Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Лайонел Тресиллиан
Объем: 5006 [ символов ]
«Искусство стремится именно к добру»…
(выпускное сочинение по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет")
 
Это великое слово – искусство! Великое тем, что, изменяясь, сохранило свою суть, осталось Искусством с большой буквы, Искусством, что зовёт за собой: «Человек! Вспомни, кто ты есть! Встряхнись, оставь за бортом своей жизни равнодушие, ненависть – живи Любовью!» Да, настоящее Искусство призывает вспомнить про Любовь, жить ею… Любовь не является искусством – она идёт с Искусством за руку, нераздельно… Об этом нам напоминает великий Мастер Слова, Служитель Любви – Александр Куприн.
Искусство его в том, что он не просто показывает историю одной любви – сначала он являет нам, как слайды, мимоходом, несколько других историй – и мы понимаем, что эти истории ни к Любви, ни к Искусству никакого отношения не имеют… Мы узнаём об этих случаях со слов генерала Аносова – и вот, что он говорит: «Один был продиктован глупостью, а другой… так, какая-то кислота – одна жалость…»
А ту Любовь, «о которой грезят женщины, и на которую больше не способны мужчины», Куприн раскрывает медленно, со скоростью аквалангиста, поднимающегося на поверхность к желанному воздуху – который, однако, может разорвать лёгкие, если подниматься слишком быстро…
Сначала об этой любви вообще не говорится ни слова – приморский курортный городок, вроде бы, не освещаемый ничем, кроме Солнца – да и оно в начале повести «отступило перед отвратительными холодами»…
Потом мы узнаём об этой Любви – как об обычной влюблённости, которую никак нельзя сравнить с Солнцем – может, со свечкою, которая светит, греет, но лишь для того, кто находится рядом с ней; и исцеляет от темноты и холода ненадолго, - а когда погасает, то становится ещё холоднее… «Ах, это – тот» - с неудовольствием подумала Вера»…
Потом Куприн устами Василия Львовича принижает эту «влюблённость» (как она пока представляется нам) – как будто свечку из церкви перенесли на именинный пирог: «Сердце Веры пронзено (вот сердце, вот стрела)».
И вот эту свечу, почему-то упрямо не желающую гаснуть, решают задуть… Тут и выясняется, что это не свеча – это Солнце, освещающее целую Вселенную - Вселенную души Георгия Желткова: Но нельзя погасить Солнце, чтоб Вселенная не умерла… «Я считаю, что не в силах разлюбить её никогда… Скажите – что бы вы сделали для того, чтобы оборвать это чувство?.. Остаётся только одно – смерть…»
…Есть люди, которые идут по жизни с высоко поднятой головой, которые радуются Солнцу, осознавая его бесконечное влияние в своей жизни – таков Желтков… А есть люди, которые и рады бы любоваться Солнцем – но суета мира подавляет их… А потом – внезапно – поднимают глаза к небу, и – наступает прозрение… Василий Львович – он именно таков. Он понимает, что «разве можно управлять таким чувством, как любовь», он чувствует, что «присутствует при какой-то громадной трагедии души»… И есть люди, которые, живя под светом Солнца, не видят его – таков Николай Николаевич. На откровение, явившееся Василию Львовичу, он отвечает с лаконичностью автоответчика: «Это декадентство».
…Когда об этом разговоре рассказали Вере, откровение явилось и ей – скорбное, непоправимое… Вселенная умирает!..
О смерти-самоубийстве Желткова стало известно на следующее утро. А потом – последним, самым ярким лучом погасшего Солнца – послание… «На этот раз Вера Николаевна узнала почерк Желткова и с нежностью, которой сама в себе не ожидала, развернула письмо…»
И только тогда мы понимаем, что любовь Желткова больше Солнца, она – Мост-через-Вечность, который лежит через два сердца, которые «были всегда, длиной в эту жизнь, чтобы научиться любви, любви и Любви 1
…Да, два сердца – эта любовь не была несчастной: «Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, на навеки»…
…Когда я читал Куприна, я, если честно, не сразу ощутил дыхание Искусства… Что он – гениальный писатель, понятно сразу… Но то, что он Писатель-Пророк… Это чувствуешь только на последних нескольких страницах, когда обнаруживаешь, что бумага почему-то стала мокрой… соленой… Когда Искусство Куприна проходит через тебя, когда ты ни о чём мирском не думаешь – а просто слёзы Очищения льются из глаз, когда тебе хочется ещё и ещё раз читать слова: «Да святится имя Твоё…» Нет, не читать – дышать этими словами, ощущать их кожей…
Потом хочется отождествить себя с Желтковым, почувствовать всё бесконечное счастье боли его Любви. Потом просыпается осознание мелочности собственных проблем и печалей, и ты понимаешь, что до Желткова можно расти всю жизнь – и так и не достигнуть его Самоотречения… А потом ещё с большей ясностью осознаешь, что он – это и есть ты… Нужно просто понять, во имя чего жить, и, поняв, жить этим… Жить Любовью – чтобы стать собой… Это так просто – и так сложно!
Но первый шаг на этом пути к Искусству, Совершенству и Любви уже сделан. Искусство Куприна, которое он вложил в «Гранатовый браслет» в том и заключается, чтобы помочь сделать этот первый шаг…А Искусство к добру не стремится – оно и есть Добро. И Любовь. И «Мост через Вечность».
2003 г.
Дата публикации: 06.12.2009 01:50
Предыдущее: Десятый снегСледующее: Мальчик и Речка

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта