Уже вечер. Закончился день трудовой. Растрачена масса энергии, и благо, если не понапрасну. Но если остатки сил ещё не покинули Титана, и в тернистых дебрях его повседневного бытия ещё мерцают угольки энергии, то, может быть, мне удастся слегка раздуть огонёк костра. Ведь этот священный огонь, ниспосланный свыше - ангел-хранитель домашнего очага нашей смятенной Души. Вечный зов Прометея (Дневник Льва Толстого за 1847 год: заметки и размышления на полях). В поисках своего духовного Эльдорадо нам всем следовало бы как можно раньше обратиться к дневникам Льва Николаевича Толстого. Быть может, тогда наши усилия в поисках Истины, своего Назначения, и Смысла жизни, не были бы столь драматичны, а их результаты так мизерны и плачевны подчас. Поразительно, как, не смотря на течение времени и поистине глобальные изменения внешних обстоятельств, остаются так узнаваемы внутренние проблемы человека и интуитивно понятно его духовное содержание. Неудачи и наивная переоценка собственных сил и возможностей, как равно и их недооценка, свойственны всем в раннем возрасте и успех в деле самовоспитания и программирования своей жизни ожидает лишь тех, кто способен критически оценить результаты своей прошлой работы и признать ошибки, а также учитывать опыт других, и уж тем более, непререкаемый авторитет Великих. Знание - Сила! И эту простую Истину, доказанную миллион раз, надо бы усваивать вместе с молоком матери. В дневниковых записях Льва Николаевича за 1847 год, в недавнем прошлом студента юридического факультета Казанского университета, рассматривается несколько проблем, актуальных, на мой взгляд, для молодого человека, активно культивирующего свою Личность, не только в наш технологический век, но и ещё на столетия вперёд. При этом я совершенно не склонен представлять философское, мировоззренческое наследие, образ мышления и методику работы над собой Льва Толстого как некое руководство, классический образец в деле духовного и нравственного самовоспитания. Нет, и не может быть теорем, constant-ов и общепринятых норм в поиске Истины. Но игнорировать опыт развития мировоззренческой мысли, практику достижения Цели, накопленную предшествующими поколениями - себе в убыток. Это значит - изобретать велосипед. Ведь мы с вами хоть и не великие, но здравомыслящие мыслители (простите за тавтологию). И не подобает нам попугайски заучивать наизусть, как дацзыбао великого кормчего, цитаты и изречения гениев, но - сам бог велел - проникнуться их глубоким содержанием и смыслом. Вот как выглядит, например, по толстовски, выстраданный в противоречиях, в неустанной борьбе с порочным самим собой поучительный опыт преодоления: «Я написал вдруг много правил и хотел им всем следовать; но силы мои были слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое тогда только, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее №1. Исполняй всё то, что ты определил быть исполнену.» (18 апреля 1847 г.) Это всё то же самое, что сказать: "Не ставь перед собой непосильных задач, всегда начинай с малого, не распыляйся, будь последовательным, но твёрдым". Казалось бы, простые истины. Но одно дело, когда об этом говорит какой-то Отшельник, и совсем другое - Гигант, показавший на примере собственной жизни безграничные возможности Человека. Свод правил и норм поведения, выработанный им для себя в этот же период (март - май 1847 г.) и выделенный в дневнике отдельной записью было бы полезно взять за основу каждому в самом начале жизненного пути, когда ещё не остыли внутренние порывы к самосовершенствованию и благородным устремлениям Души. Не всё здесь безусловно и приемлемо каждому - Толстой не ангел, не святой - но его восхождение на Олимп, пример делания Себя, духовного роста, постановки и достижения целей - неоценимый вклад в наше общее достояние, и им грех не воспользоваться. Не должны же мы вечно, как неразумные дети, ценою проб и ошибок, а часто и собственной жизни, идти в слепую, игнорируя в своём заскорузлом невежестве всё то богатство, что даётся нам даром, только возьми, только оторви себя от насиженного проёма в диване. «...какая цель жизни человека? ...цель жизни человека есть всевозможное способствование к всестороннему развитию всего существующего. ...Я бы был несчастливейший из людей, ежели бы я не нашел цели для моей жизни - цели общей и полезной, полезной потому, что бессмертная душа, развившись, естественно перейдет в существо высшее и соответствующее ей. Теперь же жизнь моя будет вся стремлением деятельным и постоянным к этой одной цели». (17 апреля 1847 г.) Но… жизнь прожить - не поле перейти. Мы все - аргонавты в своём безграничном желании найти Золотое Руно. Насколько же каждый из нас готов не в розовых очках самообмана, а в реальной действительности пройти через огонь, воду и медные трубы к своей заветной мечте? Читая ранний дневник Толстого, мы начинаем осознавать, что фундамент, духовный столп будущего романа "Война и мир", вошедшего в Золотой Фонд мировой литературы, закладывался уже здесь: на полях и страницах многострадальных тетрадок - этом тайном оружии Разума в борьбе с всесильным невежеством. "Легче написать десять томов философии, чем приложить какое-нибудь одно начало к практике". (17 марта 1847 г.) О какой практике идёт речь? Очевидно, о практике формирования Личности, целеполагания, нравственного самовоспитания и духовного роста, которыми неизбежно озадачивается всякий молодой человек, начинающий осознавать своё Предназначение и место в этом большом бушующем, неизведанном мире, всякая зарождающаяся Душа, претендующая на Величие и бессмертие. Это практика становления и развития Личности, развития, как Смысла жизни, о чем будущий гений начинает говорить уже несколько дней спустя: "Я никогда не имел дневника, потому что не видал никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития». (7 апреля 1847 г.) Таким образом мы вдруг обнаруживаем, что дневник ведь не самоцель, а средство достижения цели. Это сама методика, система организации жизни, организации правильной, обоснованной, соответствующей избранным ценностям и духовным потребностям человека. А уж как это актуально: остаться самим собой, сохранить верность благородным юношеским порывам, как трудно бороться с пороками в агрессивной среде безразличия и цинизма... "Ах, трудно человеку развить из самого себя хорошее под влиянием одного только дурного. Пускай не было бы хорошего влияния, но не было бы и дурного, и тогда бы в каждом существе дух взял бы верх над материей…» (14 июня 1847 г.) Ощущение этого противостояния, этой извечной непримиримой борьбы света и тьмы, добра и зла, вечного и преходящего, жизни и небытия - как в капле живой воды отражалось в его дневнике, хранящем свет и голос формирующейся Души. Этот внутренний голос, вечный зов своего Прометея, услышать бы нам своевременно… |