(интервью даёт журналист) Ольга Кучкина - известный журналист,обозреватель "Комсомолки",поэт,драматург,прозаик. Дочь учёного-историка,академика Андрея Павловича Кучкина.Читательскую известность получила с 1960-х,посвятив себя творчеству "шестидесятников" в искусстве. В 1995-1999 вела пограмму "Время"Ч"с Ольгой Кучкиной" на канале НТВ.Член Союза писателей СССР,член Московской писательской организации.Академик РАЕН.Автор ряда сборников пьес,стихов,прозы и т.д. Всегда мечтала познакомиться с этой обаятельной женщиной и вот я в гостях у Ольги Андреевны.Живёт она в Москве,на Кудринской площади,в красивом высотном здании.О похожем доме мечтала когда-то героиня Ирины Муравьёвой из фильма "Москва слезам не верит". На стенах её кабинета - коллекция картин,которые,как выяснилось,являются подарками друзей. - Первый вопрос традиционный - когда вы начали писать? - Довольно рано.В детстве писала сказки,вела дневники.В 4-м классе даже решила написать учебник по географии.И хотя мой учебник состоял всего лишь из переписанных где-то текстов,я очень им гордилась..Среднюю школу закончила с золотой медалью.После того,как получила аттестат,подала документы на факультет журналистики МГУ. - Призвание? - Я бы этого не сказала.Честно говоря,я хотела поступать на филологический факультет.Но на "журналистике" очередь для сдачи документов оказалась гораздо короче,а мне не хотелось ждать. - Так вот,оказывается,от чего иногда зависит получение профессии. - Вовсе не считаю,что профессия человека обязательно зависит от его диплома. Вы,наверно,и сами знаете немало хороших журналистов,которые заканчивали совсем другие учебные заведения.Дело,как говорится,в призвании.Хотя всё же лучше,конечно,журналистике,как и любому серьёзному делу,учиться профессионально. - Мало кто не читал ваши увлекательные статьи в "Комсомольской правде".Но ведь вы ещё и прекрасный драматург.А с чего началось ваше занятие драматургией? - Как вы знаете,Алексей Арбузов открыл свою студию молодых драматургов,где в своё время стала заниматься и я.Среди моих друзей и знакомых немало "пишущих".И,надо сказать,что почти все вначале писали стихи,а потом прозу. У меня же получилось с точностью "наоборот".Вначале я стала писать пьесы,потом прозу и лишь затем стихи. - Проявляют ли интерес к вашим пьесам? - За границей довольно часто ставят одну из моих пьес - "Иосиф и Надежда,или Кремлёвский театр".В ней рассказывается об истории трагической любви Сталина и его жены Надежды Аллилуевой,и о её самоубийстве. Эта пьеса прошла в Англии,Франции,Финляндии,Японии,Швеции и других странах. - Вероятно,вам было интересно присутствовать на их постановках? - К сожалению,мне довелось побывать только на постановках в Англии и Франции. В Англии роль Надежды Аллилуевой сыграла совсем молоденькая и не очень опытная актриса. Но я,честно говоря,была просто поражена,как эта девушка оказалась такой "русской" по натуре,и как она всё тонко почувствовала в образе своей такой непростой героини.Думаю,что то талант,и эту актрису ожидает большое будущее.. Во французской постановке роль Сталина сыграл знаменитый в их стране актёр театра и кино Жан-Пьер Кальфон. И хотя актёр даже внешне похож на Сталина,его игра мне не очень понравилась,слишком много "штампов". Однако,всё равно было интересно.. Из Японии мне сообщили,что эта пьеса имела у них очень большой успех. Для "Иосифа и Надежды" даже было сделано исключение,её ставили в течении двух сезонов (по японским правилам заграничная пьеса не должна идти больше одного сезона).Кстати,вы спрашивали о плакате на двери,это как раз японская афиша этой пьесы... - В Великом Новгороде когда-то с большим успехом шла ваша пьеса "Страсти по Варваре". - Я слышала об этом, она ставилась и в других российских городах. В Москве она шла в театре-студии Олега Табакова.Мне хотелось бы отметить тот факт,что в то время,когда особенно активно ставили эту пьесу,умер мой муж. Фамилия его была Павлов, и я в честь памяти любимого мужа решила взять его фамилию. Однако,произошла путаница, и половина театральных афиш вышла под фамилией Павлова, а половина - под фамилией Кучкина. В конце концов,я вернулась к своей "отцовской" фамилии. - А когда вы пришли к поэзии? - После смерти мужа я была полностью опустошена. И в это время как-то неожиданно стали "писаться" стихи. Мне словно бы открылся неведомый доселе источник. Думаю,что этим я только и спаслась. С разницей в восемь лет вышли два сборника - "Сообщающий сосуд" и "Итальянская бабочка", а через три года - сборник "Високосный век". Мои друзья и знакомые говорили,что по ним ощущается,какие разительные перемены во мне произошли. Моя близкая подруга и замечательный поэт Юнна Мориц говорила,что поэзия пробудила во мне совершенно новые качества. - Когда-то я присутствовала на вашем мастер-классе в Институте журналистике и литературного тврчества. Надо сказать,незабываемое впечатление. - Да,считаю,что журналисты ничего не должны бояться. В журналистике не должно быть запретных тем. - А в жизни? - Тоже,только при условии полной ответственности за всё,что говоришь и делаешь. Все знают первые слова из монолога Гамлета:"Быть или не быть?Вот в чём вопрос". А окончание знают немногие:"Так трусами нас делают раздумья.И так решимости природный цвет хиреет под налётом мысли бледной.." В жизни для перехода от мысли к действию,для движения нужны лидеры. Нужны выделяющиеся люди,этакие "белые вороны". Вы вот,наверно,и не помните,как в школу не пускали без определённой стрижки.Так вот,мы жили в типовой системе,которая рождала типовое мышление.Для творческого образования это просто гибель.Ведь талант не всегда удобен,особенно молодой.Ему надо дать свободу.Но при этом,хотим мы или нет,могут быть ущемлены интересы большинства.Просто маленькие птички летают стаями, а орлы в одиночку.А у нас в стране занимались тем,что отстреливали орлов,или загоняли их в стаи.И надо сказать,преуспели.Тараканы живут,а динозавров нет. - Ольга Андреевна, я помню,какой увлекательной была ваша телевизионная программа "Время"Ч" с Ольгой Кучкиной". - Эту программу я вела несколько лет.За это время в ней приняли участие более ста собеседников.И беседы наши касались очень важных для всех людей во все времена тем.В издательстве "Вагриус" вышла моя книга "Время Ч.Пятьдесят и одно интервью",в которой как раз собраны наиболее интересные беседы из этих передач.. - Говорят,что вы заядлая автомобилистка? - Не знаю, можно ли назвать меня словом "заядлая". Машину вожу давно,думаю,что с ней в моей жизни можно решить гораздо больше проблем,чем без неё.Но быстрой езды не люблю.Считаю,что быстро ездить может и глупец. А грамотно, уважая других,надо действительно уметь. - Была ли в вашей жизни любимая книга - образец подражания в литературе? - Одной такой книги не было.У меня есть любимые авторы - Пушкин,Лермонтов,Чехов,Пастернак,Мандельшта м,которых я всегда читаю с удовольствием.Был выпущен мой двухтомник под названием "Любимые лица России",специально для "семейного чтения". В первый том вошёл "золотой век", во второй - "век серебряный",переходящий в "железный".И в этих томах сорок маленьких,как "свёрнутый роман"(я нашла такую форму),жизнеописаний моих любимых авторов.Кроме того,это ещё и хрестоматия.Двухтомник понравился и детям,и родителям,и учителям и довольно быстро исчез с прилавка... - Ещё мне хотелось спросить, в вашей насыщенной жизни остаётся ли время для домашних дел? - Мы с моим вторым мужем (он историк)живём отдельно,естественно,мне,как и каждой женщине приходится заниматься доашним хозяйством.У дочери своя семья, у меня и внучка уже взрослая.Кроме того,у нас довольно большая дача, и когда наступает сезон,проблем бывает достаточно.. - Что для вас важнее - красота внешняя или внутренняя? - Интереснее всегда,когда "два в одном". Но до внутренней красоты сложнее добраться.Я думаю,если человек гармоничен,эти две стороны взаимосвязаны. |