БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 6. ДХЙАНА-ЙОГА. СТИХ.44-47. 44.Непременно снова привлеченный этой предыдущей практикой, что происходит автоматически, он снова желает знать об этой йоге и в результате превосходит ритуальные принципы шастр. КОММЕНТАРИЙ. Надо сразу отметить, что привлечься в новой жизни чем бы то ни было: музыкой, наукой, спортом, определенным направлением творчества, йогой – не заслуга живого существа, но План Бога. Бог может привлечь в определенной степени человека к тому или иному виду деятельности не только потому, что он занимался Волею Бога этим в прошлой жизни, но и в результате того, что этим занимались в прошлом окружающие его люди, или потому, что это интересовало его несколько рождений подряд, или, напротив, этот вид деятельности вызывал у него агрессию или недовольство, или потому, что он, препятствуя занятию этим своим детям или другим, поневоле медитировал в этом направлении и тем самым подготавливал себя именно к такому роду занятий, что и в его качества, как и в развитие, по Плану Бога должно было привнести. Существует немало причин, почему человек из многих и многих видов деятельности предпочитает одну или несколько, и чаще всего эти причины связаны с прошлым или с будущим, призваны закреплять и развивать его качества, рождать новые качества и новые желания, которые для данного человека с учетом его пути могут развиваться только из данного вида работы или увлечения. Автоматизм привлечения заключается в том, что человек такое привлечение сам себе не планирует, не может зачастую объяснить в себе причину зарождения своих новых желаний и устремлений, не может знать его исход для себя, не видит успешность или безуспешность, не может усилить или ослабить процесс вовлечения, определить день, час его начала и этапы его развития, включая ошибки, трудности, успехи, преодоления и не умея оценить их необходимость в этом пути. Также человек не может в этом пути достаточно четко себя контролировать и определить, где он находится: в начале, середине или в конце своего творческого или трудового пути. Также человека не может знать, какие внутренние энергии, сменяя друг друга, будут вести его, не сможет их в себе самостоятельно создавать и управлять ими. Человек также не сможет связать процесс вовлечения в деятельность с прошлой или будущей жизнью. Также не знает ту ступень, на которой он стоит в этой деятельности, но отмечает, так сказать, констатирует, насколько ему удается этот вид деятельности и насколько его личные качества и ум для нее подходят. Вовлечение происходит как бы спонтанно, или постепенно через неясные мысли и желания, рождаемые примером других людей, советами, рекомендациями, или в результате «случая», неожиданного знакомства или в результате других источников информации, которые имеют место в обществе на данный период развития общества. Если же человек вовлекается в то, чем он уже занимался, то из багажа перечувствованных им чувств, эмоций, склонностей, психических состояний, пониманий Бог достает ему те энергии, которые уже достаточно знакомы живому существу из прошлых рождений, родные ему и непременно ассоциируются с положительными эмоциями, с пониманием, что это «его», что это будет по силам, проявляются в своей очередности и другие чувства, которые хранятся в памяти личного багажа человека и которые усиливают желания и дают импульс к непосредственно деяниям. Таким образом, помимо внутренних переживаний «просыпающегося» йога (любого человека), Бог подает энергию уверенности, духовного планирования, чувство согласия с чувством необходимости ограничений и аскез, как и внутренний обзор тех качеств, которые уже проявились, вполне подходят и по пониманию йога благоприятны. Далее для йога все автоматически устраивает Бог, давая мнимые преграды, чужие мнения, обстоятельства, давая путь преодоления, вовлекая в нужные знакомства и связи и пр. В итоге человек непременно становится преданным Бога Кришны, начиная путь через изучение Вед, и так шаг за шагом продвигается вперед, руководствуясь ритуальными принципами шастр, что есть основа всех основ в духовном пути и что никому не избежать, каким бы ни был багаж, начиная, как все, как бы сначала, с вопросов и невежества неофита, но быстро духовно взрослея (если этому уже есть основания, сами качества и понимания, наработанные из прошлых воплощений, а также включая материальный и духовный опыт). Вообще, чтобы путь йога стал успешным, Бог ведет человека разными путями. Одни с детства начинают посещать храм с родителями, другими становятся религиозными только в зрелом возрасте, до этого добирая нужные качества в материальном мире. Рождение в семье йогов для будущего йога может иметь разные последствия. Иногда примеру родителей человек может последовать и на старости лет. Однако, когда человек уже входит в связующий процесс, он начинает понимать изнутри, что ему благоприятно, достаточно быстр, если он был в прошлом йог, улавливает в себе связь с Богом, слышит Мнение Бога, становится очень серьезен и строг к себе, старателен, во всех своих делах, видит себя перед Лицом Бога, становится мало общителен, немногословен, стремится к уединению, становится все более аскетичен, управляет чувствами, проявляет милосердие ко всем живым существам. Такой йог отмечает в себе неизменное желание идти именно этим путем, видит свое хорошее духовное понимание, свою правильную духовную речь, желает изучать Веды, с пониманием относится к смирению, неприхотлив, непритязателен, не тяготеет к накопительству, скромен в быту и невозмутим. Такой йог отличается разумностью, умением правильно комментировать святые писания, трудолюбив, авторитетен. Он очень высоко ставит практику йоги, не рассматривая ее только как медитацию на Бога в уединении, а во всей совокупности, входящей в преданное служение. Такой человек постоянно помнит о Боге, все видит в Боге и Бога видит в каждом. Ошибка, допущенная йогом в предыдущей жизни, не известна ему, но Бог ведет его так и наставляет через старших преданных и духовных учителей так, что этот вопрос однозначно и правильно начинает пониматься им, становясь его убеждением. Новая жизнь, новые силы, новые возможности, новые авторитеты, новое понимание Писаний шаг за шагом делают свое дело. Йог действительно становится на ту ступень, которая по качествам соединяет его с Верховным Брахманом. Достигая Божественные качества, йог сливается с Богом, неизменно во всем видя присутствие Бога и Бога в себе, что, несомненно, позволяет йогу идти без отклонений, будучи погруженным в Бога в себе. 45.Но, устремившись умом к строгой практике йоги, йог, очистившийся от грязи, достигает успех после многих рождений и таким образом достигает высшую цель. КОММЕНТАРИЙ. Здесь надо заметить, что йог не должен быть йогом-одиночкой, как бы он ни следовал всем указаниям шастр и не проявлял усердие в изучении Вед и служении Богу. Бог, сами Ведические знания входят в сердце йога только тогда, когда йог принадлежит к своей религиозной конфессии, имеет возможность посещать храм, проповедовать и следовать наставлениям своего духовного учителя. Только при таком условии у Бога есть возможность через признанные на Земле средства вести, учить и наставлять йога, направлять его усилия, углублять и расширять его знания, приближать их к совершенным и утверждать их, т.о. делая путь йога необратимым. Также йог может при таких условиях понимать, как развивается его духовный уровень, сравнивать свои результаты с успехами других и видя на примере других, что благоприятно для духовного развития, а что – нет. Среди многих йогов, посещающих храм, поклоняющихся Богу Кришне, занятых в преданном служении всегда выделяются те, кто более тверд, разумен, отрешен, серьезен, милосерден, кто лучше проявляет духовные качества. Все они – наглядный пример тому, как следует идти, на что более обращать внимание, и разумный йог именно так определит, что необходимо ему, чтобы заняться йогой без отклонений, что есть строгая практика йоги или чистое (в своей мере) преданное служение. Строгая практика йоги требует самокритичность, есть нелегкий труд преданного и непременно требует наличие уже сформировавшихся качеств из предыдущих воплощений. Такой йог не устремляется к какому-либо особому положению в иерархии преданных, но всегда видит себя перед Богом. Он отличается немногословием, чистотой джапа-медитации, отказывается от любых разговоров, не имеющих отношение к духовному развитию и Самому Богу, милосерден, невозмутим, проявляет смирение, терпение, трудолюбие, непривязанность, обладает хорошей памятью и духовной речью. Так идущий йог может иногда уединяться, занимаясь дхйана-йогой с целью достижения Всевышнего, медитируя на Бога, Божественные качества, Божественные формы, Божественное бытие, на проявление в себе Божественных энергий или на свою мысль, как форму соединения с Богом в себе, осознавая в часы медитации высочайшую радость от связи с Богом и знает на все Мнение Бога, которое всегда направляет на духовный труд, включая помощь другим живым существам. И опять же, йог не может знать, даже будучи занятым достаточно строгой практикой йоги, насколько он преуспел, насколько он готов оставить материальный мир и не знает План Бога на него. Никто из йогов также не знает, в чем суть его высочайшего предназначения. Однако, все достигнутое йогом, его высокие духовные качества должны еще поработать в материальном мире на благо другим. Можно предположить, что такой йог, покидая Землю, может поработать духовным учителем, брахманом, старшим преданным, руководителем ашрама, духовным лидером, священнослужителем, просто прожить земную жизнь человеком милосердным и трудолюбивым… Этот завершающий путь каждого знает Один Бог. Но в основе его пути, согласно утверждению Бога в этом стихе, непременно очищение своего существования, строгая практика йоги и абсолютно точное видение своей конечной цели, что есть достижение Всевышнего. 46. Йог выше, чем аскет, также считается выше того, кто обладает знаниями, йог выше того, кто занят кармической деятельностью. Поэтому стань йогом, о, Арджуна. КОММЕНТАРИЙ. Данный стих – очень высокая оценка Богом йога, в какой бы йоге он ни был занят, если, конечно, это йог не материальный, ставящий перед собой материальные цели, которые имеют весьма отдаленное отношение к связующему процессу с Верховной Божественной Личностью. Главное качество, отличающее настоящего йога – это не аскетизм ради аскетизма, не достижение знаний (даже духовных) ради знаний и не полное понимание природы и назначения кармической деятельности, как и не успешное вовлечение в нее, а прежде всего преданное служение Богу (что тоже есть качество человека), что автоматически влечет за собой и аскетизм, и жертвенность, и постижение совершенных духовных знаний и абсолютное понимание всего, что связано с кармической деятельностью, включая рождаемые ею качества: терпение, строгость, старание, ответственность и т.д. Только аскетичный человек, какие бы цели, даже материальные, он не ставил, куда быстрее приближается к Богу, нежели человек, не знающий ограничений. Но такой человек, такой аскет, если он не посвящает хотя бы эти шаги, шаги на уровне тела Богу, идет к Богу неосознанно. Ни ум, ни разум такого человека еще не готовы усложнить этот путь, привнести в него, ибо не видна цель и все делается из слабого понимания и предчувствия изнутри, данного Богом, что это – лучший путь. Что принесет этот путь после смерти – не осознается. Или же ведут аскетичный образ жизни ради уважения или для оздоровления тела, или из экономии, или по нужде. Такому аскету потребуется еще не одна жизнь, чтобы стать настоящим йогом. Но, а навыки аскетизма, сохраненные в его багаже, придут в свой час (уже к йогу) ему на помощь, когда надо будет действительно давать строгие обеты и непоколебимо выдерживать их. Понятно, что истинный йог более аскетичен чем любой материальный аскет, ибо религиозная цель придает ему высочайший смысл и силы, и аскетизм его не умеренный или односторонний, но охватывает все чувства, все желания, все, что предлагает ум, и доходит до высшего уровня, когда вкус остается только к духовному. Йог также, как сказано в этом стихе, выше того, кто обладает знаниями. Это должно быть также понятно. Речь не идет о любых материальных знаниях, поскольку изначально любые материальные знания, как бы ни были они обширны, глубоки, точны или уникальны, ни есть заслуга материального человека, но следствие его кармы, Божественной необходимости для развития как отдельного человека, так всего человечества в целом и непременно изнутри определенным путем объясняются человеку через мыслительный процесс Самим Богом, записываются по Воле и Плану Бога и передаются другим, и далее направляются на практическое применение Самим Богом тогда, когда Бог же создает внешние и внутренние достаточно благоприятные условия. Плюс к этому усилия человека, который руководствуется ложным эго, ложным престижем, желанием славы, денег, власти, почета и прочими материальными атрибутами и, будучи погруженным в иллюзию, причиной всему считает только себя, что говорит о низкой духовной ступени носителей таких знаний по сравнению с йогом, знающим истинную природу материальных знаний и называющим высшими знаниями лишь знания духовные, абсолютно непривязанные к материальным, но к духовным целям. Но помимо тех, кто устремлен к материальным знаниям, нацеленным на удовлетворение в конечном итоге материальных чувств, йога следует сравнить с теми, кто устремлен только к духовным знаниям, но игнорирует практику преданного служения. И такой человек в свое время будет привлечен к строгой практике йоги. Но к такому переходу от просто духовных знаний к йоге может быть путь, длинною в несколько воплощений, и только тогда человек во всех планах может быть подготовлен Богом так, чтобы достичь результатов обоих путей, как результатов духовных знаний, так и результатов преданного служения. Но пока человек идет только путем духовных знаний и не приступил к практике йоги, он значительно уступает йогу, для которого такой путь – пройденный этап. Также, согласно стиху, йог выше любого человека, занятого кармической деятельностью. Возьмем мало кому известного йога, занимающегося йогой день за днем, практикующего преданное служение, поклоняющегося Богу, ведущего аскетичный образ жизни, изучающего Веды, утверждающегося в совершенных духовных знаниях, обладающего рядом Божественных качеств, милосердного ко всем живым существам, непривязанного к плодам своей деятельности и пр. и, например, выдающегося ученого, артиста, философа, президента, других людей, всеми признанных, почитаемых, которым поклоняются и которых превозносят, имеющих многочисленные заслуги, награды, при жизни увековеченных. Стих утверждает, что никому неизвестный йог, обладающий качествами, о которых мало кто знает или мало кто может оценить, перед Богом стоит значительно выше в плане уже достигнутых духовных качеств, чем любой другой материальный человек. Это и должно быть понятно, поскольку, если человек достиг ступени йога, то все остальные ступени у него уже позади и не было ни одной, где бы он не побывал. Был он и материалистом, был и начинающим аскетом, был и ученым, и шел по пути только совершенных духовных знаний, изучая Веды. Но, став йогом, он эти направления не только объединил, но и устремил к Богу и посвятил Богу, видя все, как единственный свой путь в связующем процессе, где одно помогает другому и дополняет другое. Но такое понимание дается очень не легко в долгом пути к йоге и в процессе самой йоги, что и делает путь йога, строго идущего этим путем, безвозвратным. Поэтому Бог указывает Арджуне на тот путь, путь йоги, путь всеобъемлющий, который лучше любого другого, хотя и требует немало усилий. Но Арджуна готов начать этот путь, иначе Бог не стал бы настойчиво ему на это указывать. 47.Также из всех йогов тот йог, кто постиг Меня в себе, кто с верой служит Мне, такой йог считается Мной величайшим йогом. КОММЕНТАРИЙ. И снова надо сказать, что людей, считающих себя йогами, немало. Но и назвать их псевдойогами не следует. Называющий себя йогом, как бы ни был еще слаб в этом направлении, уже вышел на истинную дорогу, пусть находится в самом начале пути. А это значит, еще не имеет истинную цель, истинные средства и истинные успехи. Особенно в начале этого, на самом деле духовного пути, вероятны бесчисленные колебания, отклонения, ошибки, которые могут длиться на протяжении нескольких жизней или десятков жизней, каждая из которых будет давать нужный опыт и нужные качества, помогающие Богу приблизить духовную сущность к истинной, всеохватывающей йоге, непременно включающей и медитацию, и преданное служение, и поклонение, и отрешенность, и аскетизм, и благотворительность, и милосердие, и осознанное устремление к приобретению Божественных качеств и при всем этом, несомненно, постижение Самого Бога в себе. Весь путь йоги (осознанной и неосознанной) на самом деле, если сложить все жизни, есть путь в несколько тысячелетий человеческого существования, от самых простых и примитивных форм йоги в виде только аскетизма, до высочайших форм, называется Богом высочайшей йогой, а идущего осознанно через путь преданного служения Бог называет здесь высочайшим йогом, достигшим духовного совершенства. Нет ни одного живого существа, которому не предстояло пройти этот путь. К тому же, в самом начале этот путь проходят и на неосознанном уровне, начиная с гунны тьмы или невежества. Становится высочайшим йогом каждый, но в свое время, но, став им, пребывает на Земле уже незначительный период, где Бог его качества может использовать на благо другим людям, и далее он считается полностью подготовленным, будучи на высокой духовной ступени среди Землян, чтобы перейти на духовный план за пределы материальной вселенной, где он окажется по качествам низшим и будет обязан духовно расти далее, будучи в окружении тех, кто будет помогать, ибо в Боге еще более преуспел, поскольку идет впереди и имеет большой срок развития позади. Таким образом, путь совершенства, путь труда над собой неисчерпаем. И на духовном плане присутствуют почти те же средства духовного развития, где основным является поклонение Богу и преданное служение, что есть серьезный и непрерывный труд, опять же, на благо другим, включая духовный и материальный миры. Все это то, что ожидает любого йога, а также необходимо для понимания, что он не лучший, а на своей ступени и назван высочайшим достаточно относительно и условно. Но как, по каким признакам может быть определен этот йог на Земле? Об этом Говорит Бог в данном стихе. Прежде всего, истинный йог отличается тем, что постиг в себе Бога. Что значит постичь Бога в себе? Это означает, что человек абсолютно хорошо различает в себе действие Божественных энергий, также знает в себе память как то, что подает Сам Бог из подсознания в виде духовных и материальных знаний и опыта. Знает ум в себе, как место, где духовная сущность говорит с Богом и предстает пред Богом вся, как есть, через мысли и желания. Также йог, зная в себе присутствие Бога, знает, улавливает, слышит в себе постоянно Мнение, как Голос Бога, и этим руководствуется. Также, зная Бога в себе, наслаждаясь общением с Богом, йог начинает видеть работу Бога относительно любого живого существа, начинает понимать присутствие Бога везде вне себя, во всем движущемся и неподвижном, видимом и невидимом, видит во всем Руку Бога, Его Божественное Участие и влияние через многочисленные Божественные энергии. И второе, на что Бог обращает внимание в этом стихе, говоря об успешности йога, это религиозность и преданное служение. Это важнейшие основополагающие успеха йога. Без этого не будет ничего. Религиозность, абсолютная вера должны быть сутью йога, неотъемлемой от его понимания, характера, лежать в основе всего его пути, быть самим руслом в его развитии, естественным и необратимым. Именно религиозность должна придавать силы, строить духовные планы, должна направлять разум в постижении непростых совершенных знаний и именно на ней должно строиться истинное преданное служение, включающее не только поклонение и аскетизм, но и немалые физические усилия. Достигший совершенства йог, обладая выше перечисленными качествами, считается выше и лучше из многих и многих других, и Самому Богу очень непросто дается такая реализованная душа. Но снова надо повторить, что никто, кроме Бога, не знает ступень йога, и никогда не следует считать, что кто-либо в Боге может считаться на самом деле лучшим, подобно тому, как у матери не может быть понимания, что старший ребенок лучше младшего потому, что он более разумен. Она в старшего просто вложила больше усилий, но на это было отведено свое время. Такое же время будет отведено и младшему. Так и старший ребенок не может возгордиться своими познаниями, успехами и опытом над младшим, ибо это тоже неразумно и по той же причине. Относительно йогов это не очень-то очевидно, тем более, что человек склонен свои успехи приписывать своим усилиям, а неуспехи других – их нерадивости. Но как на самом деле обстоят дела – это следует знать, чтобы на развитие этого понимания Бог потом не потратил еще одну жизнь или более возомнившего о себе йога. |