Что для людей моего поколения Гражданская война? Почти тоже, что троянская. Нечто далекое и совершенно легендарное. Ее прочно заслонила другая большая война, которую мы с детства привыкли считать главной и последней, о которой нам много рассказывали ее непосредственные участники. Многие ли из нас слышали рассказы участников Гражданской? А между тем она не так уж далека, просто товарищ Сталин изрядно потрудился на своем веку, уничтожая живых свидетелей и участников. А потом прошлась по выжившим еще и главная, последняя война. И осталась лишь официальная легенда, воплощенная в бойких фильмах типа пресловутого «Чапаева» или «Неуловимых мстителей», в которой лихая красная конница машет шашками на всем скаку. И картинка эта так далека от наших представлений о войне современной, что невозможно поверить, в тот простой факт, что участниками и современниками этих событий были зачастую наши близкие родственники, а вовсе не далекие предки. Правда картинка порой изрядно врет… Про героя этого очерка я в первый раз услышал от своей жены. Как- то, между прочим, она упомянула, что брат ее отца (к тому времени уже покойного) давно, еще до войны эмигрировал в Америку. Поначалу я только вяло удивился: как же это могло быть - эмигрировать до войны из СССР, когда все границы были на замке, а в стране неистово ловили шпионов по большей части мнимых? Однако удовлетворить мое праздное любопытство она не могла, и только сообщила, что из Америки было получено от него письмо с фотографиями, на которых он с женой и двумя маленькими детьми. В письме же было написано, что все у него хорошо, но писать больше не будет, дабы не компрометировать брата. История показалась мне загадочной, в том числе и потому, что жена моя практически ничего не знала о судьбе родного дяди. Кем он был? Почему и когда уехал из страны, и как ему это удалось? В новейшее время люди удивительно быстро теряют сведения о членах своего рода. «Распалась связь времен»… Впрочем, в СССР для этого были созданы особые условия. Некоторое время спустя, в минуту досуга (т.е. праздного брожения по Интернету) я вспомнил про загадочного дядю и без каких-либо надежд на успех набрал в поисковике его фамилию. Благо он был не Иванов, а Бабаненко – прямо скажем, фамилия не слишком распространенная. Результат оказался не богатым, но неожиданно обнадеживающим. Среди нескольких ссылок очевидно не имеющих отношения к делу, оказалась одна на аннотацию к книге В.Н.Чувакова «Незабытые могилы». В этой аннотации (совсем маленькой!) совершенно случайно и вскользь упоминался «военно-морской летчик П.Ф.Бабаненко», а сама книга представляла собой собрание зарубежных некрологов русских эмигрантов. - Не твой ли это дядя? – спросил я у жены. - Похоже… - ответила она. – Говорили, что, вроде, он был летчиком, и, главное, отчество – Федорович. Кажется, его звали Петр. «Вот это да! - подумал я, совершенно очарованный. – Летчик Первой Мировой (я, ведь, из поколения, в котором все мальчишки еще хотели стать летчиками, по крайней мере лет до десяти), да еще эмигрант первой волны, офицер русской армии, можно сказать, булгаковский герой!» - и отправил жену в библиотеку за копией из книги Чувакова. Через несколько дней я держал в руках листок, на котором присутствовал следующий текст: «Бабаненко Петр Федорович поручик, военно-морской летчик. Умер 2 ноября 1961 года, похоронен на Лонг- Айленде ». Не богато, но – кое-что! Воодушевленный, я продолжил поиски. Теперь набрал в поисковике фамилию моего героя в латинской транскрипции в расчете на американские источники. Результат содержал одну единственную ссылку, после изучения которой, стало понятно, что речь идет о записи регистрации брака. Правда сама запись не была доступна. Ссылка указывала только на регистрационный номер, в каком-то американском архиве. Там же предлагалось получить за умеренную плату копию записи, но оплачивать эту услугу надо было исключительно через американский банк… Проблема. В каталоге для каждой записи стоял год ее оформления, т.е. год регистрации брака. Запись Петра Бабаненко датирована 1929-ым годом. На этом изыскания застопорились. Я перепробовал все известные мне поисковики, но никаких дополнительных ссылок не нашел. Полученные скудные сведения порождали целый сонм вопросов. Какого он года рождения? Если его брат - отец моей жены - родился в 1912-ом, то Петр Федорович должен быть существенно старше, лет на 15, как минимум. Как он приобрел такую редкую в то время, как мне казалось, военную профессию и где учился? Где воевал (и воевал ли) в первую Мировую и в Гражданскую? Как и когда эмигрировал? Чем он занимался в Америке, и остались ли там родственники? Перебирая в уме эти вопросы, я вдруг остановился на последнем из них. Родственники в США! Вот, что надо попробовать! Найти сайт соответствующего профиля оказалось не сложно, а дальше по ссылкам я оказался на другом сайте, который предлагал за умеренную плату услугу по сбору и систематизации информации о предках, осевших в США. Простейшие поисковые операции в архиве документов были бесплатными, чем я и воспользовался. К моему удивлению поисковая система этого сайта по фамилии Babanenko выдала мне, аж, три документа. Почему их не находили внешние поисковики? Да, просто все документы на тот момент были в графическом формате – цифровые фотокопии бумажных оригиналов, а внутренняя поисковая система работала, очевидно, по собственному текстовому файлу каталога, недоступному извне. Позже появились и текстовые версии этих документов и сегодня внешние поисковики их находят. Итак, изучаю полученные бумаги. С некоторым трудом соображаю, что тут фотография регистрационной записи заявления о натурализации и два списка иностранных пассажиров, прибывших некогда в порт Нью- Йорка. Списки эти оформлялись для представления в порту властям США. Первый из них, помеченный десятыми числами декабря (вторая цифра даты смазана, может быть 3,2,8) 1922 года, принадлежал судну «Канада», которое шло из Константинополя в Нью-Йорк. Под номером 18 в нем фигурирует Петр Бабаненко. Впрочем, строчка эта сплошь зачеркнута на пишущей машинке символами «х» и прочитать ее нельзя, зато внизу есть пометка « 18 не едет: Babanenko Pierre». Французская транскрипция имени немного озадачивала, но, почему бы и нет? Значит, он был в Константинополе в конце 1922 года после эвакуации армии Врангеля из Крыма и пытался уехать в Нью-Йорк, но почему-то не уехал. Так, как и когда он все-таки попал в Америку? На этот вопрос дал ответ второй список. Он имел дату 20 октября 1923 года (дата прибытия судна) и принадлежал пароходу «Суффрен» вышедшему из Гавра (Франция). В нем Babanenko Pierre обнаружился в строке под номером 9. В ней же читаем: «занятие – авиатор, возраст - 29, гражданство – русский, национальность – русский». Еще не вполне понятная графа 11, разделенная на два столбца «страна» и «город», в которых указано, соответственно, «Франция», «Париж». Далее в столбце «имя и полный адрес ближайшего родственника или знакомого в стране, откуда прибыл иммигрант» - «отец, Бабаненко в Белозерске, Россия». Да, в Белозерске до сих пор живут двоюродные родственники моей жены. Не может быть никаких сомнений – это тот самый Бабаненко Петр Федорович, родной дядя моей жены, военно-морской летчик, эмигрировавший в США. А родился он, стало быть, в 1894 или в конце 1893 года. Ну, что же! На часть вопросов ответы найдены, но многое еще не ясно. Где он учился? Интриговало определение «военно- морской летчик». Были ли летные школы морской авиации в то время? Казалось, что нет. По моим представлениям в то время в России и авиации-то толком не было, а говорить о какой-то ее дифференциации и подавно не приходилось. Я знал понаслышке о двух летных училищах того времени – Гатчинском (Петроградском) и Качинском (Севастопольском). На сайте Качинского училища обнаружился полный список выпускников по годам, начиная с первого выпуска (кажется 1911 года). Увы! Бабаненко в нем не было. Надо было еще проверить Гатчинское, но прежде, чем сделать это, однажды, после перерыва в несколько месяцев, я без всякой надежды в сотый раз набрал в поисковике «Babanenko» и получил новую ссылку. По ней открылся pdf-документ. Некоторое время потребовалось, чтобы понять, что передо мной. Мелким шрифтом в два столбца список фамилий (все больше английских и немецких) с какими-то цифрами напротив каждой, среди них Babanenko. Манипулируя с адресом, высветившимся в адресном окне броузера, я добрался до главной страницы. Это оказался сайт английского военно-исторического журнала «Крест и кокарда», полностью посвященного военной авиации времен Первой Мировой. Сам журнал, впрочем, на сайте доступен не был. Там присутствовало только оглавление по томам и номерам. Журнал предлагалось покупать с оплатой он-лайн и доставкой по почте. Список, который первоначально открылся по ссылке, оказался именным указателем, а цифры в нем обозначали номер тома и страницы, где упоминалось соответствующее имя. С его помощью я определил интересующий меня номер и тут же заказал и оплатил его. Денежки (весьма умеренные, кстати) со свистом уехали с моей банковской карточки в туманный Альбион, а я стал ждать, подавляя нетерпение и стараясь не распалять себя излишними надеждами. И вот, недели через три в почтовом ящике обнаружилась маленькая бандеролька из Англии. Внутри – компак-диск с pdf-версией журнала. Начинаю искать нужную страницу и не нахожу… Понимаю, что из-за сложной организации журнала, я заказал не тот номер. Несколько номеров образуют том, а нумерация страниц сквозная в пределах тома… Зато в этом номере есть статья о военно- воздушных силах Красной армии в период Гражданской войны, из которой узнаю, что авиация в то время была не в таком уж зачаточном состоянии. Россия к 1917-ому году располагала примерно тысячью боевых самолетов. Другое дело, что к моменту создания Красной армии две трети из них были технически неисправны, а ремонтировать их было, по большей части, некому и нечем, также, как, впрочем, и летать на них. Оставалось скакать на коне и махать шашкой… Однако вернемся к главной теме. Пришлось сделать новый заказ и подождать еще пару недель. Наконец, нужный номер у меня в руках. Открываю статью Марка Джорджа (название и автора я уже знаю по оглавлению на сайте) «Война с Советами. RAF на севере России 1918 – 1919». RAF – это Королевские Военно-Воздушные Силы Великобритании. Причем тут Бабаненко? Пока не понимаю. Статья снабжена большим количеством фотографий того времени весьма приличного качества. По мере чтения выясняю, что после высадки в Архангельске англичан 1 августа 1918 года на острове Бакарица в устье Двины напротив Архангельска был развернут главный аэродром, где базировались самолеты RAF и размещались около 300 человек личного состава. Среди них был 39- летний сержант-майор (по нашему - старщина) Бэнкс, фотографии и воспоминания которого легли в основу этой статьи. Еще два полевых аэродрома были развернуты в районе станции Обозерская и на Двине у села Березник. Читаю дальше. После подробностей, касающихся трудностей развертывания, стратегической задачи и соотношения сил на севере России, обнаруживаю следующий пассаж: «Тут были и опытные русские пилоты, главным образом ветераны Воздушных Сил Российской Империи, прекративших свое существование после революции 1917 года. Эти люди в конце 1918 года пополнили ряды союзников, где служили, проявляя дерзость и отвагу. Таким, например, был капитан Бабаненко, изображенный на фотографии и характеризуемый главным сержантом Бэнксом, как «лучший пилот, когда-либо служивший в войсках союзников. Он мог летать при любой погоде даже при минус 16-ти». А чуть ниже фотография. Да! На такую удачу я не рассчитывал. Смущает только чин «капитан». Мы знаем, что он и в некрологе остался поручиком. Впрочем, английский сержан- майор наверняка мог легко перепутать русские чины, особенно, если писал воспоминания годы спустя. Подпись под изображением гласит: «Барак номер 8, октябрь 1918. Крайний слева русский пилот капитан Бабаненко». Двенадцать человек преимущественно в военной форме стоят и сидят на ступенях высокого деревянного крыльца и в проеме открытой двери бревенчатого барака. В верхнем ряду слева от двери боком, повернув лицо к камере, стоит молодой человек в форменной куртке с маленькими погонами, широких брюках и летном шлеме на голове (остальной народ в группе все больше в фуражках с кокардами). Правую руку, небрежно задрав полу куртки, он засунул в карман брюк, а левая у пояса, кажется, держит папиросу (рассмотреть трудно). Смотрит спокойно и внимательно. На нагрудном кармане куртки висит на ленточке какой-то круглый знак (награда?). Далее речь идет о штабс-капитане Казакове асе Первой Мировой и командире Славяно-Британского авиаотряда номер 2, который был сформирован в Бакарице и укомплектован в основном русскими пилотами. Летали они на «Ньюпорах 17С» и «Сопвичах полуторостоечных» (эта деталь еще всплывет позже), найденных здесь же на складах царской армии. Вот, значит, где служил Петр Бабаненко в начале Гражданской войны. Как же он попал из Архангельска в Константинополь? Судя по году (1922) через врангелевский Крым. Англичане ушли из Архангельска через год в сентябре 1919 года, тогда же прекратили свое существование и Славяно-британские авиаотряды, объединенные в Славяно-британский авиакорпус (СБАК). Эту информацию подтверждали и другие источники в Интернете. Некоторые интересные сведения относительно СБАК дает «Википедия»: «… по предложению английского полковника Моунда под руководством известного русского офицера-авиатора А. А. Казакова, получившего чин лейтенанта Королевских Воздушных Сил, был сформирован Славяно-Британский авиационный корпус. 15 августа 1918 в Архангельске Казаков сформировал 1-й Славяно-Британский авиационный отряд. Отряд базировался на станции Обозерская в 123 верстах к югу от Архангельска. В составе отряда находились, как русские, так и британские лётчики (в частности, дивизион «Де Хэвилендов» DH.9 под командованием капитана Робинсона). 11 сентября 1918 г. был сформирован 2-й Славяно-Британский авиационный отряд под командованием капитана Белоусовича». К этим сведениям мы еще вернемся для сравнения, а пока отметим очевидное расхождение источников относительно номера отряда, которым командовал А.А.Казаков. Тут, скорее всего, Бэнкс ошибается. Судя по другим источникам Казаков командовал сначала первым авиаотрядом, а затем, авиадивизионом, созданным в структуре СБАК, сдав свой авиаотряд капитану Модраху. Впрочем, это не столь важно для нас. Отметим еще, что даже А.А.Казаков был зачислен в СБАК с понижением в чине (это было общее правило, как отмечают источники). Впрочем, накануне расформирования корпуса А.А.Казаков получил чин майора RAF. Может быть, и Бабаненко тогда стал капитаном? Хотя, вряд ли. Прошло еще некоторое время. Я был занят другими делами и отложил свои поиски. Читая на досуге книгу Н.А.Скрицкого «Корсары России», я вдруг наткнулся на описания операций, проводимых военно-морской авиацией во время первой Мировой войны на Черном море со ссылкой на книгу А.Б.Григорьева «Альбатросы. Из истории гидроавиации». Значит морская авиация в то время, не только существовала, но была уже заметной силой! Книга Григорьева сейчас уже доступна в Интернете, в ней есть интересные сведения по нашей теме, но прямого упоминания Бабаненко нет. Тогда же мне ее найти не удалось. Спустя несколько месяцев, уже зная по опыту, что информации в Интернете со временем становится все больше, в очередной раз набрал в поисковике фамилию моего героя. И опять новая ссылка! На этот раз это был Бакинский сайт «Парапет», а на нем обнаружилось что-то вроде биографического справочника, посвященного людям, имеющим отношения к городу Баку. Петр Бабанеко и Баку? Новый поворот! Из биографической статьи выяснилось, что Петр Федорович в 1916 году закончил Бакинскую школу морской авиации, после чего был направлен инструктором в Петроградскую школу морской авиации. Позже я выяснил, что Гатчинская авиашкола и Петроградская (Ораниенбаумская) школа морской авиации это совершенно разные учебные заведения. Вот и ответ на два вопроса: где учился наш герой и воевал ли он на фронтах Первой Мировой. Существование Бакинской школы морской авиации было для меня полной неожиданностью. Порывшись в Интернете я быстро выяснил, что она была открыта только в 1915 году, как филиал Петроградской (Ораниенбаумской) школы морской авиации, которая сама тоже была открыта только в 1915 году. Таким образом, понятно и, почему обе эти школы не слишком известны. Еще позже я нашел статью В.Л. Герасимова «Подготовка кадров отечественной морской авиации. 1914—1917 гг.» из журнала «Вопросы истории». В ней кроме истории и причин создания этих двух школ сообщалось, что «в конце апреля 1916 г. бакинское отделение Офицерской школы морской авиации ОВФ было закрыто и возобновило свою работу лишь осенью 1916 года. Можно предположить, что назначение Бабаненко в Петроградскую школу было связано именно с этим. Очевидно, он был действительно хорошим пилотом (как характеризовал его Бэнкс) – авиашколы абы кого себе в инструкторы не оставят. На сайте Центрального Государственного Архива Кинофотодокументов Санкт-Петербурга нашелся целый альбом фотографий, сделанных в Бакинской школе морской авиации в 1915 году. Есть ли на них Бабаненко? Возможно. Однако мне его опознать не удалось… А вот интересные дополнительные сведения из книги А.Б.Григорьева «Альбатросы»: «С 22 ноября 1915 года бакинское отделение Петроградской школы морских летчиков приступило к обучению учеников, а с 25 февраля 1917 года Бакинское отделение стало Бакинской школой морской авиации. Так обе школы в Петрограде и Баку стали существовать самостоятельно. Летом 1917 года Петроградская школа морской авиации стала готовить летчиков на Гутуевском аэродроме. На 1 ноября 1917 года в школе было 16 летчиков-инструкторов и 77 учеников. Для обучения использовались лодки Григоровича М-5, М-9, М-15». Стало быть, Петр Бабаненко в 1916 году заканчивал Бакинское отделение Петроградской школы морской авиации, а в 1917-ом был одним из 16-ти летчиков- инструкторов Петроградской школы, располагавшейся тогда на Гутуевском острове. Далее в статье «Парапета» следовала уже известная мне информация о службе Петра Федоровича в СБАК, после чего сообщалось, что в сентябре 1919 года он убыл на юг в армию Колчака и служил в Вооруженных Силах Юга России (ВСЮР). По поводу эмиграции в статье говорилось, что всех военных летчиков, в том числе и Бабаненко, при эвакуации из Крыма вывезли на французском угольщике «Сцегед» и далее (цитата) «С 10 по 20 ноября 1920 года Русские корабли стали на якоре на рейде Мода, близ Константинополя. 1 декабря 1920 года Совет Министров Франции согласился направить Русскую эскадру в город Бизерта в Тунисе. В самом конце декабря 1920 года эскадра пришла в Бизерту. Многие военные чины покидали корабли и уезжали из города. Бабаненко эмигрировал в Америку». В этом пассаже меня смутил один момент. Я уже знал, что первую попытку уехать в Америку Бабаненко предпринял в 1922 году из Константинополя, стало быть, в переходе в Тунис он не мог участвовать. Кроме того, стояли на рейде Костантинополя и после ушли в Тунис русские военные корабли (экипажи которых турки отказались принять), а летчиков вывезли на французском угольщике! И еще, предполагаемый период пребывания Петра Федоровича в Константинополе (1920 -1922) совпадает с периодом пребывания там бывшего командующего – барона П.Н.Врангеля. Думаю, что это не случайно. Второе, что мне представилось противоречием – если Бабанеко в сентябре 19-ого убыл на юг России, то, причем тут действовавшая в Сибири армия Колчака, никогда не входившая в ВСЮР? Наиболее логично было бы предположить, что он попал сначала к Деникину, а затем к Врангелю. О своих сомнениях я тут же написал автору статьи. Ответ не заставил себя долго ждать, и вскоре у нас завязалась интенсивная переписка. Автора звали Борис, и он был, конечно, рад и заинтригован появлением родственников одного из своих героев. Он попытался рассеять мои сомнения относительно службы Петра Федоровича в армии Колчака, пояснив, что действовала она не только в Сибири, но и в Прикаспии, однако уверенности в его словах не было. Что же касается списков пассажиров «Суффрен» и «Канады», а также статьи в «Крест и кокарда», то они Борису были неизвестны и сильно его заинтересовали. Заинтересовали его и фотографии извлеченные из семейного архива. Те самые, о которых я упоминал вначале, и которые Петр Федорович прислал брату из Америки где-то в 30-х годах. На одной из них наш герой с женой и двумя детьми неопределенного пола. Впрочем, одна точно девочка, ибо держит в руках куклу. На второй он один в смокинге с галстуком-бабочкой. Нашлась еще и магнитофонная запись рассказа матери моей жены о своей жизни и родственниках. Там она упоминала и Петра, уехавшего в Америку. Борис прислал мне ссылку на появившуюся в альманахе «Белая Гвардия» статью М.А.Хайруллина «Авиационные чины союзных и русских войск северной области июнь 1918 – февраль 1919». В ней содержалась толика новых для меня сведений: « 01.09.1918 будучи Начальником Беломорского гидро- авиационного отряда перелетел к противнику в р-не ст. Обозерская. Зачислен в СБАК в чине лейтенанта». Вот, оказывается как! Красные его мобилизовали, назначили начальником авиаотряда, а он перелетел к белым! Как потом я выяснил, это был очень распространенный вариант. Его командир А.А.Казаков тоже сначала был мобилизован в Красную армию, где по некоторым данным честно, но недолго служил, пока ЧК не начало к нему подбираться, как к элементу с непролетарским происхождением. Казаков был дворянином, Бабаненко, насколько я знаю, нет, хоть происходил (судя по глухим семейным легендам и офицерскому чину) вовсе не из бедняков. Пока мы переписывались, появилась еще одна замечательная ссылка. На этот раз на вышедшую книгу того же М.А.Хайрулина и В.И. Кондратьева «Военлеты погибшей империи». В этой книге, помимо массы подробностей касающихся СБАК и Гражданской войны на севере, аж, два прямых упоминания поручика Бабаненко! Вот какие обстоятельства сопутствовали побегу Бабаненко к белым. После высадки англичан в Архангельске «советское руководство оказалось в сложной ситуации. Вплоть до самой Вологды и Петрозаводска поначалу не было никаких воинских сил, способных противостоять интервентам. В этих условиях большевистский лидер В.И. Ленин вспомнил об авиации». И далее: «вместо обычных самолетов решили послать гидропланы, способные базироваться на баржах- авиатранспортах и действовать с акваторий многочисленных северных рек. 9 августа был издан приказ об отправке на Архангельский фронт шести летающих лодок М-9 новосозданного Беломорского гидроавиаотряда»… «12 августа первые три гидроплана с экипажами были отправлены по железной дороге из Петрограда в Вологду. Через день за ними последовали еще три. Но гидроотряд не оправдал надежд большевистской верхушки. 1 сентября, после прибытия на фронт командир отряда Петр Бабаненко и летчик Александр Серов (сын известного художника Валентина Серова) перелетели на гидросамолете М-9 к белым, на станцию Обозерская». «Бывают странные сближенья…» - Валентин Серов один из моих любимых художников, человек, кажется, из совершенно другого мира тоже вдруг оказался упомянутым в этой истории… И еще один эпизод, касающийся боевой работы Петра Федоровича, описан в книге. «В конце мая – начале июня белогвардейцы все чаще отмечали разведывательные полеты красных гидропланов над своими позициями. Иногда это сопровождалось сбросом бомб, хотя и не приносивших большого вреда, но вызывавших нервозную реакцию у солдат. К тому же «Ньюпоры» 1-го истротряда неоднократно пытались атаковать «Сопвичи» и «Ариэйты» Славяно-Британского авиакорпуса. Ни один самолет при этом не был сбит, но однажды красным удалось серьезно повредить «Сопвич» поручика Бабаненко». К этому эпизоду авторы возвращаются еще в одном месте: «… воздушную победу засчитали 6 мая летчику П.А. Пентко из 2-го разведотряда, который с апреля 1919 г. воевал на «железнодорожном» фронте. Правда, сам Пентко не был уверен в том, что ему удалось сбить вражеский аэроплан. Вот выдержка из его послеполетного доклада: «Около 462 версты встретил неприятельский самолет (бимоноплан защитного цвета с белыми кругами), обстрелял его (выпустил, не метясь, 20 патронов), после чего он пошел спиралью вниз. По пути на ст. Обозерская его больше не видел ни в воздухе, ни на аэродроме, где я различил 4 палатки и 1 сарайчик. Бомбы сбросил перед боем около 464 версты»… «Можно предположить, что советский летчик атаковал «Сопвич полуторастоечный» поручика Бабаненко (тип самолета совпадает со сведениями из статьи в «Крест и кокарда» - А.Х.), который получил повреждения и совершил вынужденную посадку, не долетев до своего аэродрома. В отличие от «Де Хэвиллендов», «Ариэйтов» и «Кэмелов», на «Сопвичи полуторастоечные» и «Ньюпоры», принадлежавшие Славяно-британскому авиакорпусу, были нанесены не английские, а российские «кокарды» с большим центральным белым полем и относительно узкой красно-синей окантовкой. На расстоянии их вполне можно было принять за белые круги». Мы помним, что самолеты эти были найдены на складах в Бакарице, а не привезены англичанами, откуда и русские опознавательные знаки. Штабс-капитан Пентко, как пишут дальше авторы, в прошлом воевал на германском фронте под командованием А.А.Казакова. Таковы мрачные реалии Гражданской войны… Описания тех же событий я позже обнаружил еще и в книге П.Н.Иванова «Крылья над морем». Однако, написанная в кондовые советские времена, она представляет события с точки зрения красных и стыдливо умалчивает о скандальном факте перелета командира Беломорского гидроотряда к белым. Начальником гидроотряда там назван морской летчик И. Ф. Мельцер, который стал таковым, по- видимому, после побега Бабаненко. По мере уточнения деталей я открывал для себя все новые и новые источники. И хоть больше упоминаний Бабаненко не встречалось, но можно было рассчитывать на выяснение еще кое-каких подробностей, проследив судьбы его сослуживцев – Казакова, Белоусовича, Модраха. Относительно командира первого авиаотряда СБАК С.К.Модраха имеются следующие сведения. «В июле 1919 г. получил предложение занять пост начальника Полевого управления авиации Сибирской армии адмирала А.В. Колчака. Уехал в Архангельск. Оттуда, с экспедицией капитана Вилькицкого добрался до устья р. Енисей. Вступил в должность. После поражения А.В. Колчака перебрался в Крым» (сайт «Российская Императорска Армия» переходе Бабаненко в армию Колчака? Конечно, он вполне мог уехать вместе со своим командиром сначала к Колчаку, а потом в Крым. С этим отъездом непосредственно связана гибель А.А.Казакова. Вечером 21 июля, провожая сослуживцев, он поднял в их честь в воздух только что отремонтированный «Сопвич Снайп». Непонятно выполнил ли он каскад фигур высшего пилотажа, как утверждают одни источники, или все произошло на взлете, как пишут в других, но самолет, пройдя над самой землей, начал круто набирать высоту, встал вертикально и, потеряв скорость, с работающим мотором рухнул на землю… Предполагают, что пилот мог таким образом покончить с собой, поскольку в последнее время в связи начавшейся эвакуацией англичан он постоянно находился в подавленном состоянии. В «Военлетах погибшей империи» есть еще и такой фрагмент, относящийся к периоду эвакуации англичан и ликвидации СБАК: «Русским пилотам было предложено либо оставаться и продолжать защищать Архангельский край, либо переправляться на юг России, в армию генерала Деникина, чье положение тогда казалось довольно прочным. Большинство выбрало второй вариант, и 4 сентября пароход с русскими летчиками отчалил от архангельской пристани. Ровно через месяц он бросил якорь в Новороссийске». А вот вам основание для другой версии! Петр Бабаненко вполне мог оказаться среди большинства и высадиться в начале октября 1919 года в Новороссийске. Что же было с ним на самом деле? Остается догадываться, но, полагаю, что у Колчака он не был. Статья «Парапета» сообщает: «Во ВСЮР Бабаненко был зачислен в чине поручика по Адмиралтейству и служил в 4-м и 7-м авиационных отрядах». Если бы поручик Бабаненко попал к Колчаку, то вряд ли бы он успел в ВСЮР. Чтобы убедиться в этом, достаточно проследить судьбу его бывших сослуживцев, отправившихся к Колчаку. Модрах, как мы видели, после поражения адмирала успел только к Врангелю. Белоусович тем временем, вообще, оказался сначала в Китае, а потом в Сан-Франциско. И последнее. Тот же "Парапет" сообщает: «В апреле 1920 года из остатков авиации ВСЮР и Донской армии были сформированы 5 авиационных отрядов Русской Армии Врангеля. В Русской Армии поручик Бабаненко служил в 4-м авиационном отряде им. военного летчика, полковника Казакова до эвакуации Крыма». Да, да, именно того А.А.Казакова, под командованием которого он служил в СБАК, и который, возможно, погиб на глазах нашего героя. Вот и все, что мне пока известно, а вопросов все еще много. Неизвестно где учился наш герой в Белозерске и когда его покинул? Где учился Петр Федорович до Баку? Он, ведь, по всей вероятности, уже должен был быть офицером к моменту поступления в летную школу. Да и лет ему к тому времени было не мало – 21 год. Нет никаких подробностей относительно периода службы Петра Бабаненко в ВСЮР и Русской армии Врангеля. Нет почти никакой информации о его жизни в Америке. Примерно понятно, где он жил, но чем занимался, и остались ли родственники? Наконец, в источниках встречается некий Федор Бабаненко прапорщик артиллерии, которого указывают как брата Петра Федоровича. Однако такого брата в семье не помнят. Кем он был? Просто однофамильцем? Или это отец Петра, дед моей жены? Прапорщик – чин военного времени, т.е. этот человек был призван на войну из запаса. Если, предположим, что на момент рождения Петра ему было 20 лет, то в 1914-ом году – 40. Призывали ли этот возраст в то время? Как видим, летчик Бабаненко оставил еще не мало загадок. * * * Прошло около года, после того, как был написан этот очерк и вот недавно я стал обладателем еще одного замечательного документа. Мой двоюродный брат, живущий с некоторых пор в Нью-Йорке, получил-таки из архива копию упомянутого в начале свидетельства о браке Петра Федоровича. В нем содержится толика интересных подробностей. Брак был, зарегистрирован 6 февраля 1929 года в Армонке графство Вестчестер штат Нью-Джерси. Это совсем не далеко от Нью-Йорка за Гудзоном. В документе наконец-то находим дату рождения нашего героя - 26 июня 1894 года и даже имя его матери: Евдокия Кочена. В графе «занятие» жених указал «пилот». Значит, Петр Федорович не перестал летать и после эмиграции, что возможно благоприятно сказалось на его судьбе, ведь в 1929 году в Америке разразилась знаменитая «великая депрессия», но представители редких профессий пострадали от нее в меньшей степени, чем остальные. Замечательно и указанное Бабаненко место жительства: Log Cabin (дословно - «бревенчатая будка») в Армонке. Что это такое? Пришлось разбираться. Оказалось , что это тогдашний ресторан фаст-фуда (один из первых судя по всему), оставивший по себе память, как место, где выступали джазовые группы. Причем тут место проживания? Надо полагать, что, как это часто бывает, при харчевне имелось что-то вроде гостиницы. Не безынтересен и сам город Армонк, отнюдь не случайно выбранный Петром Федоровичем в качестве места проживания. В то время там располагался знаменитый аэродром, которого сейчас уже нет (есть freeman.com/NY/Airfields_NY_E.htm#armonk в Августе 1928 года туда прилетал знаменитый американский летчик Чарльз Линдберг, где его встречала восторженная толпа поклонников. Там же сообщается о посещении аэродрома Амелиной Эрхард – не менее знаменитой американской летчицей. Ну, и, наконец, невеста. Ее звали Катерина Хейн – двадцати однолетняя, рожденная в России дочь датчанина Рудольфа Хейна и русской Анны Герасимовой. В графе «занятие» указано: «офисный работник». Окрыленные очередным успехом, мы предприняли следующее поисковое мероприятие – запросили в архиве графства Вестчестер подборку всех документов, упоминающих Бабаненко, и… потерпели полное фиаско. Ни одного документа по нашему запросу больше не было найдено. Еще одна загадка летчика Бабаненко… Вероятно после регистрации брака молодые переехали куда-то еще. Со временем, возможно, узнаем куда… Еще одна ценная толика информации пришла несколько позже из Архангельска от местного краеведа Михаила Чиркина. Он прислал копии наградных и некоторых других документов, касающихся летчика Бабаненко. Постановлением Временного Правительства Северной Области от 7 мая 1919 года Петр Федорович был награжден орденом Святой Анны 3-ей степени с мечами и бантом (вместе с Александром Серовым)… Эта информация продублирована в личной карточке Петра Бабаненко по учету бывших белых офицеров из архива архангельского ОГПУ, правда, указан там орден Святого Станислава, но это ошибка ГПУ-шного грамотея, который прочитал не ту строку приказа. Кроме того, приказом №50 Главнокомандующего Северно-Русским Экспедиционным корпусом от 14 апреля 1919 года наш герой был награжден еще и орденом «За выдающийся полет». Об этом награждении есть публикация и на английском языке. Это официальное сообщение английского министерства авиации, представляющее собой, по-видимому, отдельный список награжденных. На первом листе видим в скобках следующую фразу: «Примечание. – Этот список не будет напечатан в Лондон Газетт». |