(выпускное сочинение по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет") Это великое слово – искусство! Великое тем, что, изменяясь, сохранило свою суть, осталось Искусством с большой буквы, Искусством, что зовёт за собой: «Человек! Вспомни, кто ты есть! Встряхнись, оставь за бортом своей жизни равнодушие, ненависть – живи Любовью!» Да, настоящее Искусство призывает вспомнить про Любовь, жить ею… Любовь не является искусством – она идёт с Искусством за руку, нераздельно… Об этом нам напоминает великий Мастер Слова, Служитель Любви – Александр Куприн. Искусство его в том, что он не просто показывает историю одной любви – сначала он являет нам, как слайды, мимоходом, несколько других историй – и мы понимаем, что эти истории ни к Любви, ни к Искусству никакого отношения не имеют… Мы узнаём об этих случаях со слов генерала Аносова – и вот, что он говорит: «Один был продиктован глупостью, а другой… так, какая-то кислота – одна жалость…» А ту Любовь, «о которой грезят женщины, и на которую больше не способны мужчины», Куприн раскрывает медленно, со скоростью аквалангиста, поднимающегося на поверхность к желанному воздуху – который, однако, может разорвать лёгкие, если подниматься слишком быстро… Сначала об этой любви вообще не говорится ни слова – приморский курортный городок, вроде бы, не освещаемый ничем, кроме Солнца – да и оно в начале повести «отступило перед отвратительными холодами»… Потом мы узнаём об этой Любви – как об обычной влюблённости, которую никак нельзя сравнить с Солнцем – может, со свечкою, которая светит, греет, но лишь для того, кто находится рядом с ней; и исцеляет от темноты и холода ненадолго, - а когда погасает, то становится ещё холоднее… «Ах, это – тот» - с неудовольствием подумала Вера»… Потом Куприн устами Василия Львовича принижает эту «влюблённость» (как она пока представляется нам) – как будто свечку из церкви перенесли на именинный пирог: «Сердце Веры пронзено (вот сердце, вот стрела)». И вот эту свечу, почему-то упрямо не желающую гаснуть, решают задуть… Тут и выясняется, что это не свеча – это Солнце, освещающее целую Вселенную - Вселенную души Георгия Желткова: Но нельзя погасить Солнце, чтоб Вселенная не умерла… «Я считаю, что не в силах разлюбить её никогда… Скажите – что бы вы сделали для того, чтобы оборвать это чувство?.. Остаётся только одно – смерть…» …Есть люди, которые идут по жизни с высоко поднятой головой, которые радуются Солнцу, осознавая его бесконечное влияние в своей жизни – таков Желтков… А есть люди, которые и рады бы любоваться Солнцем – но суета мира подавляет их… А потом – внезапно – поднимают глаза к небу, и – наступает прозрение… Василий Львович – он именно таков. Он понимает, что «разве можно управлять таким чувством, как любовь», он чувствует, что «присутствует при какой-то громадной трагедии души»… И есть люди, которые, живя под светом Солнца, не видят его – таков Николай Николаевич. На откровение, явившееся Василию Львовичу, он отвечает с лаконичностью автоответчика: «Это декадентство». …Когда об этом разговоре рассказали Вере, откровение явилось и ей – скорбное, непоправимое… Вселенная умирает!.. О смерти-самоубийстве Желткова стало известно на следующее утро. А потом – последним, самым ярким лучом погасшего Солнца – послание… «На этот раз Вера Николаевна узнала почерк Желткова и с нежностью, которой сама в себе не ожидала, развернула письмо…» И только тогда мы понимаем, что любовь Желткова больше Солнца, она – Мост-через-Вечность, который лежит через два сердца, которые «были всегда, длиной в эту жизнь, чтобы научиться любви, любви и Любви 1 …Да, два сердца – эта любовь не была несчастной: «Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, на навеки»… …Когда я читал Куприна, я, если честно, не сразу ощутил дыхание Искусства… Что он – гениальный писатель, понятно сразу… Но то, что он Писатель-Пророк… Это чувствуешь только на последних нескольких страницах, когда обнаруживаешь, что бумага почему-то стала мокрой… соленой… Когда Искусство Куприна проходит через тебя, когда ты ни о чём мирском не думаешь – а просто слёзы Очищения льются из глаз, когда тебе хочется ещё и ещё раз читать слова: «Да святится имя Твоё…» Нет, не читать – дышать этими словами, ощущать их кожей… Потом хочется отождествить себя с Желтковым, почувствовать всё бесконечное счастье боли его Любви. Потом просыпается осознание мелочности собственных проблем и печалей, и ты понимаешь, что до Желткова можно расти всю жизнь – и так и не достигнуть его Самоотречения… А потом ещё с большей ясностью осознаешь, что он – это и есть ты… Нужно просто понять, во имя чего жить, и, поняв, жить этим… Жить Любовью – чтобы стать собой… Это так просто – и так сложно! Но первый шаг на этом пути к Искусству, Совершенству и Любви уже сделан. Искусство Куприна, которое он вложил в «Гранатовый браслет» в том и заключается, чтобы помочь сделать этот первый шаг…А Искусство к добру не стремится – оно и есть Добро. И Любовь. И «Мост через Вечность». 2003 г. |