Пушкинские этюды. Этюд первый: "Во мне бессмертна память милой. Что без нее душа моя? " Это – маленький этюд о Пушкине. И о его главной Музе. Музе, утаенной столько лет, веков, что первое открытие страниц книги Л. Васильевой «Жена и Муза» девять небольшим лет назад было для меня, честно говоря, высшим откровением и потрясением несказанным. Почему я поверила этой книге, не могу объяснить, но это произошло на уровне интуиции, как-то сразу, озарением, вспышкой, ударом молнии. Во – первых, понятен стал сразу весь Пушкин, все его недомолвки, обрывки, тайная боль в стихотворных строках, особенно - лицейской поры, его тяга к истории. И Он весь, магически притягательный, порывистый, мятежно - мудрый, светло – печальный. Такими бывают люди, пережившие огромное, всеохватное чувство Любви, познавшие и высоты этого чувства и падения. Говорят, таким был Франческо Петрарка, такими очами смотрел на людей Данте. Серьезность и глубину психологического анализа - видения Ларисы Николаевны Васильевой я знала давно, по книгам и радиопередачам, которые слушала еще в бытность у нас, в Казахстане, радиостанции «Маяк», с нескрываемым интересом. К сожалению, они внезапно оборвались тогда, эти передачи о Женщинах – Поэтах и о женской мудрости – границы, суверенитеты, и прочие премудрости независимости, увы! Несколько раз в цикле этих передач Лариса Васильева поднимала пушкинскую тему, рассказывая о домах и атмосфере Москвы времен Пушкина и Грибоедова, и мне все время казалось, что женщина с таким теплым, серьезным, чуть глуховатым голосом, может говорить лишь искренние, сердечные и мудрые вещи. Потом это стало подтверждаться ее книгами «Дети Кремля», «Душа Москвы» и вот, как высшее, истое откровение - «Жена и Муза».. Васильева, конечно, многого не договаривает, многое осталось в архивах и ждет своего часа, но у Пушкина действительно могла и должна была быть только такая Муза – Царственная. Это неоспоримо. Только такого достоин его Талант и его Воображение, проникающее сразу во все слои Души, и мужской и женской. Да и разделяются ли Души – по сути? Помнишь, в древнееврейских ли книгах, в легендах ли – Мужчину и Женщину, обоих, Мудрый Бог создал из глины и вдохнул в этот прах Дух.. Правда, тогда Женщина звалась - ЛилитJ)))))))). Не уверена, впрочем, правильно ли я излагаю? Пусть меня простят знатоки древней истории, Талмуда и Библии. Елизавета Алексеевна, Женщина с лицом ангела, Женщина как бы в двух ипостасях – Императрица и Человек. Какова бы не была ее любовь к Поэту она была, имела место: материнская ли, покровительственная, пылкая ли, скрываемая.. Была И если даже предположить самое невозможное - тайную страсть с сожжеными дневниками, письмами, записками, мемуарами, то и такая невозможность, может быть, оказалась бы самым возвышающим моментом в биографии этой Великой женщины. Становится понятными и неустанные метания Пушкина по земному кругу своей жизни – 37 - летью, поиск счастья, - Дон – жаунский список, бесконечные дуэли, и та, самая последняя… С Дантесом ли? С Двором? С Романовым ли? И «зеркальная» шутка в «Дневнике» последних лет: «Я ужасно влюблен в царицу, хотя ей 35 лет, или уже 36..» Ровно столько, сколько было его Элизе.. Когда то.. Проговорился, не выдержал? Почти на пороге Смерти, смятения, чтобы вспомнить о Ней. Да, как Молитва Памяти, эти его бесчисленные рисунки на листах рукописей, женская головка с гордым поворотом, мягкие струящиеся складки одежды, недоконченные строки стихов. Проза, История. Действительно, как память о Ней, Память, подобная сквозняку, легкому ветру, лепесткам осыпающихся роз.. Тоска… Тоска человека, изведавшего все, но не нашедшего больше того чистого, кристального источника – родника, к которому так обильно, отчаянно, мучительно, обжигающе прикоснулся в юности, молодости. Тоска о тайных свиданиях(они были, известны даты), письмах, прощаниях и прощениях Кто и что мог и могло остудить эту Тоску? Только, быть может, Натали? Как посланное Богом Утешение. Как зеркальное отражение Элизы. Всмотрись внимательно в портреты Мягкость правильных черт и овала лица, рост, тихий, мелодичный голос. У Элизы – Государыни был голос «сирены», как говаривала Екатерина Вторая. Точно так же разговаривала Наталья Николаевна - никогда не повышая голоса. Она плавно двигалась, плавно садилась, у нее были царственно - прохладные манеры.. Как у Элизы. Точь в точь. Только цвет волос, - другой, да глаза – золотисто - карие .. И все J! Кстати, быть может, вся трагедия Пушкина оттуда? При всем стремительном духовном взрослении Натали рядом с Ним, она вначале была лишь внешним, зеркальным отражением Элизы.. А внутренним.. Стала уже потом, без него. После потерь, слез, страданий, расставаний. Задержи Провидение немного Пушкина на Земле.. У него бы родилась дочь по имени Элиза. И Натали бы немного, царственно, по осеннему, постарела. « Ей 35 лет или уже 36..» Все Женщины Пушкина неуловимо напоминали Ее, Элизу. Особенно – Долли Фикельмон. Та, несомненно, привлекала Поэта умом, почти таким же блестящим, как у Императрицы. Чему учила Поэта его незаметная Царственная Муза? Тайнам постижения женской логики? Прохладе Мудрости? Тому, что все на земле - скоротечно? Остроте страдания? Сладости поцелуев чуть стареющей Женщины? Секретам старинных книг? Вкусу архивной пыли? Медленной боли неизбежных расставаний? И, конечно, горестному меду столь же неизбежной свободы от жизни друг друга - меж ними всегда была Дистанция, и у каждого была своя орбита жизни, почти не соприкасаемая, а ведь Свободе отпускать любимых, мучительно любимых, добавлю от себя, тоже нужно учить.. И учиться. Именно Государыне Элизе мы обязаны, пожалуй, тем, что Пушкин был подлинным воплощением Духовно Свободного Человека. Она, кстати, многим и непонятна, эта Пушкинская, истинно божественная Свобода Духа. Государыня, Женщина .. Человек, мучительно любивший. Потерявший любовь. Обретший снова. Потерявший детей. Рано угасший. Что такое сорок с небольшим лет? Почему я так пока и не написала о ней? Не знаю. Это слишком ответственно, мучительно, странно, страшно – представить миру истинную любовь Поэта! Может быть, когда нибудь, я и решусь представить миру Интернета Великую Душу этой Женщины. Любившей двух Александров. Музу Поэта. Супругу Императора. Кстати, родилась она, по уточненным мною данным, (Евг. Пчелов. Энциклопедия « Романовы. История династии.») в 1779 году, 24 января, в Карлсруэ. Скончалась 16 мая 1826 года в Белеве. Приняла православие 9. 05.1793 года. Свадьба состоялась 9. 10. 1793 года в Санкт – Петербурге. Темой Любви Императрицы Елизаветы Алексеевны и Александра Пушкина впервые занялась Кира Викторова. Ей с большим трудом, после тридцати лет изысканий удалось издать небольшую книгу в сотню страниц, с ошеломляющими архивными данными о мучительном чувстве Поэта. Книга разошлась в мгновение ока, рассыпалась по рукам читателей. Стала букинистической редкостью. Саму Киру Павловну Викторову немедля принялись нещадно ругать маститые пушкинисты, кстати, давным – давно знавшие о тайне Поэта, но не открывающие рта . Из- за боязни потери чинов и славы, на них ведь падал отблеск "забронзовевшего" Пушкина. Л. Васильева, косвенно использовала материал книги К П. Викторовой которая умерла в 2001 году. Не знаю, была ли в этом предварительная договоренность, но даже если и не было ее, большой беды я почему то в этом не вижу, главное – тайна Поэта открылась читателям и почитателям. Многие обвиняют Васильеву в том, что ее книга о Пушкине и Элизе – "бульварный роман"! Но почему - бульварный? Никто объяснить не может. Истинный Пушкин, Моцарт поэзии мог любить лишь Императрицу. Что он и делал, в сущности. Помните Ларошфуко: "Истинная любовь одна, а подделок под нее – тысячи"? Подделками и были: Собаньская и Керн, и Воронцова…. Прочие… Многие. Да и были ли? . . . Лишь одна Натали стала навсегда, до смертного дыхания зеркальным отражением той, Незабвенной Музы.. Случайно ли? Ничего на свете случайного нет. Закон космоса, загадки вселенной. Тайна любви. Я к ней еще вернусь. . . Искренне надеюсь на это... |