10. Чижик-Пыжик В пятом классе мы увлеклись плетением сеток. Из школьных линеек мы вырезали челноки. Связывали в кольцо шнурок, цепляли его, например, за оконный шпингалет, и затем привязывали к шнурку обычную нитку, которую предварительно наматывали на челнок. Брали желательно не ребристый, а круглый карандаш, и начинали плетение. Можно было плести челноками с разными нитями и делать узоры. Самые красивые и одновременно качественные челноки делал Петров Миша. Он же и превосходно плел сети. В этом плетении было что-то таинственное и неуловимо магическое. Так воронежские девчата в Балашове, в Поворино, в Новохоперске сызмальства до седин вяжут пуховые платки, гордясь необычным узором или формой зубчиков. Учился в одном из старших классов парень с птичьей фамилией. Мы не знали точно с какой, потому что в зависимости от ситуации его звали и «щеглом», и «снегирем», и «коршуном». Нельзя его было называть только «сычом», по той причине, что так называли старшего воспитателя Василия Исаевича, вероятно, из-за созвучия «иСаевиЧ» и ночных «налетов» на проказников, да и свет в его кабинете часто горел часов до двух-трех ночи. К птичьим прозвищам старшеклассник привык, и позволял даже мелким называть себя птичьими именами. Как и во всяком охотнике в нем уживались любовь к птицам и страсть к их ловле. Луна беззаботно обозревала стены спален, когда к нам влетел «голубок» в трусах и майке: - Хотите, я покажу вам голубя! - Лучше отпустил бы, - заметил Лямин Слава. - Я всегда отпускаю пойманных птиц, - не сдавался старшеклассник. - Тогда откуда ты возьмешь голубя? – спросил Жижин Павел. - Смотрите! Птицелов встал у окна, сложил руки, зацепив большие пальцы, и на стене возник голубь. - А пострашнее что-нибудь можешь сделать? Старшеклассник распрямил ладони и согнул большие пальцы. - Ав! Ав! - Нет, этим даже девчонок не испугаешь! – насмешливо сказал Ефимов Вася. - Так вы не знаете, как в прошлом году испугали весь девичий этаж? Слушайте… В прошлом году вы спали в левом крыле, а в вашей комнате спали выпускники. Подходила к концу первая четверть. Темнело рано. А тут вдруг еще и свет отключили. Домашнюю работу делать невозможно. Сидят все в классах и рассказывают разные истории. И вот один из умников возьми да и расскажи фильм про Вия. Ребятам интересно, а девчонки перепугались насмерть. Даже в туалет стали ходить по несколько человек, набив мелом карманы. Историю стали рассказывать друзьям и подружкам. После отбоя от страха многие старшеклассницы сдвинули вплотную кровати, а некоторые стали спать вместе. Мальчишек же эта история только раззадорила. Попросили сельских ребят, чтобы те принесли им свечку, старую куклу, игрушечную кроватку и моток лески. Из окна спальни по пожарной лестнице они поднялись на крышу, положили куклу на кроватку, проткнули ее свечечкой, и на лесках, закрепленных с обеих сторон, опустили к окнам изолятора, что на первом этаже. Понятно, что когда нет электрического света, распахивают шторы для света луны и звезд. Однако была поздняя осень, тучи закрыли луну, и только ветер иногда выл за окнами. В изоляторе поднялся крик, все больные и выздоравливающие повскакивали с кроватей и бросились бежать к няне. Няня вооружилась шваброй и пошла сторожить «больных». Ребята же подняли свою конструкцию к окнам третьего этажа и стали ее раскачивать. На третьем этаже тоже ждали лунного света, и окна были незашторены. Поднялся крик. Самая смелая девочка ринулась по темной лестнице вниз к няне, а няни, понятно, на месте нет. Рассказывают, что утром не было ни одной кровати, многократно не обведенной мелом. Говорят, что была нарисована мелом даже дорожка в туалет… - Вот это были ребята, - с завистью сказал Петров Миша. И тут у меня мелькнула шальная мысль: - Завтра же баня. Баня находится в подвале, а окна выходят в земляные углубления, которые закрыты чугунными решетками. Но вдвоем мы сможем ее приподнять. - И что же? – заинтересовался старшеклассник. - Как что? Ты как самый талантливый живописец проникнешь под решетку. Окна там замазаны, и тебя никто не узнает. Дождешься, когда войдут девочки (их крики слышно и за десять метров), и изобразишь что-нибудь такое, чтобы они испугались. Мы же сначала постоим в коридоре и послушаем девчачьи крики, а потом выпустим тебя. - Отлично, я готов, - согласился старшеклассник. Нужно сказать, что горячей воды у нас не было. Мы видели ее только раз в десять дней в бане. Поэтому на следующий день мы были в предвкушении двойного праздника. О нас также будут рассказывать младшим, а те - цокать языком и восхищаться. Когда девочки с полотенцами стали спускаться вниз, мы подняли решетку, и наш старшеклассник оказался у банного окна. Он начал тренироваться в изображении животных, а мы быстро спустились к баням. В это время в девичье отделение зашла банщица, чтобы включить горячую воду. И вдруг в окне она видит силуэт волка. Она не растерялась, закрыла душевую. Приказала нашей воспитательнице запереть всех в фойе изолятора, «чтобы чего не вышло», и побежала искать мужчин. Старшеклассник прождал в засаде десять минут, двадцать, а нет ни девичьих криков, ни верных ребят. Может что-то произошло в мировом масштабе, всех срочно эвакуируют, а о нем забыли. На него напал страх. Птицелов оказался в клетке. Слезы выступили на его глазах, но решетка не поддавалась. В довершение всех бед на нее вдруг упала крупная волейбольная сетка, а сверху его обступили мужики с ружьями. - Владимир Петрович, да это ж я! – птицелов узнал в одном из мужчин своего физрука. - Ну, Чижик-Пыжик вылезай! - мужики качали головами. Банились молча. Праздник был скомкан. Чижик-Пыжик после этого случая перестал ловить птиц. Да и у нас вскоре почему-то пропал интерес к плетению сеток. 22 января 2010 года Игорь Шевченко г. Дубна |