Японцы ввели эстетику слова, а не текста. Они любуются словом, словно произведением. *** На седом от мороза небе - раскаленный шар. Седины говорят, что зима в разгаре, в серединном своем пути - в них какая – то вековечность, извечность. Но вот придет легкомысленная весна, разгладит суровое чело, пустит на смех неприступную суровость, превратит все в фарс. Но пока иное… От инея и мороза все кажется старым, грубым, остро чувствуется форма, нет духа. Даже воздух, какой - то сизый, плотный, хрипучий, как старческий кашель. *** Решение - это всегда шаг в бездну. А встреча с судьбой - всегда захваченность вихрем, волной. *** Маленькие иллюзии. Мир состоит из маленьких островков- иллюзий, оазисов-миражей. Эти мирки мне больше по душе, чем пустота большого мира. *** Я попросила ее сбить снег с сосны. Он лежал на лапистых ветках, как на тарелках. Она сбила. Снег осыпался мелкой пылью на плечи. Мы смеялись, и морозный воздух хрусталиками проникал в легкие. Смех был чист и звонок. Нам было легко, светло и молодо. Мир льдисто нам отвечал. *** Не совсем согласна, что Розанов недоговаривает. Розанов афористичен, а афоризм - законченная мысль. Он оставляет за собой право сомневаться. Он сомневается вообще. Он конкретен в самом сомнении, иначе текучесть его лирической прозы была бы неудобоваримой. *** Сегодня поняла, как человек уязвим перед другими. Мы боимся быть слабыми, беззащитными. Только Иисус позволил себе быть слабым. Мы покрываем себя таким панцирем холода, лжи, что сложно пробиться к самому себе. Порой этот страх заменяет все остальные чувства - любовь, уважение. Глыбность, каменность века. Паралич мира *** Есть выражение: душа наполнена счастьем. Счастье - это всегда растрата. Души и тела при счастье легковесны, крылаты. Счастьем души опустошаются - горем полнятся, наполняются – душит горе. *** Не понимаю Гиппиус во многом, настолько она далека от меня. Понятна ли она современности? Читаю об ее двуединости и демонической натуре - и не могу понять. Эстетика Цветаевой, поставившей поэзию в центр существования, в оппозицию к Богу, понятна и доступна. В центр мирочувствования ставится человек, а у Гиппиус - Бог. Не понимаю ее боли, силы. Умствующая, холодная - от Бога идет. Прав Белый – умнейшая, но ей это мешает. Искание Бога возникает, когда собственные демоны душат. *** Мы боимся быть услышанными. *** От истины часто требуют регалий. Иудеи не приняли не Иисуса - они не приняли истину в Иисусе. *** Небо смотрит холодом. Оттуда сыплется то ли снег, то ли дождь. Природа замерла, бессмысленность существования в межсезонье разряжается ожиданием снегов, холодов, зимы. Все не живут, а томятся ожиданием. Сиротливость усугублена тускло- серым небом. Небо постоянно слезится, как глаза у стариков. Подернулось дымкой, потеряло прозрачность и глубину. Одинокий фонарь, скромно стоящий у дороги, поджидающий сумерки, усиливает чувство неприкаянности. *** Встретились разные до чужести, до полного неслияния душ. Больно. *** Одна мысль тревожила Достоевского. Он говорил о ней вновь и вновь. Из произведения в произведение он неустанно повторяет, словно не дает людям забыть об этом. Дорожил этой идеей. Считал составной частью мировоззрения христианского. Идея всепрощения. Предугадал наш век, подсмотрел. Знал. Сейчас даже такого понятия нет. Идея должна иметь разреженность воздуха, она должна витать в нем. Только тогда она будет проникать в состав души человека, наполнять ее и переполнять, как кровь наполняет жизнью человеческий организм. *** Человек - это путь. *** Каждая строчка- это ответ на боль. Сколько же у меня ее накопилось! *** Афоризмы не игра ума, а игрища души. *** Она сидела на кровати. Скомканная, как белый лист бумаги. Сникшие (словно цветы) руки лежали на коленях. И только глаза с притаившейся болью и черными кругами под глазами говорили о жизни. Душа замерла. *** Поэзия- способ почувствовать мир. Подержать его на руках, как ребенка. Ни в коем случае - удержать. Покачать на коленях. Примирение с миром. *** Иисуса крестили плотью. Ненавидели за духовность - не такой, как все. Вот и захлебнулся собственной кровью. Через смерть пытались поставить вровень с собой. *** Жизнь человека можно сравнить с облаками. Манящие, призрачно прекрасные, полные какой – то смутной значимости. Но все обман, как сон, полный смыслов. *** Наличие различных религиозных концессий в стране говорит об отсутствии духовной практики, стержня народа. Нет самоопределения народа. *** Художник не видит, не смотрит, он подсматривает. *** Я не против Н. Я против ее экспансии на слаборазвитые страны. (Самоирония). *** Энергичный человек часто может сойти за умного человека. *** Истина всегда на виду. Как подбирать камешки, лежащие на дороге. *** Все живу, будто понарошку, и в вечном ожидании, что вот-вот начну жить по-настоящему... *** Любовь обидчива. *** Время так течет быстро, что мы не успеваем насладиться моментом. Отсюда разочарования в жизни. *** Успеваю схватить юркую мысль за хвостик и разматываю, разматываю… *** Колеса визгнули, словно кошка попала под колеса *** Вода серебрится, словно птицы сели на воду и бьют крылом. *** Небо – крылатая птица, небо - звонкая песня, словно весенняя капель. *** Хочу в горы. В старые, замшелые… Там вечность. *** Время – это интимная вещь. *** Безвкусие. Как после глотка горячего чая. *** Андрей Тарковский показал излом русской души - его глубину и черноту. *** Дни скачут, как яркий детский мячик. *** От нее идет сладко-приторный, удушающий запах притворства, лести и злости, сродный трупному, который отравляет не только тело, но и душу. *** Когда зло воспринимается как неправда в себе, тогда можно говорить о нравственности. *** Жду того момента, когда облака превратятся в птиц. Вспорхнут и улетят. А за ними и я. *** Шумят рекой, бурной водой кусты. Один порыв ветра за другим сгибает упрямый куст. Ветер о чем-то упрямо его допрашивает. А он все рвется ввысь, словно птица. *** Летний дождь более шумный, чем весенний. Тоскливее. Так как дождь бьет по листам. *** Пестрит жизнь событиями, сплетая их в замысловатый клубок, придавая горю ненужный гротесковый душок, делая из горя посмешище, уродца фарса. *** Чувствую жизнь как западню. *** Хорошо лежать в тихой заводи комнаты. И вкушать прохладу, словно сладкую плоть арбуза. Прохлада эфемерна, а жара приторно ощутима. Вязкая. *** Мать придает стабильность в мире. Она связана с вечностью. Поэтому женщина отвечает за равновесие в мире. *** Для ребенка мир стабилен, вечность для него заключена в миге. Взрослый понимает, что мир изменчив, за каждой минутой он чувствует провал, бездну. *** Если душа инструмент, то музыка предполагает настраивать ее звучание. Этническая музыка выполняет эту роль, так как она созвучие той местности, в которой проживает человек. *** Трагедия утра - в безмятежности, разметанной позже - днем. *** Непереносимость жизни. Как вирус, приводящий всегда к одному исходу *** Слова кровоточат злобой. *** Мои стихи непричесанные, неприбранные, как барыня после сна. *** Мы живем, вечно отталкиваясь друг от друга, словно лодка о берег. *** Падать в бездну отчаяния. *** Ночь бархатна, ласкова, как лапа кошки. *** Приращивать радость как дом строить по бревнышку. *** А если жизнь- это Голгофа и если ее нужно претерпеть. Мир нас распинает. *** Трагизм в толпе, распинающей Иисуса, а не в нем, распятом. И это хорошо понимал Иисус. *** Жизнь - это шкатулка с разными интересными вещицами, но не хватает смелости открыть ее. Так и простою перед нею все жизнь. *** Дни мелькают, как страницы нелюбимой книги. Прошлого не жаль, и в будущее не особо стремлюсь. Как лист, засушенный и забытый на странице. Может кто – нибудь случайно найдет. *** Сомнения подтачивают не только веру, но и саму жизнь, как червоточина яблоко. *** Образовалась какая-то пустота. Ходим вокруг нее и не замечаем. Привыкли. *** Жизнь как тесная обувь. *** Жизнь - большая куча дерьма - не захочешь, а наступишь. *** Музыка дает иллюзию свободы. *** Сгореть как лист на холодеющем ветру. *** Искания Бога от одиночества и неумения высказать себя. Поэтому так ревностно строг ОН к поэтам - у них есть голос - и так благодатно одаривает (задаривает) их одиночеством. *** Зло многолико, а добро представлено только одним ликом – Иисусом. *** Постылая зима сходила какими-то пятнами, как старая собака во время линьки. Иногда плевалась морозами, лихорадило температурными колебаниями. Но душа не обманывалась, упорно веровала и уже могла разглядеть первые признаки весны. Одинокий воробей сидел на ветке и купал клюв в мягкой нежной грудке, и чему-то глупо чирикал. Возле яблоневых кустов земля вытаивала кругами. Небо было все еще серое, все еще стояла прошлогодняя трава, обожженная первым морозом и высушенная ветрами,- словно на старом погосте. Взгляд на них постоянно натыкался и отчего-то мучился. *** Выжженная тропа уводила в поднебесную. Лишь редкий камень срывался с кручи и нарушал тишину. И задумался человек: разве дорога, ведущая к Богу, не должна быть устлана зеленой травой, а ручьи прохладные умалять жар солнца. Но по какой бы ни шел человек тропе, он всегда будет идти в молчании, так как это только его путь. *** Румянцем украсилось вечернее небо. Розовой дымкой подернуло серые силуэты деревьев. Солнце садилось все ниже и ниже. И вот оно застряло в кустах сливы, растущих перед домом. *** Солнце почти село. Сумерки поднимались с земли. Высоко полосой шли синильные тучи. Ветер гнал их стороной дальше на запад. Ветви деревьев, уже почти не различимые, темным беспокойным пятном смотрятся на фоне величественных, медленно проплывающих облаков. Края этой громадной массы пульсируют, и она, точная живая, дышит. *** После дождя осенние краски посвежели. Небо, словно чистое зеркало, сияло голубизной. Равномерный, деловитый стук дятла вносил еще большую ясность в день. *** Зима. Вечереет. Огромный желтый круг солнце скатился с неба и почти лежит на дороге. Дорожка, блестящая как стекло, ведет в ослепляющий круг. Серые стволы деревьев, ветки обласканы заходящим солнцем. Почерневшие пикули, засохшая полынь излучает золотистый свет. Диск быстро скатывается за горизонт, свет меркнет, и вот уже ветер теребит грязные космы трав. А деревья пронзают серо- голубое небо своими вершинами. *** Пронзительного чувства ожидания уже нет. Как и нет томительной, всепоглощающей тоски. Душа уже не томится, как путешественник, как моряк по неизведанным странам. Горизонт все дальше, и время уже ускользает от тебя безвозвратно, и ты уже не властелин его, а оно направляет, корректирует тебя. *** Смотрю на небо с высоты дерева и сквозь ветви. Голова слегка кружится. Но я продолжаю подниматься все выше и выше, пока позволяет ствол дерева. Рука тянется за яблочком, висящим на самой высокой ветке. Кончиками пальцев срываю его. На несколько минут замираю, мерно покачиваясь с деревом. Даю волю воображению: представляю себя на миг деревом. Легкое покалывание в ладонях: руки начинают расти и дальше разветвляясь, тянутся к солнцу. Глаза закрыты: от покачивания ветвей еще больше кружится голова. Неловко держась одной рукой, спускаюсь. В другой зажаты раздавленные полуяблочки, которые стекают соком по руке. Рубашка задралась, и я голым животом скольжу по грубому стволу, цепляясь штаниной за ветви. Из-за пазухи сыплются яблочки и глухим стуком падают на землю. Их, чуть забродивших, напоенных солнцем, съедаю тут же у дерева, обтерев полой рубахи. С каким-то счастьем вонзаешь зубы в прохладную сладость яблока и пьешь желтый нектар. Солнце палит. *** Жизнь настолько разнообразна и стремительна, что порой хочется остановить ее и послушать тишину, почувствовать покой, найти правду, заключенную не в сегодняшнем дне, пребывающую в вечности. Истину в первозданном виде, а не в камуфляже сиюминутности. Такие минуты вечных истин редки. Они наполнены светом, ароматом лета, нежностью, грустью и ясностью *** Вся вечность заключена в одном ударе сердца.. *** Самое лучшее в писателях- это их книги. Бог расписал небо облаками. *** Время как артерии кровеносные. Пронзают земной шар. *** Отшвырнуть прошлое, как футбольный мяч. *** Она вся ожог. *** Не пишу уже полгода, больше. Мне плохо. *** Форма ушей - воспарившие ушки. Какие самозванцы! Как посмели! Кокетки. *** Форма оплавленного сырка (о собственном теле) *** Счастье приходит рано или поздно (оптимистично). Как правило, поздно. *** Чешуйки огня. *** Когда внутреннего много, то оно не дает совершиться внешнему, обстоятельствам. У поэта всегда несовпадение внутреннего и внешнего. Время – это пожиратель, выжигатель внутреннего. Великие вещи всегда пишутся внутренним состоянием, разрушением внешних связей. Когда происходит размыкание, там начинается процесс творчества. Это как при пожаре дома: внутри все сгорает, а остов дома остается. *** Вначале ощущаешь возраст, как потерю возможности. И это должно пугать больше всего мужчин. *** Стерильная тишина. *** Раннее утро. Та же тишина, что и в церкви. *** Утро- плакса. *** У нас сейчас не гуманное общество, так как критерием нравственности является результат, успех. *** Прочитала роман Кронина « Замок Броуди". Ситуация знакомая , созвучна современности : успех любой ценой, желание быть не тем, чем являешься. Роман социальный, исследующий причины распада личности человека, вернее, влияние буржуазного общества на личность. Поэтому так испугались респектабельные буржуа помешанного соплеменника, так как увидели в нем себя. Общество взращивает устремленность, эго, а потом выбрасывает по мере использования. В последнее время появляются романы, приправленные социальным соусом. Любопытно их читать. *** Поэтический образ- это формула - доказанная, найденная - отражения мира. В образе весь мир как в капле росы, воды. *** Слабость диктаторов в преемственности власти. *** Внутреннего не осталось, только внешние обстоятельства. Делаю подлости. *** На подленькое тянет, как на кисленькое. *** Запад как беззубый старый тигр, в коем воля угасла. *** Дама с косой все сделала, чтобы себя зарекомендовать. Она как молодая лошадь, закусившая удила, желание власти так явственно проявлено. И Москва понимает это. Образ прилежной ученицы - мелькнула она где-то на западной конференции. *** Пустые ночи- это когда остро ощущаешь себя в ночи. Свое присутствие больше, чем ночь. Это когда меришь ночь поворотом скрученной простыни. Когда одеяло жжет, словно крапива. *** Как часто мысли женщин крутятся и не могут вырваться, словно из плена, из очерченного круга забот. *** Дни, словно чиркающая по коробку спичка, сгорают быстро. *** Осенний день, будто случайно начался, так же и закончится невзначай, словно оборвался. Обрыв. Даже писать не могу. Как у Маяковского « тупая сонница». *** Надеваю сапог, словно рыбу ловлю. *** Можно предположить, что менталитет людей, проживающих в Хакасии, в Минусинской котловине, отличается от других. Так как он сформирован наличием многочисленных археологических памятников прошлого. Он постепенно начинает тяготеть над сознанием людей, формируется другой тип людей. Человек неразрывно связан с прошлым, он неотрывен, он рассматривает свою жизнь в разрезе тысячелетий - а значит, не привязан душой к технократическому веку. *** Рассказы Балашова проникнуты поэзией жизни, после его рассказов веришь в счастье. *** Творчество - это проявление свободы, поэтому первые гонимые всегда поэты, писатели. *** Шафраны имеют аромат смерти. *** Дружелюбно шлепает дождь за окном, словно в ладоши. *** Оттепель в середине зимы рождает надежду, хотя прекрасно понимаешь, что это кратковременное явление. Но ты рад обманываться. *** Разнашивать людей как обувь. Под себя. Болезненно. *** Мир обрушился на меня, а меня так мало. *** Пишу при настольной лампе. Свет от лампы очерчивает круг оберега. Обережный круг света. Когда душа встречается с телом. Круг своеобразной правды, собственной поруки. *** Вчера, 4 августа, поплакали по всем каналам по Солженицыну, а сегодня тишина. *** Другой уровень вживания в жизнь, другой уровень бытия. Поэтому поэзия пойдет с глубинки, а проза с центра, так как нужны традиции, а для поэзии только - собственная рефлексия. *** Мы живем все с разрушенным миром. Каждый опустошен смертью родных, друзей. *** Росчерк грозы как надпись. *** Ветер одинок, сир, убог в своем одиночестве, так и я. |