Дневник. О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель... А.С. Пушкин. В возрасте шести – семи лет каждый ребёнок вступает в новую фазу своей жизни – он идёт в школу. Кто-то охотно, в особенности девочки, кто-то без особого желания, но ни одного ребёнка не минёт сия участь. Я помню, что очень хотела ходить в школу. Когда первый раз пошла с портфелем по заветной дорожке, меня прямо распирало от гордости. Моя подружка, Лена Рыбина стояла на окне и махала рукой, с завистью глядя вслед. Ей-то ещё целый год ходить в детский сад. Глупая, знала бы, о чём жалеет! Помню, как задали первое домашнее задание, и я вечером с радостью сообщила об этом маме. Она меня не поняла и решила, что по причине плохого поведения задали его только мне. До сих пор не понимаю, что натолкнуло её на эту мысль. Весь первый класс все дети негласно соревновались, у кого оценки лучше и нещадно смеялись над троечниками. У меня, к слову, в прописях были одни пятёрки, уж очень старательным ребёнком я была тогда. А во втором классе учительница познакомила нас с дневником – врагом номер один на ближайшие десять лет. Сначала нужно было научиться его правильно заполнять. Но худшее ожидало нас впереди – выставление оценок. Нет, в начальной школе я училась очень хорошо, поэтому в то время дневник был моим лучшим другом и предметом гордости. Принесёшь пару пятёрок за день, мама похвалит, по головке погладит, скажет всем – вот какая у меня умная дочка. Помню, как-то в третьем классе моя одноклассница схлопотала тройку по какому-то предмету. Естественно, выставили в дневник Мы долго сидели с ней во дворе школы и думали, как бы исправить всё это дело на пятёрку. Но так и не додумались. Вечером подружка честно во всём призналась, была слегка отхожена ремнём и старалась впредь учить предмет тщательней. В пятом классе в связи с переходом в новую школу и, что самое главное, знакомством с учительницей английского, с моим дневником стали твориться чудеса. Не без моей, конечно, помощи. То я его потеряю, то закопаю в учебниках на столе так, чтобы при беглом взгляде мама не могла определить, где он, а, соответственно и вспомнить, что там надо расписаться и посмотреть текущие оценки, которые были к тому времени уже не самыми лучшими. Как-то раз, в классе, наверное, седьмом, мой одноклассник Саша купил себе ручку, которая одной стороной писала, другой стирала. Этим чудом лёгкой промышленности он выставил оценки за четверть. Классная расписалась. А потом дома всё стёр и поставил то, что нужно. Обман вскрылся сразу же. Потому что ручка-то была китайская. Стирала плохо и оставляла за собой только мазню. В результате родители всё выяснили, Сашу наказали, и больше он таким не занимался. За несколько лет обучения в школе привыкаешь мыслить дневником, то есть дни недели, а соответственно и числа, считать, представляя в памяти раскрытый школьный дневник. Скоро будет десять лет, как я окончила школу, а считаю всё также. Сложно теперь сказать, или это учительница когда-то учила так мыслить, или это пришло самостоятельно. Но факт остаётся фактом, многие люди признают, что даты считают именно так. Отдельная история – это написание пожеланий в конце дневника. Эта привычка появляется в старших классах. Когда выставлены все оценки, все росписи на месте, дети начинают безобразничать. А именно: ставить самостоятельно какие-то оценки в дневники, тренироваться в подделывании подписи данного учителя, но самое главное, пишут пожелание на лето. Мальчики, как всегда одной ручкой и быстро, в одно предложение. Девочки с цветными фломастерами, наклейками и стихами. У меня сохранились дневники за десятый и одиннадцатый классы. Приятно посмотреть, вспомнить. И оценки хорошие, и надписи интересные. Мальчики желали какой-то ерунды, девочки все, как одна, счастья в личной жизни. А ещё я мечтала сама ставить оценку в дневник и расписываться. И мне посчастливилось. Два года я проработала в школе и по полному праву ставила автографы в предметах детской гордости, зависти, слёз и радости. Одиннадцать лет жизни мы проводим весте с дневником, весь период взросления от белых бантиков до каблуков и накрашенных губ, от галстуков на резиночках до бритвенного станка. Это целая жизнь, это этап, который всем нужно пройти. И все проходят. Кто-то удачно, кто-то не очень, кто-то с такой же обострённой чувствительностью. А кто-то с полным безразличием как к самой этой, по сути, тетради, так и к собственной жизни. |