В один из вечеров поздней осени, когда легкий морозец напоминает о скорой зиме, а потрескивание дров в камине располагает к приятной беседе, в литературную гостиную «Зеленая лампа» заглянула на огонек давно желанная гостья. Старожилы хорошо ее знают, тем более что весною у нее был бенефис. Но я хочу рассказать об этой женщине, прежде всего, новым авторам нашего портала. Итак, сегодня гостьей «Зеленой лампы» стала Председатель Судейской коллегии, обладательница Мантии Литературного судьи 3 категории, Кавалер Почетного Знака «За верность» Ольга Грушевская. Сударушка: Здравствуйте, Ольга. Начинать знакомство принято, назвав имя, фамилию… я вас представила нашим читателям. Прошу вас продолжить, скажите несколько слов о себе. Ольга: Сухие анкетные данные говорят о том, что я родилась в Москве, в типичной семье физиков-лириков 60х годов: папа - ученый-математик, мама – в международной работе. Я окончила школу в районе «Аэропорт», затем английский ф-т МГПУ им. В.И.Ленина – волшебные годы студенческого братства, неосознанного счастья от собственной молодости. Друзья, экзамены, капустники, первая любовь... После института меня, как и всех, направили по распределению в школу - преподавателем иностранных языков (ввиду нехватки кадров нагрузили тогда сразу и английским и немецким). Затем я уехала с мужем в Мозамбик, где два года работала в корпункте «Известия». Корреспонденту «Известий» тогда срочно требовался помощник и переводчик, и я предложила свои услуги – молодая, активная, трудолюбивая и совершенно нетребовательная – главное тогда для меня было: хоть чем-то заниматься полезным. Именно в Африке я и приобрела свой первый жизненный и рабочий опыт. В общем, вернулась в Москву я уже совсем другой. А дальше… что дальше? Дальше началась обычная московская жизнь – работа, семья, рождение сына, перестройка и все сложности с ней связанные, потом - второе образование в области психологии управления и… множество разных событий. Как у всех, впрочем. Сударушка: Что же сегодня включает в себя «обычная московская жизнь»? Ольга: Живу по-прежнему в Москве, в Центре, живу, дышу, пишу, люблю… Работаю в серьезной консалтинговой компании и работа моя не связана с «писательством» или чем-то с ним смежным. Я – типичный офисный работник, административный руководитель, имеющий каждый день дело с множеством бумаг, телефонных звонков, организацией официальных мероприятий и встреч с «прессой» и прочей рутиной. Но моя работа - моя внешняя сторона, моя оболочка, требующая соблюдать правила ролевых, как это модно говорить, игр, моя деятельность - это мои умения и навыки, мой опыт, которые, успешно накопив, реализую в повседневной жизни. Но самое главное, говоря о работе (о любой работе), важно сказать не столько что ты делаешь, сколько - как ты это делаешь (такие прописные истины познаются лишь со временем). Так вот, я работаю с удовольствием, и хожу на работу с удовольствием, а это очень много. Сударушка: Это так редко приходится нынче услышать – о работе, как о радости. А чем увлекаетесь? Ольга: Кроме литературы, увлекаюсь психологией, кинематографией. Сударушка: Все это довольно спокойные увлечения, а как же спорт? Ольга: Спортивна ли я? Специально никогда не занималась спортом, но в юности, да и потом всегда ходила на каток. Могу присоединиться к друзьям в прогулке на лыжах по зимнему лесу. Одно время активно занималась популярной когда-то аэробикой и шейпингом, а теперь увлеклась восточными танцами, занимаюсь уже три года. Сударушка: Прекрасно! Ольга, однажды моя знакомая сказала мне «Ничто и никто так не помогает отдохнуть душой, как мой любимый кот, возьмешь его на руки, послушает мурлыканье и… проблемы уходят на второй план».. Я согласна с этим высказыванием, действительно общение с домашними любимцами делает нас добрее, умиротвореннее. А у вас есть в доме животные? Ольга: Я выросла среди утят-цыплят-щенят-котят – летом на даче во Внуково их всегда было множество. «На даче всегда жили кошки, собаки, черепахи, ежи, птицы, а также дети и взрослые. Кошки плодились, однако, никого не топили, все имели право на жизнь, и котята, обласканные и затисканные детьми, всегда самостоятельно исчезали в пространстве. Кошки тогда тоскливо мяукали и начинали заботливо переключать свой материнский инстинкт, ежедневно принося детям к завтраку мышей и кротов. Собаки породистые, купленные хозяевами за приличные деньги, постепенно скрещивались с приблудными и давали приплод, который тоже имел право на существование. Черепахи в конце лета обычно уползали и терялись в траве, зато их находили весной, в мае. Они, нарушая все законы своего вида, почему-то пробуждались и продолжали жить со всеми. Ежи прибегали вечерами, сопя носом, пить молоко и таскать хлеб, птицы дружили с белками, и все их кормили» (отрывок из повести «Дети»). Всегда любила больших сильных собак – ротвейлеров, лабрадоров, стаффордов, но держать таких животных в московской квартире – нелепо, поэтому… сначала у нас жил дворовый кот Симба, который постепенно, взрослея, превратился в домашнюю черную «пантеру», а после его смерти, появился кот Або, чудное создание цвета горького шоколада, ориентал из породы сиамов. Сударушка: Ольга, что в вашей жизни музыка? Помощник в творчестве, в отдыхе? В детстве мой старенький учитель музыкальной грамоты любил повторять – «Скажи мне, какую музыку ты слушаешь, и я скажу, что ты из себя представляешь, как человек». А какую музыку вы, Ольга, любите? Ольга: Я люблю музыку разную. Слушаю много – она у нас в доме постоянно звучит: фоном ли, для души – по всякому. От Вертинского и Зины Павловой до Чака Берри. От Бутусовской «Прощай, Америка» до «Танца рыцарей» Прокофьева. Юность прошла под Beatles, Rolling-n-Stones, Led Zeppelin, Хендрикса, Дженис Джоплин, Дио – всех не перечислить, но тот, кто знает этих людей, тот меня поймет. Позже стала слушать Dire Strites, Sting. Еще позже стал нравиться Челентано и Сезария Эвора. Сегодня мне нравится Нора Джонс, дочь известного ситариста и знаменитого индийского музыканта Рави Шанкара. У нее замечательный вокал, прекрасный соул. Очень люблю грузинское пение, многоголосье. А вообще с возрастом я пришла к классике, как в литературе, так и в музыке – круг замкнулся. Поскольку я человек эмоциональный и склада романтического, то, конечно, музыка на меня очень сильно влияет – не могу сказать, что оказывает влияние на вдохновение, но в быту, да и просто в жизни – точно. Например, такая простая вещь, как уборка дома проходит только под Элвиса (Престли), для машины у меня тоже своя музыка, могу заплакать, слушая Сару Брайтман, а вот танцевать могу подо что угодно – главное, чтобы зацепило. Сударушка: Столь разносторонние музыкальные пристрастия могут сказать о вас лишь, что вы очень творческий человек. Не так давно мне пришлось побывать в гостях у писателя, охотника Сергея Малашко, угостившего меня собственноручно им приготовленным гусем с брусникой. Чем вы угощаете своих гостей? Любите ли вы готовить? Ольга: Готовить люблю и делаю это с удовольствием. Торты и пироги, правда, не пеку. Вообще дом у меня «мясной», поэтому у нас все больше вариации на эту тему – печеная телятина с курагой и черносливом, обжаренные классические свиные отбивные, тушенная индейка в овощах, сациви. Сейчас осенью очень люблю делать сатте, а вот сын мой любит домашнюю пиццу. Рыбу тоже готовим, но не часто – как-то она у нас дома не очень популярна. Сударушка: Остается только по-доброму позавидовать вашим гостям и домашним. Но вернемся к литературе, ведь наша гостиная все-таки – литературная. Как вы пришли в литературу? Каким было ваше первое произведение и какова его судьба? Ольга: Первое «произведение» было написано в 18 лет. Называлось «Зеркало». Спустя лет двадцать, чуть больше, я его нашла у себя в бумагах, не сильно подправила и… разместила на своей странице на ЧХА. А потом, в 2006 г., этот рассказ вошел в сборник рассказов «Лента Мебиуса». Сударушка: Какое произведение, прочитанное в детстве произвело на вас сильное впечатление, встречали ли вы сейчас подобное? Кто ваши литературные кумиры? Ольга: Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес». Да, произведения Павича близки по стилистике (хотя кому-то это может показаться странным), а еще неотредактированные сценарии Ренаты Литвиновой, в частности, «Страна глухих». А кумиры… Из русской литературы - Федор Михайлович. Из западной 20 века – Фолкнер, Хемингуэй, Андрэ Моруа, и, безусловно, Габриель Гарсия Маркес, Павич. Сударушка: Не однажды в беседах со мной авторы называли свои произведения – «дети», кто из «ваших детей» дался большим трудом, чем все остальные. Ольга: «Лента Мебиуса», это естественно: сложная композиция, смешение реального и ирреального, противоречивые образы. Да и сама тема… - как найти в себе силы жить после смерти любимого человека, да и вообще – что есть жизнь, как научиться ценить то, что имеешь – не простая и спорная. У всех ведь разные точки отсчета. Не все восприняли эту повесть однозначно, кому-то она показалась сложной для восприятия, кому-то - излишне откровенной. Но она была «прожита» и выстрадана, потому и ценна для меня. Сударушка: А ваше любимое произведение? Ольга: «Дети». Я его вижу как сценарий, где на роль главной героини Эммы я бы пригласила Ренату Литвинову. О, какое самомнение, да? Шучу, конечно, но… я это так вижу. Из последних работ – «В это лето мне дарили ирисы», но… работа на портале требует массу времени и сил, поэтому пишу сейчас мало, хотя много мыслей и незавершенных работ. Сударушка: Ольга, я всех моих гостей прошу написать экспромт. Как вы к ним относитесь? Можете написать сейчас экспромт о любимом времени года? Ольга: Любимое время года – исключительно лето! И только лето. И была бы моя воля, переехала бы жить туда, где все-время тепло и светит солнце, где нежно о берег плещется море, и где линия горизонта между землей и небом – лишь очередная условность, придуманная людьми. Экспромт? О лете? Сейчас…очень сложно из ноября быстро перенестись в лето. Хорошо, не судите строго: Легкомысленной яркой бабочкой влетело лето в мое окно и раскинуло веером незамысловатый пасьянс из трех красных карт: июнь-июль-август – выбирай любую, загадывай желание, вдруг исполнится? Нет, не отмахивайся, пряча улыбку в глубине серо-зеленых серьезных глаз – счастье и любовь кратковременны, как летнее звонкоголосое многоцветие, насладись ими полностью. Только лето поможет снять все одежды-маски – коконы одиночества, только летом ты вдруг почувствуешь себя по-детски открытым-искреним, станешь самим собой. Видишь? Юная дева Июнь несет предвкушение чуда и ожидание росистой нежности. Проказник Июль, восторженный, покажет тебе все прелести бытия и уголки чувственности, наполнив сердце волнующим ветром с морей и солнцем – ярким до бесцветности. Задумчивый Август, спешащий к шкатулке с багряными драгоценностями, научит ценить минуты, обремененные памятью, прислушиваться к дождливому шепоту и не задавать вопросов: ответы сами придут потом, осенью. И так далее. Сударушка: Спасибо… Словно в лете побывали. Экспромт для нас – это задание, своего рода «заказ». Как вы думаете, должен ли автор (поэт, прозаик), писать «по заказу», «по заданию», должен ли он «тренировать» свое мастерство? Ольга: Если по заказу получается писать хорошо – стилистически, композиционно, не избито, преподнося мысль свою под новым оригинальным углом зрения, то почему же нет? У меня так не получается, я не умею писать на заказ, о чем очень даже сожалею. А потом… если опустить романтику и высшие материи, то скажу и так: если «заказ» - единственный способ заработка и издательство платит неплохие деньги, то почему бы не писать на «заказ». Главное, чтобы потом за это не было стыдно. Любой продукт, даже чисто коммерческий, должен быть сделан качественно. Сударушка: Что дает автору участие в конкурсах? Ольга: Практику и возможность поучиться, послушать отзывы о работе (если повезет), сравнить свой уровень с другими. Сударушка: А можно сказать так – участие в конкурса помогает автору творчески расти? Ольга: Творческий рост? Сложно сказать, поскольку чаще всего авторы размещают свои уже "старые" работы, а те рекомендации, которые дают обозреватели, может быть (в лучшем случае), будут отражены в работах будущих. Но в дискуссиях после конкурсов чувствуется, что многие авторы, действительно, прислушиваются к советам. Особенно в режиме частной переписки - кто-то просит отрецензировать работу. Здесь, если автор адекватный и не боится критики, прогресс заметный. Есть примеры, но фамилии называть не буду. Что касается больших конкурсов и блицев. Я не работаю в блицах, все больше жюрю большие конкурсы - так получилось, поэтому сложно сравнивать, да и принципы оценки - точки отсчета - будут несколько иные. Сударушка: Ольга, за всю свою творческую жизнь вы получили множество откликов на свои произведения. Можете назвать самый неожиданный для вас? Ольга: Это был самый первый отзыв на Портале ЧХА - отзыв Юлии Добровольской, за что я ей бесконечно благодарна, и звучал он так: «Заппу (в рассказе «Скольжение» я упоминаю Фрэнка Заппу) я не поставила, но закурила... и подумала: во сколько же я сегодня лягу, если сейчас 2:43, а впереди ещё четыре вещи?..» Сударушка: Скажите, Ольга а есть у вас нелюбимый литературный жанр? Ольга: Да, современный дамский роман. Только не надо путать с классическим английским дамским романом, в основе которого стоят три культовые фигуры: Джейн Остин, которая в своем романе «Гордость и предубеждение» создала модель, определившую развитие жанра на два столетия вперед, сестры Бронте, а точнее Шарлотта Бронте, роман «Джен Эйр», и Анна Радклиф (готический роман). Они были родоначальницами этого жанра, который предполагал, как и любой другой жанр, соблюдение определенных канонов в создании образов, сюжета и пр. Однако сегодня дамский роман скатился на чисто бытовой коммерческий уровень с ничтожными темами, раздутыми до небес нелепыми проблемами, узостью взглядов и приземленными ценностями. Сегодня, несмотря на то, что я сама пописываю, женщин-авторов я не очень люблю: я не много встречала умных и непредвзятых женщин-писательниц. Могу назвать лишь Агату Кристи, Айрис Мердок, Улицкую, Рубину – авторы несопоставимые и странно смотрящиеся в одном ряду через запятую, но каждая - гигант в своем жанре, еще пару-тройку можно найти и все, но, наверное, они где-то есть и мне просто не повезло их встретить. А еще мне не нравится то, что сегодня называется – ироничный детектив. А если совсем честно, мне не нравится и современный жанр «российского сериала», который заполнил все прилавки магазинов и книжных лавок, и телевизионные программы. Надо же…как-то много мне не нравится, получается. Сударушка: Спасибо большое, Ольга за встречу и в заключении беседы - Ваши пожелания начинающим авторам, критикам, коллегам по порталу. Ольга: Повторю здесь то, что писала где-то в своих комментах на портале. Наш Портал – сообщество единомышленников, любящих литературу и готовых творить. Мы - добрые жители Планеты Рать, стремящиеся к писательскому совершенству и помогающие друг другу в этом направлении, как умеем и можем. Но при этом ЧХА - это портал не профессиональных литераторов (хотя они, конечно, приветствуются!), а людей, которые увлечены литературой, т.е. любителей, которые себя пробуют в прозе и поэзии, которые в ходе общения и обсуждения могут подсказать друг другу, как усовершенствовать свои работы. Поэтому давайте не делать серьезных лиц, напускать важности и изображать из себя крутых литераторов или непонятых гениев - наш портал все-таки "игра" - в самом добром и самом хорошем смысле этого слова. Потому предлагаю относиться ко всему здесь происходящему с некоторой долей УЛЫБКИ, помните Барона Мюнхгаузена? - "Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Я понял, в чём ваша беда - вы слишком серьёзны. Серьезное лицо еще не признак ума, все глупости на земле делаются именно с таким выражением". Всем чудесного дня! Сударушка Напомню нашим читателям – моей гостей была Председатель Судейской коллегии портала Ольга Грушевская. Желающих продолжить с ней знакомство приглашаю на ее страничку: |