Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Светлана Макаренко (Princess)
Объем: 8088 [ символов ]
Пушкинские этюды. Этюд первый: "Во мне бессмертна память милой. Что без нее душа моя? "
Пушкинские этюды. Этюд первый: "Во мне бессмертна память милой. Что без нее душа моя? "
 
Это – маленький этюд о Пушкине. И о его главной Музе. Музе, утаенной столько лет, веков, что первое открытие страниц книги Л. Васильевой «Жена и Муза» девять небольшим лет назад было для меня, честно говоря, высшим откровением и потрясением несказанным. Почему я поверила этой книге, не могу объяснить, но это произошло на уровне интуиции, как-то сразу, озарением, вспышкой, ударом молнии. Во – первых, понятен стал сразу весь Пушкин, все его недомолвки, обрывки, тайная боль в стихотворных строках, особенно - лицейской поры, его тяга к истории. И Он весь, магически притягательный, порывистый, мятежно - мудрый, светло – печальный. Такими бывают люди, пережившие огромное, всеохватное чувство Любви, познавшие и высоты этого чувства и падения. Говорят, таким был Франческо Петрарка, такими очами смотрел на людей Данте.
Серьезность и глубину психологического анализа - видения Ларисы Николаевны Васильевой я знала давно, по книгам и радиопередачам, которые слушала еще в бытность у нас, в Казахстане, радиостанции «Маяк», с нескрываемым интересом.
К сожалению, они внезапно оборвались тогда, эти передачи о Женщинах – Поэтах и о женской мудрости – границы, суверенитеты, и прочие премудрости независимости, увы! Несколько раз в цикле этих передач Лариса Васильева поднимала пушкинскую тему, рассказывая о домах и атмосфере Москвы времен Пушкина и Грибоедова, и мне все время казалось, что женщина с таким теплым, серьезным, чуть глуховатым голосом, может говорить лишь искренние, сердечные и мудрые вещи. Потом это стало подтверждаться ее книгами «Дети Кремля», «Душа Москвы» и вот, как высшее, истое откровение - «Жена и Муза»..
Васильева, конечно, многого не договаривает, многое осталось в архивах и ждет своего часа, но у Пушкина действительно могла и должна была быть только такая Муза – Царственная. Это неоспоримо. Только такого достоин его Талант и его Воображение, проникающее сразу во все слои Души, и мужской и женской. Да и разделяются ли Души – по сути? Помнишь, в древнееврейских ли книгах, в легендах ли – Мужчину и Женщину, обоих, Мудрый Бог создал из глины и вдохнул в этот прах Дух.. Правда, тогда Женщина звалась - ЛилитJ)))))))).
Не уверена, впрочем, правильно ли я излагаю? Пусть меня простят знатоки древней истории, Талмуда и Библии.
Елизавета Алексеевна, Женщина с лицом ангела, Женщина как бы в двух ипостасях – Императрица и Человек. Какова бы не была ее любовь к Поэту она была, имела место: материнская ли, покровительственная, пылкая ли, скрываемая.. Была И если даже предположить самое невозможное - тайную страсть с сожжеными дневниками, письмами, записками, мемуарами, то и такая невозможность, может быть, оказалась бы самым возвышающим моментом в биографии этой Великой женщины. Становится понятными и неустанные метания Пушкина по земному кругу своей жизни – 37 - летью, поиск счастья, - Дон – жаунский список, бесконечные дуэли, и та, самая последняя… С Дантесом ли? С Двором? С Романовым ли? И «зеркальная» шутка в «Дневнике» последних лет: «Я ужасно влюблен в царицу, хотя ей 35 лет, или уже 36..» Ровно столько, сколько было его Элизе.. Когда то..
Проговорился, не выдержал? Почти на пороге Смерти, смятения, чтобы вспомнить о Ней. Да, как Молитва Памяти, эти его бесчисленные рисунки на листах рукописей, женская головка с гордым поворотом, мягкие струящиеся складки одежды, недоконченные строки стихов.
Проза, История. Действительно, как память о Ней, Память, подобная сквозняку, легкому ветру, лепесткам осыпающихся роз.. Тоска…
Тоска человека, изведавшего все, но не нашедшего больше того чистого, кристального источника – родника, к которому так обильно, отчаянно, мучительно, обжигающе прикоснулся в юности, молодости. Тоска о тайных свиданиях(они были, известны даты), письмах, прощаниях и прощениях
Кто и что мог и могло остудить эту Тоску?
Только, быть может, Натали? Как посланное Богом Утешение. Как зеркальное отражение Элизы. Всмотрись внимательно в портреты Мягкость правильных черт и овала лица, рост, тихий, мелодичный голос. У Элизы – Государыни был голос «сирены», как говаривала Екатерина Вторая. Точно так же разговаривала Наталья Николаевна - никогда не повышая голоса. Она плавно двигалась, плавно садилась, у нее были царственно - прохладные манеры.. Как у Элизы. Точь в точь. Только цвет волос, - другой, да глаза – золотисто - карие .. И все J!
Кстати, быть может, вся трагедия Пушкина оттуда? При всем стремительном духовном взрослении Натали рядом с Ним, она вначале была лишь внешним, зеркальным отражением Элизы.. А внутренним.. Стала уже потом, без него. После потерь, слез, страданий, расставаний. Задержи Провидение немного Пушкина на Земле.. У него бы родилась дочь по имени Элиза. И Натали бы немного, царственно, по осеннему, постарела. « Ей 35 лет или уже 36..»
Все Женщины Пушкина неуловимо напоминали Ее, Элизу. Особенно – Долли Фикельмон. Та, несомненно, привлекала Поэта умом, почти таким же блестящим, как у Императрицы.
Чему учила Поэта его незаметная Царственная Муза? Тайнам постижения женской логики? Прохладе Мудрости? Тому, что все на земле - скоротечно? Остроте страдания? Сладости поцелуев чуть стареющей Женщины? Секретам старинных книг? Вкусу архивной пыли?
Медленной боли неизбежных расставаний? И, конечно, горестному меду столь же неизбежной свободы от жизни друг друга - меж ними всегда была Дистанция, и у каждого была своя орбита жизни, почти не соприкасаемая, а ведь Свободе отпускать любимых, мучительно любимых, добавлю от себя, тоже нужно учить.. И учиться. Именно Государыне Элизе мы обязаны, пожалуй, тем, что Пушкин был подлинным воплощением Духовно Свободного Человека. Она, кстати, многим и непонятна, эта Пушкинская, истинно божественная Свобода Духа.
Государыня, Женщина .. Человек, мучительно любивший. Потерявший любовь. Обретший снова. Потерявший детей. Рано угасший. Что такое сорок с небольшим лет? Почему я так пока и не написала о ней? Не знаю. Это слишком ответственно, мучительно, странно, страшно – представить миру истинную любовь Поэта! Может быть, когда нибудь, я и решусь представить миру Интернета Великую Душу этой Женщины. Любившей двух Александров. Музу Поэта. Супругу Императора.
Кстати, родилась она, по уточненным мною данным, (Евг. Пчелов. Энциклопедия « Романовы. История династии.») в 1779 году, 24 января, в Карлсруэ. Скончалась 16 мая 1826 года в Белеве. Приняла православие 9. 05.1793 года. Свадьба состоялась 9. 10. 1793 года в Санкт – Петербурге.
 
Темой Любви Императрицы Елизаветы Алексеевны и Александра Пушкина впервые занялась Кира Викторова.
Ей с большим трудом, после тридцати лет изысканий удалось издать небольшую книгу в сотню страниц, с ошеломляющими архивными данными о мучительном чувстве Поэта. Книга разошлась в мгновение ока, рассыпалась по рукам читателей. Стала букинистической редкостью. Саму Киру Павловну Викторову немедля принялись нещадно ругать маститые пушкинисты, кстати, давным – давно знавшие о тайне Поэта, но не открывающие рта . Из- за боязни потери чинов и славы, на них ведь падал отблеск "забронзовевшего" Пушкина.
Л. Васильева, косвенно использовала материал книги К П. Викторовой которая умерла в 2001 году. Не знаю, была ли в этом предварительная договоренность, но даже если и не было ее, большой беды я почему то в этом не вижу, главное – тайна Поэта открылась читателям и почитателям. Многие обвиняют Васильеву в том, что ее книга о Пушкине и Элизе – "бульварный роман"! Но почему - бульварный? Никто объяснить не может. Истинный Пушкин, Моцарт поэзии мог любить лишь Императрицу. Что он и делал, в сущности.
Помните Ларошфуко: "Истинная любовь одна, а подделок под нее – тысячи"?
Подделками и были: Собаньская и Керн, и Воронцова…. Прочие… Многие. Да и были ли? . . .
Лишь одна Натали стала навсегда, до смертного дыхания зеркальным отражением той, Незабвенной Музы.. Случайно ли? Ничего на свете случайного нет. Закон космоса, загадки вселенной. Тайна любви. Я к ней еще вернусь. . . Искренне надеюсь на это...
Дата публикации: 19.12.2009 12:55
Предыдущее: "Одиночество.".. Мини- цикл. из строк и рифм.Следующее: Жемчужины русской короны. Дочери последнего императора Николая Второго. Жизнь. Судьба. Легенда. Повествование хроника в документах, версиях, фактах. (Отрывки).

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Лазарева Людмила Викторовна[ 23.12.2009 ]
   Очень интересно! Боже мой! Сколько страсти и тайн ... И до сиз пор . И сколько будет еще с именем Пушкина!
    Спасибо Вам.
    Мила Л
Михаил Лезинский[ 25.05.2011 ]
   У каждого из нас есть СВОЙ ПУШКИН!.. Я тоже написал о нём несколько опусов .
   Заходите в гости!

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта