начале А, что же в конце?! Ну, еще по одной! И не будем об этом. Только всетаки, Прожито время не зря. Ничего не вернуть,- Как не сетуй.... Он уходит один. Папку с нотами взяв, Мой случайный, Ночной собеседник. ОТЕЛЬ В НАУРОТЕ Крыты крыши черным горным сланцем, Дикий камень стен, окон проем.. Деревенской улицы, пространство Плотно заштриховано дождем. Рыжий лес. Холмистые просторы... Над Шварцвальдом туч неспешный ход... Клин домов фахверковой постройки В сумерках летит за горизонт. Столик в баре. Зажигают свечи. «Апфельвайн» - кислинка с холодком... В золотистой влаге спрятать легче Нашу неустроенность вдвоем. Помолчим. Будить не будем лиха, Примем очищенье тишиной... Женщина и ночь равновелики. Влавствуют сегодня надо мной. Светлые и темные начала. Магия покоя и страстей: Сплавит вместе, утолит печали- Деревенский маленький отель... РОЖДЕСТВО Здесь Рождество звучит как «ночь вина»-.... И освящая подступ к жизни вечной,- Горит в туманной плоскости окна У добрых христиан,- еврейский семисвечник! Символику семитских пастухов, Язычества вакхическую силу... Религия плебеев и рабов Крестом животворящим воскресила. Преемственность не принесла добра... Мы только люди. Созданы из праха... Но дай нам, Б-г, увидев, разобрать Историей начертанные знаки. К И Р Х А В А Р Е Н БЕ Р Г Е Фасад готического храма. Его концепция проста: Над кубом,выложенным камнем, Две башни-точно два перста. Понятен замысел постройки И свыше в ощущенье дан: Над грешною землей простерта Благословляющая длань. Аскеза готики суровой, Надменно-угловатый стиль..., Но зодчий тот,средневековый, Прощенье в камне воплотил. Знаменье крестное.Двуперстье Как пожелание добра... Декабрьский вечер над предместьем, Старинный монастырский храм. |