О, Грузия моя! Ты - сон во тьме иль явь, Виденье дивное Иль Памяти река? Вдохновенно звучит зурна, и передо мной возникают картины величественных гор, бурных рек, скачущих всадников. Я вижу Грузию, ощущаю ее каждой клеточкой своего тела. Откуда во мне эта память? Почему с юных лет закипает кровь от лезгинки, а душа парит высоко над вершинами? Может быть, все дело - в книгах, которые с детства и по сей день любимы? Листаю «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели. Много лет назад там подчеркнуты значимые строки: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта», «Ради друга недостойно уклоняться нам от бед», « Лучше славная кончина, чем позорное житье», «Только тот узнает счастье, кто печаль перенесет»… В своем дневнике на первой странице читаю волнующие строки из « Мцыри» Лермонтова. Судьба пленного ребенка, выросшего в неволе, но не сумевшего покориться печальной судьбе, волнует до сих пор. Кажется, это моя боль выплеснулась в словах: « А душу можно ль рассказать? Я мало жил и жил в плену, таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если б мог…» Живут во мне, множатся образы пушкинских строк: « На холмах Грузии лежит ночная мгла», « Кавказ подо мною. Один в вышине стою над снегами у края стремнины»… Брызжет неистощимым остроумием, душевной щедростью, вечной молодостью проза Нодара Думбадзе. « Я, бабушка, Илико и Илларион» - роман, который прочтен десятки раз, но снова и снова возникает ощущение, что все происходит в моем присутствии. Я хохочу от проделок Зурикелы, грущу вместе с героями, радуюсь, удивляюсь, живу в их мире. Мне дороги строки искренние и образные: « Я нежно обнял Мэри, привлек к себе и зарылся лицом в ее распущенные волосы. Мэри плакала, плакал и я. Снег валил хлопьями, и ветер был, и луна, и солнце, и любовь, и слезы, и много, много снега…» Вновь и вновь слушаю песни и романсы в исполнении Нани Брегвадзе. « Расцветай под солнцем Грузия моя…» - голос, переливаясь, летит над обыденностью, над степными просторами, унося в горную страну , где бьются о камни воды Куры и Арагви, парят над скалами могучие орлы. В этом пении чудится древность, что неотделима от современности. Много лет назад я имела счастье побывать на спектакле Тбилисского театра оперы и балета. Высочайший уровень исполнительского мастерства в сочетании с грузинским темпераментом и музыкальными традициями создали неповторимый калорит оперы Бизе « Кармен». Это один из любимых мною спектаклей. Несомненно, что национальные традиции грузинского пения сегодня замечательно представлены в творчестве Тамары Гвердцители. Никто не повторит и ее индивидуальной манеры исполнения. Любые песня или романс в ее исполнении звучат на такой духовной и чистой волне, что сердце замирает… Незабываемое впечатление оставили и фильмы о Грузии и ее людях.Для меня самыми важными остались: «Хевсурская баллада», « Отец солдата», « Мимино».У них – разные сюжеты и жанры, но общими являются высокая духовность и пронзительность чувств. Разве можно быть равнодушным к Грузии после знакомства с этими фильмами? Конечно, нет. История принесла грузинам много испытаний. Они были на грани истребления турками, воевали между собой, отстаивали право на самостоятельное развитие веками. Одной из причин сохранения нации стало покровительство России. И сегодня совсем непонятно враждебное отношение к моей стране проамериканского президента Саакашвили, обвиняющего ее во всех бедах и напастях. А дикий акт уничтожения памятника павшим в Великой Отечественной войне не поддается никакому объяснению. Такое могут сделать только люди, лишенные исторических корней и здравого смысла. Это никак не вяжется с менталитетом грузинского народа. Не может быть у такой страны, всегда славившейся мужеством и чувством собственного достоинства, забвения павших за ее свободу сыновей и дочерей. Я верю: Грузия - великая и прекрасная – возродится, как птица Феникс! |