ПРЕДИСЛОВИЕ Как рождается произведение? Какие струны играют в душе того, кто решил изложить что-либо на бумаге? Таинственность этого процесса — a priori главная составляющая творчества. Невозможность скрывать переполняющие человека чувства, единственно, что является движущей силой. Так рождается замысел произведения. После следует реализация этого самого замысла. А дальше? Дальше идёт… подмена понятий. Да, действительно, рождается потребность к творчеству, а творческая удача очень часто рождает потребность к использованию произведения уже в качестве товара. И всё! Дальше уже никогда не будет творчества, а будет заказ на изготовление товара, заказ, если и не внешний, так внутренний. Исполнение может быть хорошим, ввиду владения техникой, может быть плохим, однако «по блату» станет тем же товаром, хотя, по мнению читателя зачастую чёрствым и плесневелым. Но это уже не имеет никакого значения. Вот и порождают и поощряют сами себя «кучкисты». А остальные ждут — авось что-либо перепадёт. (Правда, часто бывает и так, что «на поэта или писателя» учат изначально, так сказать — дают в руки ремесло. Но тут о творчестве вообще говорить не приходится, а можно рассматривать лишь качество заказа). В Одессе подавляющее большинство именно приспособленцев, тех, кто любыми путями и средствами добивается «липового» признания. Этого хватает. Дальнейшее известно — размахивание титулами, грамотами, конечно же — должностями, и вопросом: «А ты кто такой?». Нет грамоты, нет должности — нет поэта или писателя. В результате достаточно написать 1—2—15 стихотворений (более-менее складных) и, главное — «в тему» и пора начинать строить из себя «исключительность». То, что это, как минимум непорядочно, то отвечают: «время такое». Какое? Безыдейных времён не бывает и авантюристы от литературы всё равно окажутся на помойке. Но до этого поживут за нас с вами счёт! И неплохо поживут — даже утробу набивают в основном подачками, а где и тем же обманом. Правда, умирать всё равно придётся, да об этом как-то нет времени подумать. Привыкли себя превозносить и боготворить. Можно назвать много таких имён, да зачем? Всё равно всё тайное станет явным. Иное, а потому и честное, представлено в антологии одесской литературы начала XXI века: «Квинтэссенция». Тут собраны работы «от сердца», те работы, что именно и составляют душу одесской литературы. Именно подобная литература, хорошо, если просто замалчивается, а бывает и затравливается, чаще всего, вполне естественно заставляет покидать Одессу, если это возможно. И уезжают. И именно тогда одесская литература становится известна, читаема и почитаема во всём мире. Других устраивает кучка прихлебателей. Впрочем, каждому своё. И это верно. Павел Мацкевич Член Союза писателей Москвы |